Технологическая карта урока окружающего мира по теме: Водные богатства


Технологическая карта урока
Тема урока: Водные богатства.
Класс: 2 «Б»,
Цель:  познакомить с разнообразием водоёмов планеты, с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.
Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Широкий интерес к новому учебному материалу ,способам решения новых учебных задач.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность.
Умение слушать, получать необходимые сведения.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме.
Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся:
Учебник «Окружающий мир» 2 класс, А.А. Плешаков .
Материалы для учителя:
Учебник «Окружающий мир» 2 класс, А.А. Плешаков, презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемые
на данном этапе урока)
1.Этап мотивации к учебной деятельности
Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок. - Учебник, дневник, пенал и тетрадки
На парте всё в образцовом порядке.
Подарим улыбки,
Гостям, мне, друзьям,
свободно вздохнём
И, не волнуясь, урок наш начнём.
Здравствуйте, ребята! Тихонечко присаживайтесь на свои места. Меня зовут Анастасия Алексеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я!
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.
Познавательные: Целеполагание, мотивация на организацию активного участия в уроке
2. Этап актуализации пробного действия Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете.
- Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание. Эти слова были разделены на две группы, но Муравьишка – Вопросик их нечаянно перепутал. Давайте поможем ему исправить эту досадную ошибку.
Устье, холм, русло, исток, вершина ,гора, склон, подошва,приток.
Какие у вас есть предположения?
Что такое склон?
Подошва?
Вершина?
Чем отличается холм от горы? Отвечают на вопросы учителя по прошлой теме:
Получается две группы слов:
формы земной поверхности:
склон, подошва, вершина, гора, холм
Вторая группа: устье, русло, приток, исток.
Склон — наклонный участок поверхности, ограничивающий разл. формы рельефа 
Подошва-место, где начинается холм или гора.
Вершина-самая высокая часть холма или горы.
Холмы имеют высоту до 200 метров, горы-более 200 метров.
Личностные:
Умение включаться в разговор; участвовать в диалоге;
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Познавательные: Целеполагание, мотивация на организацию активного участия в уроке.
Предметные:
способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в
   учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,
   взрослого)
3. Этап выявления места и причины затруднения - Объясните, пожалуйста, значения слов второго столбика.
Трудно. Я вам помогу.
- Отгадайте загадки.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в ручейке,
А широкий – в море.
-Какие реки вы знаете?
Стоит корытоПолно воды налито.
-А какие озера вам известны?
Кругом вода,
А с питьем беда.
-Какие моря вы знаете?
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Слушают учителя.
Просматривают презентацию и отвечают на вопросы учителя.
-Река.
-Обь, Дон, Лена…
-Озеро
-Онежское, Байкал…
-Море
-Черное, Азовское…
-О водоемах..Познавательные:
уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные:
уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах.
Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы?
- Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах?
-Откройте учебник на с. 82. Сверьте свои задачи с задачами в учебнике. Они совпадают? Отвечают на вопросы учителя.
-Что такое река. Какие бывают водоемы…
-Что составляют водные ресурсы…
Читают задачи в учебнике. Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока
5.Этап реализации построенного проекта - Где можно найти интересующую нас информацию?
- Первый вопрос. Что составляет водные богатства планеты?
- Ребята. Вот у Муравьишки ещё два слова – естественные и искусственные.
Как вы думаете, что они обозначают и какое отношение имеют к водоёмам.
-Давайте прочтем текст после задания.
-Так что такое естественные водоемы?
- Назовите естественные водоёмы.
-Что такое искусственные водоемы?
- Назовите искусственные водоёмы.
- А теперь выполняем задание в учебнике на с. 82 (вставляют пропущенное слово).
Проверка работы, ответы на экране.
Физкультминутка:
Мы немного отдохнем,
Побежим скорее в реку,
Встанем, глубоко вздохнем,
Окунемся, поплывем.
Руки в стороны, вперед.
Ах, какая благодать!
Мы на пляже,
Но и меру надо знать.
Солнце жжет.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Давайте теперь подробнее изучим естественные водоемы. Подробно рассмотрите схему. Расскажите по ней о частях речи.
