Обобщающий урок по физике Магнитное поле. Электромагнитная индукция
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Джанкойский профессиональный техникум»
Разработка открытого урока
по физике
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Разработал: преподаватель физики
Ашимова Г.А.
2016
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»; способствовать совершенствованию ранее полученных знаний
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся; способствовать развитию памяти, логического мышления, внимательности, умений определять и объяснять понятия, анализировать и обобщать, относиться критически к своим ответам и ответам товарищей, а также способности использовать теоретические знания при решении задач.Воспитательные: содействовать воспитанию чувства ответственности, самостоятельности, добросовестности, максимальной трудоспособности, воспитание умения работать в коллективе, умения слушать своих товарищей и делать вывод, воспитание положительной мотивации получения знаний, их практической направленности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: интеллектуальная игра «Покорение на Вершины Знаний»
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: групповая форма обучения и индивидуальная форма обучения.
Элементы образовательных технологий:
информационно-коммуникационные технологии,
технология проблемного обучения,
технология уровневой дифференциации,
игровые технологии.
ТСО, раздаточный материал: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация урока, видеоролики опытов: «Сила Ампера», «Работа силы Ампера» «Опыт Фарадея», «Явление самоиндукции»; раздаточный дидактический материал.
Технологическая карта урока
Этап урока Задачи этапа Формы организа-ции учебной деятель-ностиДеятельность преподавателя Деятельность обучающихсяI. Организационный момент
Создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке. Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы, сообщает тему урока и план работы. Приветствуют преподавателя, знакомятся с раздаточным материалом на столах. Студенты самостоятельно формулируют цели урока (Приложение №1-Лист самооценки)
II. Повторение и обобщение знаний 1 этап – «Разминка».
Актуализация опорных знаний Тестирование (Приложение №2)
Самоконтроль знаний
Повторить ранее полученные знания о магнитном поле и электромагнитной индукции.
Индиви-дуальнаяДемонстрирует на слайдах презентации вопросы к тестовым заданиям, комментирует задания, поясняет, объявляет критерии оценок.
После ответов студентов, объявляет правильные ответы, подводит итоги. Обучающиеся отвечают на вопросы теста. Затем выставляют себе оценку в лист самооценки
Критерии выставления баллов
За каждые 4 правильных ответа выставляется 1 балл, максимум-5 баллов
2 этап – «Объясни опыт». (Приложение №3)
Повторить, углубить и осмыслить ранее изученный материал, выделить опорные знания в данной теме. Научить находить причинно-следственные связи, делать выводы Индиви-дуальнаяДемонстрируются видео-ролики – «Сила Ампера», «Работа силы Ампера», «Опыт Фарадея», «Явления самоиндукции»
Разъясняет цель работы, задает вопросы обращает внимание обучающихся на главные выводы, законы, подводит студентов к осмыслению практического применения полученных знаний, оценивает ответы.
Вопросы:
Что такое сила Ампера?
.Как определить направление силы Ампера?
Как определить работу силы Ампера?
Что называется электромагнитной индукцией?
Условия возникновения индукционного тока.
Определение самоиндукции.
Почему не сразу прекращается свечение лампочки после выключения цепи.
Почему одна из ламп зажигается позднее другой?
Где на практике используют данные явления?
Обучающиеся объясняют опыт и отвечают на дополнительные вопросы.За правильный ответ – 1 балл.
3этап – Физический диктант (Приложение №4)
Повторить основные понятия, величины по данной теме Индиви-дуальная, парная Предлагает студентам ответить на вопросы. Задание и регламент времени повторяются дважды. После записи ответов учащимся предлагается проверить выполнение задания.
Обучающимся предлагается поднять руки – тем, кто получил отметки «5», затем «4», «3» и у кого прочерки. Таким образом, преподаватель выясняет уровень выполнения учащимися диктанта. Отвечают на вопросы физического диктанта, осуществляют взаимопроверку, выставляют свою оценку в лист самооценки.
Для этого обучающиеся меняются тетрадями с соседом по парте, раздаются листы с правильными ответами, далее ставят на полях «+», если ответ правильный и «-», если ответ неправильный.
