Интегрированный урок Преодоление судьбы в жизни и в произведениях М.Горького


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
КАНАВИНСКОГО РАЙОНА Г.НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Интегрированный урок в 11 классе
(литература, обществознание и краеведение)
по теме: «Преодоление судьбы в жизни и в произведениях М.Горького»

Авторы:
Журбина Людмила Валентиновна,
учитель русского языка и литературы высшей категорииМБОУ СОШ №55 г. Н.Новгорода

Сергеичева Наталья Юрьевна,
учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ СОШ №55 г. Н.Новгорода
Нижний Новгород
2014
Оглавление
Технологическая карта урока
Ход урока
Конспект урока
Литература
Приложения (1-4)
Технологическая карта урока
Тема: Преодоление судьбы в жизни и в произведениях М.Горького
Целевая группа: учащиеся 11 класса
Интегрированные дисциплины:
литература
обществознание
краеведение
Продолжительность занятия: 90 минут
Тип урока: урок преемственности и формирования новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Цель занятия: увидеть М.Горького не только как писателя, но и как философа и понять его восприятие человека и его возможностей
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с различными философскими концепциями человека и судьбы;
- обобщить и расширить сведения о жизни и творчестве М.Горького;
- активизировать познавательную активность учащихся
Развивающие:
- развитие умения анализировать литературное произведение, используя внутри и межпредметные связи;
- сопоставлять, выделять главное, обобщать;
- приводить примеры, формировать умения работы с различными типами источников;
Воспитательные:
-воспитание ответственности за свою судьбу, гордости за свой край;
- формирование навыков сотрудничества в решении проблемных задач.
Планируемые образовательные результаты:
1.Усвоение учащимися знаний:
- Невозможность «единственно правильной» трактовки произведения Горького вследствие неоднозначности и противоречивости самого писателя;
- понимание механизмов формирования личности как результата деятельности индивида в социуме
2.Учащиеся должны продемонстрировать умения:
- осуществлять поиск, отбор, систематизацию и комплексный анализ сформированного блока информации для создания собственного информационного продукта;
- сопоставлять, сравнивать различные версии и оценки явлений, процессов, поступки личностей;
- анализировать информацию в разных знаковых системах (текст, фото- и аудиовизуальный ряд и т.д.);
- устанавливать причинно-следственные связи, противоречия между социальными процессами и явлениями;
- определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу;
- убедительно аргументировать, доказывать свою точку зрения;
- устанавливать межпредметные связи, применяя в новых ситуациях умения для решения различного типа заданий, отражающих сформированность соответствующих компетентностей;
- реализовывать сотрудничество в различных формах организации, осознавая ответственность за результат общего дела.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковые, исследовательские
Формы организации учебной деятельности учащихся:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная
Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи:
Литература – ранее изученные произведения:
7 класс – повесть М.Горького «Детство»;
10 класс – пьесы Островского, Ф.М. Достоевский «Бедные люди»;
11 класс – ранние романтические произведения М.Горького
Краеведение
8 класс - Н.Новгород в к.19-н.20 в.
Обществознание – опора на ранее изученные темы:
8 класс – «Человек», «Деятельность»;
9 класс – «Духовная культура»;
10 класс – уроки с изучением аксиологии
Средства обучения:
1.Технические средства обучения:
(компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор, экран)
2. Фрагменты театральных и кинопостановок пьесы М.Горького «На дне»
3. Раздаточный материал (см.Приложения)
Формируемые УУД:
I. Организационный момент, мотивация
Личностно-регулятивные:
- умение мобилизовывать свои личностные качества и ученические способности в ситуации начала деятельности;
-умение устанавливать целевые приоритеты
Познавательные:
- восприятие проблемы
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать друг друга;
- умение вступать в диалог
II. Этап целеполагания
Личностно-регулятивные:
- готовность к самообразованию;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- освоение общекультурного наследия России
Познавательные:
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи;
III. Этап актуализации знаний
Личностно-регулятивные:
- умения осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их;
Познавательные:
- воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
Коммуникативные:
- реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом.
IV.Этап введения нового материала (исследовательский этап)
Личностно-регулятивные:
- умение удерживать цель в учебном процессе;
- умение редактировать текст ответа;
- умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия;
Познавательные:
- формирование навыков решения практической задачи (формулирование тезиса, вывода и т.д.)индивидуальным образом;
- поиск информации;
Коммуникативные:
- установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации;
- интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в условиях решения предметной задачи;
VI. Этап закрепления ЗУН (этап фиксации УУД)
Личностно-регулятивные:
- самостоятельное применение знаний в новой ситуации;
- рефлексия, коррекция, самокоррекция
Познавательные:
- умение редактировать текст ответа, строить логическую цепочку рассуждений;
- осуществлять поиск информации
Коммуникативные:
- формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем
