Урок литературы Пьеса М.Горького На дне. Трагическая судьба людей дна
Министерство образования и науки Челябинской областигосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
по дисциплине «Литература»
для специальности: 230103.04 «Наладчик программного и аппаратного обеспечения»
Тема: Пьеса М.Горького «На дне». Трагическая судьба людей «дна».
Лука и Сатин. Смысл противопоставления.
Разработчик: Лавриненко С.Ф,
преподаватель ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева»
2015
Тема занятия
Пьеса «На дне». Трагическая судьба людей «дна». Лука и Сатин. Смысл противопоставления.
Тип урока
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид: семинар
Цели:
1. Дидактические:
- закрепление и систематизация знаний по творчеству писателя;
- знание особенностей драматургического мастерства писателя в создании образа-персонажа;
- понимание смысла противопоставления Луки и Сатина.
2. Развивающие:
- умение:
* работать самостоятельно с текстом драматического произведения и другими источниками;
* характеризовать образ-персонаж;
* выразительно читать;
* владеть навыками монологической речи и публичного выступления, необходимого в профессиональной деятельности; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
3. Воспитательная:
- содействовать формированию гуманного отношения к человеку, независимо от его социального положения в обществе; чувства гордости, человеческого достоинства; формированию собственной точки зрения у обучающихся по отношению к такому понятию как «правда», «честь», «совесть»; неприятие, грубости, невежества; формирование профессионально важных личностных качеств.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных преподавателем.
ОК 3. … анализировать рабочую ситуацию, итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.
Средства обучения:
ТСО: экран, проектор, компьютер.
Учебно-наглядные пособия: фотоматериалы по биографии и творчеству писателя, выставка произведений, тексты драмы «На дне», учебники.
ЦОР: презентация по теме занятия.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, метод творческого чтения, метод художественной интерпретации, метод самостоятельной работы.
Методические приемы:
подбор материала из произведения и других источников, монологический рассказ по предложенному плану, анализ образа-персонажа, эпизода, слушание, беседа и учебный диалог, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение по ролям, комментирование, постановка учебной проблемы.
Формы работы обучающихся: индивидуальные, групповая, фронтальная.
Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Горький М. Пьесы. - М.: Издательство «Детская литература», 2000
2. История. Учебник под редакцией Артемова В. и Лубченкова В. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
3. Обернихина Г.А. Литература. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
4. Учебник. Литература. 11 класс. В 2 ч./В.И. Сахаров, С. А. Зинин, Чалмаев -М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2009
Дополнительные источники:
1. Гиляровский В.А. Мои скитания. - М.: издательство «Люди театра», 1996
2. Кузьмичёв И. "На дне" М.Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. - М.: «Просвещение», 2001
3. Юзовский Ю. "На дне" М.Горького. Идеи и образы. - М., 2000
Интернет ресурсы:
Ход занятия
Организационный момент - 5 мин.
Актуализация знаний -10 мин.
Этап постановки целей -10 мин.
Этап закрепления и систематизации знаний - 45-50 мин.
Подведение итогов - 10 мин.
Домашнее задание - 5 мин.
Структура и ход урока
№ Этап Цель Деятельность преподавателя Деятельность
обучающихся Результат
I Вводная часть –
20 мин.
1.1.Организационный момент - 5 мин.
Проверить готовность студентов к уроку;
организовать группу к восприятию материала. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку; отмечает отсутствующих; организует внимание и внутреннюю готовность всей группы. Приветствуют преподавателя, проверяют наличие необходимых принадлежностей для работы на уроке. Настраиваются на урок. Готовность группы к работе; быстрое включение студентов в деловой ритм; организация внимания всех.
1.2. Целевая установка - 5 мин. Определить цели и задачи урока; создать мотивацию учебно-познавательной деятельности Сообщает тему урока; формулирует цели. Сообщает значимость для студентов нового учебного материала. Дает обоснование студентам, чему они должны научиться в ходе урока, какими умениями должны овладеть. Осмысливают цели и задачи урока, план работы. Формулируют тему. Записывают ее в тетрадь. Понимание студентами способов действия и получения знаний по теме.
2. Актуализация знаний Актуализировать знания: вспомнить материал предыдущего урока, ликвидировать пробелы в знаниях и установить связь с новой темой
Вопросы акцентированы к группе слабых обучающихся с той целью, чтобы более сильные всегда могли дополнить ответ своих товарищей, что позволяет активизировать группу и получить глубокий и полный ответ на вопросы.Вопросы.
