Социальный проект Озеленение кабинета физики
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пафнутовская основная школа»
Социальный проект
«Озеленение кабинета физики»
Участники проекта:
учащиеся 6 класса, родители
Руководитель проекта:
учитель физики
Бахметьева Елена Геннадьевна
д. Пафнутово2015 – 2016 учебный год
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Данный проект по озеленению кабинета может стать эффективным
средством формирования экологической культуры учащихся. Поможет создать единый комплекс, где можно реализовать все свои способности, интересы.
Школьный кабинет – это место, где учащиеся проводят до 7 часов в сутки, и от того, как он оформлен, зависит их самочувствие, настроение, работоспособность. Комнатные растения – это кусочек живой природы в школе. Они обогащают воздух кислородом, убивают вирусы, бактерии, микробы, а также повышают настроение, украшают интерьер, помогают снять нервное и физическое напряжение.
Улучшить озеленение кабинета комнатными растениями – значит, улучшить условия для учащихся, сохранить их здоровье, повысить работоспособность.
Класс — это мир, где каждый должен чувствовать себя комфортно, иметь широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретать
опыт жизненного успеха. Становясь участником проекта, учащиеся попробуют себя в различных социальных ролях, что будет содействовать их успешной социализации в обществе.
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
Название проекта
«Озеленение кабинета физики»
Тип проекта Практико-ориентированный
Направление
Социальный
Кто выполнил проект Учащиеся 6 класса, родители
Руководитель Учитель физики Бахметьева Елена Геннадьевна
Краткая аннотация проекта
Расширение знаний о комнатных растениях, получение практических навыков по черенкованию и выращиванию комнатных растений
Дата выполнения проекта Январь - апрель
ПРОБЛЕМА:
как озеленить кабинет, чтобы в нем было уютно, комфортно работать ученикам
и учителям.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
озеленение кабинета физики с использованием комнатных растений, способствующих художественно-эстетической организации интерьера; выполняющих санитарно-гигиенические и медико-биологические функции оздоровления среды; оказывающих положительное психофизиологическое действие на человека, способствующих отдыху от физических и нервных нагрузок учащихся и учителей.
ЗАДАЧИ:
изучить условия для осуществления проекта;
изучить литературу по вопросу озеленения школьного кабинета;
выявить влияние растений на организм человека;
разработать план озеленения;
сформировать у детей умения и трудовые навыки выращивания и ухода за комнатными растениями;
организовать совместную деятельность ученик - учитель - родитель
подготовить и опубликовать буклет «Растения для школьного кабинета».
ПРОДУКТ:
выращенные учениками комнатные растения, памятка-буклет
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: январь - апрель (3 месяца)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Подготовительный: (3 – 4 неделя января)
- постановка проблемного вопроса, определение целей и задач проекта;
- выделение группы учащихся, проявивших интерес к поднятой проблеме;
- конкурс «Аукцион идей» на лучший мини-проект по озеленению кабинета; Ответственные: учащиеся 6 класса, родители
Проектировочный: (1 - 2 неделя февраля)
- разработка коллективного проекта по озеленению;
- составление подробного плана с конкретными поручениями по желанию
детей
Ответственные: учитель физики Бахметьева Е.Г., учащиеся,
родители
Практический: (февраль - апрель)
- приобретение семян, выращивание рассады, черенков, отростков;
- подготовка почвы и растений к посадке;
- уход за посаженными растениями
Ответственные: учитель физики Бахметьева Е.Г., учащиеся, родители
Заключительный: (3 неделя апреля)
- разработка буклета «Растения кабинета физики»;
- защита проекта на ШМО классных руководителей, распространение
буклетов
Ответственные: учитель физики, учащиеся
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА:
Знания о комнатных растениях - приобретение учащимися знаний,
необходимых для успешной реализации
проекта (изучение литературы, источников интернета);
Созидатели - организация и проведение практической работы по озеленению кабинета.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Что думают учащиеся 6 класса?
Провела опрос: чем должен быть оснащен класс, чтобы в нем было комфортно учиться?
Ответы учащихся (3 учащихся), %
Все устраивает 0
Удобные стулья и парты 33
Мощные компьютеры, интерактивная доска 66
Красивые растения 100
Готовы поучаствовать в озеленение класса 100
Затем мы изучили литературу и выяснили, какие растения используются при озеленении школьного кабинета. А также узнали насколько важно их наличие в кабинете и как они влияют на воздух и физическое состояние учащихся.
Растения, рекомендованные в озеленении кабинета:
Растения - фильтры
Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в помещении. Такими являются растения с крупными листьями и большим количеством устьиц на листьях. Это такие растения, как алоэ (90%), хлорофитум (86%), филодендрон(76%), драцена (79%),фикус, шеффлера, диффенбахи, лилия (40-60%).Конечно, растения не превратят перенасыщенный вредными веществами воздух помещения в полностью здоровый, но они способны уменьшить количество этих вредных в еществ в воздухе во много раз.
