Урок по литературе на тему Урок-КВН по басням И.А. Крылова (5 класс)


Урок – КВН по басням И.А. Крылова
Цель урока: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
-умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
-воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
-проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
-проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
-развитие речи и творческого мышления обучающихся;
-формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-игра
УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011
Оборудование урока:
1. Портрет И.А. Крылова.2. Иллюстрации к басням.3. Магнитофонная запись – сопровождение конкурсов КВН.
Подготовительная работа: формирование команд, поисковая работа по подбору дополнительного материала о жизни И. Крылова, подготовка девизов, подготовка домашнего задания – инсценировка басен, чтение и разучивание басен.
Ход урока:
Организационный момент.
Слово учителя. Я сегодня выступаю в роли только ведущего. Оценивать вас будет жюри (представить членов жюри). Ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И. С. Крылова, блеснуть своими познаниями, проявить смекалку и творческие способности.В КВН участвуют 2 команды!
Звучит музыка “Мы начинаем КВН…”
1. Сообщение темы, целей и формы занятия.
КВН задуман снова,
Вспомним басни мы Крылова.
Разобрать, понять их суть
Предстоит. Ну что же, в путь!
Девиз нашего урока:
Пусть вовсю кипит работа.
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
2. Представление команд.
Наверное, самой известной басней Крылова является “Ворона и Лисица, поэтому наши команды мы так и назвали:
1. “Вороны”
Девиз: “Наша команда зовётся “Вороны”!
Будем мы крепко держать оборону.
Басни Крылова стыдно не знать –
Сможем достойный ответ мы вам дать!”
2. “Лисицы”
Девиз: “Мы, лисицы, хоть не птицы,
Но нам есть чем гордиться.
В баснях Крылова мы часто встречаемся,
В нашей игре победить постараемся!”
3. Представление жюри.
В каждой игре, как ни крути,
Должно быть строгое жюри.
Сегодня команды оценят, друзья, –
Дети, родители, учителя.
Состав жюри:_____________________________________________________
II. Основная часть
1. Разминка.
Вопросы задаются для всех учащихся и не оцениваются.
1.Что такое басня?
2.Что такое мораль в басне?
3.Каких баснописцев вы знаете?
4.Сколько басен написал Крылов?
2. «Найди пару». Каждая команда получает по два комплекта карточек. Задача команды- найти начало и конец фразы, кто быстрее справится (дается по 1 баллу за каждый правильный ответ).
А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар»
Да только воз… (и ныне там). «Лебедь, Рак и Щука»
А ларчик просто… (открывался). «Ларчик»
Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать). «Волк и Ягненок»
Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза). «Стрекоза и Муравей»
Чтоб музыкантом быть…(так надобно уменье) «Квартет»
А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь) «Квартет»
Кукушка хвалит Петуха (за то, что хвалит он Кукушку) «Кукушка и Петух»
Чем кумушек считать, трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) «Зеркало и Обезьяна»
Ай, Моська! знать, она сильна… (что лает на Слона) «Слон и Моська»
Ведущая: Величайший знаток русского слова И.А.Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами, поговорками. Используя некоторые фразы, мы даже не задумываемся, что эти слова произнесли впервые герои Крылова. Здесь вас ждет конкурс №3.
3. Конкурс знатоков «Угадай басню». Я буду зачитывать командам по очереди поговорки, а вы – отгадывать, из какой это басни. (За каждый правильный ответ получаете 1 балл.)
«У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и ягненок)
«Слона-то я и не приметил» (Слон и Моська)
«Да только воз и ныне там» (Лебедь, Щука и Рак)
«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет» (Лебедь, Щука и Рак)
«Не стели языком – торопись делом» (Ларчик)
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (Квартет)
«Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку» (Кукушка и Петух)
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» (Ворона и Лисица)
4. «Слова в разброс». Задание: даны слова в разброс, кто быстрее составит высказывание и назовет басню (5 баллов).
Для первой команды слова:
просто, а, ларчик, открывался.
А ларчик просто открывался.
«Ларец»
Для второй команды слова:
зверя, сильнее, кошки, нет.
Сильнее кошки зверя нет.
«Мышь и крыса»
5. «Узнайте персонажа» .А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете героев басен Крылова? К данным фразам надо подобрать соответствующего персонажа. (За каждый правильный ответ – по 2 балла)
1. «Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки» (Лисица, «Ворона и Лисица)
2. «Все про очки мне лишь налгали;А проку на волос нет в них» (Мартышка, «Мартышка и очки»)
3. «Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)
4. «Друзья! К чему весь этот шум?Я ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне»)
5. «Погодите! Как музыке идти?Ведь вы не так сидите» (Мартышка, «Квартет»)
6. «Соседка, перестань срамиться,-Тебе ль со Слоном возиться?!» (Шавка, «Слон и Моська»)
6. «Конкурс капитанов» (нарисуйте иллюстрацию к любимой басне Крылова за 2 минуты, максимум 5 баллов), а пока капитаны работают над своим заданием, давайте протестируем наши команды на знание басен Крылова.
«Тест» (за каждый правильный ответ 1 балл):
Куда Лебедь из басни “Лебедь, Щука и Рак” пытался увезти воз с поклажей?
а) в воду; б) в облака; в) на птичий двор; г) в другую страну.
Какой недуг, развившийся у Мартышки к старости, вынудил её искать себе людские вспомогательные средства?
а) маразм; б) тугоухость; в) радикулит; г) слабое зрение.
Какой дух способен остановить бегущую Лисицу?
а) лесной; б) морской; в) рыбный; г) сырный.
Куда попал волк в басне «Волк на псарне»?
а) в овчарню; б) в хлев; в) в переплет; г) на псарню.
В чём провинился Ягнёнок, унесённый Волком в наказание в тёмный лес на расправу?
а) Ягнёнок съел годовой запас Волка.б) Ягнёнок забодал Волка и его сородичей.в) Ягнёнок хотел сшить себе шубу из шкуры Волка.г) Просто Волку хотелось есть.
Каким образом Свинья пыталась погубить вековой дуб?
а) толкала ствол головой; б) подрывала корни;в) пилила ствол пилой; г) вылила на корни яд.
Как звали кота из басни “Кот и Повар”, который, несмотря на нравоучения Повара, уплёл всё жаркое?А) Барсик; б) Мурзик; в) Васька; г) Рыжик.
Ведущая: Итак, ребята. Все мы понемногу вспомнили басни Крылова. Мы увидели, что он создал реальные картины жизни. И при этом добился чудесной простоты, ясности и вместе с тем наглядности и силы каждого образа. Подытоживая полученные знания о баснях Крылова, предлагаю командам сыграть в следующую игру.
7. «Угадай кроссворд».  Представители команд должны по очереди подходить и заполнять кроссворд. ( Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)(кроссворд на доске).
Кроссворд «И.А.Крылов»
Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.
1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… (Квартет)3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» (Сыр)6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон)7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки)8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надо же беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал …» (Волк)

Ведущая: К заданию вы все подготовились заранее. Ведь оно называется – домашнее. Итак,  следующее задание ….
8. Домашняя инсценировка басен. (максимум 5 баллов.)
III. Подведение итогов.
Предоставляется слово жюри.
Заключительное слово учителя.
Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим всё сильней.Со школьной парты с ними мы сживались,В те дни букварь постигшие едва.И в памяти навеки оставалисьКрылатые крыловские слова.