Методическое пособие для преподавателей Сестринский процесс при пиелонефрите у детей

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №4

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 060109 Сестринское дело
Дисциплина: Сестринское дело в педиатрии
КУРС III
СЕМЕСТР VI
Раздел 2: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ
НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У
ДЕТЕЙ»

Тема 2.15: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ
ПИЕЛОНЕФРИТЕ У ДЕТЕЙ»





Москва 2012г.






Методическая разработка составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для специальности 060109 Сестринское дело 51 и на основании рабочей программы по сестринскому делу в педиатрии.

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК №5
Утверждаю:


«Специальные дисциплины базовой подготовки»
На заседании методического совета ГБОУ СПО «МУ № 4ДЗМ»

протокол № 3



_______________/ Е.В. Епишина /

Председатель ЦК№5
__________/Рытова Т.Н. /
«19» декабря 2012 г.





«19» декабря 2012 г.








Составитель:



Беседина Т.П.
преподаватель Сестринского дела в педиатрии ГОУ СПО Медицинское училище №4
высшей квалификационной категории



Рецензенты:



Иванова С.В.
преподаватель Сестринского дела в терапии и курсе ПМП ГОУ СПО Медицинское училище №4
первой квалификационной категории


Гущина О.А.
Заместитель главного врача по лечебной части детской поликлиники №12 ЮАО высшей квалификационной категории








Стр.

1
Пояснительная записка ...
1

2
Методический блок..
2-7

3
Контроль исходного уровня знаний...
8-9

4
Информационный блок
10-14

5
Манипуляционный блок..............
15-25

6
Итоговый контроль знаний и умений...
26-35

7
Подведение итогов
36

8
Задание на дом..........
37

9
Литература.....
38

10
Приложение






























Данное методическое пособие к практическому занятию по теме: «Сестринский процесс при пиелонефрите у детей» создавалось с целью обучить студентов организации сестринского процесса в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060109 Сестринское дело по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии», развить у студентов познавательные способности к логическому мышлению, приобретению необходимых практических навыков, умению работать в команде. При этом используются знания и умения студентов, полученные ими при изучении основ сестринского дела, анатомии, психологии, латинского языка, фармакологии и клинических дисциплин.

Данное пособие может использоваться как студентами так и преподавателями. При создании методического пособия использовался иллюстрированный материал (презентация теоретического материала, учебный фильм (фрагмент ): «Уход за больными детьми», рисунки, схемы, таблицы), что поможет студентам лучше организовать сестринский процесс при оказании неотложной помощи и при решении проблем пациента.
























По данным различных обследований частота болезней почек и мочевыводящих путей среди детей в нашей стране составляет в среднем 29 на 1000 детского населения, с колебаниями в различных регионах 12-54 на 1000 детского населения.

Распространенность заболеваний мочевыводящей системы у детей, в частности пиелонефритом создает актуальность данной проблемы и требует совершенствования методов ранней диагностики пиелонефрита и широкого проведения профилактических мероприятий.

Для осуществления всех этапов сестринской деятельности при выхаживании детей с пиелонефритом, необходимо иметь высокий уровень теоретической подготовки и практических навыков, отработанных до совершенства, после чего Вы сможете:

правильно осуществлять профилактику пиелонефрита у детей
грамотно обеспечивать сестринский уход за ребенком с пиелонефритом;
способствовать более быстрому улучшению состояния ребенка и предупреждению развития у него различных осложнений.






















Кукла – 5 шт.
Пробирки – 10 шт.
Резиновый круг, тарелка – по 5 шт.
Емкость для сбора мочи – 5шт.
Емкости для сбора мочи по Зимницкому – 40 шт
Резиновые перчатки – 10 шт.
Ватные шарики, лотки, контейнеры для дезинфекции –10 шт
Медицинская документация: Бланки направлений для исследования мочи: на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому – по 10 шт.
Дидактический материал: тестовые задания, ситуационные задачи, схемы, таблицы, рисунки, видеофильм « Уход за больными детьми» (сбор мочи на общий анализ, по Зимницкому), презентация теоретического материала.
10. ТСО: телевизор, компьютер, мультимедийная система



Методическая разработка практического занятия для самостоятельной работы студентов 3 курса по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях мочевыводящей системы у детей» - 5 шт.
Литература: Тульчинская В. Д.;. «Сестринское дело в педиатрии. Практикум» изд. «Феникс», 2005 г., Ростов-на-Дону, стр. 177-180 – 10 шт.
















Специальность: 06 01 09 «Сестринское дело»

Тема: «Сестринский процесс при пиелонефрите»

Вид занятия: практическое (комбинированное)

Количество часов по теме: 90 минут

Цель обучения:

Студент должен знать:
Причины, клинические проявления, сестринскую деятельность, сестринский процесс при пиелонефрите детей.
Студент должен уметь:
Осуществить сестринский процесс при пиелонефрите.
Измерить диурез
Собрать мочу у детей раннего возраста на общий анализ.
Собрать мочу для исследования по Нечипоренко, по Зимницкому.
Оценить данные результатов анализов мочи.
Оценить характер мочи по цвету, запаху, прозрачности.
Научить родителей особенностям диеты при пиелонефрите.
Обучить пациента и его родственников технике сбора мочи для исследования (общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому).
Подготовить пациента к специальным диагностическим исследованиям.
План проведения занятия:
1.Организационный момент..5 минут
2. Мотивация. Цели , краткий план занятия.5 минут
3. Контроль исходного уровня знаний студентов 10 минут
4. Демонстрационная часть.10 минут
5.Самостоятельная работа студентов.25 минут
6.Итоговый контроль знаний и умений.20 минут
7.Рефлексия5 минут
8.Подведение итогов занятия и задание на дом....10 минут
Итого.90 минут


