Час общения на тему: «Редкие растения и животные нашего края»

Калмакская средняя общеобразовательная школа













Час общения










Учитель: Усольцева Мария Николаевна













Тема часа общения: «Редкие растения и животные
нашего края»

Цели:

Образовательные:
познакомить детей с некоторыми редкими животными и растениями нашего края, внесёнными в Красную книгу

Развивающие:
наблюдательность, умение узнавать редкие виды животных и растений нашего края в природе;
способствовать расширению кругозора ребёнка.

Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать любознательность.


ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор и экран;
Компьютерная презентация «Редкие животные и растения Армизонского района».
Карта Тюменской области;
Кроссворды.






















План часа общения:

Организационный этап с сообщением темы, цели и хода занятия.
Вводная беседа, определение понятий «Наш край», «Редкость», «Красная книга».
Визуальное знакомство с редкими животными и растениями нашего края при просмотре компьютерной презентации,
составление своей «Красной книги Армизонского района».
Разгадывание кроссвордов, направленное на более глубокое запоминание названий редких животных и растений.
Подведение итогов занятия
Рефлексия.


Ход занятия

1. Сообщение темы занятия, цели.
Звучит стихотворение
Леса топорщатся,
И степь клубится.
Жара изводит,
И снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами
Летят.
Дрожит камыш
На считанных озёрах,
И считанные рыбы
Живут в реке.
И восковые
Считанные зёрна
Неслышно зреют
В малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин
Ухает из тьмы.
Неужто внуки
Лишь по Красной книге
Узнают,
Как богаты были мы?!
(Р.Рождественский)

О чём мы сегодня будем говорить?
( О том, что стало мало животных и растений, о бережном отношении к ним).

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по страницам Красной книги и познакомимся с редкими растениями и животными нашего края, начнём создавать свою Красную книгу, послушаем прекрасные стихи о природе.
слайды 1 2

2.Вводная беседа, определение понятий «Наш край», «Редкость»,
«Красная книга».
( на доске карта Тюменской области)
Посмотрите на карту и скажите, что мы называем нашим краем?
(Тюменская область, Армизонский район, село Калмакское) слайд 3
Перед вами карта Армизонского района, найдите на ней наше село.

Как вы понимаете слово «редкие»? Что значит «редкие растения и животные»?
(Их стало мало).
Кто виноват в этом? (Чаще всего человек).

Начиная с 1600г на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению растительного мира.
В 1948г в небольшом городке Фонтебло был создан Международный союз охраны природы. Затем была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
Существует Всемирная Красная книга, есть книги разных стран. слайд 4
Несколько лет создавался материал для Красной книги Тюменской области, и в 2006 г она была выпущена. В ней перечислены редкие растения и животные Тюменской области, в том числе и нашего Армизонского района.
Для чего нужна Красная книга?
Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?
(Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения).
Почему Красная книга переиздавалась? слайд 5
(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения).



3.Знакомство с редкими животными и растениями Армизонского района при просмотре компьютерной презентации. Составление своей
Красной книги нашего района.

Ребята, к сегодняшнему занятию вы готовились заранее. Вам нужно было подготовить небольшие выступления о редких животных, встречающихся в нашем районе (материал дан учителем) и найти картинки того животного, о котором вы будете рассказывать.
Давайте заглянем на странички Красной книги Тюменской области.
По ходу работы будем заполнять нашу малую Красную книгу.(Листы подготовлены заранее)
Слушаем вас, ребята.
(Выступления детей, сопровождающиеся слайдами. Каждый вставляет свою картинку в Красную книгу класса.)
слайды
заяц-русак
Питается травянистыми растениями, а зимой корой и ветками кустарников и деревьев, остатками сена. В отличие от других видов, у него
Развивается густой и пышный белый мех. Уменьшение их численности объясняется сокращением посевов озимых, выпасом скота в лесах, промыслов. Охраняется в заповедниках и заказниках.

Рысь
Хищник. Пятнистость шерсти делает её незаметной днём и в сумерках. При недостатке корма наблюдаются передвижения рыси(перекочёвки).Бывает в нашем районе. Нападает на куропаток, мелких грызунов. Интересно охотится. Затаивается и осторожно подкрадывается к жертве, затем бросается большими прыжками.