- адекватное использование речи для планирования и коррекции деятельности и результатов выполнения предметной задачи
VII. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)
Личностно-регулятивные:
- умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- способность к самоанализу результатов и оценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности
Познавательные:
- формирование навыков составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала, способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся
Коммуникативные:
- отображение в речи содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи
VIII. Этап рефлексии
Личностно-регулятивные:
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
На каждом этапе урока приводится в действие технология здоровьесбережения.
Эффективность реализации данной технологии обеспечивается соразмерностью выбора:
видов деятельности – учебным задачам;
учебных задач – инструментарию их выполнения учащимися
инструментария выполнения учебных задач – видам деятельности на уроке;
видов деятельности – содержанию теоретического материала.
Ход урока
Литература Обществознание/Краеведение
I. Организационный момент, мотивация
Вступительное слово учителей литературы и обществознания.
Тезаурус
II. Этап целеполагания
Постановка проблемы
«Писатели-демократы считали, что человек рождается человеком, а личностью становится. А Лев Толстой полагал, что человек рождается животным, а человеком становится всю жизнь.
К какой позиции ближе М.Горький?»
III. Этап актуализации знаний
Ведение в историко-
литературный контекст (учитель) Выступление первой группы учащихся с докладом «Биография М.Горького на фоне социально-экономического положения России на рубеже 19-20 вв.»
Литературоведческий
комментарий учителя Фронтальное задание для
учащихся
(использование внутрипредметной и межпредметной интеграции и приема систематизцаии и обобщения знаний) IV.Этап введения нового материала (исследовательский этап)
6.Краеведческий комментарий учителя Выступление второй группы учащихся «Биографичность прозы. Прототипы героев»
(опора на материал – Горький и Н.Новгород)
Работа с документами
(фотографии, репродукция, высказывание современника) с целью выполнения аналитического задания
(использование внутрипредметной и межпредметной интеграции и приема систематизации и обобщения знаний)
Философский комментарий
учителя
Выступление третьей группы
учащихся с докладом «Философские и мифологические концепции личности и судьбы»
Замечание учителя о
неоднозначности восприятия пьесы «На дне» Мотивированное чтение
предложенных учителем фрагментов пьесы с целью выбора аргументов по теме исследования
(использование межпредметной интеграции и приема систематизации и обобщения знаний) Постановка промежуточного
проблемного вопроса о неоднозначности личности писателя, отраженной в произведении Мотивированное чтение
предложенных учителем фрагментов пьесы с целью осмысления взаимосвязи писателя и героев Выступление четвертой группы
учащихся с докладом «Различные трактовки конфликта и финала драмы в театральных и кинопостановках» VI. Этап закрепления ЗУН (этап фиксации УУД)
Просмотр фрагментов фильмов
и спектаклей для выявления разных подходов режиссеров к авторскому тексту Выполнение учащимися
задания по просмотренным фрагментам Подведение итогов Написание итоговой творческой мини-работы учащихся по проблемному вопросу.
VII. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)
Домашнее задание
VIII. Этап рефлексии
Конспект урока
Вступительное слово учителя литературы
На уроках литературы мы уже не раз говорили об органической связи литературы вообще и русской литературы в частности с философией. В центре внимания философов – проблема человека (теория личности, развитие личности). По Горькому, литература – это «человековедение».
На рубеже веков в литературе происходит активный процесс поиска сильной личности (вспомните: в 19 веке так много внимания уделялось именно слабостям человека, влиянию окружающего мира на человеческую личность, части деформирующего внутренний мир человека). Новому времени потребовался новый герой – не думающий о себе, готовый встать во главе масс, пожертвовать собой.
Но как воспитать такого человека? И возможно ли вообще воспитать сильную личность или это уже должно быть врождённым свойством человека? И вообще – что означает развитие человека, его становление в процессе жизни?
Предъявление учащимся проблемного задания
«Писатели-демократы считали, что человек рождается человеком, а личностью становится. А Лев Толстой полагал, что человек рождается животным, а человеком становится всю жизнь.
К какой позиции ближе М.Горький?»
Ведение в историко-литературный контекст.
Максим Горький представлял собой новый тип писателя, рождённого самой эпохой. Среди сквозных тем его творчества, пожалуй, на первом месте стоит тема России – познания того мира, того пространства, в котором ты живёшь. Три странствия по Руси, пристальное внимание к тем людям, низовым, «пропащим», мимо которых проходила большая литература (а они составляли немалый слой народа), тема разламывающейся и обновляющейся страны, «выламывание» человека из сословных рамок – всё это мир Горького. Мир, который он познавал и который его создавал.
Выступление первой группы учащихся с докладом по предварительному заданию «Биография М.Горького на фоне социально-экономического положения России на рубеже 19-20 вв.»
(ученики характеризуют социально-экономическое положение России на рубеже веков, кратко рассказывают о жизненных испытаниях М.Горького, о его семье – подробнее о судьбе деда, двоюродного брата. В ходе доклада привлекается материал, собранный во время экскурсий по горьковским местам Н.Новгорода, демонстрируются соответствующие слайды из презентации)

