Технологическая карта по чтению на тему КИР БУЛЫЧЁВ «ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ». РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПЕРЕСКАЗ ОТ ЛИЦА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Чтение
Урок Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Развитие речи: пересказ от лица главного героя
Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством писателя-фантаста Кира Булычёва; заинтересовать учащихся его произведениями; познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы»; научить анализировать поступки героев; составлять картинный план; пересказывать текст по картинному плану; развивать фантазию, воображение учащихся; работать над развитием речи; прививать интерес к литературе

Планируемые результаты

Предметные:
познакомятся с произведением Кира Булычёва «Путешествие Алисы»;
научатся: анализировать поступки героев; составлять картинный план, пересказывать текст по картинному плану, понимать содержание литературного произведения, называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания
Метапредметные:
Познавательные: работать с текстом: осмысливать структурные особенности рассказа, давать характеристику героям, понимать главную мысль; осуществлять поиск необходимой информации в книге; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги на основе заданного материала.
Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Коммуникативные: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)
Личностные: осмыслять базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие; предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока


Организационная структура урока

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащегося

I. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя-фантаста Кира Булычёва, вспомним ранее изученное произведение из раздела «Фантастика», познакомимся с девочкой Алисой, ее друзьями, узнаем о ее приключениях. Надеюсь, вы будете внимательны, активны на уроке, и вас заинтересует данное произведение.
– Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.
Вопросы к кроссворду:
1. Фамилия профессора, создателя мальчика-робота.
2. Имя мальчика-робота.
3. Фамилия настоящего мальчика, на которого был похож робот.
4. Имя мальчика.
5. В каком месяце начались эти удивительные приключения?
6. Гостиница, в которой остановился профессор.
7. Фамилия автора произведения.
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня мы прочтем отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Можейко – это настоящая фамилия Кира Булычёва
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

II. Подготовка к восприятию произведения.
Знакомство с биографией писателя
Рассказывает о творчестве Кира Булычёва, свой рассказ сопровождает показом его портрета.
– Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю. Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр. Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы.
– Мы прочитаем сегодня одну из таких историй
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя. Задают вопросы о его творчестве
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

III. Работа над содержанием текста.
Работа с толковым словарем.


















Первичное чтение произ-ведения
Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.




















Учитель и учащиеся читают рассказ «Кустики».
– Что вы хотите сказать о прочитанном рассказе?
– Какой представили себе Алису?
– Чем вас привлекает эта девочка?
– От чьего имени ведется рассказ? Назовите остальных героев рассказа.
– Что понравилось и запомнилось в рассказе? Какой момент показался забавным, волнующим, самым напряженным?
Работают с толковым словарем.
Космокатер – катер, на котором можно путешествовать в космосе.
Иллюминатор – герметично закрывающееся (обычно круглое) окно на корабле, в само- лете.
Кают-компания – общее помещение для пассажиров или команды судна, служащее столовой, местом отдыха, занятий.
Отсек – изолированное от других отделений корабля, самолета какое-либо помещение специального назначения.
Бархан – песчаный наносный холм в степях, пустынях. 
Ложбина – неглубокий овраг с пологими склонами.
Трюм – внутреннее помещение корабля между палубой и днищем, используемое для размещения груза, котлов, двигателей.
Зачарованно – покоренный чарующим действием кого-либо, чего-либо.
Огнемет – прибор, применяемый как оружие для метания, выбрасывания горящей жидкости.
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
– Алиса Селезнёва – девочка из будущего, любит животных, ее папа – космозоолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей Галактике
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

IV. Повторное чтение и анализ произведения
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– О каком приключении Алисы вы прочитали?
– В чем необычность, фантастичность всего произошедшего?
– От чьего имени ведется рассказ? Докажите.
– Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?
– Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните
– Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
– Где нашли растения? Как они выглядели?
–Что услышали герои?
– Кто такой Зелёный?
– Откуда доносилось пение? Что это предвещало?
– Что же испугало механика Зелёного?
– Как изменились кустики?
– Как повели себя люди? Как повели себя растения?
– Как удалось усмирить растения?
– Как Алиса догадалась, что им нужно?
– В чем фантастичность этой истории? Что близко к действительности?
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения
Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собесед- ника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

V. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
Подготовить краткий пересказ произведения. Подготовиться к сочинению на тему «Моя любимая книга» (желательно принести книгу на урок)
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Сохранять учебные задачи

VI. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Захотелось ли прочитать книгу целиком? Нравится ли вам фантастическая литература? Произведения каких писателей-фантастов вы читали?
– Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока?
– Что бы еще хотели сделать на уроке? О чем прочитать?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности



Рисунок 115