Тема: «Сестринский процесс при пиелонефрите у детей»



























Тема: «Сестринский процесс при пиелонефрите у детей»

Дисциплина:
«Клиническая фармакология»
Знать:
Препараты, применяемые при пиелонефрите у детей


Дисциплина:
«Патологическая анатомия»
Знать:
Патологические изменения, происходящие в мочевыводящей системе при пиелонефрите


Дисциплина:
«Анатомия».
Знать:
Анатомическое строение органов мочевыводящей системы



Дисциплина:
«Сестринское дело в педиатрии»
Уметь:
Выполнять все этапы сестринского процесса при пиелонефрите у детей
Знать:
Причину, клинику, диагностику,
лечение, уход, профилактику пиелонефрита у детей



Дисциплина:
«Основы сестринского дела»
Уметь:
1. Выполнять все этапы сестринского процесса при пиелонефрите
2. Осуществлять манипуляции при уходе за больными с пиелонефритом

Дисциплина:
«Сестринское дело в хирургии»
Знать:
Хирургическое лечение пиелонефрита у детей




Дисциплина:
«Основы реабилитации»
Знать:
Основные принципы реабилитации при пиелонефрите у детей












п/п
Этап занятия
Время
мин
Методы
обучения
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студента

1.
Организационный момент.


2

Приветствует, проверяет присутствующих, обращает внимание на форму. Заполняет журнал.
Готовят рабочее место, тетради ручки, дежурный сообщает причины отсутствия студентов.

2.
Мотивация. Цели, краткий план занятия.
3

Сообщает студентам тему, цели и план занятия. Обосновывает актуальность темы, сообщает план занятия.
Слушают и просматривают в методической разработке цели и план занятия.

3.
Контроль исходного уровня
10
Комбинированный: программированный (тестовый), (письменный опрос)
Предлагает задания в форме тестов по лекционному материалу данной темы, оценивает результаты.
Отвечают на вопросы заданий в форме тестов, осуществляют взаимоконтроль и самооценку.

4.
Изучение нового материала
20
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный
(объяснение с демонстрацией действия)
Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией выполнения манипуляции лично (сбор мочи у детей до 1 года).
Записывают в тетрадь алгоритм выполнения действия, наблюдают за выполнением манипуляции.

5.
Закрепление материала (самостоятельная работа студентов)
25
Репродуктивный (работа по алгоритму)
Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует ее. Задает вопросы по материалу
Отрабатывают манипуляции (анализ мочи по Зимницкому, по Нечипоренко) парами: один студент озвучивает алгоритм действий, другой выполняет, контролируют друг друга. Затем меняются местами.

6.
Рубежный контроль (контроль усвоения материала)
25
Практический и устный
Организует работу студентов на этапе контроля, контролирует выполнение манипуляции. Задает вопросы по новому материалу. Корректирует ответы, помогает выявить ошибки и найти пути их устранения.
Работают в мини группах. Выполняют изученную манипуляцию без опоры на алгоритм. Осуществляют мероприятия по уходу за (ситуационные задачи). Отвечают на вопросы преподавателя.

7.
Рефлексия
2
Проблемный
Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднения успехов, оценить степень достижения целей
Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

8.
Итоги занятия




3



Оценивает работу группы в целом и каждого студента, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом.
Записывают задание на дом.


Итого:
90









Тема: «Сестринский процесс при пиелонефрите»

Задание: выбрать все правильные ответы.

При пиелонефрите отмечается воспаление:
1). В чашечно-лоханочной системе почек
2). В интерстициальной ткани
3). В мочеточнике

Пиелонефрит– это:
1). Инфекционно-аллергическое воспаление нефронов
2). Воспаление мочеточников
3). Инфекционное воспаление в чашечно-лоханочной системе почек

При пиелонефрите отмечается:
1). Повышение белка в общем анализе мочи
2). Повышение эритроцитов в общем анализе мочи
3). Повышение лейкоцитов в общем анализе мочи

При пиелонефрите отмечается:
1). Отеки
2). Повышение АД
3). Нарушение диуреза

Какие обследования необходимо провести при пиелонефрите:
1). Общий анализ мочи
2). Общий анализ крови
3). Проба по Нечипоренко
4). Проба по Зимницкому
5). Ренография
6). УЗИ почек
7). Биохимический анализ крови
8). Рентгенография сердца

Какое лечение применяют при обострении пиелонефрита:
1). Антибиотики
2). Гормоны
3). Бессолевая диета
4). Постельный режим
5). Сердечные гликозиды
6) Раунатин
7). Лазикс
8). Отвар мочегонных трав
9). Антигистаминные препараты






7.Диспансерное наблюдение при пиелонефрите включает в себя:
1). Осмотр ЛОР-врача, стоматолога 1 раз в 3 месяца
2). Измерение АД 1 раз в месяц
3). Измерение АД 1 раз в 3 месяца
4). Общий анализ мочи 1 раз в месяц
5). Общий анализ мочи 1 раз в 3 месяца
6). Проба по Зимницкому 1 раз в 3 месяца
7). Отвод от профилактических прививок
8). Через год после начала ремиссии

8.Причины пиелонефрита:
1) Перегревание
2) Врожденная патология почек
3) Частые простудные заболевания


9.Установите соответствие:
Пиелонефрит:










10.Дополните фразу:
Пиелонефрит – это_______________ воспаление в ________________системе



1. 1)
2. 3)
3. 3)
4. 3)
5. 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7).
6. 1), 4), 8), 9).
7. 1), 4), 6), 7).
8. 2), 3).
9). а),
10)Инфекционное, чашечно - лоханочной;

















