Две страницы большой любви (Любовная лирика Ф.Тютчева и А.Фета)
Тема: «Две страницы большой любви» (любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Наглядность: 1) книжка-раскладушка «Страницы любви Ф.И.Тютчева»;
2) книжка-раскладушка «Страницы любви А.А.Фета».
Эпиграфы:
Жизни блаженство в одной лишь любви.
Ф.Тютчев
Целый мир от красоты.
А.Фет
Ход урока
Первая страница
(Звучит романс на слова Ф.Тютчева «Я встретил вас...»).
Вступительное слово учителя
Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Лиля Брик, Елена Денисьева, Мария Лазич и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаём удивительные творения поэтов.
Сегодня мы поговорим о любовной лирике Тютчева и Фета, познакомимся с теми, кто вдохновил поэтов на создание прекрасных лирических стихов.
(Учитель представляет ведущих страниц лирики Тютчева и Фета).
Учитель.
Представьте себе юношу, брошенного в водоворот высшего иностранного общества, окружённого всеми соблазнами большого света, способного на увлечения страстные, безоглядные...
Ему не было и двадцати, когда молодой дипломат Фёдор Тютчев оказался в Германии. Пятнадцатилетняя красавица, златокудрая Амалия пленила сердце русского дипломата (демонстрируется портрет Амалии Крюденер).
Ведущий 1.
Она происходила из знатного германского рода и взяла под своё покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Можно ли было забыть романтические прогулки по старинным улочкам Мюнхена, отдых на берегах голубого Дуная, очаровательную спутницу, у которой было много поклонников? О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину воссоздают поэтические воспоминания Тютчева: «Я помню время золотое...»
Чтец 1. Выразительное чтение стихотворения « Я помню время золотое...».
Ведущий 2.
Поэт всерьёз подумывал о женитьбе. В числе поклонников Амалии оказался товарищ Тютчева, барон Крюденер. Набравшись смелости, Фёдор Иванович решился просить руки Амалии, но простой русский дворянин, без фамильных титулов, показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. По настоянию родителей, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, девушка дала согласие на брак. Юный дипломат был убит горем. Произошла загадочная дуэль с кем-то из соперников, к счастью закончившаяся для Тютчева благополучно. И всё же он продолжал на что-то надеяться. Не поехал в отпуск; встречаясь с Амалией, рассчитывал, что она одумается, сможет уговорить родителей переменить решение.
Чтец 2. Выразительное чтение стихотворения «К Нисе».
Учитель
Время покажет, что ни он, ни она не забудут своей юной привязанности. Тютчев считал, что она никогда не будет счастлива так, как того заслуживает. Вряд ли это так. Эта милая женщина вызывала восхищение многих поэтов. Великий немецкий поэт Гейне сравнивал её с богиней красоты.
Посмотрите на портрет. «Божественной Амалий» называл её А.С.Пушкин. Она блистала в свете, восхищаясь своим умом и красотой. Последняя её встреча с Пушкиным была за день до его роковой дуэли.
Ведущий 1
В своей долгой жизни они встречались не часто, но эти редкие встречи радовали их обоих. В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Сюда приехала и Амалия с мужем. Они встретились. Несмотря на возраст, она была всё ещё очень хороша собой. Возвратившись с прогулки, поэт написал стихотворное признание: «Я встретил вас и всё былое в отжившем сердце ожило...».
Чтец 3. Выразительное чтение стихотворения «Я встретил вас...».
Ведущий 2
Слушая стихотворение, понимаешь, что чувства поэта на остыли...
Последняя их встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели своей разбитый параличом поэт вдруг увидел свою Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произнося от волнения ни слова... В июле поэта не стало.
Учитель
Любовная лирика Тютчева потрясает. Поэт был счастлив в любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чём же заключался секрет обоняния поэта? Наверное, он покорял женщин своим интеллектом, своей незаурядной романтической натурой.
Возраст Тютчева приближался к полувековой отметке, когда в его сердце вновь пришла весна... Помните у Пушкина? «И может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою печальной...». Последняя любовь... Какой она была в жизни поэта?
