Методическая разработка Поэтапное выполнение натюрморта в нетрадиционной технике акварели на уроках живописи в ДХШ
МБОУДОД «ДХШ № 1 им.В.М.Клыкова»
Методическая разработка по предмету «Живопись»
Тема: «Поэтапное выполнение натюрморта в нетрадиционной технике акварели на уроках живописи в ДХШ».
3 класс ДХШ (12-13 лет).
Составил: Рудой Денис Андреевич
преподаватель рисунка, живописи и композиции.
Курск 2015 г.
Оглавление
Введение…………………………………….……………………………………………………3
Теоретическая часть…………………………………………………………………………...6
Особенности использования нетрадиционных живописных техник рисования на занятиях художественным творчеством. …………………………………………....6
Практическая часть……………………………………………………………..……………15
1. Особенности развития умений работы с красками у младших школьников в МУДО «ДДТ» г.Воркуты (по материалам констатирующего эксперимента)…......15
2. Педагогические условия развития умений работать с красками у младших школьников посредством использования нетрадиционных живописных техник……………………………………………………………………………………23 Заключение………….………………………………………………………..……….………...33
Список используемой литературы……………………………..………………………..….....35
Приложение 1. Сводные таблицы ответов учащихся экспериментальной группы …….... 36
Приложение 2. Работы учащихся………….…………………………………………………..37
Введение.
В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности ребенка. На современном этапе педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Как важно на самых ранних этапах обратить внимание ребенка на многообразие окружающего мира, на совершенство его форм и красок, на все, что создано руками человека. С малых лет дать почувствовать ребенку любить и понимать искусство, которое учит человека видеть, чувствовать, переживать. Способность созерцать, любоваться и восхищаться - щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и импульс к собственному творчеству. Рисование для ребенка - это отражение душевной работы. Чувство, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание остановить прекрасное мгновение, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастером, красками ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Рисование для юного художника - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Задача взрослых - сохранить и развить в ребенке подаренное ему природой умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Многие педагоги считают, что творческие способности детей можно и даже нужно развивать, используя так называемые нетрадиционные техники акварельной живописи. Методика предполагает обучение детей нетрадиционной технике гуашью и акварельными красками. Дети любят рисовать красками, такой рисунок 4 создается быстрее, чем графический, он ярче, насыщеннее и по-своему отражает душевное состояние юного художника. Художники - профессионалы находят приемы использования в работе различных материалов и в различных сочетаниях, дающие интересные эффекты и способствующие новым поискам. Многие зарубежные и отечественные педагоги используют эти техники рисования в своей работе с детьми (Т.С. Комарова, А. Милов, В.Г. Злотников, И.Я. Лернер). Еще К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием... ». Нетрадиционные живописные техники рисования побуждают обучающихся к экспериментированию, к поиску оригинальных приемов, к развитию воображения, которое является обязательной составной творчества. Детский рисунок, выполненный в «нетрадиционной» технике, поражает нас своей непосредственностью, эмоциональностью, наблюдательностью, свежестью и остротой восприятия. Нетрадиционные живописные техники рисования на занятиях изобразительной деятельности развивают творческие способности детей, в том числе умения работать красками, и в последнее время привлекают внимание многих педагогов. Этот вопрос достаточно актуален, интересен, имеется большое количество разработок, особенно эстонских и латышских педагогов, но в практике воркутинских учебных учреждений нетрадиционные живописные техники рисования используются очень неохотно. Цель методической разработки: определение влияния нетрадиционных живописных техник на развитие умений рисовать красками на занятиях изобразительной деятельностью и определение педагогических условий развития умений рисовать красками при помощи нетрадиционных живописных техник.
Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития умений работать красками посредством использования нетрадиционных техник живописи;
изучить особенности сформированности умений работать живописными материалам;
разработать систему занятий с использованием нетрадиционных живописных техник;
разработать поэтапную методику реализации развития умений работы краскам;
определить педагогические условия, способствующие развитию умений работы красками посредством использования нетрадиционных живописных техник на занятиях изобразительной деятельности.
