Исследовательская работа «Легендарная пушка ЗИС-3»


Учебно-научная исследовательская работа
«Легендарная пушка ЗИС-3»
Выполнила: учащаяся 9 класса
МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова»
Бадмаева ИлянаРуководитель: Бадмаева Л.А.,
учитель русского языка и литературы

с. Троицкое, 2014
Содержание
1.Введение стр. 3-5
2. Основная часть
Глава I. Музей боевой и трудовой славы МОБУ «Троицкая СОШ
им. Г.К. Жукова» стр. 6-10
Глава 2. Легендарная пушка ЗИС-3 стр. 11-18
Глава 3. Дивизионная пушка ЗИС-3 – экспонат школьного музея боевой и трудовой славы МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова» стр. 18-22
3.Заключение стр. 22-25
4.Литература стр. 26
5. Приложение стр. 27-34
Введение
Приближается великая дата для всего многонационального российского народа: 70-летие со Дня Победы! Этот день – «праздник со слезами на глазах». В этот день мы вспоминаем всех, кто благодаря героизму, мужеству, силе, огромному самопожертвованию ковал победу нашего народа в борьбе с фашизмом.
Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день, и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами.
Написано много документальных и художественных книг, снято много кинофильмов о Великой Отечественной войне и Победе, из которых мы знаем, что это была война народная, война Отечественная, война великая. Мы знаем, что величие Победы состояло в том, что «враг был разбит наголову и подписал Акт о своей полной и безоговорочной капитуляции на условиях, продиктованных странами-победительницами, среди которых СССР был главной силой».1
Мы знаем, что эта Победа была бы невозможной без участия во Второй мировой войне Советского Союза — его народа, армии, полководцев. И объектом исследования нашего проекта мы выбрали легендарную пушку ЗИС-3 как одно из основных орудий артиллерийского вооружения Советской Армии.
Почему именно пушку ЗИС-3? Потому что такая пушка есть в нашем школьном музее боевой и трудовой славы.
Однажды к нам в музей приезжали гости из Республиканской станции детского и юношеского туризма и экскурсий и Национального музея имени Н.Пальмова с целью мониторинга школьных музеев. В беседе нам предложили написать исследовательский проект о пушке, которая установлена во дворе школы. И вот в преддверии празднования 70-летия
1 - Ильинский И. М. Великая Победа: наследие и наследники // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 5-18.
Великой Победы мы решили посвятить этой дате наш проект.
Цель проекта: расширить знания о пушке – экспонате школьного музея боевой и трудовой славы для применения их в экскурсионной и образовательной деятельности музея; воспитывать чувство патриотизма и активную гражданскую позицию. Задачи проекта:
- познакомиться с историей создания школьного музея боевой и трудовой славы и его экспонатами;
- узнать историю создания пушки ЗИС-3;
- изучить имеющиеся в школьном музее материалы о пушке;
- собрать новые сведения о пушке-экспонате школьного музея боевой и трудовой славы;
-составить текст экскурсии.
Методы исследования:
1. Историографический (исследование документов, воспоминаний, книг, газетных статей, фотографий о Великой Отечественной войне, о пушке ЗИС-3)
2. Метод интервью (с ветеранами труда, старожилами села Троицкое, работниками учреждений)
3. Метод анализа (при отборе информации и выводах)
Практическое применение исследования.
Работа может быть использована как дополнительный материал к классным часам, урокам-мужества; собранные новые сведения о пушке войдут в текст экскурсий.
В решении поставленных задач нам помогли следующие письменные и устные источники: учебные проекты (Басангова Н., Никитина Н..А. «Приглашаем в наш музей» / Учебный проект. - Троицкое, 2006; «Из искры возгорится пламя…» - Корнеева В., Бадмаева Л.А./ Учебный проект 2011г.); «По волнам памяти» (об активистах школьного музея разных лет) Санджиева Э., Бадмаева Л.А. ./ Учебный проект 2013г.); книги («Навечно в камне» - Г.И. Токтосунова, Элиста. 1980г., «Скульптурный дождь Элисты» - М.Б. Дорджиева, Элиста, 2010)\; а также воспоминания ветеранов педагогического труда, старожилов села, сотрудников районного архива, республиканской библиотеки имени А.М. Амур-Санана и Национального музея имени Н.Пальмова.
В оформлении приложения использованы ксерокопии документов, газетных статей, фотодокументы и фотоснимки, сделанные нами во время работы над данным проектом.