Ведущий 1
15 де длился его роман с Еленой Денисьевой, в течение которой поэт создал знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. Когда они встретились, ему было 47, ей — 24. Елена была студенткой Смоленского института, готовилась стать фрейлиной. Любовь эта была трудной, горькой для обоих, но особенно тяжело было ей. Будучи женатым и имея троих детей, Тютчев не считал себя в праве разорвать узы законного брака. Елена Денисьева, отторгнутая обществом и родным отцом, подвергнутся жесточайшим обвинениям, оказалась перед закрытыми дверями тех домов, где ещё недавно была желанной гостьей. Вокруг неё сплетни, пересуды, осуждения...
Чтец 4 Выразительное чтение стихотворения «Чему молилась ты с любовью...»
«Святыней» была любовь в жизни героини. Торжественная, возвышенная лексика подчёркивает высокое назначение любви. Мы видим жестокость окружающего мира: «толпа» предала на «поруганье» любовь. Мы видим незащищённость героини от «пошлости людской». Мне кажется, что поэт сочувствует ей.
Чтец 5. Выразительное чтение стихотворения «О, не тревожь меня укорой справедливой...».
В облике возлюбленной вызывает восхищение « искренняя и пламенная любовь». Лирический герой с горечью признаётся, что не способен ответить возлюбленной с той же силой страсти. Он ощущает себя немощным стариком, его преследуют укоры совести.
Чтец 6. Выразительное чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим...».
Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. Это своего рода роман, где лирический монолог поэта насквозь пронизан мукой от сознания своей вины перед возлюбленной.
Ведущий 2
Смерть Елены Денисьевой была страшным ударом для поэта: «Всё кончено, вчера мы её хоронили... Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё... Пустота, страшная пустота. И даже в смерти — не предвижу облегчения».
Она умерла от чахотки. Вспоминают, как он каялся и жестоко укорял себя в том, что сгубил её...
Чтец 7. Выразительное чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи...»
Я думаю, никто до Тютчева не сумел с такой силой трагизма передать чувство, вызванное утратой любимой. Сын вспоминал, что «смерть любимого человека убила в нём даже желание жить и последние 9 месяцев он просуществовал под нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния».
Чтец 8. Мелодекламация стихотворения «Вот бреду я вдоль большой дороги...».
Чтец 9. Выразительное чтение стихотворения «Последняя любовь».
В основе стихотворения лежит метафорический образ «вечерней зари» — последней любви. Обилие побудительных предложений, глаголов повелительного наклонения, повторов... Это обращение к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви, остановить «чудное мгновенье».
В словах поэта — вселенская грусть: человек не в силах замедлить бег времени.
Вторая страница
(Открывается романском на слова А.А. Фета «Не отходи от меня...»)
Учитель
Героиней любовной лирики Фета была Мария Лазич, дочь мелко поместного дворянина, отставного генерала Лазича. Когда они встретились ей было 24, ему — 28 лет. Мария Лазич обладала глубоким и тонким поэтическим вкусом, была на редкость музыкальна. Её игрой восхищался композитор и пианист Ференц Лист. Девушка покорила сердце молодого поэта, чьи стихи считала вершиной совершенства.
Чтец 10. Выразительное чтение стихотворения «Ты раз явилась мне, как дивное виденье».
Ведущий-мальчик
«Я встретил существо, которое люблю, глубоко уважаю, но... у ней ничего и у меня ничего — вот тема, которую я развивают вследствие которой я ни с места» (из письма Фета другу).
Чтец 11. Выразительное чтение стихотворения «Помнишь час последнего свиданья!».
Ведущая-девочка
Мария Лазич оказалась близкой Фету по духу, но у неё был один недостаток — она была бедна. Расчётливый разум человека, стремящегося стать самостоятельным и независимым, постепенно берёт верх над сердцем поэта, узнавшим прелесть чистой любви и мечтавшем о семейном счастье.