Теоретическая часть 1.
Особенности использования нетрадиционных живописных техник рисования на занятиях изобразительной деятельностью.
Детская изобразительная деятельность не только несет в себе функции, общие для всех видов деятельности. Кандидат психологических наук А.Н. Пушкина и педагог Г.Г. Григорьева, З.А. Боброва и др. считали, что следует шире понимать воспитательные возможности изобразительной деятельности, не сводя их к развитию умений и навыков. Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник помогает обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое - видимым. Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческий замысел, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучает творчески мыслить, анализировать, обобщать. А эти качества в дальнейшем будут полезны любым специалистам, не только художникам. Изобразительную деятельность детей следует рассматривать в тесной взаимосвязи с психологией ребенка, общими проблемами обучения и воспитания школьников, теорией изобразительного искусства и художественной деятельности. Познание и эмоциональной отношение ребенка к окружающему миру является источником мотивов, в том числе и в изобразительной деятельности. Постепенное развитие мотивов и деятельности есть одновременно и процесс развития личности. Другим системообразующим фактором является специфика самой изобразительной деятельности как сферы искусства, сферы художественно - творческой деятельности. Этот фактор обуславливает специфику личностного развития ребенка. Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков (анатомо-физиологических особенностей, определяющих возможность большего или меньшего развития способностей) уровень их развития у всех разный. Способность к изобразительной деятельности относится к числу специальных. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития, познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Только правильно организуя практическую деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности изобразительной деятельности. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт познания объективной действительности. Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. На занятиях изобразительной деятельностью можно и нужно использовать разнообразные техники. Они позволяют обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Нетрадиционные живописные техники могут использоваться, начиная с дошкольного возраста - это рисование пальчиками, печатями. Дети постарше обладают большими возможностями использования нетрадиционных живописных техник рисования. Они могут рисовать клеем, с использованием речного песка, манной крупы, опилок, фантиками, салфетками и пр., выполнять роспись ткани, делать бумагу своими руками, учатся работать в технике кляксографии. Усовершенствуется пальчиковая техника: удивительные отпечатки могут играть в пятнашки. Используя нетрадиционные живописные техники рисования, ребенок сам решает, что и чем ему рисовать. В конце занятия, рассматривая и анализируя свою работу, у ребенка появляется возможность увидеть преимущества и недостатки в выборе средств выразительности. Ребенок открывает для себя, что рисовать можно везде и что угодно: создавать композиции с помощью клея, казалось бы, из несовместимых вещей, рисовать клеем, кляксами, зубной щеткой, руками, солью, тушью и т.д. Роль цвета в творчестве ребенка трудно переоценить. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков в работе с акварелью и гуашью помогают развитию чувства цвета. А применение нестандартных приемов окрашивания с употреблением подручных средств рождает у детей оригинальные идеи, активизирует фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в жизни. Для детей привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительное использование пальчиков и ладошек для рисования в качестве штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если юный художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Особый интерес у детей вызывает рисование с использованием нестандартных материалов: клеем, солью, песком, различными крупами. Использование нетрадиционных живописных техник на занятиях позволит как поддерживать интерес к изобразительной деятельности, так и развивать их художественные умения. Многие педагоги и психологи: В.Б. Косминская, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова считают, что, знакомя ребенка с миром вещей, явлений, необходимо учитывать индивидуальные возможности и особенности. Поскольку рисование - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Очень важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психологических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение обучающегося в день, когда предстоит творческая работа. Также важнейшим условием развития художественных умений является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных методов и подведение обучающихся если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, существенное условие творческой активности обучающегося. Важный фактор, влияющий на развитие творчества у школьников - бережное отношение к процессу и результату его деятельности. Безусловно, что и материальное обеспечение изобразительной деятельности необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, необходимых для нетрадиционных живописных техник рисования, свободный доступ к ним стимулирует творческую активность детей. Условием развития у обучающихся художественных умений является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. При этом знания, умения, формируемые у обучающихся, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае очень быстро у обучающихся появляется так называемый «спад» творчества. Обучающийся, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей в целом. При обучении изобразительной деятельности важно правильно организовать рабочие места юного художника. Необходимо иметь разнообразные изобразительные материалы и научить детей ими пользоваться; для работы в живописной технике нужны: хорошая бумага, карандаши простые, краски акварельные и гуашь, разные кисти; ребенок, может быть, впервые встречается с такими «орудиями производства», поэтому первое впечатление должно быть положительное. Необходимо помнить, что дети воспринимают искусство, как бы ориентируясь на свои знания, на свой опыт. Большое значение в развитии творческих художественных умений обучающихся играют правильно выбранные и использованные на занятиях методы и приемы обучения. Избранные методы должны соответствовать:
общей цели и задачам обучения;
специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдет развитие обучающихся;
возрастным особенностям детей. Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые.
Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют специфике изобразительной художественной деятельности как форме наглядно образного отражения окружающего мира. Рассмотрение этих методов важно, особенно во взаимосвязи их с обще дидактическими. Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направлении работы на занятии в целом. Ю.К. Бабанский распределил методы на три группы в зависимости от характера деятельности в целом. Первая группа методов – методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности: наглядные, словесные, практические; индуктивные и дедуктивные: репродуктивные и проблемно - поисковые; самостоятельные работы детей. Вторая группа методов – методы стимулирования и мотивации обучения; Третья группа методов – методы контроля и самоконтроля в обучении; В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития обучающихся. Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные - совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии. А. Бакушинский и его сторонники, полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыгшев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи, и Л. Тэдд, утверждали и подчеркивали, что особо важно направленное обучение, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н.Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей умений рисовать, но и говорит о целесообразности приобщения школьников к нетрадиционным техникам рисования. Если начать, как можно раньше использовать на занятиях изодеятельностью нетрадиционные техники рисования, то ребенок учится рассматривать и анализировать свои работы и у него появляется возможность увидеть преимущества и недостатки в выборе средств выразительности. И на занятиях он сам решает, чем ему рисовать выполнить ли работу, отличающуюся от работ других детей. «Он также учится не только трудиться, но и добивается того, чтобы рядом с ним всегда жила красота, для счастья и радости другого человека, он не способен на зло, подлость, цинизм и бессердечность» В.Л. Сухомлинский.
Методами и приемами нетрадиционного рисования краской являются следующие: 1.Техника «по сырому»
Оборудование: гуашь или акварель, баночка с водой, палитра, акварельная бумага, кисти
Ход работы:
1.Нанесите рисунок простым карандашом.
2.Смочите полностью лист акварельной бумаги водой при помощи широкой кисти.
3. Нанесите рисунок кистью, краска начнет произвольно растекаться.
4. После высыхания работы следует проанализировать результат, и по мере необходимости добавьте отдельные мазки, проработайте детали.
Рис.1 Пейзаж в технике «по сырому»
2.Техника «рисование воском»
Для данной техники следует использовать или парафиновую свечу или специальные цветные восковые карандаши. Процесс данной техники заключается в том, что изолируемый участок покрывается восковым карандашом или парафиновой свечей, а затем работают акварелью. Воск трудно удалить, поэтому нужно заранее определить место его применения. Его можно применять при рисовании бликов на натюрмортах.Оборудование : акварельные краски, свеча или восковые карандаши, бумага, вода, палитра.
Ход работы:
1. Для начала необходимо нанести рисунок воском на бумаге.
2. Затем нанесите акварельную краску, избегая повторных мазков. После многократного покрытия акварелью воск может частично и даже полностью впитать краску. На крупнозернистой бумаге воск покрывает только верхушки зерен, что дает возможность заполнить незавощенные углубления акварелью.
Рис.2Натюрморт в технике «рисование воском»
Рис.3Натюрморт в технике «рисование воском»
Рис.4Натюрморт в технике «рисование воском»
3.Техника «рисование губкой».