«Сестринский процесс при пиелонефрите»
Цели опорного конспекта: научить студентов кратко излагать теоретический материал для систематизации занятий в соответствии с требованиями учебной программы.
Заболевания почек являются актуальными, так как более 5 % детей страдают ими. Наиболее частыми из них является пиелонефрит.
Пиелонефрит – инфекционно-воспалительное заболевание почек и почечных лоханок с преимущественным поражением интерстициальной ткани перенхимы почек и почечных лоханок.
Основными причинами пиелонефрита являются:
бактериальные и вирусные инфекции острого и хронического характера
нарушение реактивности организма
повреждение интерстициальной ткани почки (врожденного или приобретенного характера)





Клиническая картина
По течению пиелонефрит бывает острый и хронический.
При остром пиелонефрите – начало острое, температура 39-40оС, озноб, головная боль, рвота, боли в животе и пояснице различной степени выраженности.
Характерны дизурические расстройства (болезненные и частые мочеиспускания, недержание мочи)
При исследовании мочи определяется лейкоцитурия, бактериурия.
Хронический пиелонефрит протекает с периодами ремиссии и обострения







Сестринская деятельность при работе с детьми с пиелонефритом:
Оценка состояния и наблюдение за ребенком в динамике
Наблюдение за физическими свойствами мочи (цвет, прозрачность, количество)
Контроль за соблюдением режима физической активности пациента (строгий постельный режим в остром периоде, щадящий с ограничениями физической нагрузки на весь период болезни)
Контроль за соблюдением диеты и водного режима (стол № 5)
Уход за кожей и слизистыми
6.Выполнение назначений врача (антибактериальные препараты, дезинтоксикационные препараты, препараты нитрофуранового ряда, витамины, десенсибилизирующие препараты, симптоматические средства, фитотерапия.


Обследование пациента.

Субъективное обследование.

Жалобы при поступлении
Анамнез заболевания
Анамнез жизни
Объективное обследование.
Сознание: ясное, спутанное, потеря сознания.
Положение в постели: активное, пассивное.
Состояние кожных покровов и слизистых: обычной окраски, бледные, гиперемированные, влажные, сухие.
Дыхание: без изменения.
Пульс: тахикардия.
АД: в норме, гипертензия.
Органы пищеварения: нарушение аппетита.
Осмотр полости рта: слизистые суховаты, язык обложен белым налетом.
Живот: боли в поясничной области, боли в животе
Характер стула: оформленный.
Нервная система: головная боль, слабость.
Сон: нарушен, сонливость.
Диурез: Полиурия, олигурия.
Признаки обезвоживания: отсутствуют, умеренно выражены.
2. Выявление проблем пациента.

Действительные проблемы:

Боли в поясничной области, животе
Полиурия, Олигурия
Энурез
Чувство озноба из за высокой температуры
Чувство жара из за высокой температуры
Слабость, вялость, сонливость из за симптомов интоксикации
Снижение аппетита
Нарушение сна из-за головной боли
Дискомфорт из-за ночного недержания мочи
Дефицит самоухода при осуществлении личной гигиены из за слабости
Снижение двигательной активности из-за симптомов интоксикации
Страх перед предстоящим диагностическим исследованием
Дефицит знания о заболевании

Потенциальные проблемы:
Риск развития осложнений
Риск травматизма
Риск развития пролежней

3.Планирование сестринских вмешательств.

4.Реализация плана сестринских вмешательств.

Зависимые действия медсестры:

По назначению врача медсестра отбирает материал для лабораторного исследования:

Моча для различных исследований (общий анализ, проба по Зимницкому, по Нечипоренко, бактериологическое исследование, определение суточного диуреза)




Кровь на биохимическое исследование



По назначению врача медсестра обеспечивает прием
( пероральный, внутримышечный, внутривенный) лекарственных препаратов пациентом и диету.
Осуществляет постоянный контроль за самочувствием пациента, температурой, соблюдением пастельного режима, кратностью мочеиспускания, характером стула.



Независимые действия медсестры:

Уход при различных состояниях пациента
Наблюдение за реакцией пациента на лечение и адаптация его к условиям стационара
Оказание доврачебной помощи
Осуществление мероприятий по личной гигиене пациента
Профилактика осложнений
Профилактика внутрибольничной инфекции
Взаимозависимые действия медсестры:
Подготовка и участие в инструментальных обследованиях пациента

Оценка достигнутого результата.
Сравнение достигнутого результата запланированного целью.








Цель: не допустить развития выраженной клинической картины заболевания, обострения процесса, развития почечной недостаточности.

План сестринских вмешательств
Обоснование

Информировать больного и его родственников о заболевании

Обеспечивается право пациента на информацию
Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода


Организовать стол № 7 с ограничением острых, соленых блюд, пряностей, жидкости

Примечание: при уходе за больным пиелонефритом в острый период организовать обильное питье под строгим контролем диуреза; при уходе за больным гломерулонефритом исключить в питании облигатные аллергены
Уменьшается раздражение паренхимы почек, а следовательно, уменьшается болевой синдром
Уменьшается нагрузка на почки
Задержка жидкости в организме усиливает отеки, повышает АД
Острый период пиелонефрпита сопровождается интоксикацией
Гломерулонефрит является инфекционно-аллергическим заболеванием


В острый период заболевания организовать больному постельный режим с последующим постепенным его расширением

«Почки любят горизонтальное положение», так как в горизонтальном положении уменьшается болевой синдром, улучшается кровоснабжение почек, следовательно, улучшается регенераторные процессы


Четко регистрировать диурез

Снижение диуреза свидетельствует о задержке жидкости в организме
Нарушение диуреза, а также нарушение соотношения ДД : НД свидетельствует о возможном нарушение функции почек


Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций

Любая дополнительная инфекция может привести к обострению заболевания

При организации труда и отдыха ограничить физическую и эмоциональную нагрузки


Нагрузки провоцируют повышение АД, усиление болевого синдрома

Организовать строгое проведение гигиены половых органов


Возможен восходящий путь инфекции

Оберегать ребенка от переохлаждения
При охлаждении снижается иммунитет (общий и местный)
обострение процесса





Сбор мочи для клинического исследования

Запомните! Мочу следует доставить в лабораторию не позже, чем через 1 час после того, как она собрана.

