Тема: Европа в XVI — XVIII веках
Тема: Европа в XVI - XVIII веках
ЦЕЛЬ УРОКА:
" повторить, обобщить и закрепить учебный материал;
" развивать умения работы со схемами, кластером, памяткой-алгоритмом;
" развивать любознательность и творчество, умение анализировать.
ТИП УРОКА: открытый урок, повторительно-обобщающий.
ОБОРУДОВАНИЕ: рабочая тетрадь, таблицы, кластер, памятка-алгоритм, творческие задания, эскиз памятника Магеллану.Ключевые слова: Европа, Магеллан, буржуазная революция, мануфактура, ремесленные мастерские, Англия, Германия, тридцатилетняя война, Швейцария, католическая церковь, Франция, эпоха возрождения, абсолютизм, реформация.ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель сообщает тему открытого урока, тип урока и просит учащихся назвать основные события, произошедшие в странах Европы в XVI - XVIII веках.
Учащиеся называют следующие события: Великие географические открытия, появление предприятий нового типа - мануфактур, абсолютизм, Реформация, ранние буржуазные революции.
Учитель открывает заранее написанный на доске план урока, поясняя, что учащиеся самостоятельно назвали пункты плана урока.
Учащиеся записывают число и тему урока.
Далее учитель проводит мотивацию учащихся: обобщённые знания по теме помогут вам лучше понять сущность эпохи Просвещения и время преобразований - время революций; вы закрепите умение работы с кластером, памяткой-алгоритмом; проводить сравнительный анализ, обобщать.
2. Основной этап урока.
План (на доске)
1. Великие географические открытия.
2. Появление мануфактур.
3. Абсолютизм в Европе.
4. Реформация.
5. Ранние буржуазные революции.
В начале урока проводится "Историческая разминка".
Задание №1. "Даты. Установите соответствие между а и б" (карточка).
" Первое кругосветное путешествие Магеллана 1555г.
" Аугсбурский религиозный мир в Германии 1640г.
" Варфоломеевская ночь 1588г.
" Образование Республики Соединённых провинций Нидерландов 1660г.
" Созыв Долгого парламента в Англии. Начало революции 1572г.
" Реставрация монархии, окончание революции в Англии 1519 - 1521гг
Задание №2. "Согласны ли вы со следующими утверждениями?" (карточка)
1) Реформация проходила в Европе в XV веке (да; нет).
2) Томас Мюнцер - вождь народной Реформации в Англии (да; нет).
3) Основным результатом победы Реформации в Англии и окончания гражданских войн во Франции стало укрепление в них абсолютизма (да; нет).
4) Для борьбы с Реформацией был создан орден иезуитов (да; нет).
5) Революция в Англии уничтожила абсолютизм (да; нет).
6) Тридцатилетняя война - война между Англией и Испанией за первенство на морях (да; нет).
7) Учение Кальвина способствовало развитию предпринимательства (да; нет).
Задание №3 :Дайте определение следующим терминам устно (фронтальный опрос):
" колония;
" метрополия;
" мануфактура;
" Реформация;
" абсолютизм;
" пуритане;
" гугеноты;
" гёзы;
" гражданская война;
" парламентская монархия
" капитализм.
Проверка индивидуальных заданий и выставление отметок.
Слово учителя.
В XV - XVI веках были сделаны Великие географические открытия.
Вопросы к учащимся:
1) Каковы причины Великих географических открытий?
2) Каково значение Великих географических открытий?
Проверка домашнего задания:
Творческое задание: представьте себе, что вы участники конкурса на лучший проект памятника ф. Магеллану. Нарисуйте эскиз памятника, напишите творческий текст, который вы поместите у основания памятника.
Проверка работ учащихся: отмечается лучший эскиз отметкой "5".
Как уже было сказано, Великие географические открытия сменили старые представления о мире более достоверными знаниями. Торговые пути изменили своё направление. Оживилась предпринимательская деятельность, наблюдается появление банков, бирж, рост городов. Всё это свидетельствует об успехах развития рыночного хозяйства. Дух предпринимательства преобразует экономику. Происходит зарождение капиталистического хозяйства. Одним из признаков рождения капитализма является развитие мануфактур.
Вопрос: Объясните, почему возникновение мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма? Что такое мануфактура нового времени?
Задание: Заполните таблицу (устно, учащийся).
Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Отличие мануфактур от ремесленных мастерских.
Вопросы для сравнения ремесленная мастерская капиталистическая мануфактура
Кто работал на предприятии?
Кому принадлежали орудия труда и изготовленная мануфактурная продукция?
Существовало ли разделение труда?
Проверка работы. Выставление отметок.
Слово учителя: XVI - XVII века - это время формирования абсолютистских государств.
Задание: заполните кластер (устно, фронтальный опрос).
XVI - XVII века - время, когда очень быстро происходит рост знаний о человеке, природе, обществе. В эпоху Возрождения совершился великий поворот к человеку, вырос интерес к земной жизни. Критическое отношение и любознательность способствует рождению новой науки. Появляется человек нового времени, который положил конец единству католической церкви. Образовались новые христианские церкви. Этот процесс называется Реформацией.
Задание по группам.
I. Реформация в Германии.
Направления Реформации
Основные положения М. Лютера
Устройство лютеранской церкви
Когда и в связи с какими событиями возникло выражение: "Чья страна, того и вера".
II. Реформация в Швейцарии.
1. Продолжите суждение: Учение Ж. Кальвина пользовалось поддержкой дворянства и молодой нарождающейся буржуазии, так как ________________.
2. Случилось так, что Папа Римский послал в Женеву своего шпиона, поручив ему прислать отчёт обо всём, что он там увидит. Представьте себе, что могло быть в этом отчёте и напишите его.
III. Реформация во Франции.
1. Заполните таблицу: "Причины участия в гугенотском движении представителей французского общества".
Участники движения против католической церкви Причины участия в движении
2. Историки называют Генриха IV Бурбона "Королём, спасшим Францию". Как вы думаете, какие действия короля позволили ему получить столь лестную характеристику? Согласны ли вы с нею? ответ запишите в виде плана.
1. __________________
2. __________________
3. __________________
4. __________________
5. __________________
6. __________________
Проверка работ. Выставление отметок.
Слово учителя: Изучаемое нами время это ещё и время ранних буржуазных революций: Нидерландская революция, революция в Англии.
Задание: используя памятку-алгоритм устно охарактеризовать революции.
Памятка алгоритм.
1. Причины революции.
2. Задачи революции ("зеркально" причинам).
3. Движущие силы.
4. Основные события.
5. Итоги.
6. Значение.
Выставление отметок.
3. Заключительный этап.
Учитель даёт главный вывод урока: страны Европы в своём развитии подошли к эпохе Просвещения и преобразований.
Подведение учителем итогов урока. Выставление отметок в дневники.
4. Домашнее задание: повторить термины по блокам I и II.