Губка имеет уникальную возможность впитывать и отдавать краску, представляет совершенно особый инструмент живописи, способный выполнять много функций. Ее можно использовать для увлажнения бумаги, для удаления краски, писать композицию, передавать текстуры, и для того, чтобы убрать избыток влаги. Можно создавать интересные узоры и фактурные эффекты способом отпечатывания на бумаге. Лучше всего иметь несколько губок разных размеров и мягкости. Маленькие губки необходимы для деталировки.
Материалы: гуашь, акварельная бумага, кисти, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
1.Нанесите карандашный рисунок на акварельный лист бумаги.
2.Смешайте на палитре нужный цвет краски. Окуните губку и дайте ей пропитаться краской.
2. Наносите краски губкой осторожным прикосновением, чтобы получился пятнистый рисунок. Вы можете сочетать несколько цветов. Однако если хотите, чтобы текстура губки со- хранилась, следует, подождать пока высохнет, первый слой, иначе краски смешаются. Также попробуйте использовать заранее приготовленный трафарет, можно наносить отпечатки как вокруг силуэта, так и внутри.
leftbottomРис.5Пейзаж в технике «рисование губкой»
4.Техника «рисование с помощью овощей».
Необходимо взять картофель и разрезать его пополам, так же на нем можно вырезать разнообразные узоры и использовать в качестве штампа. Также можно использовать пекинскую капусту, лук, огурец и т.кОборудование: акварель или гуашь, бумага для акварели, половинки картофелины, палитра, баночка с водой.
Ход работы:
1. Необходимо разрезать картофелину на две половины. Одну половину обрезанной стороной следует опустить в краску.
2. Затем прижмите картофелину окрашенной стороной к бумаге. В зависимости от силы давления и количества краски одна и та же форма может давать различные изображения.
3. Из другой половинки вырежьте нужную вам форму. Окуните форму в жидкую краску.
4. Отпечатайте изображение на бумаге тем же способом, что был описан выше, и дав высохнуть, сделайте отпечаток вырезанной фигуры поверх первого отпечатка.
5. Для создания отпечатков с разводами похожими на ветви деревьев смешивайте краску с мылом.
leftbottom
Рис.6Цветочный орнамент «рисование с помощью овощей»
5.Техника «эффект потрескавшегося воска»
На первый взгляд, это обычный натюрморт, но присмотревшись, мы увидим, что вся бумага покрыта трещинками, как будто это старая потрескавшаяся фреска. Такая фактура получилась за счет того, что бумага была смята перед началом работы, а потом расправлена. Следует обратить внимание, что все трещинки разного цвета, в зависимости от того, в какой цвет была окрашена бумага в этом месте.
Оборудование: акварельная бумага, акварель, кисти, палитра, баночка с водой.
Ход работы:
1.Для начала необходимо помять бумагу , для упрощения процесса смятия, необходимо намочить бумагу или поместить под воду.
2.Расправьте бумагу и постарайтесь выровнять ее. Проверьте везде ли образовались сгибы. Если где-то лист остался ровным, сомните его в этом месте.
3.Подготовленную бумагу оставьте до полного высыхания.
4.Если бумага выгнется или покоробится, ее можно будет разгладить при помощи утюга.
5.Затем следует нанести рисунок и приступить к написанию работы.
leftbottom
Рис.7Натюрморт «эффект потрескавшегося воска»
6. Техника «Монотипия».
Монотипия(от греч. mуnos один и tэpos отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается внансении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.
Оборудование: акварельная бумага, акварель, кисти, стекло, мыло, банка с водой.
Ход работы:
1.Нанесите краску на поверхность стекла, пластика или клеенки. Можно развести краску с мылом и наносить круговыми движениями.
2. Накладываете лист бумаги на накатанную краской поверхность.
3. Прижимаете и разглаживаете ее руками.
