Лингвистический ринг, посвящённый 215-летию со дня рождения В. И. Даля.
Конспект открытого внеклассного мероприятия по русскому языку « Лингвистический ринг», посвящённого 215-летию со дня рождения В. И. Даля. (9 класс)
Цель: 1)познакомить учащихся с его жизнью и деятельностью В. И. Даля;
2) определить место и значение «Толкового словаря живого великорусского языка» в русской лексикографии;
3) показать мудрость, сметливость, красоту живой русской речи через пословицы, сказки, скороговорки;
4)способствовать активному включению пословиц и поговорок в речь современных школьников, изучению словаря Даля.
Оформление:
Портрет В. И. Даля, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка»,
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя. ( 1-ый слайд - портрет В. И. Даля)
-Ребята, сегодня наше мероприятие мы посвятим юбилейной дате. 22 ноября исполняется 215 лет удивительному человеку - Владимиру Ивановичу Далю. Владимир Иванович был человек необыкновенный. Он вспоминал, как его мать говорила детям: “Надо зацеплять всякое знанье, какое попадётся на пути” - и сам всю жизнь следовал этому правилу. Наша задача - поближе познакомиться с этой удивительной личностью, увидеть мудрость, сметливость, красоту живой русской речи через его пословицы, поговорки, сказки, скороговорки. Давайте просмотрим небольшой сюжет, посвящённый В. И. Далю.
Видеосюжет о В. И. Дале- 3 мин.
Учитель :- Люди говорили о Владимире Ивановиче, что он человек бывалый.
Вопрос: - Ребята, как вы думаете, что обозначает слово “бывалый”? (Опытный, много на своём веку повидавший.) О таких людях есть замечательные пословицы, которые записал сам Даль.
-Итак, на нашем лингвистическом ринге встречаются 2 команды( названия команд) , их капитаны:
1 конкурс: « Собери рассыпанные пословицы» ( 2 слайд)
( Каждой команде даются листочки, на которых написаны слова из пословицы. Задача учащихся : собрать пословицы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.)Пословицы:
Для 1 команды: Дела, жизнь, на, добрые, дана.( Жизнь дана на добрые дела)
Свету, в, людях, топор, обувал, на ногу, подпоясывался, живал, видал, топорищем. (В людях живал, свету видал: топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.)
Спрашивай, не, бывалого, не, старого, спрашивай, а. (Не спрашивай старого, а спрашивай бывалого)Для 2 команды: Смотри, в, делах, плодах, дерево, человека, в. (Дерево смотри в плодах, человека в делах) Силой, не, уменьем, берут, а. ( Не силой берут, а уменьем.)
В, людях, бывалые, говорят, небывалые,а, сидят, дома. (Бывалые в людях говорят, а небывалые дома сидят)
Учитель: Собраны эти пословицы и поговорки В. И. Далем в сборнике “Пословицы русского народа”.
2 конкурс: « Угадай слова» ( 3 слайд)
Учитель: Чем бы ни занимался Даль, было у него главное в жизни дело: он собирал слова. Он колесил по России, менял профессии, изучал ремёсла – и всё время прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. В походе, на привале, в крестьянской избе, где случалось ему ночевать, среди корабельных мастеров, в рыбацкой артели, на шумной, говорливой ярмарке – всюду, куда он попадал, он узнавал множество прекрасных слов, которые прежде не были ему знакомы.
Вот, к примеру, слово “дождь”.
Вопрос: знаете ли вы, ребята, какие бывают дожди? (Ребята отвечают).
-Мы говорим: “дождь”, а Даль рассказывает, что дожди бывают разные, и для каждого народ придумал меткое название.
Задача команд: перед вами определения из словаря Даля. Как вы думаете, какой дождь имел в виду Даль, давая им такие определения?
Для 1 команды: Ситник или ситничек –(мелкий дождь.)
Морось или бус –( мельчайший, почти туман).
Косохлёст, подстёга –( косой дождь с ветром)
Ливень- ( сильный дождь)
Для 2 команды: Лепень–(снег с дождём)
Грозный дождь – (дождь с грозою)
Грибной дождь –( тёплый и мелкий, который парит).
Сеночной –( дождь во время покоса).
Учитель: - Материалы для своего словаря Даль начал собирать с 1819 г. и работал над ним до последнего дня своей жизни (по 1872 г.). В словаре 200 тысяч слов, из которых 80 тысяч собрано им самим, а 120 тысяч выбрано из предшествующих словарей. Здесь есть и литературная лексика, и лексика разных говоров, более 4000 терминов относится к народным промыслам и ремеслам и т. д. Даль объяснил в словаре множество слов, относящихся к народным обрядам, обычаям, поверьям.
