Презентация урока по физике на тему Магнитный поток. Электромагнитная индукция (9 класс)


Презентация к уроку физики в 9 классе«Магнитный поток.Явление электромагнитнойиндукции» Учитель физики МБОУ СОШ №46 с УИОП г.Сургута Дидычук Зинаида Юлияновна
Цель урока: ввести основнуюхарактеристику магнитного поля проводящего замкнутого контура, ознакомившись с явлением электромагнитной индукции и различными способами получения индукционного тока Задачи урока: 1. установить взаимосвязь между магнитным и электрическим полями2. экспериментальным путем выяснить причины возникновения индукционного тока в замкнутом проводящем контуре Актуализация опорных знанийСледует применять понятия: силовые линии магнитного поля; индукция магнитного поля; правило правой руки ( буравчика).даём определение , характеристику и правило использования данных понятий. Проверка домашнего заданияС обратной стороны доски прошу выполнить задание аналогичное домашнему : Первому ученику вопрос: Как движется проводник с током в таком магнитном поле? Второму ученику вопрос: Как движется положительный заряд в таком магнитном поле? Ответ ученикаЭто векторная физическая величина, являющаяся силовой характеристикой магнитного поляМодуль вектора магнитной индукции , при ┴ расположении прямолинейного проводника с током к магнитным линиямВектор магнитной индукции направлен по касательной к данной точке магнитной линии поляBNSB Задание 2 ученикуУ доски изобразить направление вектора магнитной индукции для однородного и неоднородного магнитных полей.Сравнить модули вектора магнитной индукции для рис. 1 и рис. 2.Дополнительный вопрос:Дайте определение однородного и неоднородного магнитных полей.т. 1т. 2т. 3рис. 1т. 2т. 3рис. 2т. 1 Задание 3 ученикуКак меняется траектория этой положительно заряженной частицы в таком магнитном поле?Дополнительный вопрос:Сформулируй правило левой руки для силы ЛоренцаVq Задание 4 ученикуКак движется проводник в таком магнитном поле?Дополнительный вопрос:Сформулируй правило левой руки для определения силы Ампера.SIN Задание остальным учащимся классаИспользуя 47 параграф учебника «Физика 9 класс», под редакцией А. В. Перышкина, Е. М.Гутник и опорный конспект на стр.72 УМК «Электромагнитные взаимодействия» дайте характеристику Магнитного потока по плану: 1. Определение физической величины. 2.Математическая запись формулы нахождения магнитного потока с пояснением величин входящих в нее. 3. Графическое представление линий магнитного поля через замкнутый контур. 4.Наименование физической величины в СИ. 5.Скалярная или векторная величина? Основной характеристикой магнитного поля внутри замкнутого проводящего контура является Магнитный поток Характеристика магнитного потокаМагнитный поток (поток линий магнитной индукции) через поверхность площадью S - это физическая величина, характеризующая магнитное поле внутри проводящего замкнутого контура.Величина, равная произведению модуля вектора магнитной индукции на площадь контура и косинус угла между нормально к контуру и линиями магнитной индукцииФ=| |∙S∙cos( )[Ф]=1Вб (Вебер)1 Вб=1 Тл∙м21 Вб - это магнитный поток, созданный однородным магнитным полем с индукцией 1 Тл через поверхность площадью 1 м2, расположенную перпендикулярно Скалярная, расчётная величина.Ф Оценивание знаний учащихсяТак как силовая характеристика магнитного поля нам необходима и для понимания явления Электромагнитной индукции за приобретенные знания в процессе исследования этого явления вы будете получать фишки « Магнитная индукция», которые к концу урока превратятся в оценки. Значимость открытия Электромагнитной индукцииЯвление электромагнитной индукции принадлежит к числу самых замечательных открытий первой половины XIX. Оно вызвало появление и бурное развитие электротехники и радиотехники.«Диск Фарадея» – первый электромагнитный генератор тока , сконструированный в 1831 году после многочисленных опытов Майклом Фарадеем Электромагнитная индукция — явление возникновения индукционного электрического тока в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него. Классический опыт Фарадея:1 вопрос: Почему стрелка гальванометра занимает разное положение?2 вопрос : Как движется магнит по отношении к катушке?