4. Плавно снимаете лист. Всмотритесь, увидев какой-то образ, можно слегка доработать оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
leftbottom
Рис.8Натюрморт в технике «Монотипия»
Рис.9Натюрморт в технике «Монотипия»
7.Техника с декоративными присыпками
Соль, крупы, чай, мочевина применяются для получения фактур. Если насыпать несколько крупинок соли на сырую краску, она впитает ее и высохнет, образуя увлекательные фигуры, похожие на сне- жинки. Если насыпать мочевину, то будут оставаться характерные следы в вид звездочек, эффект от использования этого материала может быть гораздо сильнее, чем от использования соли. Результат может быть различным, в зависимости от количества крупинок соли , мочевины, чая и т.д.и рас стояний между ними. Влага также играет важную роль. Чем краска сырее, тем шире пятна от каждой крупинки. Большое количество той или иной присыпки произведет эффекты, которые будут имитировать фактуру пористого камня, снега, или определенного типа растительности.
Оборудование: акварельные краски, бумага, кисти, вода, палитра, любая декоративная присыпка, в нашем случае соль. Ход работы:
1. Намочите бумагу.
2. Нанесите ярко краску полосками, пятнами, кому как захочется.
3. На сырую краску насыпьте крупную соль.
4. Дайте просохнуть рисунку.
Соль можно смахнуть или оставить.
Рис.10Натюрморт.
Техника с декоративными присыпками.
Рис.11Натюрморт.
Техника с декоративными присыпками.
Рис.11Натюрморт.
Техника с декоративными присыпками
Итак, в ходе теоретического исследования пришел к следующим выводам:
детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер;
развитие умений работать с живописными материалами - одна из важнейших задач в системе художественного воспитания обучающихся, которая может решаться при условии: единой позиции педагогов в понимании перспектив развития обучающегося;
создания творческой атмосферы; общения с искусством;
обучения с использованием эффективных методов и приемов;
индивидуального подхода; бережного отношения к процессу и результату деятельности обучающегося;
хорошего материального обеспечения изобразительной деятельности;
применение нетрадиционных живописных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию различных качеств у обучающихся, в том числе вызывает развитие умений работать с красками при помощи различных инструментов;
обучающиеся способны воспринимать интересную информацию о нетрадиционных живописных техниках и выполнять работы с удовольствием и увлечением.
Практическая часть
Развитие умений работы с красками у обучающихся в ДХШ
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей сформированности умений работы красками у младших школьников. Данные диагностические мероприятия были проведены с учащимися 1 «Ж» (9 учащихся) и 1 «А» .
(8 учащихся) классов. Диагностические мероприятия проводились на первом этапе практики в период с 2.02.14. по 12.02.14. Задания направлены на выявление уровня знаний и умений учащихся по различным компонентам учебной и творческой деятельности.
Для диагностики уровня владения нетрадиционными техниками акварели у обучающихся. был представлен и выполнен ряд экспериментальных заданий по каждому из критериев двух представленных выше компонентов: эмоционально-ценностный компонент, знаниевый компонент. Оценки по критериям выделенным в технологическом компоненте, производились на основе анализа учебных и творческих работ учащихся, выполненных ранее.
По каждому из исследуемых критериев была разработана шкала оценок, в соответствии с которой оценивалась каждая диагностическая карта заполненная учащимися. Максимальное количество балов по каждой диагностической карте варьировалось от 5 до 100 баллов в зависимости от задания.
На первом этапе диагностики проводилась оценка эмоционально –ценностного компонента.
1) Эмоционально – ценностный компонент
- Диагностика степени раскрепощённости, оригинальности мышления при создании художественного образа.
Оборудование: лист бумаги формата А4 (диагностическая карта); карандаш, гелиевая, шариковая ручка (по выбору).
Обучающимися была предложена диагностическая карта с обозначенным рабочим полем. На листе за 10 минут испытуемые изобразили несуществующее животное. Показателем раскрепощённости мышления стало наличие и сочетание необычных, нестандартных элементов в изображении животного.
