Урок Родная природа в стихотворениях русских поэтов.


Конспект открытого урока
«Использование словарей на уроках русского языка и литературы»
Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов.
Урок внеклассного чтения по литературе в 5-м классе с применением ИКТ.Цели урока: Познакомить учащихся с новым именем поэта пушкинской эпохи, не изучаемым в школе; познакомить с понятием «белый стих» на примере нового стихотворения, повторить изобразительные средства языка. Научить пользоваться различными словарями при анализе поэтического произведения, познакомить со словарем лингвистических терминов. Обогатить словарный запас учащихся. Показать с помощью компьютерной технологии живую связь поэзии с народной музыкой и живописью знаменитых русских художников. Привить любовь к родной природе, научить видеть прекрасное во всем, что нас окружает.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации учащихся, репродукции картин известных художников-пейзажистов, индивидуальные листы со стихотворением Вяземского «Степь», словарь литературоведческих терминов, толковый словарь русского языка, словарь синонимов, орфоэпический словарь.Записи на доске: Белый стих, оксюморон, авторский неологизм, авторская интонации;
метелью знойной, вьюгой огненной золы;
вЁрсты, цепенЕет, пахнЁт, ветлА, кургАны, прАздно, порОчить, злослОвить.
Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новым для вас именем русского поэта, с его удивительным стихотворением, узнаем значения многих незнакомых или непонятных слов и еще ближе познакомимся с различными словарями, вспомним, чем отличается поэтическое произведение от прозаического. Итак, мы знакомимся с поэтом Петром Андреевичем Вяземским. Это один из поэтов пушкинской эпохи, как и поэты Дельвиг, Кюхельбекер, Языков.
Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) (Слайды) потомок русских удельных князей Рюрикова рода, был наполовину ирландцем, на четверть шведом. Будущий поэт рано потерял своих родителей и воспитывался опекунами — другом отца поэтом Нелединским-Мелецким и мужем своей сводной сестры Екатерины Андреевны Колывановой - Карамзиным. Начинающий литературный критик, аристократ, владелец крупного состояния, наконец, яркий поэт, занимающий своё особое место в блестящей когорте певцов “золотого века”, Вяземский высоко себя ценил и рассчитывал на многое. Прежде всего — на заметную роль в делах государственных, на внимание к себе властей и общества. Эти надежды оказались тщетными. Поэзия Вяземского оказала значительное влияние на становление пушкинского таланта. Гибель Пушкина повлияла на него так сильно, что поэт вынужден был просить отпуск для поправления здоровья (в 1838–1839 годах — лечится за границей). Вяземский после убийства Пушкина десять лет демонстративно не посещал дворцовые приёмы. Не мог простить.
2. чтение стихотворения учителем:
Петр Андреевич Вяземский
СТЕПЬ
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.
Степь широка на просторе
Поперёк и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый
Не пахнёт на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.
Небеса, как купол медный,
Раскались. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.
С кровли аист долгоногой
Смотрит, верный домосед;
Добрый друг семьи убогой,
Он хранит ее от бед.
Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы;
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Как разбитые палатки
На распутии племен –
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времен.
Пусто все, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувство дремлют праздно,
Голодают взор и слух.
Грустно! Но ты грусти этой
Не порочь и не злословь:
От нее в душе согретой
Свято теплится любовь.
Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь!
Всё вы – матушка-Россия,
Какова она ни есть!
3. Беседа по вопросам: Прислушайтесь внимательно – «Бесконечная Россия…» Какой видится вам она? Какие географические объекты для вас являются олицетворением России? (учащиеся называют известные им объекты: река Волга, Кремль, горы Урала, Сибирь, Санкт-Петербург, Москва…).
- А в нашем родном крае что больше всего является символом, достопримечательностью Кавказа? (возможные ответы: Конечно, это Кавказские горы! Это их вековечные белоснежные вершины! Это горные несмолкающие реки Терек, Баксан, Малка, Черек! Это прозрачно-синие Голубые озера! Это Чегемские водопады!) - Красота природы всегда являлась и является гордостью живущих на ее территории народов. Ее воспевают поэты, художники пишут свои знаменитые картины, композиторы перекладывают на ноты звуки природы родного края. А вот русский поэт Петр Андреевич Вяземский захотел посвятить свое стихотворение казалось бы ничем не приметному объекту нашей необъятной родины – степи.
4. Слово учителя. Работа над стихотворением.
Итак, вы познакомились с новым для вас поэтом и его необычным стихотворением. Обратимся теперь к домашнему заданию (дома учащиеся должны были найти в толковых словарях значения слов версты, цепенеет, пахнет, ветла, курганы, праздно, злословить, порочить, указать, кто автор словаря, которым воспользовались ). Далее идет словарно-лексическая работа с использованием различных словарей, которые имеются на партах и в них учитель заранее сделал закладки в целях экономии времени на уроке.
Какая разница между словами пахнУть и пАхнуть? Какие разные лексические значения слова цепенЕет даются в разных словарях? Какой из них ближе к тому значению, которое дается в стихотворении? Какие разные значения даются к слову прАздно? Какое из этих значений ближе к тому, что хотел сказать нам поэт? Каково значение слова домосед в данном стихотворении (тот, кто сидит на крыше, на доме)
5.Работа над рифмой стихотворения. Введение нового термина.