Критерии оценок:
За 9-10 правильных ответов – оценка «5» За 7-8 правильных ответов – оценка «4» За 5-6 правильных ответов – оценка «3» Менее 5 правильных ответов – оценка «2»
4 этап - «Найди ошибку!»
Работа в группах
. Повторить основные формулы по изученной теме Группо-вая Раздает группам задание, объясняет порядок выполнения, оценивает ответы студентов.
На доске записана серия формул. Группам выдаются листы с формулами. В четырех из пяти формул допущены ошибки. Задача обучающихся - найти ошибки, указать на правильную запись формулы.
Регламент времени-5 минут Затем группа выходит к доске, по очереди указывает на ошибки или утверждают, что формула записана верно. Группа зарабатывает столько баллов, сколько будет правильных ответов. Студенты выставляют оценки в лист контроля знаний.
5этап – Решение задач -(Приложение №5).
На доске выражение: Знать физику – значит уметь решать задачи. (Энрико Ферми)
Группы получают дифференцированные задания.
Группы имеют право выбора задания Повторить применение основных законов по данной теме при решении задач. Группо-ваяФормулирует цель данного этапа, мотивирует деятельность обучающихся по решению задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач, подводит итоги. Самостоятельно решают задачи в тетрадях. Затем один из студентов выходит к доске и записывает решение выбранной задачи.
Обучающиеся выставляют оценки в лист контроля знаний.
III. Итог урока.
Подвести итог урока, оценить работу
Индиви-дуальнаяОсуществляет указания по подсчёту средней оценки и подводит итоги работы обучающихся и урока.
Студенты подсчитывают средний балл за урок и сдают лист контроля преподавателю.
Выставление оценок за урок.
Критерии оценок:
«5»- 24,25 баллов
«4»- 20-23 баллов
«3»- 15-19 баллов
«2»- менее 15 баллов
IV.Домашнее задание:
(Приложение №6) Объявляет домашнее задание:
Составить кроссворд по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
Заполнить таблицу: «Сравнительные характеристики свойств магнитного и электрического полей» (Приложение №6) Записывают домашнее задание в тетради
Рефлексия (Приложение №7) Провести рефлексию, оценить свое настроение Индиви-дуальнаяПредлагает обучающимся провести рефлексию (мотивации и способов деятельности) – Установить флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний» Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Прикрепляют флажки на плакате с изображением горы «Вершина знаний»
Приложение №1
Лист оценивания
Ф.И. студента Этапы урока; способ оценки
Индивидуальная работа Работа в группах Разминка (тестирование)
(самоконтроль)
(максимум- 5 баллов) 2. Объясни опыт
(оцениваетпреподаватель)
(максимум- 5 баллов) 3. Физический
диктант
(взаимоконтроль)
(максимум- 5 баллов) 4. «Найди ошибку»
(оценивает преподаватель)
(максимум- 5 балла) 5. Решение задач
(оценивает преподаватель(максимум- 5 баллов) Общий
балл Оценка за урок
Критерии оценок:
«5»- 24,25 баллов
«4»- 20-23 баллов
«3»- 15-19 баллов
«2»- менее 15 баллов.
Приложение 2
Тест по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
1. Что является источником магнитного поля?
А) неподвижная заряженная частица; В) любое заряженное тело; С) любое движущееся тело; D) движущаяся заряженная частица. 2. Что является основной характеристикой магнитного поля?А) магнитный поток; B) сила Ампера;
C) сила Лоренца;D) вектор магнитной индукции.
3. Выберете формулу для расчета модуля вектора магнитной индукции.А) ; B) ; C) ; D) .
4. Укажите направление вектора магнитной индукции поля в точке А, находящейся на оси кругового тока. (рис. 1).
рис.1
А) вправо; B) влево; C) к нам; D) от нас; E) вверх; F) вниз. 5. Выберете формулу модуля вектора силы Ампера.А); B) ; C) ; D) .
6. На рис.2 стрелкой указано направление тока в проводнике, расположенного между полюсами магнита. В каком направлении будет двигаться проводник?