Показатель «бедного», неоригинального мышления – прибавление нескольких (одного или двух) элементов к образу уже существующего животного.
Максимальным количеством баллов в этом задании составляло 5 баллов . В 1 «А» классе на 5 баллов с заданием справились 3 учащихся, 1учащийся − на 4 балла; остальные 4 − учащихся на 1 -2 балла.
В 1«Ж» классе на 5 баллов с заданием справились 2 учащихся. 1учащийся на 4 балла; остальные 6 учащихся − на 1 -3 балла.
- Диагностика степени образности, символичности мышления.
Оборудование: лист бумаги формата А4 (диагностическая карта); карандаш (цвет. карандаши) гелиевые, шариковые ручки.
1)Обучающимся предлагалась диагностическая карта с определённой схемой. В схеме по горизонтали представлены такие категории эмоционального состояния как грусть, радость, лень. По вертикале определены образы собаки, кошки дерева, на основе которых учащиеся за 10-12 мин изображали эмоциональные состояния грусти , радости, лени.
2) В качестве натуры был выбран металлический чайник обычной формы. За 10-12 мин учащимся изобразили на листе бумаги представленный предмет с ярко выраженными признаками какого-либо узнаваемого образа (образ профессии человека, образ определённого животного и т. д.)
Показателем образности и символичности мышления было умение испытуемых акцентировать внимание на каких-либо деталях и с их помощью передать образ, настроение в преобразованном изображении чайника. При оценке результата работы учащихся основным критерием считалась сложность и оригинальность каждого выполненного изображения.
Максимальным количеством балов в этих заданиях составляло 10 балов . В 1 «Ж» классе на 10 баллов с заданием не справился ни один учащийся, 1 учащихся − на 9 баллов, 2 учащийся ( во втором задании) справились с заданием на 8 баллов; остальные учащихся от 2 до 7 баллов.
В 1 «А» классе на 10 баллов с первым заданием справились 2 учащихся, 2 учащихся справились с заданием на 8 баллов, 1 учащийся справился на 9 баллов.( во втором задании) Остальные 7 учащихся на 3-7 баллов.
-Диагностика степени интеллектуальной инициативы.
Оборудование: лист бумаги формата А4 (диагностическая карта); карандаш (цвет. карандаши) гелиевые, шариковые ручки.
Учащимся предлагалась диагностическая карта с определённой схемой. В схеме представлены четыре распространенных в быту предмета.(чайник, лампа, чашка, часы). Учащемся за 10 мин. выполняли по несколько вариантов новых форм каждого из представленных предметов.
Показателем уровня интеллектуальной инициативы стало количество вариантов представленных предметов, а также новизна, нестандартность форм. При оценке результата работы учащихся основным критерием считалось сложность и оригинальность каждого изображения.
Максимальное количество баллов в этих заданиях составляло 40 баллов . В 1 «А» классе на 40 баллов с заданием не справился ни один учащийся, 1 учащийся − на 38 баллов,1 учащийся справился с заданием на 6 баллов. Остальные учащихся от 16 - 20 баллов.
В 1 «Ж» классе на 40 баллов с заданиями не справился ни один учащийся, 1 учащийся справился с заданием на 32 балла, 1 учащийся справился на 29 баллов, остальные 7 учащихся − на 13-25 балла.
- Диагностика степени вариативности активности мышления
Оборудование: лист бумаги формата А4 (диагностическая карта); карандаш (цвет. карандаши) гелиевые, шариковые ручки.
1)Учащимся предлагался лист бумаги формата А4 с равномерно расположенным на нём рядами из 20 кругов. За 10 минут каждый учащийся дорисовывал как можно больше произвольных изображений (образов), в основе которых лежат представленные круги.
При оценке результата работы учащихся, основным критерием считалась сложность и оригинальность каждого изображения . Максимальное количество балов в данном задании - 100. Пример: распространённое изображение солнца или смайлика оценивались в 1 балл. Повторяющиеся или сходные по смыслу изображения подлежали оценке в 1-3 балла. Наиболее редкие оригинальные изображения оценивались до 4-5 балов.