Большой тушканчик
или земляной заяц. Живёт в норах, которые бывают 2 типов. В глубоких –зверёк живёт постоянно, выращивает потомство и залегает в спячку на зиму, а в мелких -временно. Временных нор несколько. Они служат убежищами, куда зверёк скрывается при опасности. Питается частями растений. Снижение численности происходит из-за распашки земель, а так же из-за гибели ослеплённых зверьков под колёсами автомашин в ночное время. Охраняется в Белоозёрском заказнике.

Джунгарский хомячок
Питается семенами, насекомыми. Добытую пищу переносят в защёчных мешках, устраивают запасы в виде небольших кучек семян или зерна. Передвигается медленно. Можно содержать в зооуголках. На численность зверьков влияют хищники, засухи и обводнения, Ливневые дожди и гололёды.
Летучая мышь
Насекомых они схватывают и поедают прямо на лету. Ориентируются в пространстве за счёт отражённых ультразвуковых сигналов. Обладают высокой остротой слуха.
День проводят в укрытиях, подвешиваясь задними конечностями к потолку.
Ведут ночной образ жизни.

Тритон обыкновенный
В воде обыкновенный тритон питается мелкими ракообразными, личинками насекомых, водными моллюсками. На суше - жуками, гусеницами бабочками, пауками и дождевыми червями.

Лебедь кликун
Одна из рано прилетающих птиц. Гнёзда строят неподалёку от своих старых гнёзд. Лебеди - заботливые родители, защищающие гнёзда птенцов. Трубный голос лебедя кликуна слышен иногда за несколько километров. Это - красивые величественные птицы.

Большой кроншнеп или кулик
Перелётная птица. Прилетает в район в апреле-мае. Гнездится по болотам, берегам озёр и рек. Заботливые родители. При появлении опасности они с резкими криками устремляются навстречу хищникам и смело атакуют их. Питаются насекомыми, иногда ящерицами, лягушками, мышами. Численность снижается из-за охоты, распашки земель, выпаса скота, беспокойства мест их пребывания.

Филин
Доверчивая птица. Легко уживается в соседстве с человеком. Мощный и сильный хищник, имеет прекрасное зрение и слух. Охотится в сумерках и ночью. Питается полёвками, воробьями, ежами, утками. Схватывает жертву сильными лапами.

Малая выпь
или волчок прилетает к месту гнездования в мае. Населяет заросли водоёмов. Отлёт в сентябре. Ведёт сумеречный образ жизни, в дневные часы встретить их удаётся редко. С наступлением темноты с криками летают над водоёмами. Обладают удивительной способностью затаиваться. Обнаружив опасность, неподвижно замирают, вытягиваясь вдоль стеблей тростника, их очень трудно заметить среди зарослей. Питаются водными насекомыми, мелкой рыбой, лягушками.

Орлан-белохвост
Перелётная кочующая птица. Прилетает в марте-мае. Гнёзда устраивает на крупных деревьях. Одно ито же гнездо используется птицами много лет. Кормятся рыбой, иногда ондатрой, зайцами, преследуют уток, гусей, казарок. Численность сокращается из-за беспокойства птиц, ухудшения условий питания.

Кудрявый пеликан
Перелётная птица. Прилетает в апреле-мае. Гнездится на озёрах с обильными зарослями. Кормятся рыбой(карась).Основная причина снижения численности – беспокойство птиц, которое наносят рыбаки и др., охота, недостаток рыбы.

Усатая синица
Красивая птица. В сооружении гнезда, насиживании и воспитании птенцов принимают участие оба родителя. Питаются насекомыми, зимой – семенами. Очень подвижные птицы, не сидящие ни минуты на одном месте. Оригинальная окраска, издалека заметны «чёрные усы», слышна звонкая и нежная перекличка.

Краснозобая казарка
Гнездятся на севере области. Во время перелётов краснозобые казарки в конце сентября - начале октября отмечаются в нашем районе. Известны их остановки на кормёжку и отдых на озёрах. Пищей служат травянистые растения. Охраняется в Белоозёрском государственном заказнике.