рис.2
А) вправо; B) влево; C) к нам; D) от нас; E) вверх; F) вниз. 7. Как действует сила Лоренца на покоящуюся частицу?А) действует перпендикулярно вектору магнитной индукции; B) действует параллельно вектору магнитной индукции; C) не действует. 8. В какой точке рисунка (см. рис. 3) магнитное поле тока, протекающего по проводнику МN, действует на магнитную стрелку с наименьшей силой?
рис.3
А) В точке А; B) В точке Б; C)В точке В.
9.Как взаимодействуют два параллельных проводника, если электрический ток в них протекает в противоположных направлениях?
А) Сила взаимодействия равна нулю.
В)Проводники притягиваются.
С) Проводники отталкиваются.
10. Как взаимодействуют две катушки (см. рис. 4) при прохождении по ним токов указанных направлений?
рис.4
А) притягиваются; B) отталкиваются; C) не взаимодействуют. 11.Как называется явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через контур?
А) Электростатическая индукция. B) Явление намагничивания.
С) СамоиндукцияD)Электролиз. Е) Электромагнитная индукция.
12.Кто открыл явление электромагнитной индукции?
А)X. Эрстед. B)Ш. Кулон. C) А. Вольта.
D) А. Ампер. E) М. Фарадей.F)Д. Максвелл.
13.Как называется физическая величина, равная произведению модуля В индукции магнитного поля на площадь S поверхности, пронизываемой магнитным полем, и косинусугла а между вектором В индукции и нормалью п к этой поверхности?
А) Индуктивность. B) Магнитный поток. C) Магнитная индукция.
D) Самоиндукция. E) Энергия магнитного поля.
14.Каким из приведенных ниже выражений определяется ЭДС индукции в замкнутом контуре?A)B)C)D)E)
15.При вдвигании полосового магнита в металлическое кольцо и выдвигании из него в кольце возникает индукционный ток. Этот ток создает магнитное поле. Каким полюсом обращено магнитное поле тока в кольце к: 1) вдвигаемому северному полюсу магнита и 2) выдвигаемому северному полюсу магнита.
A)1 — северным, 2 — северным. B) 1 — южным, 2 — южным.
C) 1 — южным, 2 — северным. D) 1 — северным, 2 — южным.
16.Единицей измерения какой физической величины является 1 Вебер?
А)Индукции магнитного поля. B)Электроемкости.
C)Самоиндукции. D) Магнитного потока. E) Индуктивности.
17.Как называется единица измерения индуктивности?
А) Тесла. B) Вебер.C)Гаусс. D) Фарад. E) Генри.
18.Каким выражением определяется связь энергии магнитного потока в контуре с индуктивностью Lконтура и силой тока I в контуре?
А). B).C)LI2,D)LI
19. Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которым он был вызван, – это …
А) Правило правой руки.B) Правило левой руки.
C) Правило буравчика.D) Правило Ленца.
20.Две одинаковые лампы включены в цепь источника постоянного тока, первая последовательно с резистором, вторая последовательно с катушкой. В какой из ламп (рис. 5) сила тока при замыкании ключа К достигнет максимального значения позже другой?
рис. 5
А) В первой.
B) Во второй.
C) В первой и второй одновременно.
D) В первой, если сопротивление резистора больше сопротивления катушки.
E) Во второй, если сопротивление катушки больше сопротивления резистора.
Приложение № 3
Задание «Объясни опыт»
Видеоролики опытов: сила Ампера, работа сил Ампера, опыт Фарадея, явление самоиндукции.
Описание опытов
Опыт
Работа сил Ампера. Под действием силы Ампера проводник перемещается в ту или другую сторону в зависимости от направления силы тока, и, следовательно, сила совершает работу.
Опыт Самоиндукция.
Две лампочки соединены с источником тока, одна через реостат, другая через катушку индуктивности. При замыкании ключа видно, что лампочка, подключенная через реостат, зажигается раньше. Лампочка, подключенная через катушку индуктивности, зажигается позже, поскольку в катушке возникает ЭДС самоиндукции, которая препятствует изменению силы тока. Если часто замыкать и размыкать цепь, то лампочка, подключенная через катушку индуктивности не успевает загораться.
Опыт.
Сила Ампера. При пропускании тока через проводник, находящийся в магнитном поле на него действует сила направленная перпендикулярно силовым линиям магнитного поля. Когда изменяют направление силы тока, направление силы меняется на противоположное.