При оценке теста учитывалось количество и качество выполненных изображений, а так же степень самостоятельности выполнения задания
2) Учащимся предлагался лист бумаги формата А4 с равномерно расположенными 6 элементами состоящих из двух линий. За 10 минут каждый учащийся дорисовывал как можно больше произвольных изображений (образов) в основе которых лежали представленные линейные элементы. Оценка работы учащихся проводилась по критериям обозначенным выше.
3)Оборудование: лист бумаги формата А4; карандаш, акварельные краски.
Учащимся предлагается несколько вариантов композиций цветовых пятен. За 15 минут на заданных цветовых пятнах необходимо разработать различные образы (животные, цветы, и др.) . Шесть цветовых пятен в разной форме, разной величины и расположенные на листе формата А4. Учащиеся должны доработать цветовые пятна до различных образов (используя краски, фломастеры, гелиевые ручки и другие материалы.)
При оценке результатов следует учитывать разнообразие и оригинальность разработки цветовых пятен, количество представленных вариантов интерпретации цветовых пятен. Следует в определённой степени учитывать частоту повторений представленных изображений.
Максимальное количество баллов в этих заданиях составляло 100 баллов (в первом задании) и 30 (во втором и третьем). Максимальное количество (а так же половины от максимального количества в первом задании) баллов в этих трёх заданиях не заработал ни один учащийся. 2 учащихся (в первом задании) набрали по 47 баллов, 1 учащийся в 3 задании набрал 27 баллов.
-Диагностика степени динамики, работоспособности
Оборудование: лист бумаги формата А4(диагностическая карта); карандаш (цвет. карандаши) гелиевые, шариковые ручки.
Учащимся предлагался лист бумаги формата А4(диагностическая карта) на котором за 10мин. учащимся необходимо было нарисовать лес из разнообразных отдельностоящих деревьев.
При оценке теста необходимо учитывалось количество и качество выполненных изображений.
Максимальным количеством балов в этих заданиях составляло 10 баллов
В 1 «Ж» классе на 10 баллов с заданием не справился ни один учащийся. 2 учащихся на 8 баллов. Остальные учащихся от 2-6 баллов.
В 1 «А» классе на 10 баллов с заданием не справился ни один учащийся. 1 учащийся справился с заданием на 8 баллов. 3 учащихся справился на 7 баллов. Остальные 4 учащихся на 2-5 баллов.
На втором этапе диагностики проводилась оценка эмоционально –ценностного компонента.
2)Знаниевый компонент.
-Диагностика знания о свойствах и способах практической работы в акварельной технике живописи
Оборудование: лист бумаги формата А4 (диагностическая карта); карандаш, шариковая ручки.
Учащимся предлагалось несколько диагностических карт с вопросами на выявление знаний основ техник акварельной живописи. За 10-15 мин. учащиеся отвечали на вопросы в письменном виде. Каждый ученик выполнял работу строго индивидуально.
Оценка работы учащихся проводилась по таким критериям, как: количество ответов, их полнота, развёрнутость. Каждый ответ оценивался от 1 до 5 баллов.
Максимальным количеством баллов в этих заданиях явилось 15 баллов в 1 «А» классе и 12 в 1 «Ж» классе.
В 1 «А» классе 1 учащийся выполнил задание на 9 баллов. 1 учащийся на 10 баллов. Остальные 6 учащихся выполнили задание на 3-7 баллов.
В 1«Ж» классе на 12 баллов с заданием справился 1 учащийся, 4 учащихся на 8 баллов. 4 учащихся выполнили задания на 4 – 6 балов.
-Диагностика знания законов цветоведения, правил механического и оптического смешивания красок
Оборудование: лист бумаги формата А3 (диагностическая карта); карандаш, шариковая ручка, акварельные краски.
При выполнении задания учащимся предлагалась диагностическая карта с вопросами по общему знанию основ цветоведения, в которой за 15-20 мин. учащиеся отвечали на 9 вопросов в письменном виде , а также выполняли практическую часть задания по каждому вопросу, используя акварельные краски.