Алоэ Хлорофитум Шефлера
Растения – пылесборники
Растения не только очищают воздух от бактерий, но и от пыли. Зелёные растения по мере сил избавляют нас от пыли, витающей в воздухе. Так же как пыль скапливается на поверхностях пола, мебели, она оседает на листьях насаждений. Но тогда уже путешествовать по воздуху пыль не сможет – растения удерживают и не позволяют попадать ей в наши лёгкие. Аккумулируя на себя пыль, все комнатные цветы значительно очищают воздух в классе. Доказано, что после размещения в помещении цветочных горшков воздух становится чище на 40%.
С такой задачей успешно справляются фикусы, монстеры, драцена, традесканция. Роль природного пылесоса отлично выполняют декоративные ель и сосна.
Рекордсменом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум. Он даже превосходит многие специально созданные для этой цели технические устройства.
Ароматические фитонциды, выделяемые туей, очищают воздух от пыли. Для полного очищения воздуха нужно иметь по одному деревцу туи высотой около полуметра в каждой классной комнате.
47567856250940
Драцена Фикус Традесканция Туя
Растения – ионизаторы
Растения могут восполнить не только недостаток влаги в воздухе, но и нехватку кислорода. Человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ, а у растений всё происходит с точностью наоборот: растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Такую функцию отлично выполняют сансевьера (щучий хвост), сциндапсус, папоротники.
Сансевьера Папоротник Сциндапсус (щучий хвост)
Растения – релаксанты
Ещё одно целебное свойство комнатных растений – их способность успокаивать нервную систему. Очень хорошо воздействует на психику человека лавр. Успокоительным действием обладают мята, мелисса, лаванда, котовник, розмарин, монстера, пеларгония. Такие растения, как зантедексия или калла, жасмин, толстянка и миниатюрная роза, оказывают мягкое бодрящее действие. Они рассеивают депрессию и апатию.
Гиппеаструм – надёжный помощник. Если мы находимся в одной комнате с этим растением, то ощущаем свежесть и не поддаемся нервозности. Аналогичное действие оказывают и некоторые другие растения, например алоэ, кротон, хамедорея изящная, хлорофитум, адиантум, гибискус.
Кто бы мог подумать, что цикламены излучают энергию, которая толкает нас на новые идеи, помогает нам преодолеть стереотипы мышления. К подобным растениям относятся декоративный ананас, бугенфиллея и орхидея венерин башмачок. Но у цикламенов есть свойственные только им особенности: они помогают вспыльчивым людям справиться с эмоциями, дарят чувство защищённости.
Лавр Гиппеаструм Цикломены Орхидея
Растения, опасные для здоровья:
Две трети наших обычных комнатных растений являются ядовитыми. Можно выделить несколько основных групп
Растения, раздражающие кожу
В белом соке всех Молочайных содержатся раздражающие кожу вещества, но в разной концентрации. К этому семейству относятся Молочай прекраснейший, известный также под названиями пуансеттия и "Рождественская звезда", Кодиеум пестрый, Акалифа.
-342902540
Молочай Кодиеум Акалифа
Некоторые из семейства Ароидных комнатной культуры тоже опасны ядовитым клеточным соком; это, например, Диффенбахия, Алоказия, Монстера привлекательная, Филодендрон, Зантедексия, она же Калла.
Сок, выступающий из места надреза, вызывает отек и болезненность в области слизистой рта и горла, а при контакте с глазами - конъюктивит и изменения роговицы.
Диффенбахия Алоказия Монстера Филодендрон
С этими семействами растений обращаться следует очень осторожно.
Если млечный сок выступил в месте надреза растения, нужно сразу же тщательно вымыть руки.
Когда вы занимаетесь каким-либо растением, не дотрагивайтесь руками до глаз.
Растения с ядовитыми органами
Известно своей ядовитостью семейство Пасленовых. К нему относятся, в частности, Броваллия, Брунфельсия, Паслен ложноперечный, чьи ягоды оранжевой окраски, как и ягоды Кливии , особенно опасны для детей. Дело в том, что дети зачастую просто не могут противостоять искушению и засовывают в рот эти ягоды, из-за которых появляются тошнота, позывы к рвоте, болевые ощущения, а далее - сонливость и расширение зрачков. По количеству отравлений, вызванных комнатными растениями, на первом месте стоит паслен ложноперечный.
Паслен Броваллия Брунфельсия Очень опасно также семейство Кутровых. Его известнейшие представители: Олеандр, Алламанда, Катарантус, или Барвинок розовый, Дипладения или Мандевила и Пахиподиум. Эти растения содержат вещества, оказывающие воздействие на сердечную деятельность. Правда, серьезная опасность грозит только тому, кто проглотит цветы или листья в большом количестве. На вкус они очень горьки и поначалу вызывают рвоту. Тем не менее: с этим семейством растений - особенно детям! - обращаться следует осторожно.