F=IBlsin
Опыт_Фарадея. При внесении магнита в катушку, соединенную с амперметром в цепи возникает индукционный ток. При удалении так же возникает индукционный ток, но другого направления. Видно, что индукционный ток зависит от направления движения магнита, и каким полюсом он вносится. Сила тока зависит от скорости движения магнита.
Приложение 4
Рекомендации по выполнению физического диктанта.
Физический диктант, рассчитан на 8-10 минут, предназначен для оценивания знаний по «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»
Физический диктант состоит из 10 основных физических терминов, явлений, формул, и 10 вопросов к ним.
(Студент сам выбирает верный, на его взгляд, ответ и ставит номер своего ответа напротив номера вопроса)
I ВАРИАНТ
Вопрос Ответ
1 МАЙКЛ ФАРАДЕЙ №__
2 АМПЕР №__
3 ИНДУКТИВНОСТЬ №__
4 МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
5 СИЛА ЛОРЕНЦА №__
6 САМОИНДУКЦИЯ №__
7 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ №__
8 СОЛЕНОИД №__
9 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
10 ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК №__
II ВАРИАНТ
Вопрос Ответ
1 ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК №__
2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
3 СОЛЕНОИД №__
4 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ №__
5 САМОИНДУКЦИЯ №__
6 СИЛА ЛОРЕНЦА №__
7 МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ №__
8 ИНДУКТИВНОСТЬ №__
9 АМПЕР №__
10 МАЙКЛ ФАРАДЕЙ №__
ВОПРОСЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ ПО ТЕМЕ: «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ»
Ученый, которому удалось «превратить магнетизм в электричество».
Количественная характеристика магнитного поля, которая обозначается символом В.
Электрический ток, возникающий внутри замкнутого проводящего контура при изменении в нем магнитного поля.
Элемент электрической цепи, предназначенный для создания магнитного поля, обычно в виде намотанного на цилиндрическую поверхность изолированного проводника, по которому течет электрический ток.
Сила, действующая на заряженную движущуюся частицу в магнитном поле.
Поле, которое создается движущимися заряженными частицами, как положительными, так и отрицательными.
Ученый именем которого, названа сила, действующая на проводник с током в магнитном поле.
Явление возникновения ЭДС индукции в проводящем контуре при изменении протекающего через контур тока.
Физическая величина, которая характеризует магнитные свойства электрической цепи (проводника) и равна отношению потока магнитной индукции, пересекающего поверхность, ограниченную проводником, к силе тока в этом проводнике.
Явление возникновения ЭДС в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного поля (потока), пронизывающего контур, называется электромагнитной индукцией.
Ответы к физическому диктанту
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I в 1 7 9 2 5 8 6 4 10 3
II в 3 10 4 6 8 5 2 9 7 1
Критерии оценивания:
За 9-10 правильных ответов – оценка «5» За 7-8 правильных ответов – оценка «4» За 5-6 правильных ответов – оценка «3» Менее 5 правильных ответов – оценка «2»
Приложение 5
Решение задач по карточкам
Карточка № 1
1.
2.
3.
Карточка №2
1.
2.
3.
Карточка №3
1.
2.
3.
Карточка № 4
1.
2.
3.
Карточка № 5
1.
2.
3.
Приложение 6
Электростатическое поле Магнитное поле
Источник поля Индикаторы поля Опытные факты Графическая характеристика. Линии поля замкнутые или незамкнутые? Силовая характеристика Энергетическая характеристика Потенциальное или вихревое? Действие поля на заряженную частицу Электростатическое поле Магнитное поле
Источник поля Индикаторы поля Опытные факты Графическая характеристика. Линии поля замкнутые или незамкнутые? Силовая характеристика Энергетическая характеристика Потенциальное или вихревое? Действие поля на заряженную частицу Приложение №7
Рефлексия
Задание творческого характера: ваше отношение к уроку
Прикрепите «флажки-стикеры» к тому месту на горе, которое соответствует вашему настроению от урока.
Обозначения:
На пике горы – «Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке».
На середине горы – «Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий, не хватило немного знаний»,
У подножия горы – «Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов»
«Вершина знаний»