Чернозобая гагара.
Перелётная птица. Прилетает на наши озёра в апреле – мае, когда вскрываются водоёмы. Чернозобые гагары – заботливые родители. Высиживают птенцов оба родителя. Рыбоядные птицы, ещё питаются мелкими водными животными. Пищу добывают при нырянии и плавании.

Махаон
Дневная бабочка. Яркая, заметная. Основной цвет фона крыльев  интенсивно-жёлтый. Передние крылья с чёрными пятнами и жилками, и с широкой чёрной каймой. Задние крылья имеют «хвостики» до 10 мм.

Бражник
Крупная или средней величины ночная бабочка с мощным, часто конусовидно заострённым на конце телом и узкими вытянутыми крыльями. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] длинные. Глаза круглые, голые, часто прикрыты сверху хохолком из удлинённых чешуек.

Из выступлений мы услышали, что многие животные охраняются в Белоозёрском заказнике. На территории нашего района создан Белоозёрский зоологический государственный заказник. Он создан для сохранения и восстановления диких видов животных, для создания благоприятных условий для перелётных и местных видов птиц, для охраны растений..Здесь проводится учёт численности птиц и зверей.

Динамическая минутка
Представьте, что мы с вами пошли в лес.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.

Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.

Вдруг мы видим,
У куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И в гнездо его кладём.

Упражнения для глаз

Дети читают стихи.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.

Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
А сейчас мы с вами посмотрим, какие редкие растения есть в нашем районе.
Постарайтесь запомнить их названия и внешний вид для того, чтобы вы могли узнать их в природе и бережно к ним относиться.
слайды
Лилия кудреватая саранка
Многолетнее травянистое луковичное растение. Его луковицей питается большой тушканчик. Растет на лесных лугах, в хвойных и березовых лесах, поднимается по склонам выше границ лесов. Применяется в народной медицине.

Гвоздика травянка
Обитает в травянистых зарослях, на сухих и каменистых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], заброшенных полях. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] продолговатые, зимующие. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] собраны в продолговатые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], отдельные цветки  на длинных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Цветёт с конца июня до середины октября.

Зверобой продырявленный
Листья этого растения интересны тем, что на свету выглядят, как - будто
в дырках.

Кубышка
Душистая водяная красавица.

Кувшинка белая
Белоснежная, но только в воде. Сорванная она поникает и закрывается зелёной чашечкой.

Прострел желтоватый
или подснежник. Растёт на опушках среди кустарников. Подснежники
собирают ранней весной, выкапывают, чтобы разводить в садах, используют как лекарственное сырьё. Вот причины того, что подснежник может остаться
лишь в сказках и стихах.

Синюха северная
Многолетнее травянистое растение. Листья опушены снизу и по краям.
Соцветие с 36 цветками с ярким фиолетово-синим венчиком и густомохнатой чашечкой.
Чилим водяной орех
Ещё его называют: плавающий орех, рогульник. Предпочитает илистые грунты. Чилиму грозит исчезновение из-за загрязнения водоёмов, высыхания озёр.

Ландыш
Лекарственное растение. Имеет красивые цветы с нежным ароматом.

Венерин башмачок
Одна из красивейших орхидей. Распашка земель, сбор на букеты и пресаживание в сады приводят к исчезновению этого нежного цветка с таким поэтическим названием.

4. Разгадывание кроссвордов, направленное на более глубокое запоминание названий редких животных и растений.
Ребята, вам предлагаются кроссворды. Я составила их для вас из тех названий, которые вы сегодня услышали. Разгадывать будем по группам.
1 группа- кроссворд о растениях,
2 группа- о животных(кроме птиц),
3 группа- о птицах.
Ключевые слова будут вам помогать.
(Ключевые слова: береги, родную, природу).

5.Подведение итогов занятия.
Молодцы! Кроссворды разгадали. Составим все три вместе. Какое получилось предложение?
( Берегите родную природу)
Природа – это ещё и красота. Я думаю, что вы будете беречь природу,
не наносить ей ран, любить свой родной край.

Дети читают стихи.
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях земляники,
На тропинках солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!


6.Рефлексия.
Понравился ли вам наш час общения?
Считаете ли вы его полезным для себя? Почему?
Хотите ли вы продолжить нашу Красную книгу?






















































Заголовок 115