Моча собирается утром после сна.

Последовательность проведения процедуры:
Медицинская сестра:
Готовит емкость для сбора мочи
Проводит туалет наружных половых органов детям раннего возраста
Контролирует проведение туалета наружных половых органов детьми старшего возраста
Собирает мочу у детей раннего возраста
Объясняет правила взятия мочи детям старшего возраста и контролирует эту процедуру
Заполняет сопроводительный документ и отправляет взятый материал в клиническую лабораторию




Примечание: для полного клинического исследования количество собранной мочи должно быть 50 – 100 мл в зависимости от возраста. В старшем возрасте необходимо собрать среднюю порцию мочи, что бывает сложно осуществить при работе с детьми раннего возраста.






Исследование мочи по методу Нечипоренко


Показания: определение количества лейкоцитов, эритроцитов в 1 мл мочи

Последовательность проведения процедуры:
Медицинская сестра:
Готовит емкость для сбора мочи
Собирает мочу утром, но можно, при необходимости, и в любое время суток
Проводит туалет наружных половых органов детям раннего возраста
Контролирует проведение туалета наружных половых органов детьми старшего возраста
Собирает «среднюю струю» в количестве не менее 10 мл
Заполняет сопроводительный документ и отправляет взятый материал в клиническую лабораторию


Исследование мочи по методу Зимницкого

Последовательность проведения процедуры:
Медицинская сестра:
Подготавливает 8 сухих баночек, указывая на этикетке фамилию, имя ребенка
Будит ребенка в 6 часов утра для того, чтобы он помочился в унитаз, так как эта порция мочи - с прошлых суток
Начиная с 9 часов утра и каждые 3 часа (12,15,18,21,24,3, 6 часов) собирает мочу в отдельные баночки
Утром следующего дня отправляет все баночки в лабораторию


Примечание: при данном исследовании соблюдается обычный для ребенка водный режим: фиксируется количество выпитой за данные сутки жидкости, в течении 3 часов может помочиться в баночку не один, а несколько раз, о чем его заранее надо предупредить; если в течении 3 часов ребенок не помочился, соответствующая баночка остается пустой; если в течении 3 часов мочи окажется больше, чем помещается в баночку, то надо дать ребенку дополнительную, без номера


Исследование мочи по методу Каковского - Аддиса

Показания: определение количества лейкоцитов, эритроцитов и цилиндров в суточном количестве мочи


Последовательность проведения процедуры:
До начала сбора мочи вечером, в 22 часа, пациент должен опорожнить мочевой пузырь и в течении ночи постараться не мочиться
Медицинская сестра:
В 8 часов проводит туалет наружных половых органов детям раннего возраста
Контролирует проведение туалета наружных половых органов детьми старшего возраста
Мочу собирают в чистую посуду и отправляют в лабораторию
Если пациент не может на длительное время задержать мочеиспускание и выделяет мочу в течении 10 ночных часов несколькими порциями, то для предотвращения распада форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов) в длительно стоящей моче, в нее добавляют несколько капель формальдегида.



Бактериологическое исследование мочи

Последовательность проведения процедуры:

Взятие мочи для исследования на бактериурию можно провести при произвольном мочеиспускании после тщательного обмывания наружных половых органов дезинфицирующем раствором, чаще всего фурацилином.
Берется 15-25 мл мочи из «средней порции» утренней мочи в стерильную посуду, тот час же закрываемую
Взятая моча с сопроводительным документом немедленно отправляется в бактериологическую лабораторию
Если результаты сомнительные, мочу берут стерильным катетером в стерильные пробирки






Показатели анализов мочи в норме

Методика исследования
Показатели в норме

1. Общий анализ мочи
Цвет – соломенно-желтый
прозрачность – полная
реакция – кислая
белок до 0,033 %
сахар – нет
ацетон – нет
желчные пигменты – нет
эритроциты – 0-1
·
лейкоциты – до 4
·

2. Анализ мочи по Нечипоренко
Лейкоциты – до 2,0 х 106 /л
эритроциты – до 1,0 х 106 /л

3. Анализ мочи на стерильность
Микробное число (МЧ) до 100000 МТ
Примечание:
МЧ 50000 – 100000
Считается сомнительным

4. Анализ мочи по Зимницкому
Д =600+100 х (N – 1)
соотношение
ДД : НД = 2:1 или 3:1
показатели колебания плотности мочи в течении е суток должны быть более 7












Сбор мочи на общий анализ у девочки раннего возраста

Цель: определить патологические изменения в моче.
Оснащение:
резиновые перчатки;
полотенце;
резиновый круг и две пеленки;
тарелка;
клеенка;
сухая чистая баночка для мочи с этикеткой;
бланк-направление в лабораторию.
Обязательное условие: не допускать длительного хранения мочи, так как при ее хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего искажается результаты исследования.

