Урок по литературе на тему«В.А. Жуковский. «Вечер», «Цветок», «Весеннее чувство», «Лесной царь». Идейно-художественное своеобразие стихотворений В.А. Жуковского как произведений русского романтизма: тематика, психологизм, лирический герой, стиль. Балладн


«Қостанай қаласы әкімдігі білім бөлімінің № 3 мектеп-гимназиясы» ММ
ГУ «Школа-гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»
Урок
Тема: «В.А. Жуковский. «Вечер», «Цветок», «Весеннее чувство», «Лесной царь». Идейно-художественное своеобразие стихотворений В.А. Жуковского как произведений русского романтизма: тематика, психологизм, лирический герой, стиль. Балладный мир поэта».
Учитель: Битюцкая Л.Д.
2016 год
Тема: В.А. Жуковский. «Вечер», «Цветок», «Весеннее чувство», «Лесной царь». Идейно-художественное своеобразие стихотворений В.А. Жуковского как произведений русского романтизма: тематика, психологизм, лирический герой, стиль. Балладный мир поэта.
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. А. Жуковского,
переводной балладой поэта «Лесной царь», элегиями: «Вечер»,
«Цветок», «Весеннее чувство»; раскрыть идейно-художественное
своеобразие стихотворений В.А. Жуковского как произведений
русского романтизма, балладный мир поэта.
Закрепить навыки выразительного чтения стихотворений, умение
анализировать, делать вывод.
Воспитывать любовь к поэзии В. А. Жуковского.
Тип урока: изучение нового материала
 Оборудование: компьютерная презентация, портрет В.А. Жуковского, тексты
произведений, эпиграф:
Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа,
дышащая таинственной жизнью души и сердца.
В. Г. Белинский
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Беседа.
- Когда и где возник романтизм как литературное направление?
- Какие школы романтизма существовали в Европе?
- Чем отличается романтизм от классицизма?
- Назовите основные признаки романтизма как нового направления в литературе.
- Назовите зарубежных писателей-романтиков.
- Когда зародился романтизм в России?
- Назовите представителей романтизма в России. 
- Какой лиро-эпический жанр стал основным для эпохи романтизма?
- Кто стал основоположником русского романтизма?
III. Знакомство с новой темой.
Слово учителя.
У истоков русского романтизма стояли две замечательно яркие фигуры В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Белинский назвал Жуковского "литературным Колумбом Руси”, открывшим "Америку романтизма” в русской литературе.
Сегодня мы с вами познакомимся с личностью русского поэта В. А. Жуковского, который занимался прежде всего переводческой деятельностью. Используя баллады зарубежных поэтов, он переводил их на русский язык. Но сам Василий Андреевич считал это не переводом, а соревнованием, так как переведенные произведения наполнялись русским колоритом, в них выражалась самобытность самого поэта. В. Белинский писал: «Без Жуковского не имели бы Пушкина»
Рассказ о жизни и творчестве В.А. Жуковского.
Родился Жуковский в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии 29 января (9 февраля) 1783 года. Отец – Афанасий Иванович Бунин, дворянин по происхождению, помещик Тульской губернии, владелец села Мишенское. Был женат на Марии Григорьевне Буниной, урожденной Безобразовой. Имел 11 детей.
      Мать – турчанка Сальха, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 года. Бунину ее подарил майор К. Муфель, обрусевший немец. При крещении Сальха получила имя Елизаветы Дементьевны Турчениновой. Родившийся у нее сын по желанию А. И. Бунина был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским, обедневшим киевским помещиком, жившим «на хлебах» у Бунина. Мальчик получил отчество Андреевич и фамилию Жуковский, а вместе с тем и дворянское звание.
     С 1790 по 1794 годы учился в пансионе Роде и Главном народном училище Тулы. Из училища за «неспособность» был исключен и продолжил обучение в тульском доме В. А. Юшковой (сводной сестры и крестной матери будущего поэта). Здесь он впервые приобщился к литературному творчеству. Для домашнего театра были написаны одиннадцатилетним Жуковским его первые ученические пьесы.
Первым опубликованным произведением Жуковского было лирическое стихотворение «Майское утро». С 1797 по 1800 годы учился в Московском университетском благородном пансионе. Получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших в разные годы пансион.
     Началом своей самостоятельной литературной деятельности поэт считает стихотворение «Сельское кладбище» (1802 г.) – вольный перевод «Элегии» английского поэта Т. Грея.
     Русскому читателю Жуковский станет известен как поэт, переводчик, критик и издатель, руководитель литературного общества «Арзамас». Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Так уже в 1815 году после посещения в Лицее, в Царском селе Пушкина в письме к Вяземскому Жуковский скажет: «Это надежда нашей словесности. Нам надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Известен и другой факт. 26 марта 1820 года на квартире у Жуковского Пушкин прочитал последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила». По окончании чтения Жуковский достал свой портрет и с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя…» вручил его А. Пушкину.
