Разработка внеурочного занятия Новогоднее путешествие в страну Геометрия по программе Геометрические фигуры (5 класс)


Открытое занятие по внеурочной деятельности
в 5 классе
Тема: «Многогранники. Пирамида»
Формы проведения занятия: игровая, новогоднее путешествие в страну «Геометрия».
Цели:
Обучающая:
систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за первое полугодие;
активизировать практическую деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
показать, какие качества необходимы при изучении математики; Развивающая:
развитие познавательного интереса к математике;
развитие логического, пространственного мышления, быстроты реакции, внимания, памяти.
Воспитывающая:
воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
-формировать практические навыки построения и изготовления геометрических фигур;
-совершенствовать умение решать логические задачи, задачи на построение, пространственное воображение;
-способствовать развитию творческих способностей.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-совершенствовать практические навыки, приёмы построения геометрических фигур;
-совершенствовать умение решать логические и геометрические задачи;
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать и отстаивать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Используемые технологии: игровая (Б.П.Никитин), групповая (Дьяченко В.К.),
ИКТ (Т.Ф.Минаев, Г. Симакина.)
Занятие рассчитано на класс со средним уровнем знания математики; продолжительность занятия – 45 минут;

Учитель математики высшей категории Безрукова Галина Владимировна
15 декабря 2016 года

Этап занятия Действия учителя Деятельность учащихся
1. Адаптационный этап.
1) Организационный момент
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
- Собрались ребята в круг,Слева друг и справа друг.Вместе за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся.Я передаю улыбку Кириллу, Кирилл передаёт …..
Ребята, повернитесь к нашим гостям и передайте им ваши улыбки, доброту и хорошее настроение.
- Я рада приветствовать Вас на внеурочном занятии «Геометрические фигуры», присаживайтесь. Стоят в кругу, дарят улыбки приветствия
2.Актуализация знаний.
2) Постановка проблемы, цели, мотивация деятельности учащихся
Все вокруг – геометрия.
«Вдохновение нужно в геометрии не меньше чем в поэзии»
Александр Сергеевич Пушкин
Начнем мы сегодня наше занятие со слов А.С.Пушкина;
Ребята, прочтите на экране высказывание.
Ребята, а кто мне скажет, что означают эти слова?
- Какие качества необходимы при изучении геометрии?
(Геометрия – это наука изучающая фигуры и их свойства. Зародилась из практических действий людей. И по сей день нас окружают предметы, имеющие геометрическую форму. И на сколько творчески и с вдохновением будут подходить к своей работе люди той или иной профессии настолько качественные и красивые предметы нас будут окружать (дома, здания, предметы быта).
- Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с многогранниками, выполним макет пирамиды, добавив творчества, вдохновения и фантазии сделаем нашу жизнь ярче и интереснее.
- Я предлагаю всем вместе отправиться в увлекательное новогоднее путешествие «В страну геометрия».
- В путешествие мы отправляемся командами, капитаны команд наденьте, пожалуйста, новогодние колпаки Деда Мороза.
- Нашими попутчиками будут геометрические фигуры.
- А помогут нам работать в группе правила работы в команде. У каждой команды на столе лежит правило. Пожалуйста, капитаны команд прочтите и прикрепите на доску.

- дети читают на экране слова А.С.Пушкина
- ребята дают свои ответы……
- дети называют качества….
-капитаны надевают колпаки;
- капитаны по очереди озвучивают правила и выходят к доске вывешивают
3.Основной этап. 1. Память
Отгадайте слово, ответив на следующие вопросы. Для этого вам надо вспомнить название многоугольников.
1.Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны;
2. Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны;
3. Четырехугольник, у которого все стороны и углы равны;
4. Многоугольник у которого три стороны и три угла;
5. Многоугольник, у которого четыре стороны и четыре угла.
Что символизирует нам эта птица? Правильно, символ 2017 года по восточному гороскопу.
21971003581402. Пространственное воображение
Отметьте на сторонах прямоугольника восемь точек так, чтобы на каждой стороне было по три точки. Роль точек будут играть новогодние снежинки.
У вас на столах лежит конверт с заданием №1. Достаньте, пожалуйста, снежинки и листы бумаги. По периметру прямоугольника надо разложить и наклеить, как указано в задании.
По одному ученику от команды предлагаю выполнить это задание у доски. Роль прямоугольника будет играть доска справа. Снежинки прикрепляем магнитами.
Ответ
А повседневной жизни мы можем так украсить окно к Новому году, или сделать своими руками Новогоднюю открытку
3. Наблюдательность
Задание №2.
Повтори геометрический рисунок.
По 1 человеку от команды выходят к доске с цветными фигурами и продолжают геометрический узор на доске.
Остальные работают в команде, выполняют цепочку из фигур в уменьшенном размере.
Вот такая яркая, красивая новогодняя гирлянда у нас получилась, которая придаст любому помещению предпраздничное настроение.
Команды могут повесить свои гирлянды на елку, так можно выполнить новогодние бусы на елку
3.Внимание
Перенесемся в страну «Геометрия»
Назвать геометрические фигуры в соответствии с номерами
4. Умение логически рассуждать
Информация о пирамиде.
(Рисунки на слайде). Виды пирамид. Определение. Элементы пирамиды.
5. Аккуратность
- Ребята, при выполнении чертежей по геометрии нужна аккуратность.
Возьмите конверт с заданием №3.
- Нарисуйте звезду, не отрывая карандаша от бумаги и не проходя дважды по одной и той же прямой.
Молодцы!!!
По заданному алгоритму построить пирамиду.
Мы будем строить изображать пирамиду, у которой в основании лежит треугольник. Такую пирамиду еще называют тетраэдром.
Помните, что невидимые линии на чертеже изображают пунктирной линией.
Настало время отдохнуть.