Ведущий-мальчик
«Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений. Это несчастный гордиев узел или как хочешь назови, который чем более распутываю, всё туже затягиваю, разрубить мечом не имею духу и сил» (из письма другу).
Ведущая-девочка
Фет убеждал Марию Лазич, что им нужно расстаться. Лазич соглашалась на словах, но порвать отношений не могла. Не мог и Фет. Они продолжали встречаться. Спустя несколько месяцев последовал разрыв.
Чтец 12. Выразительное чтение стихотворения «Долго снились мне вопли рыданий твоих...».
Учитель
Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся его ждала страшная весть: Марии Лазич уже не было в живых. Произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех имениях херсонской губернии. Как рассказывали Фету, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила и спичку бросила на пол. От неё загорелось кисейное платье, и через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти её не удалось. Её последние слова были: «Спасите письма!».
Умирая, она просила не винить того, кого любила.
Ведущий-мальчик
«Я ждал женщины, которая поймёт меня, — и дождался её. Она, сгорая, кричала: «Во имя неба, берегите письма!» — и умирала со словами: он не виноват, а я. После этого не стоит говорить... Идеальный мир мой разрушен...» (из письма другу).
Чтец 13. Выразительное чтение стихотворения «Старые письма».
Учитель
Любил ли Фет Марию Лазич? Любил ли он так сильно, как она любила его? Кто может ответить на этот вопрос!? Те, кто знал о её душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету. Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его слову отправилась за ним на край света, в одно мгновение стала недосягаемой. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло, и виновником был он сам.
Чтец 14. Выразительное чтение стихотворения «Ты отстрадала, я ещё страдаю...».
Учитель
Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чувства чистой любви и мученической смерти до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных печали, раскаяния и любви. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви, неповторимой и единственной, высокими, прекрасными, удивительными стихами.
Чтец 15. Выразительное чтение стихотворения «Alter Ego”.
Героиня стихотворения умерла, но для поэта она всё ещё была живой. Тут и любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после смерти, и далёкая могила, и старое сердце, давно ставшее могилой любимого человека, могилой вечно свежей... А ведь это стихотворение Фет написал уже на склоне лет.
Ведущая-девочка
Интересна история создания другого стихотворения. Фет был близко знаком с сестрой жены Льва Толстого — Татьяной Берс, ставшей прообразом Наташи Ростовой.
Однажды в Ясной Поляне она пела в присутствии Фета, и он, любивший романсы, был растроган. Прошли годы и вновь состоялась встреча.
«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутёмную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивание меня... За чаем зашёл разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же, как красивая природа, и слова выигрывают в пении... На другое утро Фет подошёл молча ко мне и положил исписанный лист бумаги: «Это вам в память вчерашнего райского вечера». (Из воспоминаний Татьяны Берс)
Чтец 16. Выразительное чтение (мелодекламация) стихотворения «Сияла ночь» и его анализ.
Это стихотворение очень живописное и музыкальное. Читая, представляешь и затемнённую гостиную, и сад, полный лунного света. Это образец русской любовной лирики. В стихотворении две основные темы — любовь и искусство — самое прекрасное в человеческой жизни. Фет использует звукопись — аллитерацию. Начало стихотворения строится на повторении сонорных звуков:
Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали лучи у наших ног.
Стихотворение «Сияла ночь» напоминает пушкинское: «Я помню чудное мгновенье». Две встречи, а между ними — дни одиночества и тоски.
Сравните:
В глуши, во мраке заточеньяТянулись тихо дни мои...
И много лет прошло
томительных и скучных...
Объединяя пушкинское и своё, Фет остаётся самим собой. Он был уже в преклонных годах, когда создавал это стихотворение, а от него веет свежестью и молодостью. Оно ведь о любви.
— Звучит романс на слова Фета (музыка Варламова) «На заре ты её не буди».
Учитель
Частичкой своего сердца вы прикоснулись сегодня к прекрасному — к поэзии Фета и Тютчева.
Стихи ни к чему недотёпам и нудным:
Сердец их не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди,
Поэзия делает землю красивой!
Помните об этом, ребята!