Этапы
Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить мама / родственникам цель и ход проведения процедуры, получить согласие
Обеспечение права на информацию, участие в процедуре

Подготовить необходимое оснащение;
Выписать направление в клиническую лабораторию
Обеспечение четкости выполнения процедуры

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Обеспечение инфекционной безопасности

Положить на постель клеенку
Предупреждение попадания мочи на постель

Слегка надуть резиновый круг и обернуть его пеленками
Исключение негативной реакции ребенка при соприкосновении с холодной резиновой поверхностью

Поставить на клеенку тарелку и положить на нее обернутый пеленками резиновый круг (края пеленок не должны попадать в тарелку)
Необходимые условия для сбора мочи у девочек грудного возраста

Подмыть девочку под проточной водой в направление спереди назад
Исключение побочного загрязнения мочи и получение достоверных результатов

Просушить половые органы полотенцем промокательными движениями
Профилактика раздражения кожи

Выполнение процедуры

Уложить девочку на резиновый круг


Открыть кран или попоить ребенка водой
Стимуляция мочеиспускания

После мочеиспускания снять девочку с круга


Пеленкой или полотенцем осушить половые органы ребенка промокательными движениями
Создание гигиенического комфорта

Завершение процедуры

Осторожно слить из тарелки собранную мочу в чистую сухую баночку


Снять перчатки
Вымыть и осушить руки
Обеспечение инфекционной безопасности

Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее 1 часа после сбора
Обеспечение достоверности результатов исследования







Методика определения диуреза

Суточный диурез – это количество мочи, выделенное за сутки.

Диурез определяется у почечных больных при всех заболеваниях, сопровождающихся отеками, при сахарном диабете, при болезнях сердца.
Моча собирается в течение суток в обыкновенный ночной горшок. В 6.00 больной мочится, моча выливается. А затем все порции мочи сливаются и последний раз моча собирается в 6.00 утра на следующий день.
Количество ее измеряется специальной стеклянной градуированной кружкой (мерной колбой)
При этом у больных определяется количество выпитой жидкости, введенной параэнтерально.
Результаты записываются в виде дроби (выпитое : выделенное).
В норме с мочой выделяется 2/3 поступившей в организм жидкости.
Дневной диурез составляет 2/3 от суточного
Ночной диурез составляет 1/3 от суточного















Методика подготовки ребенка к внутривенной урографии:

детей применяют йодосодержащие контрастные вещества – тразограф 60 - Для рентгенологического исследования почек и мочевыводящих путей у 76 % раствор, или омнипак
Накануне исследования из рациона ребенка исключают продукты, вызывающие повышенное газообразование: молоко, яблоки, капуста, черный хлеб, фрукты
Накануне исследования определяют чувствительность ребенка к рентгеноконтрастному средству, вводя внутривенно 0.5 - 1.5 мл данного вещества в зависимости от возраста ребенка
Медицинская сестра наблюдает за возможным появлением побочных реакций: чувство жара, головокружение, тошнота, рвота, сердцебиение, сыпь и сообщает об этом врачу
Вечером накануне исследования ребенку делают очистительную клизму
Утром за 2 часа до исследования делают очистительную клизму
Медицинская сестра сопровождает ребенка в рентген-кабинет, где после обзорного снимка мочевыводящей системы, внутривенно медленно в течении 1.5-2 минут вводят ребенку возрастную дозу контрастного вещества, после чего проводят рентгенографию
Перед исследованием проводится тщательный туалет наружных половых органов с применением дезинфицирующих средств


Методика подготовки ребенка к цистографии

Накануне исследования на ночь делается очистительная клизма
Перед исследованием ребенок должен опорожнить мочевой пузырь
Перед исследованием проводится тщательный туалет наружных половых органов с применением дезинфицирующих средств



Признак
Норма
Особенности мочи у детей

Цвет
Соломенно -желтый (зависит от содержания в ней главным образом урохромов,уробилина,уроэритрина,уророзеина.)
У детей в первые недели жизни моча может приобрести янтарно-коричневый цвет из-за выделения большого кол-ва мочевой кислоты, легко кристаллизирующейся и оставляющей на пеленках пятна кирпичного цвета(мочекислый инфаркт почек новорожденных). Причина последнего распад большого количества клеток, из ядер которых освобождается много пуриновых и пиримидиновых оснований, конечным продуктом их метаболизма является мочевая кислота.
У детей грудного возраста цвет мочи более светлый, чем у детей старшего возраста и взрослых, у которых он варьирует от соломенно-желтого до янтарно-желтого.

Прозрачность
Полная
Как у взрослых

Реакция мочи
Слабо кислая или нейтральная
Реакция мочи у новорожденных кислая(pH5,4-5,9), при чем у недоношенных в большей степени чем у доношенных
На 2-4 день жизни величина pH возрастает и в дальнейшем зависит от вида вскармливания –
-при грудном pH составляет 6,9 – 7,8
- при искусственном – 5,4 – 6,9(т.е для детей характерен физиологический ацидоз)

Удельный вес
1,002 – 1,030( в зависимости от водной нагрузки)
Наиболее низкий и удельный вес имеет моча детей в течении первых недель жизни, обычно он не превышает 1,016 – 1,018

Белок
До0,033г\л
У новорожденных в первые годы жизни могут развиться транзиторная протеинурия, обусловленная проницаемостью эпителия клубочков, канальцев, капилляров. У доношенных детей она исчезает на 4 – 10 день жизни ( у не доношенных позже)

Органические элементы осадка мочи – эритроциты
Лейкоциты-
Цилиндры-эпиталеальные клетки-



0 – 2 в поле зрения
0 – 4 в поле зрения
нет
единичные


Количество их в моче у детей такое же, как у взрослых
У девочек допускается до 5 – 6 в поле зрения.

Неорганический осадок(соли)
Характер осевших солей зависит от коллоидного состояния pH и других свойств мочи, а также состояние эпителия мочевых путей.
Для новорожденных характерен осадок из мочевой кислоты. В более старшем возрасте такой осадок образуется при употреблении мясной пищи, физических нагрузках, лихорадке, голодании, применении глюкокортикоидов. Оксалаты присутствуют в моче при избыточном употреблении продуктов богатых щавелевой кислотой.