Глава I. Музей боевой и трудовой славы МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова»
Работу над проектом мы начали с изучения истории создания школьного музея боевой и трудовой славы и его экспонатов.
Идея создания школьного музея принадлежит директору школы Николаю Зулаевичу Джальджирееву. Работа по ее воплощению была начата учителем физики, организатором Иваном Кимовичем Батиевым и продолжена учителем истории и НВП Г.Б. Бурвящовым. 27.02.1986г. музей был паспортизирован (Свидетельство №5495). 15.04.2010г. подтвержден статус школьного музея боевой и трудовой славы. 2
Благодаря кропотливому творческому и увлекательному труду учащихся и педагогов были созданы 5 экспозиций в школьном музее.
Первая экспозиция – «Ветераны второй мировой войны».
Основу экспозиции составляют разделы: «Какой ценой завоевано счастье – помните!», «Памяти павших будьте достойны!», на которых крупнонезависимость нашей Родины, также раздел «Строители железной дороги Астрахань – Кизляр», рассказывающий о трудовых подвигах ветеранов войны. Особый интерес вызывают экспонаты, найденные во время раскопок на Хулхутинском мемориале группой «Поиск»: стальные шлемы, гильзы, мины, патроны. Данная экспозиция была обновлена в 2009г. в рамках акции «Я – Гражданин Калмыкии».
Следующая экспозиция: «Что может быть милее бесценного
2- «Из искры возгорится пламя…» - Корнеева В., Бадмаева Л.А./ Учебный проект – Троицкое, 2011г.
родного края…» посвящена истории села Троицкое. В ней рассказывается о возникновении и становлении села, о горьких страницах в ее истории и о дне сегодняшнем. Посвящается она труженикам села: чабанам, хлеборобам, врачам, пекарям, механизаторам, строителям, предпринимателям. В ней представлены наградные документы колхозников, благодарности за ударный труд, фотографии, предметы крестьянского быта. В 2012 году в честь 150-летия села Троицкое экспозиция была обновлена и дополнена новыми материалами о дне сегодняшнем нашего районного центра.
В 2010-2011г.г. была переоформлена экспозиция «Нет, не забудет никто никогда школьные годы…», посвященная истории школы, также в рамках социально-образовательного проекта «Я – Гражданин Калмыкии». Значительное место в экспозиции занимает раздел «Учитель, перед именем твоим…», посвященный педагогам, многие годы жизни посвятившим Троицкой средней школе №1. Экспозиция насыщена фотографиями, сведениями об учителях и учащихся, грамотами, дипломами, сувенирами, изготовленными учениками в разные годы.
В 2000г. была создана экспозиция, посвященная 4-ды Герою Советского Союза Маршалу Победы Г.К. Жукову, чье имя носит наша школа. И в 2002г. состоялось открытие экспозиции, посвященной памяти директора школы с 1982г. по 2001г. Н.З. Джальджиреева. В основе этих экспозиций наградные документы, фотографии, воспоминания очевидцев.
Все экспонаты в музее подлинные. Они собираются, документируются и хранятся с момента создания музея. Часть из них подарена жителями села, часть передана на хранение из районного краеведческого музея в связи с его закрытием, часть найдена группой «Поиск» на Хулхутинском мемориале. 3
За весь период работы музей посетили более 15 тысяч человек, среди них учащиеся нашей школы, школ района, города Элиста, учителя школ района, республики, а также руководители школ, преподаватели Калмыцкого государственного университета, гости из соседних регионов: Ростовской,
3 - Басангова Н., Никитина Н..А. «Приглашаем в наш музей» / Учебный проект. - Троицкое, 2006
Волгоградской, Астраханской обл., Якутии, Тывы и Монголии.
Мы гордимся тем, что у нас в гостях побывали Глава Республики Калмыкия А.М. Орлов, Герой Советского Союза генерал-лейтенант Валерий Очиров, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт В. Горбатко и др. Мы гордимся тем, что наша школа носит имя Четырежды Героя Советского Союза Маршала Победы Г.К. Жукова.Мы гордимся тем, что наш музей неоднократно награждался Почетными грамотами, Дипломами, Благодарственными письмами, Вымпелами. Нам очень дорог Почетный знак-медаль «За активную работу по патриотическому воспитанию» Представителя коллегии Российского Государственного историко-культурного центра при правительстве РФ от 23 апреля 2009г. 4
При изучении данных материалов мое внимание привлекли объекты так называемого «Музея под открытым небом»: памятник Тамаре Хахлыновой – героине Великой Отечественной войны, партизанке, чье имя носит наша комсомольская организация; памятник В.И. Ленину – вождю мировой революции (его имя носит наша пионерская организация); пушка.