- Прочтите еще раз 2 и 3 строфы. Какой способ рифмовки выбрал поэт? Какие строки созвучны в них? (Перекрестная рифма). Обратите на окончание в слове долгоногой. Поэт не ошибся, это норма для русской грамматики 18-19 веков, вместо -ий писать -ой
- А теперь вернитесь к первой строфе. Что в нем необычно? Чего не хватает в ней? Конечно, рифмы. Такой способ написания называется Белый стих. Посмотрите в словаре лингвистических терминов, что такое БЕЛЫЙ СТИХ. Как вы думаете, почему поэт выбрал в первой строке именно такой способ написания? Если вам трудно ответить, перечитайте еще раз третью стреку.
- Почему 3 строка состоит из одного слова «Едешь…»? Какое ключевое слово подчеркивается этим? (бесконечная).
- А теперь послушайте, как написал об этом же образе, образе степи, писатель А.П.Чехов в рассказе с одноименным названием «Степь». (Чтение фрагментов).
«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь – едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.
- Какие общие слова вы услышали в этом отрывке и стихотворении Вяземского?
- Что подчеркивают в образе России и поэт Вяземский, и писатель Чехов? (раздолье, родные просторы, любовь к ним)
- Найдите картины, рисующие безрадостное однообразие, унылость, серость, скуку. (воздух цепенеет, небеса раскалились, хаты бедные, пыль метет, все однообразно, пусто, семьи убогие…)
- Что значит убогая? Найдите в словаре синонимов другие слова с таким же значением. В каком из этих значений употребляет поэт?
А теперь обратите внимание на то, как меняется интонация стихотворения в последних строках. Что такое интонация (см. словарь литературоведческих терминов).
«Но ты грусти этой…» Поэт как бы предупреждает нас о чем-то очень важном. Что значат его слова «не порочь и не злословь»? Найдите синонимы этих слов. (см. словарь синонимов)
- И, наконец, последние слова «Все вы матушка Россия, какова она ни есть»
Удивило вас стихотворение Вяземского? Чем? Своей противоречивостью. Ведь он этим убогим душным степям слагает «и песнь, и честь». Как вы это понимаете? Что хотел передать нам поэт? Какова главная мысль этого стихотворения? Какими изобразительными средствами ему удалось передать нам свое отношение к родине?
6.Работа над изобразительными средствами стихотворения.
- А какие слова помогли поэту нарисовать словами такую безрадостную картину бытия и выразить свою огромную, безграничную любовь к родине?
Обратите внимание на словосочетания «словно вечность», «словно огненное море», «как купол медный», «как разбитые палатки». Как называются эти обороты в поэтической, художественной речи? (сравнение). Какие еще вы знаете выразительные средства языка? Находим эпитеты (Ветерок крылатый, бедная ветла, бесконечная Россия, добрый друг, верный домосед), метафоры (небеса раскалились, степь гола, тонут время и пространство) , олицетворения (степи немые), отмечаем карандашом. Есть в этом стихотворении слова, употребленные автором в не совсем обычном сочетании. Вы заметили, какое определение он подобрал к слову метель? Может ли она быть знойной? А вьюга золы бывает? (ввести понятие оксюморон).
- Некоторые произносят это слово с ударением на втором слове, другие - на последнем. Давайте узнаем, каково же правильное ударение в этом слове? К какому словарю мы должны обратиться? Правильно, орфоэпическому.
- А каким эпитетом наградил поэт аиста? Он долгоногий? Нет, он длинноногий. А слово долгоногий есть неологизм.
- В каком словаре мы можем узнать полное значение слова неологизм? Правильно, в словаре литературоведческих терминов.
7.Закрепление.
- Итак, можно ли ребята сказать, что мы услышали голос поэта Петра Андреевича Вяземского? Голос Чехова? Что значит услышать голос поэта?
Каков он, голос поэта? Какие слова-эпитеты здесь будут уместны? (страстный, одержимый, увлеченный, грустный, восторженный). Теперь давайте вспомним все, что мы услышали сегодня и подведем итоги нашего урока.
8.Составление кластера по стихотворению.
- Если бы мы с вами захотели выделить ключевые слова в этом стихотворении, и я бы нарисовала на доске сначала большой круг, то какое слово вы бы в него вписали? (ответ - Россия).
- Какие еще слова из этого стихотворения вы бы расположили вокруг него? Какая она, эта Россия, в стихотворении поэта Вяземского? (необъятная, бесконечная, широкая, душная, бедная, убогая, пустая, однообразная, грустная, любимая) И несмотря ни на что она все же какая? Она-матушка! Значит, она родная, близкая, любимая!
9.Выводы:
- Мы познакомились с вами с удивительным поэтом и с его необычным стихотворением. В нем автор выразил всю свою безграничную любовь к своему родному краю и его природе. Мы узнали много новых слов и терминов. А какие словари помогли нам услышать голос поэта, увидеть картины, нарисованные им? (толковые, словари синонимов, орфоэпический) А с каким новым видом словарей мы познакомились сегодня? Правильно, словарем литературоведческих терминов. Какое настроение остается у вас после прочтения этого стихотворения? Какие чувства поэта в нем выражены?
10.Заключительное слово учителя:
- Испокон веков люди выражали свою любовь к родным просторам не только в стихах, но еще в музыке, в живописи. Послушайте музыку русской народной песни «Ой, ты степь широкая…», и посмотрите, какие удивительно живые пейзажи создали на своих полотнах русские художники разных эпох. (Презентация с использованием картин известных художников Васнецова, Поленова, Левитана под музыку народной песни Ой ты, степь широкая…).
Д/з: Найти другие стихотворения П.Вяземского, выписать незнакомые слова, найти их значение в словаре.