Анализ мочи №_________
« _12_»_октября__20_11г.
дата взятия биоматериала


Фамилия, И. О.___________Никифорова Марина Сергеевна_____
Возраст_______5 лет_______________________________________
Учреждение____Детская клиническая больница № 1_____________
Отделения_____1ое педиатрическое______палата____5________
Участок______________________ История болезни №____1456___


Физико-химические свойства
Количество_________л*_______________мл**________100 _____
Цвет_______сол./ желт.____________________________________
Прозрачность_______мутная________________________________
Относительная плотность_________1024_____________________
Реакция____кислая________________________________________
Белок_____нет____________________________________________
Глюкоза__ нет____ ммоль/л*_______________________________
Кетоновые тела________ нет________________________________
Реакция на кровь____________ нет__________________________
Билирубин________________________________________________
Уробилиноиды_____________________________________________
Желчные кислоты__________________________________________
Индикан___________________________________________________
Эпителий____плоский_____много_____________________________
Лейкоциты__________10-15 в п/зр____________________________
Эритроциты_________0-1 в п/зр______________________________
Цилиндры___________гиалиновые____________________________
Слизь_________много_______________________________________
Соли_________________оксалаты_____________________________
Бактерии__________________________________________________

Дата выдачи анализа « 12 »_октября 2011 г. Подпись Аксенова







Образец направления на анализ мочи


Анализ мочи по Зимницкому №_________

« _12_»_октября__20_11г.
дата взятия биоматериала


Фамилия, И. О.___________Никифорова Марина Сергеевна_____
Возраст_______5 лет_______________________________________
Учреждение____Детская клиническая больница № 1_____________
Отделения_____1ое педиатрическое______палата____5________
Участок__________________Медицинская карта №___________
Количество принятой жидкости____________________________


Номер порции
Часы
Относительная плотность
Количество мочи в л

1
6.00-9.00



2
9.00-12.00



3
12.00-15.00



4
15.00-18.00



5
18.00-21.00



6
21.00-24.00



7
24.00-3.00



8
3.00-6.00






Дневной диурез______500____мл

Ночной диурез______500_____мл

Общий диурез______1000____мл


«_12_»____октября____20_11_г. Подпись Аксенова
дата взятия анализа












Тема: «Сестринский процесс при пиелонефрите у детей»

Задание: выбрать правильный ответ.

Предрасполагают к развитию пиелонефрита:
1). Действие влажного холода
2). Перегревание
3). Повышенная инсоляция
4). Все вышеперечисленное

Жалобы матери при пиелонефрите у ребенка на:
1). Мочу «цвета мясных помоев»
2). Цвета пива
3). Обесцвеченную мочу
4). Мутную мочу

Основной жалобой при пиелонефрите является:
1). Высокая температура
2). Тяжелая интоксикация
3). Распространенные отеки
4). Отеки к вечеру на ногах


4. Ведущие изменения в анализах мочи при пиелонефрите:
1). Гематурия, протеинурия
2). Бактериурия
3). Лейкоцитурия
4). Гематурия

5. При лечении пиелонефрита назначается диета:
1). Без соли и мяса
2). С уменьшением соли и воды
3). С ограничением углеводов
4). С ограничением жиров и соли

6. Проба, позволяющая определить функциональные способности почек:
1). Суточный диурез
2). Проба по Зимницкому
3). Проба Сулковича
4). Все вышеперечисленно

7. При развитии почечной недостаточности усиливаются:
1). Симптом интоксикации
2). Снижается диурез
3). В крови повышается уровень остаточного азота
4). Все вышеперечисленное



8. Пиелонефрит – это заболевание:
1). Инфекционно-аллергическое
2). Микробно - воспалительное
3). Вирусное
4). Микроплазменное

9. Инфицирование при пиелонефрите происходит путем:
1). Восходящим
2). Гематогенным
3). Лимфогенным
4). Все вышеперечисленное

10. Вторичный пиелонефрит – это:
1). Пиелонефрит после переохлаждения
2). После перенесенной дизентерии
3). На фоне врожденной патологии
4). На фоне экссудативного диатеза

11. При жалобах ребенка на периодические боли в животе и изменения в анализах мочи необходимо провести обследование:
1). Клинический анализ мочи
2). Рентгено - урологическое
3). Колоноскопию
4). Эндоскопию

12. Основные симптомы пиелонефрита:
1).Симптомы интоксикации, нарушение мочеиспускания и изменения в анализах мочи
2). Симптомы интоксикации, рвота, понос
3). Изменение цвета мочи, повышение АД
4). Симптомы интоксикации, желтушный цвет кожи, темный цвет мочи

13. При назначении исследования мочи по Нечипоренко медицинская сестра собирает мочу:
1). Одного мочеиспускания в количестве 10-20 мл из средней порции
2). Первого мочеиспускания после ночи
3). За 3 часа
4). За 24 часа

14. При проведении пробы по Зимницкому медицинская сестра рекомендует:
1). Обильное питье
2). Соблюдать обычный водно-пищевой режим
3). Ограничить питье
4). Принимать соленую пищу






15. Проведения пробы по Зимницкому медицинская сестра не проводит:
1). При рвоте и поносе
2). При высокой температуре
3). После приема мочегонных препаратов и капельного введения
4). Все вышеперечисленное

16. Основные изменения в анализе мочи при пиелонефрите:
1). Гематурия
2). Протеинурия
3). Лейкоцитурия
4). Альбуминурия

17. При пиелонефрите медицинская сестра рекомендует:
1). Обильное питье
2). Фруктово-сахарные дни через 3 дня
3). Ограничить питье
4). Пить морковный сок

18. Ухаживая за ребенком с пиелонефритом, медицинская сестра особенно следит за:
1). Пульсом
2). Цветом кожи и слизистых
3). Регулярностью мочеиспускания и деятельностью кишечника
4). Поведением и сном