Олеанр Алламандра Катарантус Пахиподиум
Растения, вызывающие аллергию
50901607174865 Иногда возникает индивидуальная непереносимость некоторых видов растений или аллергия на них. Все растения, богатые фитонцидами, опасны для аллергиков:
50234858555990Так, любимая с давних времен герань, оказывается, может вызывать у некоторых людей довольно сильный насморк и кожную сыпь.
Можно пожалеть тех, у кого аллергия на примулы: от малейшего соприкосновения с Примулой обратноконической начинается раздражение или воспаление кожи. Именно у этого вида на тонких волосках листьев и стеблей бывают выделения, опасное вещество на которое так чувствительно реагируют многие люди. Само растение, однако, не ядовито.
5023485535940Сходное вещество содержится в клубнях Цикламена персикового, к которым, правда, не так часто кто-нибудь прикасается.
Проводя исследование, у нас возникал вопрос: зачем люди веками выращивали на подоконниках ядовитые растения?Но, собрав информацию, мы смогли ответить и на него. Ядовитые комнатные растения улучшают микроклимат в доме, в огромном количестве поглощают из воздуха токсины, идущие от дорог и промышленных предприятий: аммиак, ацетон, угарный газ, хлороформ, пары едких щелочей и кислот, синтетических моющих средств, клеев, лакокрасочных растворителей, свинцовую пыль. Собственно, эти растения и ядовиты потому, что питаются, активно перерабатывают химические яды из воздуха и почвы. И по степени ядовитости самого растения судят о его эффективности обеззараживать окружающую среду.
Литературный обзор показал: правильное озеленение кабинета – это значимая проблема, которая касается каждого, кто хочет, чтобы его растения выполняли как эстетическое значение, так и санитарно-гигиенические и медико-биологические функции оздоровления среды (очищение и увлажнение воздуха, обогащение его кислородом, снижение содержания патогенной микрофлоры, погашение шума и т.д.);
Кроме этого узнали…
- растения не должны быть ядовитыми;
- лучшими очистителями воздуха являются цветы, в состав которых входит хлорофит;
- а также, есть растения, которые сдерживают размножение микробов и вирусов.
- ЧЕРЕНКОВАНИЕ – самый распространенный способ размножения комнатных растений.
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности для учащихся
Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов;
Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови;
Помните, что стеклянная посуда хрупкая, легко бьётся, будьте аккуратны при работе с ней;
В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.
Наблюдения за развитием корней у черенка
Все сосуды с черенками поставили в светлое нежаркое место.
Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяем отстоявшейся водопроводной водой.
После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадим черенки в цветочные горшки с почвой.
Накроем черенки стеклянной банкой и выдержим на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и они не тронутся в рост.
Ведём регулярные наблюдения за развитием черенков растений. Данные записываем в таблицу,
Растение Дата черенкования Дата появление первого корня Дата развития корней до 2-3 см Дата посадки в почву Дата начала роста побегов
В ходе реализации проекта учащиеся:
изучили способы размножения комнатных растений;
составили перечень растений обладающих полезными свойствами
составили перечень растений опасных для здоровья;
выработали элементарные умения черенковать и высаживать комнатные растения;
сформировали навыки выращивания и ухода за комнатными растениями;
научились работать в коллективе
ВЫВОД:
Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения, помогают создать здоровьесберегающую среду в помещении, оказывая положительное влияние на физическое здоровье человека, создавая психологически благоприятную среду, улучшая настроение, придавая помещению своеобразный колорит и определенный комфорт.
Народная мудрость гласит: “Если в доме цветы – значит, нет в нём беды”.
Когда мы входим в класс иль в дом,Где всё нам мило,Где чистым воздухом приятно так дышать.Есть в комнатных цветах целительная силаДля всех, умеющих их тайну рассказать.
Дальнейшее развитие проекта
Работу над данным проектом будем продолжать в следующем году. Необходимо развести в классе как можно больше цветущих растений.
Приложение 1
Влияние цветов на организм
Цветы Положительное
влияние Отрицательное влияние
Фикус
Лимон
Герань
Гортензия
ДиффенбахияАлоэ
Традесканция
ХлорофитумКаланхоэПеларгония
Плющ
Аспарагус На органы дыхания
Успокаивает нервную систему
Повышает иммунитет
Защищает от воспаления лёгких, очищает воздух
Очищает воздух
Убивает болезнетворные микробы
Успокаивает нервную систему
Очищает воздух
Очищает воздух Аллерген
Ядовитое
Ядовитое
Уход за растениями
Неприхотливые Требуют повышенного внимания
Бальзамин
Глоксиния
КаланхоэПеларгония
Примула
Традесканция
СпатифиллумХлорофитумПлющ
Аспарагус
Алоэ
Цикламен
Фиалка
Азалия
Кротон
Филодендрон
Жасмин