Историю данной пушки мы начали изучать с материалов о ее изобретении. В этом нам помогли интернет-ресурсы.
Глава II Легендарная пушка ЗИС-3
Самая знаменитая пушка Второй мировой войны – ЗИС (завод имени Сталина) -3 стала ровесницей Великой Отечественной войны. Первый ее опытный экземпляр был выпущен за ворота завода № 92 именно 22 июня 1941 года, а на следующий день начались его заводские испытания. Через месяц, 22 июля 1941 года, опытный образец ЗИС-3 был показан в Москве маршалу Кулику.
Создатель пушки Василий Гаврилович Грабин писал: «Первой стояла в боевом положении красавица ЗИС-3. Она была нашим главным объектом... Учитывая, что постановка каждой новой пушки на валовое
4 -«По волнам памяти» (об активистах школьного музея разных лет) Санджиева Э., Бадмаева Л.А. ./ Учебный проект - Троицкое 2013г.
производство и перевооружение Красной Армии – процесс сложный, длительный и дорогой, я подчеркнул, что применительно к ЗИС-3 все решается просто и быстро, потому что она представляет собой 76-миллиметровый ствол, наложенный на лафет 57-миллиметровой противотанковой пушки ЗИС-2, которая находится у нас на валовом производстве. Поэтому постановка на производство ЗИС-3 не только не обременит завод, но, наоборот, облегчит дело тем, что вместо двух пушек Ф-22 УСВ и ЗИС-2 в производство будет идти одна, но с двумя разными трубами ствола. К тому же ЗИС-3 обойдется заводу втрое дешевле, чем Ф-22 УСВ. Все это вместе взятое позволит заводу увеличить выпуск дивизионных пушек, которые будут не только проще в изготовлении, но удобнее в обслуживании и надежнее. Заканчивая, я предложил принять на вооружение дивизионную пушку ЗИС-3 взамен дивизионной пушки Ф-22 УСВ».
В результате конструктивно-технологической модернизации было заново спроектировано около 70% деталей всех пушек, то есть фактически были созданы новые пушки. Технологичность их повысилась, а число деталей сократилось. Например, пушки ЗИС-3 и ЗИС-2 до модернизации имели по 2080 деталей, а после модернизации – 1306 деталей, танковые пушки – соответственно 861 и 614 деталей. Объем производства советских танковых и дивизионных пушек в 1941–1945 годах значительно увеличился. Так, дивизионных пушек ЗИС-3 было выпущено 48 016 штук – больше, чем любой иной пушки в истории человечества.
Официально ЗИС-3 была принята на вооружение 12 февраля 1942 года под наименованием «76-мм дивизионная пушка обр. 1942 г.». Благодаря высокой технологичности ЗИС-3 стала первым в мире артиллерийским орудием, поставленным на поточное производство и конвейерную сборку. В январе 1942 года, впервые увидев ЗИС-3, Сталин сказал: «Эта пушка – шедевр в проектировании артиллерийских систем». Говоря о боевом применении ЗИС-3, мы приведем пример двух пушках Артиллерийского музея в Петербурге. Так, 76-мм пушка образца 1942 года № 12488, изготовленная в 1942 году, произвела по врагу 9967 выстрелов. Огнем орудия уничтожено: танков – 5, из них 4 танка типа «тигр», бронетранспортеров – 1, автомашин с грузом – 9, орудий – 10, дзотов – 7, пулеметов – 22 и до 200 вражеских солдат. Весь орудийный расчет награжден орденами и медалями. 76-мм пушка образца 1942 года № 4785 изготовлена в 1942 году. Расчет орудия начал боевые действия в июле 1943 года в Курской битве в районе станции Поныри и закончил боевой путь в Берлине. Пушка прошла с боями 6 204 км, произвела по врагу 3 969 выстрелов, уничтожила: танков – 33, самоходных орудий – 21, автомашин – 74, самолетов на аэродроме – 5, орудий – 14, минометов – 17, пулеметов – 17, солдат противника – 752. Было подсчитано, что по 12 с лишним снарядов из такой пушки было выпущено на каждого врага, воевавшего с Советским Союзом. 5
Таким образом, ЗИС-3 была основной пушкой Великой Отечественной войны и честно выполнила свой долг. Не зря ее называют «звездной пушкой Грабина».