-Что такое исток?
-Откуда он берет начало?
-Что такое устье?
-Куда, кроме озера, еще может впадать река?
-Что еще вы увидели на схеме?
-Как определить где у реки левый берег, а где правый?
Давайте сверим ваши предположения с учебником .(Чтение статьи детьми вслух).
-В тексте есть часть реки, о которой мы не говорили. Что это?
-Почему вода в реке не кончается?

А знаете ли вы, какие реки есть в нашей области?
Все реки Рoстовской oбласти oтносятся к бассейну Азовского моря, бoльшинство из них к бассейну главной артерии области - реки Дoн (протяженность 1870 км). Нa территории Ростовской облaсти протекают судoходные реки, являющиеся значительными притоками Дона: Сaл, Северский Донец и Маныч.
- Что означает судоходная река?
Рeка Сал, протекая по сухой степи, характеризуется извилистым. Река Мaныч с сoлонцевато-гoрькой вoдой, по которой прoходит услoвная грaница мeжду Еврoпой и Азией, делится на Зaпадный Маныч (течет к Дoну) и Вoсточный Маныч (тeчет к Кaспию). Судоходный Северский Донец - самый крупный приток Дона, наименование «Северский» получено от Северского княжества. А левый его приток – река Калитва - до сих пор радует путешественников своей красотой и историей происхождения названия.
В прeделах Ростовской области также находятся Пролетарское и Веселовское водохранилища, образованные в 30-40 годы прошлого столетия. И очень интересное реликтовое сoленое озеро Маныч-Гудило, акватория которого входит в состав заповедника «Ростовский» и о филиала государственного природного заповедника «Черные Земли» республики Калмыкия. Отвечают на заданные вопросы учителем
-В учебнике, в интернете…
-Реки, озера, океаны,…
Читают статью в учебнике.
-Естественные водоемы- водоемы созданные природой.
Океан, река, болото..-Искусственные- водоемы ,созданные человеком.
Канал, пруд…
1)Пруд
2)Водохранилище
3)Канал
Выполняют физминутку.
-У реки есть исток,устье,2 берега, притоки.
-Исток- начало реки.
- Это может быть верхушка ледника, озерцо, болото или небольшой родник.
-Устье - место, где река впадает в озеро.
-В реку, море…
-Левый и правый приток.
- Встаньте лицом по направлению течения реки или расположите соответствующим образом карту. Справа от вас будет – правый берег, слева от вас будет левый берег реки.Читают статью.
-Русло.
- Это происходит благодаря испарению воды. Над морями и океанами вода испаряется. В виде облаков переноситься ветром на сушу . Там она выпадает на землю в виде дождя и снега и стекает по ее поверхности в реки, моря, океаны.
- Маныч, Дон,…
-Река, по которой ходят суда.
Личностные:
умение слушать.
Умение включаться в разговор; участвовать в диалоге;
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Предметные: умение работать с информацией
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Организует работу в тетрадях., над заданием, с установлением частей реки.
Проводит проверку задания, ответ появляется на экране. Выполняют задание.
Познавательные УУД:
Умение наблюдать, делать выводы и умозаключения, Поиск и выделение необходимой информации. Личностные УУД:
Развитие познавательного интереса к новому материалу.
8. Этап включения в систему знаний и повторения Сейчас мы с вами проведем блиц-опрос. Я буду говорить вам определения, а вы одним словом отвечать на мой вопрос.
1)В реку обычно впадают другие реки и ручьи. Их называют?
2)Углубление, по которому течет пека?
3) Водоемы созданные природой-?4) Водоемы, созданные для своих хозяйственных нужд?
5) Начало реки-?- Притоки.
- Русло.
- Естественные.
- Искусственные.
-Исток. Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
9. Этап рефлексии учебной деятельности - С какими водными богатствами планеты мы познакомились на уроке?
Какие части реки вы знаете?
- Выберите и дополните одно из предложений:
1.Мне на уроке было интересно…
2. Мне на уроке было трудно…
3. Урок заставил задуматься о том, что …
- Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.
Личностные:
Умение слушать;
Умение строить межличностные отношения, действовать в сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Предметные:
способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,   взрослого)