Литературоведческий комментарий
Литераторы 19 века многообразно показали, как бывает сломан жизнью человек. Горький же ставит перед собой другую задачу – показать, как сопротивляются обстоятельствам увиденные им люди. И в культуре, и в историческом процессе для писателя главным всегда оставалась не гармония человека и мира, а стремление к преобразованию действительности, к победе над обстоятельствами. Люди деятельные, волевые, крепкие, готовые преодолеть любые препятствия, всегда были ближе Горькому, нежели «нытики», праздные мечтатели, созерцатели…
Фронтальное задание
Учащимся предлагается следующее задание: «Лойко и Радда, Ларра и Данко соответствуют представлениям Горького о волевом и сильном человеке. Почему же так неоднозначно отношение к ним писателя?»
(Ответы детей, комментарий учителя)
Краеведческий комментарий
Целью комментария учителя является установление связи героев произведений и людей, встречавшихся писателю в жизни
Выступление второй группы учащихся «Биографичность прозыМ.Горького. Прототипы героев»
(целью исторического «расследования» было установить реальные прототипы героев романов «Мать» и «Фома Гордеев», пьес «Васса Железнова», «На дне», повести «Детство», восстановить хронотоп событий этих произведений. Демонстрация слайдов презентации)
Работа с документами
а) Учащимся предлагается рассмотреть фотографии волжских босяков, сделанные на рубеже веков нижегородскими фотохудожниками Карелиным и Дмитриевым, а также репродукцию картины Репина «Бурлаки на Волге»
и ответить на вопрос: «Есть ли что-то в их облике, говорящее нам об их желании изменить свою судьбу?» (Приложение 2)
(Ответы учащихся, комментарий учителя краеведения о типичной для нашего города в изучаемый период социальной прослойке, именовавшейся здесь «золотая рота», «бывшие люди». Напоминание о виденных во время экскурсии в дом деда Каширина его бурлацкой лямке и сумке как уроке своим детям о возможностях «выламывания из среды», преодоления социальных рамок.
б) Учащиеся знакомятся с высказыванием нижегородского миллионера-мецената Н.Бугрова (строителя одной из известнейших в свое время ночлежек), который, узнав, что Горькому приходилось жить в ночлежках, сказал ему: «…что в ночлежках жили вы, - это мне слишком удивительно. Потому что я привык думать: из этого дома, как из омута, никуда нет путей».