Таким образом, словарь Даля - это уникальное явление в истории не только русской, но и мировой лексикографии, это национальная сокровищница русской культуры. У поэта С. Маршака есть замечательное стихотворение «Словарь»( Читает ученик)
С. Маршак
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
3 конкурс: Придумай новые слова» Кто больше? ( 4 слайд)
Задание: составить новые слова из слова « Словарь».
(вальс; сова; соль; овал; роль; оса; вор; ров; ворс; роса; ас; свора; лось роль; ось; сор; лавр; сало)Учитель:- Когда В. И. Даль создавал свой знаменитый « Толковый словарь живого великорусского языка», теория фразеологии еще не была разработана. Термином «фразеология» Даль предлагал называть « учение о фразах»- оборотах речи, украшающих ее. Большинство фразеологических единиц в Словаре относится к пословицам и поговоркам, но некоторые из них вполне можно считать устойчивыми сочетаниями. Итак, внимание: фразеологизмы Даля.
5 конкурс: «Разгадай фразеологизмы» ( 5 слайд)
Для 1 команды: Овчинка выделки не стоит ( Дело не стоит хлопот)
В грош не ставить ( ни с кем не считаться)
Как свинья в апельсинах ( ни в чем не разбираться)
Держать камень за пазухой ( таить злобу, замышлять плохое)
Для 2 команды : Подливать масла в огонь ( обострять отношения)
Брать быка за рога ( действовать энергично)
Смотреть сквозь пальцы ( не замечать, не обращать внимания)
Попадать впросак ( оказаться в неловком положении).
6 конкурс: «Растолкуй слово и прибавь новое »( 6 слайд)
Командам даются слова, значение которых надо найти в словаре Даля и подобрать к ним прилагательное или глагол, чтобы получилось словосочетание.
Для 1 команды: Студеная, лубки, лубочный.
Для 2 команды: хижина, полати, торкнулся.
7 Конкурс: конкурс капитанов «Скороговорки» Кто быстрее?( 7 слайд)
Капитану каждой команды даются по три скороговорки из словаря Даля. Они их зачитывают. Кто быстрее?
1 команде : У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
В один, Клим, клин колоти.
2 команде :Нашего пономаря не перепономарить.
По двору, подворью, в добром здоровье.
Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.
Подведение итогов игры.
Выступления учащихся. (8 Слайд. Фото : Даль И Пушкин)
1 учащийся. Мы говорим о Дале как о собирателе слов, составителе словаря, а еще, как известно, он был врачом. Известна история о том, что зимой 1837 года Владимир Иванович Даль провел в Петербурге. Много работал. Бывали вечера, когда к нему заезжал Пушкин. Его интересовало все в работе Даля. Одно слово его очень заинтересовало. Это слово «выползина». «Выползиной» называют шкурку, которую сбрасывает змея.
«Ишь ты! - удивился Пушкин. А у меня сегодня сюртук новый. Посмотри, какая выползина! Ну, из этой выползины я еще не скоро выползу! В этой выползине я еще такого напишу!»
Через несколько дней стряслась беда, и Даль оказался у постели смертельно раненного Пушкина, стараясь облегчить его мучительные физические страдания. Перед смертью Пушкин подарил Владимиру Ивановичу свой старинный перстень с изумрудом. Этот перстень-талисман Александр Сергеевич никогда не снимал и считал, что он приносит поэтическую удачу. Когда же Пушкин узнал, что надежды нет, что он должен умереть, он надел перстень на руку Даля.
С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина Даль занялся составлением словаря русского языка, хотя по образованию не был филологом. Работа эта продолжалась 53 года. Труд всей его жизни был оценен по достоинству. Словарь Владимира Ивановича Даля был удостоен Золотой медали Русским географическим обществом. Далю присудили Ломоносовскую премию и избрали почетным членом Академии наук. Составителя словаря наградили премией Геймбюргера. Владимиру Ивановичу так и не пришлось стать академиком. Но до последних дней он записывал слова и их значения. И перед самой смертью, уже не в силах встать с постели, позвал дочь и попросил: «Запиши словечко».
2 учащийся. ( 9 Слайд – портрет В. И. Даля) Идут годы. На дворе уже XXI Век! Одни слова из нашей речи исчезли, появилась масса новых слов! Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу - «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но, как извечная трава,
Все ж пробиваются сквозь плиты.
Кто нынче скажет - « окоём»,
Иль «росстани», иль «первопуток»-
Всё, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста, Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчуженТо ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся., как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье
Живого языка.
... Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все также нужен почему-то,
А Даль незаменим.
Рефлексия. ( Вопросы на листочках):
- Самое интересное на уроке было.....
- Мне понравилось.....
- Меня заинтересовало....
- Хотел бы подробнее узнать....
- Мне не понравилось....
- Я считаю, что сегодня мы....