Образовательный проект на тему Школьный двор-чистая страна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Яковлевка» Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области
Экологический проект
«Школьный двор – чистая страна»
Автор проекта:
Учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ с.Яковлевка»
Кудашева Ильмира Шамилевна2016 год
Цели проекта:
- экологическое воспитание молодежи;
- содействие улучшения экологической обстановки в селе через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка;
- выявление состояния экологической культуры обучающихся;
- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, педагогического коллектива в благоустройстве пришкольного участка и прилегающих территорий.
Задачи проекта:
- определить степень (уровень) экологической культуры обучающихся;
- сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции;
- воспитание экологической культуры и экологического сознания обучающихся;
- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию обучающихся;
- провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической
культуры учащихся;
Актуальность проекта: экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и самой жизни человека.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- благоустройство и озеленение школьной территории;
- повышение экологической культуры учащихся;
- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья;
- пропаганда экологической культуры учащихся;
- использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики, изобразительного искусства, трудового обучения.
Сроки реализации проекта 2015 – 2017 годы
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный – 2015 год
2 этап – практический – 2015 – 2016 год
3 этап – обобщающий – 2016 год
4 этап – информационно – просветительский – 2017 год
Пояснительная записка
Сегодня как никогда важным становится развитие у подрастающего поколения интереса к своему здоровью, которое неразрывно связано с окружающим нас миром. В современном гиперактивном мире у ребят к природе потребительское отношение. Поэтому, возникает много вопросов при воспитании бережного отношения к окружающей среде. Понимание того что, все, что нас окружает, влияет на наше здоровье, не всегда понимается правильно. Где бы не находился человек, он всегда должен помнить что живет в одном общем доме по имени «Земля». Школьная территория является частью нашего дома.
Проблема, которая стоит перед школой, - воспитание бережного отношения к природе школьников, и привлечение их к содержанию в чистоте и порядке школьную территорию. И поэтому школа, как институт становления личности, должна играть главную роль в возрождении человеческих ценностей, в повышении интереса к бережному отношению к окружающему нас миру.
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги»
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной, мой, сберегу»
Ефим Шкловский
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Школа - это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Я, как учитель биологии, выбрала эту проблему потому, что:
- пришкольный участок недостаточно озеленен;
- школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.
Этот проект поможет обучающимся проявить себя, обрести уверенность.
Так родился проект по благоустройству пришкольной территории «Школьный двор – чистая страна».
Чтобы верно оценить ситуацию, можно рассмотреть ее с разных сторон:
экологической, биологической, социальной, медицинской.
Одним из негативных факторов являются рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего села.
Имеют место социально-экологические проблемы: недостаточное озеленение
пришкольного участка, невысокий уровень природоохранной активности у школьников, невысокий культурный уровень общения с природой.
Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой
цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. Актуальность выбранной темы несомненна: экологическая грамотность
сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и самой жизни человека.
«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша»( А.П. Чехов .)
I. Сбор информации.
Пожелания учащихся и педагогов, какие бы они хотели видеть на школьном дворе цветы, деревья, кустарники.
II. Сведения об участниках проекта.
Участниками проекта являются учащиеся, педагоги школы.
III. План основных мероприятий проекта
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Оценка экологической обстановки.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Подготовка территории к благоустройству и озеленению.
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
1. Приведение в эстетическое состояние школьного двора.
2. Обрезка деревьев и кустарников.
3. Посадка саженцев деревьев
4. Разбивка цветников во дворе школы.
5. Работа учащихся, педагогического персонала( уборка мусора, посадка деревьев)
III ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ
1. Подведение итогов на общешкольной линейке.
Реализация проекта
В ходе реализации проекта «Школьный двор – чистая страна» были выполнены следующие работы:
• Организована совместная деятельность учащихся, педагогов по реализации основных мероприятий проекта (выбраны растения для озеленения, проведен сбор информации и опрос для оценки экологической обстановки и др.);
• на подготовительном этапе проведена диагностика уровня экологической культуры обучающихся 1-11 классов МБОУ СОШ с.Яковлевка;
проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора;
• проведено озеленение территории (высажено 60 саженцев);
• побелены стволы деревьев;
• в рамках недели экологии проведен Экологический праздник « День Земли»,
экологическая акция « Помоги птицам»;
• обучающимися 8 класса проведен круглый стол по теме: «Сохранить природу – сохранить жизнь».
Я считаю, что чистый школьный двор начинается с каждого из нас. В школе, в городе, а затем и на всей нашей планете станет чисто, если следовать правилу Маленького принца из одноимённой повести Антуана де Сент Экзюпери. «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».