Современником каких исторических событий был А.М.Горький?
Какие произведения писателя вам известны и что вами прочитано?
Каков характер этих произведений? Что отличает их друг от друга?
В случае необходимости учитель дополняет. Задает наводящие вопросы (в зависимости от ситуации). Устно отвечают на вопросы, используя знания по истории и по творчеству писателя, дополняют.
Называют произведения и метод, в русле которого они написаны: революционный романтизм, реализм. Называют основные их черты. Актуализированы знания;
ликвидировали пробелы, углубили знания, получили эмоциональный настрой на восприятие нового.
Психологически готовы к уроку.
Метод – беседа, фронтальный опрос. Форма работы – со всей группой
3. Этап постановки целей
Формулировка цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала. Озвучить, какими ЗУН должны овладеть.
Преподаватель озвучивает тему занятия
Слайд 2
проговаривает развивающие и образовательные цели (естественно, для ребят - не все); называет эпиграф, предлагает записать тот, который им больше нравится.
Определяет учебную проблему, к которой вернутся в конце занятия:
- в чем призвание и назначение человека, по мнению А.М.Горького и по вашему мнению
Слайд 3
Записывают тему и эпиграф (любой по выбору) в тетрадь и вопросы, поставленные учебной проблемой:
- почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа к уроку;
- в чем призвание и назначение человека по мнению А.М.Горького и по вашему мнению
Сформулированы цели занятия, определены учебные проблемы
4. Этап закрепления и систематизации знаний
(Обсуждение вопросов семинара. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Выявить уровень владения навыками самостоятельной работы с учебником, текстом и другими источниками по заданной теме; закрепить, систематизировать и углубить знания; проверить усвоение материала, определенного программой и Стандартом
(Формирование ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных преподавателем; ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач).(ОК 3. Анализировать ситуацию,
ответственность за результаты своей работы) Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; руководит процессом, активизирует деятельность, наблюдает, организует виды деятельности, задает дополнительные вопросы, предлагает обратиться к тексту, напоминает о поставленной учебной проблеме Отвечают по вопросам семинара, слушают, делают пометки в конспекте, дополняют ответы, работают с текстом, воспроизводят содержание произведения, читают по ролям, анализируют, сравнивают героев, отмечают их сходство и различие; делают выводы, высказывают и аргументируют свою точку зрения, вступают в дискуссию. Выявлен уровень владения навыками работы с разными источниками и усвоения программного материала
Главный метод на этом этапе метод контроля (устный, индивидуальный, групповой, фронтальный).
Методические приемы: монологический рассказ по предложенному плану, подготовленный во внеаудиторной самостоятельной работе; слушание, беседа и учебный диалог, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение, самостоятельный анализ эпизода, комментирование, элементы диспута и решение учебной проблемы.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Средства обучения: тексты произведения «На дне», учебники, ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2, 3, 4, презентация по теме занятия.
Вопрос 1.
Знание общественно-политической обстановка, в которой создавалось произведение;
умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью.
Общественно-политическая обстановка в начале ХХ века – первый вопрос семинара
Слушает ответ на вопрос, не перебивая, давая возможность монологического ответа.
Дополнения преподавателя.
Поставленная на сцене сразу после написания, она имела громадный успех. В период с 1902 по1918 год на русской сцене она была поставлена более 220 раз. Она была запрещена царским правительством. В настоящее время многие театры России и мира ставят эту пьесу.
Что же в ней такого? Почему интерес к ней со временем не исчезает, а, напротив, растет? На эти и другие вопросы мы с вами попытаемся сегодня ответить.
Вот характеристика этого периода, данная Груздевым (биограф Горького): «Бродяжничество, босячество, нищенство по всей стране приняло самые неприкрытые формы. Сотни тысяч людей условиями быта были поставлены вне человеческих жилищ. Во многих городах жилище босякам заменяли склепы на кладбище….»
Слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Какие чувства вызвали у вас эти фотографии и иллюстрации начала ХХ века? Ребята по желанию охотно отвечают на вопрос, используя знания по истории.
Дополняют друг друга. Делают записи в конспекте.
ассматривают слайды, фотографии начала ХХв.
о время беседы высказывают свое отношение, описывают, сравнивают, называют причины этого социального факта.
Воспринимают все эмоционально. Знание общественно-политической обстановки, в которой создавалось произведение;
умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью достигнуто
Понимание того, что литература является «учебником» и «зеркалом жизни», достигнуто.