19. Девочки с пиелонефритом обязательно осматриваются врачом:
1). Ревматологом
2). Окулистом
3). Эндокринологом
4). Гинекологом

20. Показатели исследования мочи по Зимницкому:
1). Плотность мочи, количество мочи и белка
2). Количество лейкоцитов и эритроцитов
3). Наличие белка и глюкозы
4). Наличие солей оксалатов и уратов

1)
4)
1)
2)
4)
2)
4)
2)
4)
3)
1)
1)
1)
2)
4)
3)
1)
3)
4)
1)


























«Сестринский процесс при пиелонефрите у детей»



Задача № 1

Вы – палатная медицинская сестра нефрологического отделения детского стационара.
Сегодня на Ваш пост поступила Иванова Света,3 лет с клиническим диагнозом: «Острый пиелонефрит». Из анамнеза известно,что у ребенка после перенесенного острого респираторного заболевания появились жалобы на болезненные и частые мочеиспускания, со слов мамы –моча мутная.
По уходу за ребенком допущена мама Мария Ивановна.
Ребенку лечащим врачом назначены следующие лекарственные средства: цифатоксим в таблетках, супрастин, фурагин, поливитамины. Мама боится давать ребенку таблетки, так как, с ее слов, на них у девочки может быть побочная реакция. Мама обеспокоена тем, что девочка отказалась от обеда, а если она плохо ест, то не сможет справиться с болезнью.


Задание:

Провести сестринское обследование.
Выявить проблемы пациента.
Составьте план сестринского ухода.
4. Заполнить направление на общий анализ мочи данному ребёнку.














Задача№2

В приёмное отделение поступила девочка 9 месяцев, мама предъявляет жалобы на частое мочеиспускание у ребёнка, изменение цвета мочи. Диагноз при поступлении: Острый пиелонефрит.
При осмотре врача: состояние ребёнка средней тяжести. Температура 38,2С . Кожные покровы чистые, розовые. Пальпация в области почек болезненная. Со стороны других органов изменений нет. Стул кашицеобразный. Моча мутная, мочится 10-12 раз в сутки, во время мочеиспускания ребёнок плачет. Аллергических реакций нет. Сон - ночной и дневной прерывистый (просыпается 2-3 раза). Пьёт хорошо, выпивает 200-250 мл жидкости в виде кипячёной воды. Девочка находится на искусственном вскармливании, аппетит в настоящее время нарушен, девочка часто отказывается от еды.

Задание:
1. Провести сестринское обследование.
2. Выявить проблемы пациента.
3. Собрать суточную мочу у ребёнка.
























Задача№3

В нефрологическом отделении детского стационара проходит обследование и получает лечение по поводу обострения хронического пиелонефрита девочка 12 лет. Из анамнеза известно что девочка больна в течение 3 лет. В настоящее время температура 37.5С. кожные покровы чистые, бледные. Положительный симптом Пастернацского с обеих сторон. Со стороны других органов изменений нет. Моча мутная мочится 6-8 раз в сутки. Больной девочке назначена специальная диета, девочка отказывается от больничной еды.
Задание:
1. Выявить приоритетную проблему.
2. Провести подготовку ребёнка к внутривенной урографии.
3. Провести подготовку ребёнка у цистографии.





ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА

ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА (потребность в уходе)

ЦЕЛИ
(ожидаемый результат)
СЕСТРИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ


Мария Ивановна боится давать дочери таблетки из-за побочных действий


Мария Ивановна не будет бояться давать девочке лекарственные средства, назначенные врачом

Беседа с Марией Ивановной о необходимости лечения лекарственными препаратами (в течении 3 дней)
Дать Марии Ивановне аннотации к лекарственным препаратам
Присутствовать при даче лекарственных препаратов ребенку


Мама не боится давать дочери лекарственные препараты. Цель достигнута


2. Мария Ивановна не знает об особенностях питания при пиелонефрите

Мария Ивановна будет знать об особенностях диеты при пиелонефрите

Беседа с Марией Ивановной о диетотерапии при пиелонефрите. Объяснить особенность питьевого режима (в течении 4 дней)
Обеспечить литературой
Консультация диетолога


Мария Ивановна знает о диетотерапии при пиелонефрите. Цель достигнута.


4. Студент заполняет по алгоритму направление на общий анализ мочи ребёнку Ивановой Свете.

ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА
1,2
ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА (потребность в уходе)
ЦЕЛИ
(ожидаемый результат)
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ


Дискомфорт из-за высокой температуры (38.40С)


Температура снизится на 1оС

Обеспечить ребенка обильным питьем
Проветривать палату (без сквозняков)
Смена нательного и постельного белья
Обтирать кожные покровы полуспиртовым раствором
Холод к голове
Контроль за соблюдением постельного режим
Охранительный режим (исключение просмотр телевизора и подвижные игры)
Выполнение назначений врача


Температура снизилась на 1оС

Отказ от еды


Аппетит улучшится
Кормить ребёнка по требованию, ненасильственно
Кормить ребёнка 5 раз по 250 мл (молочная смесь, кефир, овощное пюре, разнообразные молочные каши )

Аппетит улучшился


3. Студент проводит сбор суточной мочи у ребёнка 9 месяцев согласно алгоритму.

1. Приоритетная проблема: отказ девочки от больничной еды.

Сестринское вмешательство: провести беседу с девочкой о соблюдении диеты, так как она является необходимой для лечения пиелонефрита, по возможности, нужно заменить нелюбимые блюда на более любимые.

2. Провести подготовку ребенка согласно алгоритму к урографии.

3.Провести подготовку ребенка согласно алгоритму к цистографии.



































