Тест по истории России VIII-XVIII веков в формате ЕГЭ

Тест по истории России VIII-XVIII в.в. в формате ЕГЭ
Часть 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Ледовое побоище
2) Куликовская битва
3) Восстание Уота Тайлера

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
СОБЫТИЯ
 
ГОДЫ

А) крещение Руси
Б) соляной бунт
В) начало Великой Отечественной войны
Г) начало книгопечатания
 
1) 2013 г.
2) 1564 г.
3) 1648 г.
4) 1054 г.
5) 988 г.
6) 1941 г.


3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVI в. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Стрельцы, Земский собор, казачество, царство, рядовичи, приказы.

4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII в.
1) Сенат 2) кондиции 3) коллегии 4) Верховный Тайный Совет 5) Синод 6) Негласный комитет

5. Состоявший из представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел (впервые – в 1549 г.), назывался _______.

6. Государственные крестьяне, переданные в условное владение частным лицам для работы на их предприятиях, назывались ______________.

7. Установите соответствие между определениями и понятиями.
 
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 
ПОНЯТИЯ

А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому
Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю
В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день
Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам
 
1) заповедные лета
2) земщина
3) опричнина
4) пожилое
5) поместье

 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A
Б
В
Г

 
 
 
 


8. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
 
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
 
А) «Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. <> Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен <> За грехи наши побеждены были русские полки»
Б) «В год 6745 (от Сотворения Мира).<> Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу (Игоревичу) Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давидом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать, как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтоб не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекраснее она красотой телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велся бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал».
 
ХАРАКТЕРИСТИКИ
 
1) Противником русских в этом сражении были шведы.
2) Участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар.
3) Первыми на пути полчищ Батыя стала Рязань.
4) Оборону Рязани возглавил Александр Невский.
5) Битва на реке Калке состоялась в 1223 г.
6) Войска Батыя вторглись в русские земли зимой 1237 г.
 
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 


9. Выберите из списка три характеристики хозяйственного развития России в XVII в. и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
 
1) товарная специализация районов
2) железнодорожное строительство
3) создание мануфактур
4) развитие ярмарочной торговли
5) уничтожение внутренних таможенных пошлин
6) начало промышленного переворота

10. Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Екатерины II? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.
 
1) Манифест о вольности дворянской
2) участие России в Семилетней войне
3) присоединение Крыма к России
4) Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва
5) Итальянский поход Суворова
6) основание Черноморского флота

11.  Установите соответствие между именами исторических лиц и сферами их деятельности.
ИМЕНА
 
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) Аввакум
Б) Григорий Потёмкин
B) Василий Баженов
Г) Федот Шубин
 
1) государственный деятель
2) композитор
3) церковный деятель
4) архитектор
5) скульптор

 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A
Б
В
Г

 
 
 
 


12. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей XVIII в. и их ролью в событиях отечественной истории: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
 
ФАМИЛИИ
 
РОЛЬ В СОБЫТИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

А) А. Д. Меньшиков
Б) Э. Бирон
В) Н. И. Панин
Г) Г. А. Потёмкин
 
1) фаворит императрицы Екатерины II, руководил обустройством присоединенных к России Новороссии и Крыма
2) воспитатель наследника престола Павла Петровича, руководил внешней политикой России в 1760–1770-х гг.
3) один из сподвижников Петра I, генерал-губернатор Петербурга, в 1725–1727 гг. фактический правитель России
4) первый генерал-прокурор Сената при Петре I, «око государево»
5) фаворит императрицы Анны Иоанновны

 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A
Б
В
Г

 
 
 
 


13. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Правитель
Событие
Век

Иван Грозный
__________(А)
XVI в.

__________(Б)
церковный раскол
XVII в.

Петр I
__________(В)
__________(Г)

Мартин Лютер
__________(Д)
__________(Е)

 
 
Пропущенные элементы:
1) учереждение коллегий
2) введение опричнины
3) Алексей Михайлович
4) XVIII в.
5) начало Реформации
6) XV в.
7) XVI в.
8) Екатерина II
9) Ян Гус

14. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
 
Правитель
Событие
Век

Иван Грозный
__________(А)
XVI в.

__________(Б)
Церковный раскол
__________(В)

__________(Г)
Прутский подход
XVIII в.

Екатерина II
Восстание Е. Пугачева
__________(Д)


Пропущенные элементы:
1) Семилетняя война
2) Ливонская война
3) Алексей Михайлович
4) XVII в.
5) Крымская война
6) Петр I
7) XIX в.
8) Елизавета Петровна
9) XVIII в.
 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 


15. «Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира... Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?»
 
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
 
1) События, о которых идёт речь, произошли в 1550-х гг.
2) Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания.
3) Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г.
4) Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания.
5) Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма.
6) В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет.