Глава III Дивизионная пушка ЗИС-3 – экспонат школьного музея боевой и трудовой славы МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова»
Узнав такую интересную историю создания пушки ЗИС-3 и ее славный боевой путь, мы стали гордиться тем, что в нашем музее боевой и трудовой славы есть одна из таких «звездных» пушек. Мы принялись изучать историю своей пушки. Сразу возник вопрос: как она оказалась среди экспонатов школьного музея? Первым делом мы отправились к директору нашей школы Санджиевой Розе Павловне. В этом году исполнилось 35 лет с того дня, как она пришла трудиться в Троицкую школу №1. Директор школы ответила нам, что между школой и Национальным музеем имени Н.Пальмова заключен Договор (от 17 мая 2010г.) о временном хранении пушки в Троицкой средней школе №1, и посоветовала обратиться к5 - nvo.ng.ru›История›2010-03-26/12_pushka.html
Джальджиреевой Светлане Михайловне, заместителю директора по воспитательной работе, с тем же вопросом. Джальджиреева С.М. сказала, что не знает точно, в каком году нам ее передали, и предположила, что привезли ее, возможно, из Волгограда. А вот что нам поведала Титарева
Александра Андреевна, ветеран педагогического труда. Работала она в нашей школе с 1976 по 1998г.г. учителем истории. Отличник народного просвещения РФ. Награждена грамотами РОНО, КПСС РК, Министерства просвещения КАССР, общества «Знание» РСФСР.
- Когда я работала в школе, этой пушки у нас не было. А ушла я на пенсию в 1998г. Мне очень жаль, что ничего не могу вам рассказать о ней. Могу лишь посоветовать обратиться к Маине Дмитриевне Хахлашовой, заместителю председателя районного Совета ветеранов войны и труда.
От М,Д. Хахлашовой мы узнали такую версию, что эту пушку специально отлили в г. Волгоград и установили в честь 40-летия Великой Победы в с. Троицкое. Затем мы обратились к Тоцкому Владимиру Ильичу, учителю технологии, ветерану педагогического труда, который работает в нашей школе с 1971г. В.И. Тоцкий - Отличник народного просвещения РФ, Лауреат премии Главы РК, ветеран труда, награжден Грамотами РОНО, РК КПСС, Минпроса КАССР, РСФСР, РУО Республики Калмыкия, медалью «Навеки вместе», знаком «400 лет добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России». Он рассказал нам, что нашу пушку привезли из местного краеведческого музея после того, как он закрылся. Точную дату вспомнить не мог. И отрицал версию М.Д. Хахлашовой: «В Волгограде нашу пушку не отливали. Это военная пушка». Он помнит, что эта пушка стояла на Мемориальном комплексе, посвященном героям гражданской и Великой Отечественной войн, в г. Элиста. Владимир Ильич показал нам фотографию, на которой он изображен двадцатилетним юношей на фоне этой пушки в 1968г. За сведениями о районном краеведческом музее мы обратились к Ивану Николаевичу Даваеву, который в то время создавал его как заведующий отделом пропаганды и агитации Целинного районного комитета Коммунистической партии Советского Союза с Пономарем Сергеем Николаевичем, секретарем Целинного районного комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи. Из рассказа И.Н. Даваева мы узнали интересные факты того, как ремонтировалось старое здание по улице Ленина, которое было выделено под музей по распоряжению Мучкаева Алексея Ангарыковича, Первого секретаря Целинного районного комитета Коммунистической партии Советского Союза. Решение об открытии музея боевой славы Целинного района в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. было принято активом райкома КПСС. Здание музея было подготовлено в короткие сроки: за один месяц, благодаря дружной работе многих строительных организаций с.Троицкое. Это и ПМК-9 треста «Калмводопроводстрой», это и ПМК-1 Калммежколхозстройобъединения, это и ПМК-38, -39, 40, это и ДСПМК (дорожно-строительная). Экспонаты для музея собирали среди жителей села, ходили по дворам, обращались к солдатским вдовам, к ветеранам ВОв. Они передавали на хранение в музей письма-треугольники, медали, ордена, благодарности. Также ряд экспонатов: шлемы советских и немецких солдат, гильзы от патронов и минометных снарядов, фрагменты оружия - по договоренности с первым секретарем Волгоградского областного комитета КПСС были привезены из Волгоградского музея-панорамы.