В начале войны 1812 г. Жуковский вступил в ополчение. В день Бородинской битвы он находился недалеко от места сражения. Этому событию он посвятил патриотический гимн "Певец во стане русских воинов”, который принес поэту настоящую славу, за которой вскоре последовал перелом в его жизни: ему предложили занять место при дворе.
Жуковский был официально признан, а стихами его, ясными, мелодичными, задушевными, зачитывалась молодежь. Добрый и отзывчивый поэт использовал свою близость ко двору для помощи своим друзьям-литераторам: помогал Пушкину, улаживая его конфликты, хлопотал за декабриста Н. Тургенева.
В то время как служебная и творческая биография Жуковского складывалась пока что благополучно, в личной жизни он был несчастен. Любовь к племяннице не завершится браком из-за близкого родства. Он стал другом Маши, посвятил ей много лирических строк, некоторые из них, положенные на музыку, стали популярными романсами ("Минувших дней очарованье” и др.).
Придворная атмосфера постепенно разочаровала Жуковского. Гибель Пушкина потрясла поэта. Возмущенный действиями властей, испытывая сильное горе и глубокую скробь, Жуковский выходит в отставку и уезжает за границу. Там уже в пожилом возрасте он женится на своей юной поклоннице — дочери художника Рейтерна, и обретает семейное тепло и покой. Но, живя за границей, поэт тосковал по родине, в письмах и стихах вспоминал "родного неба милый свет”. Жуковский умер в Германии в 1852 г. и был погребен в Петербурге в Александро-Невской лавре.
Жуковский вошел в историю русской литературы как духовный наставник и непосредственный предшественник Пушкина, как основоположник новой романтической поэзии. Жуковский* романтик наиболее полно выразил себя в элегиях и романтических балладах. Сегодня на уроке мы познакомимся с балладой и элегиями В. А. Жуковского. - Итак, что же такое баллада? Что такое элегия?
Знакомство с жанрами баллада и элегия.
БАЛЛАДА - один из видов лиро -эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай. Для баллады характерен небольшой объем, сюжетность, напевность, музыкальность. В балладе часто присутствует элемент загадочного, необъяснимого.
ЭЛЕГИЯ — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенные темы элегии: созерцание природы, философские раздумья о жизни, сожаление о прошедшей или неразделенной любви.
Баллады – один из любимых жанров Жуковского. Сюжеты их он заимствует преимущественно у немецких романтиков Гете, Шиллера, Уланда. Так баллада «Лесной царь» - перевод произведения Гете.  Но спустя почти сто лет Марина Цветаева так написала о переводе Жуковским баллады Гете «Лесной царь»: «Вещи разновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, - нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».
Выразительное чтение баллады «Лесной царь». 5. Анализ баллады «Лесной царь».
 - Какому типу относится баллада?
  («Страшная», так как присутствует фантастический герой – Лесной царь).
- Назовите персонажей этой баллады.
   (Ездок, его сын, Лесной царь).
 - Когда, в какое время суток происходит действие в балладе?
    (Вечером – об этом говорят слова «под хладною мглой»).
  - Как связано это с поверьями о таинственных хозяевах леса?
   (Сумерки, ночь – время нечистой силы, когда она творит свои недобрые дела, и лучше человеку не попадаться ей на пути).
 - Как построена баллада?
   (Первая и последняя строфы – рассказ о происходящих событиях, причем в первой есть элемент пейзажного зачина: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?» Остальные строфы – явный диалог отца с сыном, из которого мы узнаем, что произошло. 3,5,7 строфы – монолог Лесного царя).- Как вы думаете, зачем здесь нужен монолог Лесного царя?
  (Чтобы читатель понял, что это не просто ночные страхи ребенка, а ему действительно грозит смертельная опасность).
 - Сколько раз мальчик сообщает отцу о Лесном царе?
  (Три раза – это является элементом фольклора, так как число 3 в фольклорных произведениях – магическое число).
- Где в балладе мы еще встречаемся с числом 3?
   (Три раза встречается монолог Лесного царя).
 - Охарактеризуйте Лесного царя. Почему он преследует всадника?
   (Лесной царь злой, кровожадный, коварный. Он преследует всадника из-за того, что тот оказался ночью в его владениях, и он «пленился» красотой ребенка: «Дитя, я пленился твоей красотой; Неволей иль волей, а будешь ты мой»). - Почему отец не мог спасти сына?
   (Он не верил своему сыну, наверное, думая, что это обычные детские страхи, хотя и тревожился за него).
- В какой последовательности действует Лесной царь?