Бугровская ночлежка в Нижнем Новгороде

Из презентаций учащихся
Предлагается ответить на следующие вопросы:
Что удивило Бугрова в этом факте биографии Горького?
Почему он так привык думать?
Насколько типично такое мнение о «падших» людях? Подтвердите свое мнение примерами из русской классики
(рассуждения о законах жизни в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, повести «Бедные люди» Достоевского и т.д.).
Философский комментарий
Не только литературные герои спорили о возможности изменить жизнь, подчинив себе судьбу, но и философы многие века размышляли над этой проблемой. Судьба представлялась, да и сегодня порой представляется, всемогущей, часто недоброй силой, перед которой человек ощущает себя жалким и беспомощным и которой бессмысленно противостоять и противиться. Часто стремление делать по-своему, добиваться своего сочетается с опасением «как бы чего не вышло», с мыслью «лучше не гневить судьбу». Но в русском языке наряду с пессимистическим «все от Бога» есть и другие выражения «бросить вызов судьбе», «смотреть судьбе в глаза», можно сказать «бороться с судьбой». Случайно ли это? Как менялись представления людей о судьбе - на эти вопросы нам поможет найти ответы
мини-исследование третьей группы
Выступление третьей группы учащихся
Учащиеся знакомят одноклассников с результатом своего мини-исследования по теме «Философские и мифологические концепции личности и судьбы»
(этимология слова «судьба» в русском языке, представления древних славян, греков, римлян о ее значении для человека; взгляды деятелей эпохи Возрождения и Просвещения)
(комментарий учителя обществознания)
Замечание учителя о неоднозначности восприятия пьесы «На дне»
Одним из самых сложных для понимания с самых первых постановок и до сих пор является такое небольшое произведение Горького, как «На дне», социально-философская драма. Уже первые спектакли в Художественном театре становились поводом для ожесточённых споров о том, кто из героев действительно выражает авторскую позицию. Есть много замечаний самого писателя о своих героях, но характерно, что с течением времени эти оценки очень менялись: Горький объяснял, как надо воспринимать героев, всё жестче высказываясь о своём Луке. Очень интересно следить за тем, как Станиславский намечал путь «снижения» героя (которого многие и зрители, и критики сначала воспринимали как выразителя авторской правды): «хитро поглядывая», «коварно улыбаясь», «видно, что врёт».
Широкий резонанс пьеса получила и за рубежом, особенно в странах с высокой степенью расслоения населения. Например, в Германии в 20-х годах пьеса в одном из театров шла без перерывов 500 вечеров! При полных залах! Со сцены люди в зале слышали свои мысли о свободе и несвободе, о возможностях человека… И хотя главных антагонистов в пьесе двое, но у каждого героя есть своё видение нашего мира и роли человека в нём.
11.Мотивированное чтение предложенных учителем фрагментов пьесы с целью выбора аргументов по теме исследования
Учащиеся читают эпизоды пьесы (Приложение 3)с целью найти ответ на вопрос:
«Какие философские концепции судьбы нашли свое отражение в позиции героев этой пьесы?»
Постановка промежуточного проблемного вопроса
Исходя из всего вышесказанного, из всех приведённых вами примеров мы можем сделать вывод, что пьеса (как, впрочем, и многие другие произведения Горького!) не имеет единственно правильного прочтения. Чем же это вызвано? Противоречивость личности самого писателя сказалась в его творении. Такой разброс мнений, причём обоснованных, подтверждённых своим жизненным опытом, свидетельствует и о неоднозначности личности писателя, отраженной в разных героях произведения. Многие исследователи его творчества отмечали, что Горький, может быть, самый противоречивый писатель ХХ века. На разных поворотах своей нелёгкой судьбы он и восхищался «вседозволенностью» сильной личности, и убеждался, что без культуры, «без закона» человек просто зверь, и видел необходимость доброты и сострадания к слабому человеку, и переполнялся презрением к тупому самодовольству ограниченности…
Задание: «Приведите примеры отражения личности Горького в его героях с разнящимися представлениями о человеке».
(Предлагается обратить внимание на первое знакомство с героями – их утренний разговор; начало третьего действия – до появления Василисы; начало четвёртого действия – до монологов Сатина.)
Мотивированное чтение предложенных учителем фрагментов
пьес с целью осмысления взаимосвязи писателя и героев
Учащиеся работают по тексту. Кроме того, для лучшего представления о писателе раздаются листы с цитатами.
14. Выступление четвертой группы учащихся
Эта группа учащихся знакомит с результатом своего исследования по теме «Различные трактовки конфликта и финала драмы в театральных и кино-постановках»
(учащиеся исследовали историю постановок пьесы на различных сценах России и других стран, а также кинопостановок с целью выявить режиссерскую позицию по отношению к поднятым в пьесе проблемам)

