Краткосрочный план урока литературы Жанровое своеобразие романа Война и мир


Предмет Русская литература
Класс 10 «Б»
Урок № 34
Дата Тема Жанровое своеобразие романа «Война и мир»
Цель раскрыть своеобразие романа «Война и мир»
Задачи 1. Рассмотреть, как Толстой определяет жанр «Войны и мира», почему отказывается от термина роман.
2. сформировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру.
3. Организовать работу с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в работе с художественным текстом.
Ожидаемый результат Знают художественные приемы Толстого для создания панорамы русской жизни, умеют определять признаки романа и эпопеи, повысился интерес к предмету
Ход урока Действия учителя Действия учащихся
Стадия вызова
- Психологический настрой. Комплементы.
- Деление на пары
- Вопросы с. 194
- Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:
Приемы сопоставления и противопоставления
«Срывание всех и всяческих масок».
Психологизм повествования – внутренний монолог
- ГЕРОИ
Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.
Люди «войны» Люди «мира»
1. Курагины: князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен. 1. Болконские: Николай Андреевич – отец, князь Андрей, княжна Марья
2. Анна Шерер и посетители ее салона 2. Ростовы: Илья Андреевич – отец, графиня Наталья – мать, Наташа, Николай, Петя, Соня.
3. Александр I 3. Пьер Безухов
4. Наполеон 4. Кутузов
Несут разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность. Ненавидят не только войну в прямом смысле этого слова, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.
Желают друг другу успехов
Отвечают на вопросы
Проверяют правильность заполнения таблицы
Стадия осмысления.
- Самостоятельное изучение темы с. 194
Жанр. Специфика.
В наше время историки и литературоведы назвали «Война и мир» роман-эпопея.
1. призн. романа:
а) сюжет (развязка, разв. действия, кульминация, развязка)
б) взаимодействие среды с характером, развитие характера.
2. Признание эпопеи:
а) показана судьба народов, исторический процесс, больше исторические события.
б) широка и многогранная картина мира.
в) идейное содержание «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности…»
г) сложность композиции
Основу романа составляют исторические военные события, герои (Наполеон, Кутузов, Шенграбенское и Аустермицкое сражения, Отечественная война 1812г., Бородинское сражение, Фили, оставление Москвы.)
Источники, которые легли в основу романа.
Толстой провел огромную работу над историческим материалом.
1) Изучил в Румянцевском музее архивы
2) Масонские книги, акты, рукописи
3) Читал мемуары современников
4) Частная переписка эпохи Отечественной войны 1812г.
5) Осмотр Бородинского пол, составил карту расположения Русских и Французский войск.
Толстой говорил: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумал, а пользовался материалом, без которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг».
- Задания.
Вопросы с. 194
Работа по учебнику
Взаимооценивание по критериям:
1. полное и доступное изложение материала - 3 б.
2. правильная речь - 1 б.
3. участие всех членов группы- 1 б.
Дополняют записи в тетрадях
Выполняют задания.
Стадия рефлексии
Составить синквейн со словами война, мир
1строка – тема стихотворения 1сущ.
2 строка – описание темы 2 прилагательных
3 строка – описание действия 3 глаголами.
4 строка – фраза из 4 слов, отношение автора к теме
5 строка – 1 слово – синоним к первому
Домашнее задание:
подготовить сообщение о Наташе Ростовой Оценивают сами себя подсчетом баллов.
«5» - 6 б.
«4» - 5 б.
«3» - 4 б.