Первым был оформлен зал боевой славы. 9 мая 1985г. в 11 часов после митинга у Скорбящей матери в честь 40-летия со дня Великой Победы была торжественно перерезана ленточка, символизирующая открытие музея боевой славы Целинного района. Затем открылся зал трудовой славы. Экспонаты для музея также были подарены жителями села Троицкое. Музей существовал на общественных началах. За ним был прикреплен ветеран войны, Председатель Совета ветеранов войны и труда Целинного района Васькин Алексей Андреевич. В 1990-е г.г. в связи с распадом СССР и новым периодом в истории России музей прекратил свое существование. Часть экспонатов была передана в школьный музей, часть из них была утеряна. 7
Также Н.И. Даваев сказал нам, что это пушка боевая, что ее никак не могли отлить в Волгограде, потому что там нет соответствующих заводов. Мы также обращались в районный архив. Но, к сожалению, документов о музее в архиве не оказалось.
Затем мы отправились в Национальную библиотеку имени А. Амур-Санана, в краеведческий отдел, в надежде найти описание Мемориального комплекса, в котором бы упоминалась наша пушка. Мы нашли сведения об Аллее Героев, заложенной к 20-летию Победы в 1965г. А описание мемориального ансамбля мы нашли в Национальном музее им. Н. Пальмова.
Мемориальный комплекс в честь героев гражданской и Великой Отечественной войн. 1965г. Авторы: Н.А. Санджиев, М и Д. Пюрвеевы. Элиста. «Комплекс построен в честь 20-летия Победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Сюда перенесен прах героев-партизан, бойцов и офицеров, погибших при обороне города в августе 1942г. и в боях за освобождение территории республики и ее столицы зимой 1943г.
К Мемориалу ведет площадь, начинающаяся в парке «Дружба». На переднем подиуме установлены три 17-метровых пилона, устремленных ввысь. Пилоны символизируют три поколения и неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Широкий лестничный марш ведет на вершину мемориала, где имеется круговая площадка с захоронениями павших. Длинная лестница как бы подготавливает к дальнейшему настрою, восприятию мемориала. Пор обеим сторонам написаны имена погибших. В
целом композицию памятника составили: Памятная стена с именами
7 – «Из искры возгорится пламя…» - Корнеева В., Бадмаева Л.А./ Учебный проект – Троицкое, 2011г.
погибших при исполнении долга в Афганистане и Чечне, и Обелиск жертвам фашизма. Центральное место ансамбля занимает Вечный огонь – идейный и композиционный центр некрополя. Главный акцент мемориала – скульптурная группа, выполненная в высоком барельефе, высеченном из монолитной глыбы. Скульптуры изображают головные портреты борцов: русских и калмыков.
Удачно дополняют ансамбль крупноствольные деревья: ивы, тополь, которые со всех сторон обступают мемориал. Глубокая содержательность, реалистическая ясность позволяет считать ансамбль одним из самых выдающихся памятников мемориального характера». (Из описания мемориала Дорджиевой М.В.) 8
А вот описание мемориала Г. Токтосуновой из книги «Навечно в камне»: «В братскую могилу некрополя были перенесены останки героя гражданской войны Х.Б. Канукова, патриотов и партизан, замученных фашистами: заслуженного врача РСФСР и КалмАССР М.Д. Колесникова, Б.Х. Адучиева, Ю. Клыкова, Т. Хахлыновой, В. Косиева и других отважных сынов и дочерей Родины. Их имена золотыми буквами высечены на камне.
Композиция мемориального ансамбля слагается из гармоничного сочетания ландшафта, архитектуры и скульптуры. Вводной частью некрополя являются три устремленных ввысь пилона – символ трех поколений. Выполненные из титана, они ассоциативно напоминают непокорившиеся штыки.
За ними поднимается маршем широкая лестница. Слева от нее на невысоком постаменте стоит пушка – «живой» экспонат истории…» 9
Таким образом, мы нашли подтверждение тому, что наша пушка стояла на мемориале в г. Элиста.
И в завершение исследования истории дивизионной пушки ЗИС -3 мы обратились к научному сотруднику Национального музея имени Н.Н.