Запомните!За положительное направление индукционного тока считается отклонение стрелки гальванометра (миллиамперметра) влево, т.е. по часовой стрелкеЗа отрицательное направление индукционного тока считается отклонение стрелки гальванометра (миллиамперметра) вправо, т.е. против часовой стрелки 08.02.201718 Задания для экспериментального исследования возникновения индукционного токаПервая группа исследователей При приближении постоянного магнита S полюсом во внутрь катушки как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра?Вторая группа исследователейПри удалении постоянного магнита S полюсом от катушки как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра? Задания для экспериментального исследования возникновения индукционного токаТретья группа исследователей Держите постоянный полосовой магнит N полюсом в одной руке, а к S полюсу магнита снизу приближайте катушку .Как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра?Четвертая группа исследователейВставьте постоянный магнит S полюсом в катушку и не вынимая его вращайте вокруг своей оси. Как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра? Задания для экспериментального исследования возникновения индукционного токаПятая группа исследователейПеремещайте равномерно полосовой магнит рядом с катушкой , не вводя его во внутрь нее левее или правее от катушки. Как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра? Подведем итог исследованиям!1 группа Как только прекращается движение магнита по отношению к катушке , так индукционный ток прекращается.2 группа Как только прекращается движение магнита по отношению к катушке , так индукционный ток прекращается. Подведем итог исследованиям!3 группа Как только катушка полностью насаживается на полосовой магнит и останавливается, так индукционный ток прекращается. 4 группа Стрелка миллиамперметра при поступательном и вращательном движении вокруг своей оси остается неподвижной Подведем итог исследованияПятая группа исследователейПри равномерном перемещении полосового магнита рядом с катушкой , не вводя его во внутрь нее (левее или правее от катушки) стрелка миллиамперметра неподвижна.И так при какой ориентации контура (витка -катушки ) по отношению к полосовому магниту индукционный ток возникает? Причины возникновения индукционного тока в замкнутом проводящем контуре:Неравномерное движение катушки по отношению к внешнему магнитному полю постоянного полосового магнита. Магнитный поток, пронизывающий контур катушки должен менятьсяВеличина индукционного тока зависит от числа линий магнитной индукции, пронизывающих замкнутый проводящий контур. ЗаключениеНа следующем уроке мы выполняем лабораторную работу « Изучение явления электромагнитной индукции» и вы сможете опытным путем проверить справедливость этого заключенияДавайте подведем итог нашей работы: Кто получил 4-5 жетонов за урок получает оценку « отлично» у кого 3 жетона - оценку « хорошо».Д/З. 47, 48; упр. 38,39 Подготовиться к Л.Р.№ 4 на стр.278 Веб-квест Тема урока «Явление электромагнитной индукции».Предметная область: Физика, класс 9.Необходимые ресурсы для выполнения задания: компьютер, видео-материалы, интернет. Цель: ввести основную характеристику магнитного поля проводящего замкнутого контура, ознакомившись с явлением электромагнитной индукции и различными способами получения индукционного токаЗадачи : 1. установить взаимосвязь между магнитным и электрическим полями2. экспериментальным путем выяснить причины возникновения индукционного тока в замкнутом проводящем контуре. Распределение ролей по группам.Группа 1. ИсторикиЗадание: 1.Выяснить кем и когда было открыто явление электромагнитной индукции.2. Какой опыт был проведены с целью открытия явления электромагнитной индукции. http://www.electrolibrary.info/history/electromagnitnayaindukciya.htmГруппа 2. Техники Задание: 1.Выяснить, устройство установки классического опыта Фарадея по изучению электромагнитной индукции. https://www.youtube.com/watch?v=ELffdUyETcE 2.Найти в интернете описание и схемы установок по постановке классических опытов обнаружения индукционного тока.https://www.youtube.com/watch?v=mp7C6S2gawQ Группа 3. Физики-теоретики Задание: Найти и сформулировать закон электромагнитной индукции.https://www.youtube.com/watch?v=q-Rd2DvlTU4https://www.youtube.com/watch?v=2vGT5YlCEtk2.Найти и сформулировать правило Ленца для объяснения явления электромагнитной индукции. https://www.youtube.com/watch?v=q-Rd2DvlTU4https://www.youtube.com/watch?v=q-Rd2DvlTU4. Группа 4 Лаборанты Задание: 1.Выяснить при каких условиях возникает индукционный ток. 2. Изучить как будет меняться величина индукционного тока:- при приближении постоянного магнита S или N полюсом во внутрь катушки ;- при удалении постоянного магнита S или N полюсом во внутрь катушки ; -при его вращении вокруг своей оси или равномерном перемещении магнита рядом с катушкой, не вводя его во внутрь, т.е. левее или правее от катушкиhttps://www.youtube.com/watch?v=QI9TMtM2zOA&list=PLxSjFHonylAAx8pF89hdO-xBLFXVPIG1j Отчет: Ваша работа должна быть представлена в виде презентации Power Point, в которой вы отразите ваши ответы на главные вопросы этой темы:Какое явление называется явлением электромагнитной индукции?Какие опыты были проведены для изучения явления электромагнитной индукции?Представить схематический рисунок постановки опытов Фарадея?От чего зависит направление индукционного тока?От чего зависит величина индукционного тока?Как по правилу Ленца объяснить причину возникновения индукционного тока?В чем заключается историческая значимость открытия явления электромагнитной индукции и почему его относят к разряду важнейших ? Спасибо !https://www.youtube.com/watch?v=mp7C6S2gawQ