Конкретно – историческое и общечеловеческое стало предметом изображения
Совместно с учителем формулируют тему произведения
Знание творческой истории создания драмы.
В результате могут самостоятельно сформулировать тему произведения.
Вопрос 2.
Знание творческой истории создания драмы. Умение самостоятельно сформулировать тему произведения Предлагает обсудить 2 вопрос: творческая история создания произведения
Слайд 11
Дополнения преподавателя.
Одно из лучших произведений писателя – пьеса «На дне».
Пьеса приоткрыла завесу о жизни обитателей ночлежных домов, мрачных ночлежек. Горький сам видел этих бескорыстных и жадных людей «дна». Ему приходилось общаться с ними и… даже жить иногда среди них.
Слайд 12
- Опишите устно обстановку, в которой происходят события и прокомментируйте.
Вопрос
- Определите тему произведения самостоятельно
- В каких еще произведениях Горького изображаются образы босяков?
В таких условиях человеку трудно оставаться человеком.
Кто они – герои произведения? Как изображает их автор?
Слайд 13
Это следующий вопрос семинара
1. Рассказывают о времени написания, о жизненной основе;
о том, как несколько раз менялось название произведения; конкретно называют тему – «босячество, нищенство».
2. Дополняют друг друга.
3. Делают дополнения в конспекте.
4. Находят и зачитывают фрагменты из 1Д. (самое начало) и комментируют (устно)
5. Заранее подготовленный обучающийся пересказывает кратко содержание гл. «На Хитровке» из книги В.А.Гиляровского «Мои скитания».
Вопрос 3.
Знание текста; особенностей драматургического мастерства писателя в создании образа-персонажа;
умение самостоятельно подобрать материал, работая с драматическим произведением, обращая внимание на речь, реплики, монологи, ремарки;
правильно выстроить ответ, называть черты характера – положительные и отрицательные; отвечать на вопросы преподавателя и самих обучающихся; характеризовать образ-персонаж;
владеть навыками монологической речи и публичного выступления, необходимого в профессиональной деятельности; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Изображение судеб людей «дна» - главное содержание драмы.
Учитель обращает внимание: слушать ответы товарищей, дополнять; дать рецензию (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Слайд 14, 15, 16, 17, 18, 19
Вопросы (фронтальная беседа)
- Что общего между героями?
- О чем они спорят? Назовите темы!
С какими их высказываниями согласны, а с какими нет?- Как мы можем представить их будущее, подсказанное пьесой?
- Какие чувства горьковские персонажи у вас вызывают?
- В чём причина разрушения человека? Почему люди опустились до такого уровня? Кто виноват?
- Что бы вы сказали им при встрече?
- А может ли подобное произойти с вами?
Сделайте вывод по первому вопросу, отметьте особенности авторского повествования.
Слайд 20
У каждого своя судьба. Все – в прошлом. Их будущее безрадостно и трагично. Отсюда им не выбраться.
Вопрос
- О ком из героев мы ничего не сказали?
- Чем они отличаются от остальных героев? (в социальном плане)
- Каких качеств нет в характере и поведении Костылева?
Слайд 21
Задание: самостоятельно подберите эпизод о любом персонаже и проанализируйте (Работа в паре)
Обучающиеся по плану рассказывают о героях по предложенному плану (ПРИЛОЖЕНИЕ 2):
- Клещ и Анна
- Васька Пепел
- Барон
- Бубнов
- Актер
- Настя.
Дополняют ответы, Делают пометки в конспекте. Рецензируют ответы товарищей
О чести, совести.
Отвечают активно, высказывают свою точку зрения, используя текст.
По просьбе преподавателя делают выводы, обобщают, высказывая свое отношение.
Делают вывод по 1 вопросу.
Обычно называют Луку и Сатина, но есть еще один герой – хозяин ночлежного дома.
Отвечают правильно: жалости, доброты, сочувствия и пр.
Доброты, чуткости, милосердия и пр.
Подбирают небольшой эпизод и анализируют (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Отвечают устно
Цель достигнута всегда, потому что (на занятиях это видно) семинар проводится ежегодно с учетом группы, специальности, профессии.
Знание текста; называют особенности драматургического мастерства писателя в создании образа-персонажа;
умение самостоятельно подобрать материал, обращая внимание на речь, реплики, монологи, ремарки;
правильно выстроить ответ, называть черты характера – положительные и отрицательные; отвечать на вопросы преподавателя и самих обучающихся; характеризовать образ-персонаж;
многие владеют навыками монологической речи и публичного выступления, необходимого в профессиональной деятельности; высказывают и аргументируют свою точку зрения
Подбирают материал, фразы, называют и дополняют ответы.