5. Умение выполнять практическую работу
На экране развертка пирамиды.
Возьмите на столе конверт с заданием №4.
В нем находятся развертки пирамиды. Необходимо свернуть по пунктирной линии и нанести клей на части фигуры, имеющие отметки и склеить. Можно приступать к работе.
Выполнять работу индивидуально, а можно в паре, если у вас возникло какое-либо затруднение.
7. Воля. Умение думать, анализировать, рассуждать
Работа в парах.
Продолжаем работать на листах с заданием №3.
Необходимо заполнить таблицу об элементах сделанной пирамиды. Выяснить из каких элементов состоит ваша пирамида, посчитать их количество и внести в таблицу. Поменяться с соседом и проверить.
(проверяем, на слайде правильные ответы)
8. Нестандартное мышление
Впереди Новый год, а какая елка без игрушек. Макет пирамиды и позволит нам превратить его в елочную игрушку.
- Возьмите в руки ваши пирамидки, воспользуйтесь новогодней волшебной шкатулкой, в которой есть все необходимое. Из фигурок многоугольников разных цветов можно сложить геометрический рисунок, который оживит вашу пирамидку, а ленточка позволит повесить игрушку на елку.

9. Умение применять знания в творческих условиях
Загадка про снеговика.
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем,
Нос приделали и в миг получился……(Снеговик).
Из модели прямоугольного параллелепипеда можно изготовить забавного снеговика. И опять нам в помощь шкатулка. Кружки будут служить глазами, пуговицами, треугольники – носом. Наденем шапочку, повяжем шарфик, и снеговик готов! Осталось поставить снеговиков под наши елочки.
12. Умение получать удовольствие от того, что делаешь сам
Блиц-опрос
Отгадываем загадки
- ребята вспоминают название многоугольников и их элементов, отвечают на вопросы, выходят к доске и вписывают слова.
- ребята высказывают свое мнение.
- ребята на листах выкладывают по периметру восемь снежинок;
- дублируют решение задачи на доске
- ребята в тетради рисуют предполагаемую фигуру

- ребята выслушивают утверждения одноклассников
- рисуют звезду, не отрывая карандаша от бумаги
- ребята в тетради рисуют предполагаемую пирамиду
-проверяют решение
- 1 ученик у доски
- выполняют зарядку
- работа в парах
- предлагают модели сделанных пирамид.
-заполняют таблицу,
проверяют друг у друга
- отгадывают загадки (устные ответы по командам)

4. Итог урока Подведём итог занятия
Кто скажет, что нового вы узнали на этом занятии?
Продолжите высказывания:
- Я научился…
- Мне было интереснее всего…
- Мне запомнилось…
- У меня не получилось…
Ребята!
В течение всего урока вы проявляли смекалку, творчество, путешествуя в страну «Геометрия».
Давайте похлопаем себе за хорошую и плодотворную работу.
А какой же Новый год без подарков от Деда мороза. Наши капитаны команд они же Деды Морозы, а у Деда Мороза есть мешок с подарками и пожеланиями в новом году. Капитаны команд раздайте своим командам подарки.
Ребята, можете поделиться своими пожеланиями. - ребята выказывают свое мнение об уроке, что нового узнали, чему научились, отвечают на вопросы
- зачитывают пожелания в учебе в новом году
5. Рефлексия Оцените свою работу на уроке, одним из новогодних шариков:
- Шар красного цвета сигнализирует, что урок понравился, мне было все интересно и понятно;
- Желтый шар-урок понравился, но у меня остались некоторые вопросы;
- Синий шар – мне было не интересно на уроке.
Я предлагаю вам украсить елку в нашем кабинете, пожалуйста, первая команда, вторая…
Вот такая красивая новогодняя елка у нас получилась. - ребята оценивают занятие и вешают шары на елку
6. Домашнее задание Творческое домашнее задание:
1. На альбомном листе из геометрических фигур выполнить аппликацию сказочного новогоднего персонажа, придумать ему название.
2. По желанию вырезать снежинку с геометрическим узором.
3. По желанию изготовить модель пирамиды в увеличенном виде используя развертку.
Урок подошел к концу. В уходящем году люди дарят друг другу добрые пожелания и говорят до встречи в новом году, а я не прощаюсь с вами, и говорю, до встречи на следующем занятии «Геометрические фигуры» и в добрый путь в неизведанную страну «Геометрия». - делают записи о домашнем задании в дневниках