По окончанию занятия преподаватель подводит итоги: дает краткий анализ и делает критическую оценку каждого этапа занятия, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и обращает внимание на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, пассивность. Называет отметку за занятие в целом каждому студенту, демонстрируя уважение к нему, веру в его успех и заботу о нем. Итоговой отметкой является среднее арифметическое четырех оценок:
-за тестовое задание по исходному уровню знаний
-за самостоятельную практическую работу
-за самостоятельную работу студентов по заданию преподавателя
-за результат итогового контроля

Критерии оценок:
Правильность и полнота ответа.
Степень осознанности изученного материала, аргументированность ответа.
Речевое оформление ответа.
Соблюдение техники выполнения манипуляций с соблюдением безопасности для пациента и медработника.



«5» - активная работа на занятии, активное участие в обсуждении, правильные ответы на тестовые задания, правильное решение ситуационных заданий, умение обосновать свои действия, четкое выполнение манипуляций.
«4» - активная работа на занятии, активное участие в обсуждении, правильные ответы на вопросы с небольшими неточностями, недочеты при решении ситуационных заданий и тестового контроля, незначительные ошибки при выполнении манипуляций.
«3» - недостаточная активность на занятии, недостаточная активность в обсуждении, ошибки при решении ситуационных заданий, тестового контроля, грубые ошибки при выполнении манипуляций.
«2» - пассивность на занятии, грубые ошибки при ответах на вопросы, пассивность в обсуждении, грубые ошибки при решении ситуационных заданий, тестового контроля и при выполнении манипуляций.











Задание на дом может быть сформулировано следующим образом- подготовка исходного уровня знаний и умений для изучения новой темы: «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях у детей». Для подготовки к новой теме предлагается:
составить опорный конспект по данной теме
составить план ответа с краткой характеристикой каждого этапа
составить контрольные вопросы для закрепления данной темы, дать на них краткие ответы
выучить данную тему с использование литературы
Самостоятельная внеаудиторная работа по инструкции преподавателя: составить ситуационную задачу с эталоном ответа
ответа, подготовить санитарный бюллетень на тему: «Профилактика детских инфекций у детей», «Противоэпидемичекие мероприятия в очаге инфекций»


Литература:

Практикум «Сестринское дело в педиатрии» В.Д. Тульчинская, 2008,
стр 242-248.
Учебник «Детские болезни» А.М Запруднов, 2008, стр 478--488.

Лекция : «Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях у детей»




















Основная-
1.Тульчинская В.Д., Сестринское дело в педиатрии. – практикум Феникс Ростов на - Дону 2008.
2.Запруднов А.М., Григорьев К.И., Детские болезни: Учебник. – Москва: Медицина, 2008.

Дополнительная-
1.Мухина С.А., Тарновская И.И., практическое руководство к предмету Основы сестринского дела. Учебник для студентов медицинских училищ и колледжей: - Москва. ГООТАР-Медиа 2008.
2.Филин В.А , Педиатрия, учебник для студентов медицинских училищ и колледжей, Москва ACADEMA 2007.
3. Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб,: 2008.
4. СанПиН 2.1.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы».
5. Таточенко В.К. Педиатру на каждый день- 2002.,Справочник – М., 2002.
6.Ежова Н.В. Педиатрия. Учебное пособие Минск Высшая школа 2008.










«Сестринский процесс при пиелонефрите у детей»


Рен, нефроз – почка,
Нефрология – наука о почках,
Экстраренальный – внепочечный,
Нефрон – функциональная единица почек,
Урина – моча,
Урология – наука о расстройствах мочеотделения,
Дизурический – нарушение акта мочевыделения
Полиурия – обильное мочеотделение,
Уремия – отравление мочой,
Анурия – отсутствие мочевыделения,
Протеинурия – белок в моче,
Лейкоцитурия – лейкоциты в моче,

























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115





13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915





13PAGE 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015





13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515





13PAGE 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015


13PAGE 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515





13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 143815





13PAGE 14115









а). инфекционно-воспалительное заболевание в чашечно-лоханочной системе
б). инфекционно-аллергическое воспаление нефронов
в). воспаление в мочеточниках
г). инфекционно-аллергическое воспаление мочевого пузыря



Тема: «Терапевтическая игра, как подготовка к предстоящим вмешательствам».
Уметь:
· проводить терапевтическую игру для подготовки родителей по уходу за детьми, больными пиелонефритом

Тема: «Сестринский процесс и его особенности при работе с детьми, больными пиелонефритом
Уметь:
· выполнять все этапы сестринского процесса с учетом особенностей ухода за ребенком, больным пиелонефритом

· составлять план действий с учетом выявленных нарушенных потребностей

Раздел: «Сестринская деятельность при неинфекционных заболеваниях у детей».
Уметь:
· выполнять все этапы процесса при уходе ребенком, больным соматическим заболеванием.

Раздел: «Деятельность сестринского персонала при неотложных состояниях у детей».
Уметь:
· оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях у детей.

ТЕМА: «Сестринский процесс при заболеваниях мочевыводящей системы у детей»
ЦЕЛИ: уметь осуществить сестринский процесс по уходу за ребенком, больным пиелонефритом




·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ъTimes New RomanСестринский процесс при пиелонефрите у детей:Times New RomanУход при пиелонефрите у детейTimes New RomanМанипуляционный блокTimes New RomanТесты для определения выходного уровня знаний.Times New RomanЭталоны ответов на тесты для
определения выходного уровня
Times New RomanСитуационные задачи по теме:Times New RomanЭталон на задачу № 1Times New RomanЭталон на задачу № 2. Times New RomanЭталон ответа на задачу №3Times New RomanПодведение итоговTimes New RomanTimes New RomanTimes New Roman Заголовок 3 Заголовок 415