Эпос «Джангар» гласами Владимира Андреевича Фаворского


План - конспект урока по изобразительному искусству для 7 класса
-42291063754000Тема Эпос «Джангар» гласами Владимира Андреевича Фаворского.
Учитель ИЗО: Шагджиева Неляна Анатольевна.
Тип урока:
Урок – беседа, комбинированный с применением ИКТ.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, демонстрационный, стимулирующий.
Средства обучения:
Мультимедийная установка, экран, компьютер, фрагменты музыкальных произведений.
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством художника.
Развить интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление;
Воспитать любовь к России и национальному искусству.
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, репродукции картин.
План урока:
1.Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Мультимедийная презентация, беседа автобиографии художника.
4. Физминутка.
5. Практическая работа.
6. Задание на дом.
Ход урока:
31584908699500I. Организационная часть.
II. Автобиография художника.
Художник, о котором мы сегодня поговорим. Фаворский Владимир Андреевич, русский художник и теоретик искусства, выдающийся мастер книжного дизайна. Родился в Москве 3 (15) марта 1886г. в семье юриста; Мать его, была художницей. Учился в школе-студии К.Ф.Юона (1903–1905), а также в частной академии Ш.Холлоши в Мюнхене (1906–1907). С 1905 занимался искусствоведением в -108585112204500Мюнхенском, а с 1907 – в Московском университете, защитив в 1913 дипломную работу. Был членом объединения «Четыре искусства».       Занимаясь с 1907 ксилографией, стал виртуозом торцовой гравюры на дереве. Был близок к поэтике и стилистике символизма и модерна, однако, добиваясь не только символической насыщенности, но и строгой конструктивности своих образов, воспринимал и новации авангарда, в первую очередь кубизма. Оптимальным полем художественного эксперимента стало для него искусство книги.
Он разработал особую теорию оформления, и понимая книги как целостный эстетический организм, «инструмент для чтения», в котором декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным (теоретические взгляды Фаворского, акцентирующие значение «чистой формы», сложились под решающим воздействием немецкого скульптора и философа А.Гильдебрандта;
Был также тонким мастером портрета – историко-романтического (гравюры: Ф.М.Достоевский, 1929; Пушкин – лицеист, 1935). Даже когда Фаворский выполнял сугубо официальные «соц-заказы» (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито в Доме моделей, 1935; обе работы не сохранились), строго соблюдаемый принцип «чистой», гармонически замкнутой в себе формы помогал ему избегать поверхностной конъюктурщины.       Почти всю творческую жизнь плодотворно работал как педагог (преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Вхутемас, был там ректором в 1923–1925, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства). Оказал влияние на мастеров «сурового стиля». Умер Фаворский в Москве 29 декабря 1964.
-24193530480000III. Фаворский как я работал на «Джангарам».
Калмыцкая тема возникла в творчестве Фаворского несколько неожиданно для самого художника. Незадолго до войны началась подготовка к празднованию 500-летия «Джангара», и организационный комитет обратился к Фаворскому с предложением исполнить иллюстрации и оформление юбилейного издания эпоса. И хотя Владимир Андреевич был тогда очень занят монументальными панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, он охотно согласился.
Меня, прежде всего, увлекло то, что образы и действие в калмыцком народном эпосе при всей фантастичности в то же время очень реалистичны, и вы, читая, ясно видите и реально чувствуете и пейзаж — от богатых пастбищ до бесплодного перевала, и богатырского коня, который описывается чрезвычайно подробно, и богатыря с его внешностью, одеждой и повадкой; и все это описывается очень красочно и не в переносном, а буквальном смысле, все определяется цветом: и богатырь, и конь, и знамя, и оружие, и части лица и т. п. Но первым условием, которое я поставил, была поездка в Калмыкию, знакомство с народом, с его бытом, зарисовки людей, животных, костюмов и т. п. Самая древняя фигура — это Шикширги, отец Хонгора; он очень стар, про него говорится, что он жестоко изнурял свое тело в подвигах, в борьбе с людьми и природой; он диковат, порывист, страшно силен, но глуповат, наивен, любит выпить арзы.
Собрав таким образом материал, правда, несколько спешно, я приступил к иллюстрированию и тут же из-за краткости времени должен был пригласить целую группу художников, которым предоставил мой материал и которые мне помогали — одни в орнаменте, другие в гравировании, третьи в композиции; сын мой и Георгий Александрович Ечеистов самостоятельно иллюстрировали некоторые песни.

К каждой песне идет цветной фронтиспис, внутри — черные страничные иллюстрации и небольшие в тексте. Во фронтисписах я пытался главным образом изобразить портреты богатырей: жесткого, как старое дерево, Шик-ширги, изящного, обворожительного Мингияна, доблестного Хон-гора, разгневанного Савара Тяжелорукого, смеющегося Санала и луноликого нойона Джангара, скачущего на огненно-рыжем своем Аранзале. Сын мой сделал хороший портрет трех мальчиков, спасших отечество, и сложную композицию пира, где все богатыри сидят и пируют. Цветные иллюстрации мы делали на левкасе яичными красками, тоже в основном пытаясь соединить реалистические тенденции со стилевыми чертами калмыцкого искусства.
IV. Физминутка.
V. Практическая работа.
Нарисуйте понравившегося богатыря.
- вы знаете сколько лет эпосу Джангар в этом году? (575лет)
-Ребята, какие картины вам запомнились? (Уч-ся называют картины).
- Сколько богатырей было у Джангара?
- Как их звали?
Молодцы. Посмотрите - какие получились рисунки. (Показ – выставка).
Домашнее задание:
Дорисовать.