По репликам героев получился подробный рассказ о судьбе героев, о их прошлом и настоящем. Многие не ответили на вопрос, как мы можем представить их будущее, подсказанное пьесой. Общими усилиями был решен и этот вопрос.
Вопрос 4.
Знание текста, умение правильно выстроить свой ответ, подобрать материал, выбрать главное, называть черты характера, выразительно читать монологи, комментировать. Понимать, в чем смысл противопоставления этих образов и авторской точки зрения.
Высказывать и аргументировать свою точку, принимать участие в беседе, диспуте; слушать и слышать точку зрения своего оппонента, уважительно относиться к его мнению. Лука и Сатин. Смысл их противопоставления. Обсуждение этого вопроса.
Организует и направляет работу ребят, задает вопросы, предлагает сцены для анализа.
Слайд 22- Лука
На этом этапе семинара возникает диспут.
Слайд 23 - Сатин
Вопросы
- Какая проблема связана с образом Луки и Сатина?
- В чем они противопоставлены?
Слайд 24
Дайте рецензию на ответ товарища.
Каков смысл этого противопоставления?
В чем правда Луки и Сатина?
Задание: выразительно прочитать монологи.
Еще раз посмотрите внимательно на жизненную позицию каждого:
- С чем вы согласны и что вас настораживает в философии каждого?
Слайд 25, 26
Вопросы
- Чем отличается их жизненная позиция?
- Что для человека лучше: жалость или горькая правда?
- Но есть еще одна правда, которую высказывает сам Горький – всегда и во всем уважительное отношение к человеку. И это проходит лейтмотивом через все произведение.
В этой ночлежке, где живут совершенно опустившиеся люди, звучит голос самого автора: «Человек – это великолепно! Это звучит гордо».
Преподаватель предлагает сделать вывод по этому вопросу нескольким обучающимся.
Вопрос
- Какой эпиграф выбрали вы и почему?
- В чем, по-вашему, назначение человека?
- Получили ли мы сегодня ответ на вечный вопрос, в чем назначение человека?
Наверное, нет. Сколько человек, столько и мнений.
Слайд 27
Но неоспоримо одно: в любой ситуации человек должен оставаться человеком.
Вопрос
- Чего нам сегодня не хватает в отношениях друг к другу?
- А какими качествами, по вашему, должен сегодня обладать человек вашей профессии? (ОК 1 … проявлять устойчивый интерес к своей профессии)
(Это вечные человеческие ценности: порядочность, требовательность к себе и окружающим и пр.)
- Ваше отношение к таким понятиям, как честь, совесть?
Нужны ли они сегодня? И всем ли нужны?
Обучающиеся по плану рассказывают о героях, используя текст (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Ответы монологические.
На дополнительные вопросы преподавателя – отвечают по желанию и охотно даже поднимают руки.
Дают рецензию на ответ товарища (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Спорят, отстаивая и доказывая свою точку зрения.
Выразительное чтение монологов:
- Лука. Д.3
- Сатин, знаменитый монолог о человеке Д. 4
Три мнения высказывается:
человеку всегда нужна правда, какой бы горькой она не была;
человека нужно жалеть, скрывая от него эту горькую правду;
зависит от конкретной ситуации (иногда нужна, а иногда и не нужна эта самая правда)
Принимают участие в литературной беседе
Делают вывод. Отвечают несколько человек.
Отвечают, аргументируя свой выбор.
Отвечают устно, выслушивая мнение однокурсников.
Доброты, желания выслушать другого человека и услышать.
Высказываются разные точки зрения, к сожалению. Сумели выбрать главное из всего текста, увидеть две разных жизненных философии, привести примеры конкретных жизненных ситуаций в защиту той и другой.
Вопрос 5.
Понимание драмы как литературного жанра, умение определять и называть средства создания образа – персонажа в драматическом произведении Засушивание ответа на вопрос 5: Особенность драматургии А.М.Горького
Обобщение. Особенности:
- Социальные условия жизни (описание ночлежки);
- «дно жизни» - развернутая метафора;
Образы ночлежников:
- Речь, разговорный стиль, грубая лексика.
- Одежда: ремарка “треплет руками лохмотья на себе” (о Клеще), “в женской ватной кофте” (о Медведеве), какой-то рухлядью покрывает актёр Анну.