   (Сначала он только показывается мальчику, потом он уговаривает, завораживает его: «Он золото, перлы и радость сулит…»; затем он угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»). - Сравните главного героя баллады с образом лешего из русских народных поверий.
  (Внешне они в общем похожи ( с густой бородой). Леший из народных поверий с людьми шутит, играет, но не убивает, а Лесной царь в балладе способен на убийство, он более кровожаден и беспощаден). - Какими художественными средствами создается в этой балладе ощущение страха?
  Использование магии – связи между реальным и ирреальным мирами
Использование повторов – возрастающий страх в словах мальчика.
Обращение сына к отцу: «Родимый».
Выразительность текста.
К концу баллады убыстряется темп.
Пейзаж, усиливающий напряжение, дан в эмоциональном восприятии ребенка
6. Выразительное чтение элегии «Вечер».
7. Анализ элегии « Вечер».
Шедевр ранней лирики Жуковского элегия "Вечер" (1806). Элегия «Вечер» частично положена на музыку П. И. Чайковского в его опере «Пиковая дама».
- Назовите тему элегии.
- О чём размышляет поэт?
(Размышления (медитации) здесь сосредоточены вокруг личной темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа.)- Как показана природа в элегии?
(Природа в элегии "Вечер” изображается в движении, смена явлений от раннего вечера к поздним сумеркам соответствует смене в настроении поэта.)
-Какое настроение в элегии?
- О чём грустит поэт? Найдите в тексте.
(Грустит о прошлом: о минувшей юности, друзьях, которых разбросало по свету)
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?     Ужели никогда не зреть соединенья?     Ужель иссякнули всех радостей струи?     О вы, погибши наслажденья! - Какие языковые средства использует поэт?
( олицетворения, эпитеты)
- Найдите олицетворение в тексте.
( олицетворение: рощи спят, лик луны встает; грустно склонившаяся ива, луны ущербный лик, сумрак лесов)
-Назовите эпитеты.
сладко струй плесканье, небес задумчивых светило)
-Какое настроение вызывает у вас элегия?
8. Выразительное чтение элегии «Весеннее чувство».
9. Анализ элегии «Весеннее чувство».
- Какое настроение возникло у вас после прочтения элегии «Весеннее чувство»?
- Назовите тему элегии.
- О чём рассказывается в элегии?
(    В стихотворении «Весеннее чувство» лирический герой пытается угадать (при чем угадать сердцем) - что сулят ему «легкий ветерок», облака, «птичка, странник поднебесный». Пробуждается природа - пробуждается и душа героя:     Легкий, легкий ветерок,     Что так сладко, тихо веешь?     Что играешь, что светлеешь,     Очарованный поток?     Чем опять душа полна?     Что опять в ней пробудилось?     Что с тобой к ней возвратилось,     Перелетная весна?     Вместе с весной к лирическому герою, как он сознается, что-то «возвращается». Что же? Наверное, надежды на то, о чем всегда мечтает человек: на радость, любовь, счастье.)10. Выразительное чтение элегии «Цветок» 1811
9. Анализ элегии ««Цветок»».
Элегия «Цветок» положена на музыку. Это романс.
-Назовите тему элегии.
- О чём это стихотворение?
( размышление о жизни)
- С чем поэт сравнивает жизнь человека?
- Как построено стихотворение?
(Состоит из 4 четверостиший)
- Какие языковые средства использует поэт?
(эпитеты, олицетворение)
- О чём заставило вас задуматься это стихотворение?
IV. Итог урока.
1. Вывод.
В.А.Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской национальной художественной литературе, как поэт, и в этом указавший дорогу другим, еще более значительным нашим писателям.
Отличительные признаки баллад Жуковского — атмосфера опоэтизирования, лиризм, понимание душевных коллизий как сложного контекста переживаний, соотнесенных с тайной жизнью мира, что сближает их с его лирикой, усиливая романтическую направленность творчества в целом.
Наследие Жуковского не растворилось в широком потоке поэзии XIX в. Более того, именно Жуковский открыл путь новой русской поэзии, оказал благотворное влияние на целое поколение замечательных поэтов, среди которых Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие. В. Г. Белинский писал: "Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят".
2.Комментирование оценок. Сегодня вы хорошо потрудились. Всем спасибо за урок.
V. Домашнее задание: стр.143-151 выучить наизусть элегию « Весеннее чувство»
ЦВЕТОК Романс
Минутная краса полей,
Цветок увядший, одинокой,
Лишён ты прелести своей
Рукою осени жестокой.
Увы! нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает:
С тебя листочек облетел -
От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.
Смотри... очарованья нет;
Звезда надежды угасает...
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?
1811
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".
"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне;
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".
"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит".
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".
"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".
"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей".
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".
"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой".
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
1818