16.  Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите имя правителя, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

17. Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

18. Рассмотрите схему и выполните задание

Укажите название обозначенной цифрой 2 земли, где в период данного похода существовало кочевое государство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды, фактически с 1557 г. добровольно вошедшего в сферу политического и экономического влияния Русского централизованного государства.


19. Рассмотрите схему и выполните задание
 

 
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 
1) для завоевания столицы ханства была предпринята серия военных походов: второй из них увенчался успехом;
2) в 1559 году московский царь в третий раз осадил столицу ханства;
3) после взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, город был взят штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел;
4) в результате событий, обозначенных на схеме, ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России, в итоге возникли предпосылки для освоения русскими переселенцами Поволжья, дальнейшего продвижения на Урал и в Сибирь
5) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Золотой Орды;
6) в память о взятии столицы и победе над ханством был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

20. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
 
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Собор Василия Блаженного
Б) «Слово о полку Игореве»
В) Донская богоматерь
Г) «Архипелаг Гулаг»
 
1) Данное творение относится к XII в.
2) Данное творение создано в честь победы на Куликовом поле.
3) Автор данного творения был вынужден покинуть СССР.
4) Этот шедевр создан в честь присоединения Казани.
5) Автором данного творения является В. Шаламов.
6) Автором данного творения является Андрей Рублев.

 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А
Б
В
Г

 
 
 
 


21. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
 
ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Успенский собор во Владимире
Б) «Поучение детям»
В) Медный всадник
Г) «Броненосец Потемкин»
 
1) Данный памятник архитектуры создан при Юрии Долгоруком.
2) Этот кинофильм посвящен события первой русской революции.
3) Данное творение находится в Санкт-Петербурге.
4) Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича.
5) Эта скульптура создана известным русским скульптором П. Шубиным.
6) Этот памятник создан в XII в.

 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А
Б
В
Г

 
 
 
 


22. Рассмотрите изображение и выполните задание
 

 
Какие суждения о событиях, изображённых на картине, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 
1) Событие, изображённое на картине, происходило в Москве.
2) Главными зачинщиками изображённого события выступили полки иноземного строя.
3) Изображённые на картине события связаны со стрелецким бунтом.
4) Изображённый на картине священнослужитель патриарх Никон.
5) Изображённое событие завершилось дворцовым переворотом.



23.


Какое из событий, изображённых на представленных ниже репродукциях, произошло в тот же век, что и представленное? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.






 

Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С24С26. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
 
Из книги А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного»
«Присоединение Сибири.
К концу Ливонской войны хозяйственная разруха резко усилилась. В некоторых районах Новгородской земли запустело 80-90% сёл и деревень. Тяготы возросших поборов, мор и голод приводили к вымиранию населения и к бегству крестьян на восточные и южные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться, прежде всего, о благополучии «воинского чина», т. е. военно-служилого люда. С 1581 г. начинается перепись населения с целью навести порядок в обложении его государственными податями. В районах, где проводилась перепись, крестьянам временно, в течение «заповедных лет», запрещалось уходить от господ. Так подготавливалась отмена крестьянского выхода и окончательное утверждение крепостного права. Бегство крестьян и холопов продолжалось. На южных рубежах страны скапливался тот горючий элемент, который в начале XVII в. приведёт к грандиозному пожару крестьянской войны.
Введение «заповедных лет», этих предвестников окончательного торжества крепостничества, совпало с присоединением Сибири. Её огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили беженцев из крепостнического центра России. Отлив населения снимал остроту классовых противоречий в центре, но создавал их очаги на окраинах»
 
24.На основе текста и знаний по истории укажите не менее двух событий (явлений), которые предшествовали и послужили причиной усиления хозяйственной разрухи в России в описываемый период времени. О каком «грандиозном пожаре крестьянской войны» идёт речь?

25. На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух мер, предпринимаемых правительством для преодоления хозяйственного кризиса. Укажите, в интересах какого слоя населения проводились эти меры?
26. На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин усиления классовых противоречий в данный период времени. Какой фактор в конце XVI в. временно снимал остроту классовых противоречий?
27.  Процесс объединения земель в единое Русское государство сопровождался драматической борьбой за лидерство между отдельными политическими центрами Северо-Восточной Руси в первой трети XIV в. и закончился веком позже превращением Москвы в столицу объединённых русских земель.
 
Какие причины обусловили возвышение Москвы в XIV в.? Приведите не менее 3-х объяснений.
28. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке:
 
«Отставание в развитии русских земель от западных стран было прежде всего вызвано длительным ордынским владычеством».
 
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
 
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)
2)
Аргументы в опровержение:
1)
2)
29. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1325-1340 гг.;
2) 1741-1761 гг.;
3) 1645-1676 гг.
В сочинении необходимо:
указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 515