Кадры из к/ф «Без солнца» (Франция, 1936, реж.Ж.Ренуар)
«На дне» (СССР, 1987, реж.Ю.Карасик)
«На дне» («Современник», 1972, Г.Волчек)

15.Просмотр фрагментов фильмов и спектаклей
Участники 4 группы подготовили подборку наиболее интересных, с их точки зрения, видеофрагментов-финалов для выявления разных подходов режиссеров к авторскому тексту.
16. Выполнение учащимися задания по просмотренным фрагментам
Задание: «Какой финал вам представляется наиболее органичным мировосприятию писателя?»
(Ответы учащихся)

17. Подведение итогов урока
Итоговый комментарий учителей с целью помочь учащимся найти решение поставленному в начале урока проблемному вопросу.
Написание итоговой творческой мини-работы учащихся по главной проблеме урока.
18. Домашнее задание.
Подготовьте с опорой на текст рассказ о том, как персонажи пьесы попали на дно жизни. Кого (что) они в этом обвиняют? Используя обществоведческие знания, предложите свое объяснение причин низкого социального статуса героев.
Литература:
1.В.Блохина, Л.Лебединская. М.Горький в родном городе. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1976
2.А.Н.Семенов, В.В.Семенова. Русская литература ХХ века в вопросах и заданиях. Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
3.История русской литературы. Том четвёртый. Литература конца Х1Х – начала ХХ века (1881-1917). Ленинград, «Наука», 1983
4.В.Акимов. На ветрах времени. Ленинград, 1981
5.Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В.В.Агеносов и др., часть 1. Москва, «Дрофа», 2005.
6. Н.И.Шевченко. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.-М.: Русское слово. 2012.
7. Т.Н. Трунцева. Аттестация педагогов: проектирование программы саморазвития. М.:ВАКО, 2013.
Интернет-источники:
http://foto-history.livejournal.com/2953615.htmlhttp://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1485030http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1416087https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0_%E4%ED%E5http://slovari.yandex.ru/Приложение 1.
Тезаурус
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек—предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определение истолкование и осмысление.
Судьба — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека или народа ; предопределённость событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества;
Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Приложение 2




И.Е.Репин.Бурлаки на Волге
Приложение 3
Рабочий лист с цитатами о писателе, его героях:
Из письма А.М.Горького (1909 г.): «Человек – дрянь, если в нем не бьется живое сознание связи своей с людьми, если он готов пожертвовать товарищеским чувством – самолюбию своему».
Одно из писем 1900 г.: «…моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое значительное… и что кроме него – нет ничего достойного внимания»
Из заключительной части трилогии «Мои университеты»: «Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде».
Владислав Ходасевич писал о Горьком: «Вся жизнь его пронизана острой жалостью к человеку, судьба которого казалась ему безвыходной. Единственное спасение человека он видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности – надеждой. …способность к мечте, дар мечты – приводили его в восторг и трепет. Создание какой бы то ни было мечты, способность увлечь человечество он считал истинным признаком гениальности, а поддержание этой мечты – делом великого человеколюбия».
Критик В.А.Поссе писал в 1898 г.: «Горький – это живительный протест против скуки и покоя общинно-деревенской русской жизни… Стремление к подвигу ради подвига, поклонение силе как силе особенно ясно выражено в поэме «Макар Чудра» и в двух стихотворениях в прозе: «Песня о Соколе» и «Сказка и Чиже».
Лев Толстой говорил Максиму Горькому: «…очень странно, что вы всё-таки добрый, имея право быть злым. Да, вы могли быть злым. Вы крепкий, это хорошо…»
Приложение 4
Фрагменты презентаций учащихся