8 - Дорджиева М.Б. Скульптурный дождь Элисты // Каталог скульптур. – Элиста. 2010
9 - Токтосунова Г.И. Навечно в камне. – Элиста, 1980
Пальмова Каруевой Ирине Алексеевне с вопросом: откуда была привезена пушка в Элисту и когда?
Каруева И.А. дала нам такую информационную справку: пушка была передана в 1962г. из воинской части № 42286 г. Новочеркасска согласно Директиве ГРАОМО № 561/380 от 4 апреля 1962г. По мнению Ирины Алексеевны, пушка учебная, была передана в музей после расформирования воинской части. Их было две. Вторая пушка, 45-миллиметровая, находится в данный момент на территории Республиканского военкомата.
Такова история нашей пушки.
Заключение
И в заключение хотелось бы отметить, что приближающийся праздник Великой Победы – это самый любимый праздник всего российского народа наряду с Новым годом и с личным днем рождения.
И. Сталиным был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР о том, что 9 мая становится государственным праздником Днем Победы и объявляется выходным днем. В 6 часов утра по московскому времени, этот Указ по радио был зачитан диктором Левитаном.
Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории СССР и России. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали.
9 мая, вечером, в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов.
После распада СССР военные парады 9 мая на Красной площади не проводились до юбилейного 1995 года. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники).
С тех пор парады на Красной площади стали проводить ежегодно, но без боевой техники. С 2008 года парад стал вновь проводиться с участием боевой техники, в том числе военной авиации.
Праздничные шествия в честь Дня Победы традиционно проходят во всех городах-героях, военных округах в ряде крупных городов России и стран СНГ.
В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.
В связи с этим отмечаем, что пушка ЗИС-3 – участница парада 1985г. в честь 40-летия Победы. Парад 1985 года стал последним в истории СССР церемониальным мероприятием сопоставимых масштабов. 10
На протяжении многих лет после окончания Великой Отечественной войны Великая Победа воспринимается в нашей стране и во многих странах мира как высшее проявление духа, огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов Вооруженных Сил. Великая Отечественная война, подвиг нашего народа, выдающиеся победы Советской Армии являются важнейшим воспитательным средством развития преемственности традиций между различными поколениями.
Национальные идеалы, священная любовь к Родине, которые с особой силой проявились в Великой Отечественной войне, выступают высшей нравственной ценностью, основой патриотического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. 11
Итак, исследуя данную тему, мы пришли к выводу:
1. 76-мм дивизионная пушка обр. 1942 г. на момент принятия на вооружение полностью отвечала всем поставленным перед орудием такого класса требованиям по мобильности, огневой мощи, неприхотливости в повседневной эксплуатации и технологичности производства.
2. Дивизионная пушка ЗИС-3 – это самое многочисленное по объему производства орудие Великой Отечественной войны
3. Дивизионная пушка ЗИС-3 – это основа советской артиллерии
10 - Ильинский И. М. Великая Победа: наследие и наследники // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 5-18.
11 - ru.wikipedia.org
4. Одна из таких дивизионных пушек ЗИС-3 является экспонатом школьного
музея МОБУ «ТСОШ им. Г.К. Жукова» с 1999г.
5. Поисково-исследовательская деятельность – важный этап в работе школьного музея, который помогает связать поколения и свято хранить память о знаменательных событиях в истории школы и края.
6. Школьный музей – это особая образовательная среда, это центр гражданско-патриотического воспитания учащихся, это хранилище памяти.
7. За каждым экспонатом музея – особая история, изучение которой вызывает неподдельный интерес, приносит и радость, и пользу.
Результатом нашего исследования стали: 1.Новые знания о дивизионной пушке ЗИС-3 – экспонате школьного музея;
2. Текст экскурсии
3. Компьютерная презентация.
Планы на будущее:
1. Продолжать поисково-исследовательскую работу
2. Принимать активное участие во всех школьных и музейных мероприятиях.
Литература
1.Дорджиева М.Б. Скульптурный дождь Элисты // Каталог скульптур. – Элиста. 2010
2. Ильинский И. М. Великая Победа: наследие и наследники // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 5-18.
3. Кикеева С. Новое дыхание школьного музея // Новая жизнь от 19 мая 2012г.
4. Токтосунова Г.И. Навечно в камне. – Элиста, 1980
5. Элиста – степная жемчужина // Проект-фотоальбом. – Элиста, 2000
6. Интернет-ресурсы:
nvo.ng.ru›История›
ru.wikipedia.org
П Р И Л О Ж Е Н И Е