Презентация по литературе на тему Реализм в творестве М.Ю.Лермонтова
Реализм в творчестве Лермонтова
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова испытывает как романтизм, так и реализм. В этом его своеобразие. В поэтическом наследии Лермонтова видно движение от романтизма к реализму, хотя и в зрелых и в поздних произведениях сохраняются романтические мотивы. Но во все годы в поэзии М. Лермонтов проявлял интерес к личности - незаурядной, ищущей, свободолюбивой, а потому одинокой, неудовлетворенной и трагически несчастной. Личности духовно богатой, которая стремится определить свое место в современном ему мире.
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова, полные размышлений, напоминают о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем. Редеют бледные туманы Над бездной смерти роковой, И вновь стоят передо мной Веков протекших великаны Ранние годы
В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков лирический герой стихотворения «Парус»....А он, мятежный, просит бури, Как будто в бури есть покой.
Лирический герой приобретает суровую сдержанность, становится волевой личностью («Валерик.»). Eгo трагедия - это судьба мыслящей личности в условиях современной ему российской действительности («Прощай, немытая Россия...», «Дума».) и др.).Также, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1840) поэт называет Россию «страной рабов, страной господ». В такой стране он всегда чувствовал себя одиноким странником, которого никто не понимает («Никто моим словам не внемлет... я один»). Тема гордого одиночества воплощалась в печальных строках безысходности.
Наличие элементов реализма в романе «Герой нашего времени», как и в творчестве Лермонтова в целом, отрицать невозможно. Элементы реализма в творчестве Лермонтова отражают общую картину движения художественной мысли, процесс ее обогащения жизненными впечатлениями, опытом собственного творчества и опытом литературы. Они свидетельствуют о поисках, которые шли в разных направлениях. «Герой нашего времени»
Присутствие в романе Лермонтова всего того, что можно назвать чертами или свойствами реализма, не дает основания видеть в «Герое нашего времени» «синтез двух методов». «Реалистические» картины повседневной жизни горцев, русских воинов, «водяного» общества, «реалистический» пейзаж, естественная разговорная интонация, элементы бытовой лексики и фразеологии, непринужденный живой диалог в языке персонажей романа отнюдь не противопоказаны романтизму, если под романтизмом иметь в виду развивающуюся эстетику. «Герой нашего времени» отражает процесс обогащения и усовершенствования единой романтической системы.
«Герой нашего времени» , я считаю , является самим ярким произведением Лермонтова в котором проявляется реализм , в остальных же («Бородино» «Тамбовская казначейша» , «Кавказец» и так далее) , впрочем это можно заметить и в вышеуказанном романе, происходит синтез позднего романтизма и раннего реализма , таким образом можно сделать вывод , что Лермонтов до конца своей жизни остался верен истинному романтизму.