- Разговор о совести ведут практически все персонажи: зачем совесть, честь и совесть не нужны, совесть нужна богатым. Отвечают устно на вопрос: В чем особенность драматургии Горького. Называют средства создания образа в драматическом произведении: речь, ремарки, деталь в одежде.
Ответы опираются на знание текста Называют средства создания художественного образа, хотя и не все.
Вопрос 6.
Умение соотнести художественное произведение с современной жизнью и проблемами эпохи Слайд 28
Актуальность произведения в наши дни.
- Чем объясняется актуальность произведения?
- Какие проблемы поставлены автором в произведении?
Отвечают: проблемы борьбы жизни и смерти, угнетения человека, духовной и материальной бедности, одиночества, трагедии общества и человека, насилия над человеком в семье и обществе, гуманизма, античеловечности общества, правды и лжи, совести и пр. Цель достигнута.
Начало ХХ и ХХI имеют одни и те же проблемы
4 Этап
Подведение итогов Оценить достойно работу обучающихся на занятии и при подготовке к нему, уровень их самостоятельности Учитель отмечает серьезную внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся, отмечает их активность на уроке, выставляет оценки, комментирует. Слушают. За работу дома и на занятии выставлено много хороших и отличных оценок.
5 Домашнее задание Этот этап всегда обязателен. Его цель: получить такое задание, чтобы закрепить полученные знания и умения, сохранить эмоциональное состояние занятия Предлагает написать сочинение (эссе) на одну из тем.
Мое отношение к нищим.
Подаю ли я милостыню.
Общечеловеческие ценности у героев Горького и сегодня.
Гуманизм - вчера, сегодня, завтра.
О чем заставило меня задуматься произведение Горького «На дне».
Подойти сегодня к человеку «дна» и поговорить с ним: как он там оказался.
Преподаватель благодарит обучающихся за урок Записывают и уточняют домашнее задание, потому что оно на «свободную» тему, кроме темы 3. Задание и инструктаж по выполнению получены. Преподаватель благодарит детей за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы к семинару по пьесе А.М.Горького «На дне».
Общественно-политическая обстановка в начале ХХ века.
Творческая история создания произведения.
Трагическая судьба людей «дна».
4. Лука и Сатин. Смысл их противопоставления.
5. Особенность драматургии А.М.Горького.
6. Актуальность произведения в наши дни.
Список литературы
Основная:
1. Горький М. Пьесы. - М.: Издательство «Детская литература», 2010
2. История. Учебник под редакцией Артемова В. и Лубченкова В. – М.: Издательский центр «Академия», 2011
3. Обернихина Г.А. Литература. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
4. Учебник. Литература. 11 класс. В 2 ч./В.И. Сахаров, С. А. Зинин, Чалмаев -М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2010
Дополнительная:
1. Гиляровский В.А. Мои скитания. - М.: издательство «Люди театра», 1996
2. Кузьмичёв И. "На дне" М.Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. - М.: «Просвещение», 2001.
3. . Юзовский Ю. "На дне" М.Горького. Идеи и образы. - М., 2000
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный план анализа образа персонажа в драматическом произведении
- о ком из босяков будете рассказывать вы;
- прошлое героя;
- его материальное положение и духовные интересы;
- черты характера;
- речь;
- поведение;
- отношение к окружающим и окружающих к нему;
- какими путями они пришли в ночлежку и как относятся к своему положению;
- как мы можем представить его будущее, подсказанное пьесой (использовать текст, реплики героев, яркие эпизоды, давая оценку образу).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Самостоятельный анализ эпизода в драматическом произведении
Подобрать небольшой яркий эпизод.
Озаглавить.
Коротко пересказать.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия?
Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.
Охарактеризовать героев - участников эпизода:
- их отношение к событию;
- к вопросу (проблеме);
- друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
- определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
9. Определить место эпизода в произведении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План рецензии на ответ по литературе
Соответствие ответа формулировке вопроса.
Содержательность, глубина и полнота ответа.
Достоверность излагаемого материала, отсутствие фактических ошибок.
Знание художественного текста.
Композиционная стройность ответа, логичность и аргументированность ответа.
Грамотность, точность, выразительность речи.
Умение назвать черты характер героя, привести цитату из текста, дать комментарий.
Использование дополнительного материала (из прочитанных книг, кинофильмов, теле- и радиопередач).
Положительные стороны ответа и отрицательные.
Общий вывод.