При оценке теста (и соответственно знания основ цветоведения) учитывалось количество ответов в письменном виде, а так же качество выполнения практического задания к каждому вопросу. Каждый ответ оценивался от 1 до 5 баллов.
- Диагностика знания основных законов композиции
Оборудование: лист бумаги формата А4 (диагностическая карты); карандаш, шариковые ручки.
Учащимся предлагается несколько диагностических карт с вопросами на выявление знаний основ законов композиции. За 15-20 мин. учащиеся отвечают на вопросы в письменном виде. Каждый ученик выполняет работу строго индивидуально.
Оценка работы учащихся (и соответственно знание основ законов композиции) проводится по таким критериям, как: количество ответов, их полнота развёрнутость. Каждый ответ возможно оценить от 1 до 5 баллов. Максимальное количество баллов в этом блоке заданий составляло 35 баллов.
В 1 «Ж» классе на 35 баллов с заданием справился 1 учащийся, на 34 справился 1, 3 учащихся − на 31 баллов, 4 учащихся выполнили задания на 18 – 26 баллов.
В 1 «А» классе 1 учащийся выполнил задание на 34 балла, 1 учащийся − на 33 балла. 2 учащийся на 32 балла, 4 учащихся выполнили на 18-23 Остальные 6 учащихся выполнили задание на 3-7 баллов.
- Диагностика применения нетрадиционных художественных материалов в сочетании с приёмами акварельной живописи.
Оборудование: лист бумаги формата А4 (диагностическая карты); карандаш, шариковая ручки.
Учащимся предлагалось несколько диагностических карт с вопросами на выявления знаний основ применения нетрадиционных художественных материалов в сочетании акварельной живописью. За 15-20 мин. учащиеся отвечали на вопросы в письменном виде.
Оценка работы учащихся (и, соответственно, знания основ применения нетрадиционных художественных материалов в сочетании с акварельной живописью) проводилась по таким критериям, как: количество ответов, их полнота, развёрнутость. Каждый ответ оценивался от 1 до 3 баллов.
Максимальное количеством балов в этих заданиях составляло 9 баллов
В 1 «Ж» классе на 10 баллов с заданием не справился ни один учащийся. 2 учащихся на 8 баллов. остальные учащиеся − от 2-6 баллов.
3)Технологический компонент практической работы учащихся.
Оборудование: учебные и творческие работы учащихся ДХШ по живописи, рисунку , композиции.
Диагностика технологического компонента практической работы учащихся проводилась на основе изучения и оценивания учебных и творческих работ учащихся, выполненных ранее. Для этого по каждому из критериев (владение техникой акварельной живописи, соблюдение и применение основных законов композиции, соблюдение и применение законов цветоведения при работе над созданием художественного образа) предлагается шкала оценок от 1 до 10 баллов, по которой можно оценить работы учеников Общее количество баллов – примерный показатель качества практической работы учащегося по рисунку, живописи, композиции.
Для анализа данных, полученных в ходе проведения диагностических мероприятий, были созданы две таблицы по каждому учебному классу. В таблицы были занесены результаты оценки (определённое количество баллов) каждого из диагностических заданий, выполненных испытуемыми. Так же для сравнения было представлено максимальное количество баллов по всем диагностическим заданиям.
1Ж
класс
Технологический компонент Практич.работа в акварел.
тех. жив. Применение законов цветовед. Применение основ. законов композ. Итоговая сумма баллов по всем диагностическим заданиям
1. Емельянова
Наталья 5 4 4 158
2. Мальцев
Сергей 4 5 4 148
3. Иванова
София 7 6 8 190
4. Плугатарёва Анжелика8 7 8 199
5. Степанова
Ксения
5 4 4 171
6. Страхова
Кристина 6 6 4 149
7. Таратин Никита 6 5 7 203
8. Фомина
Ольга 8 7 4 163
9 Шахов
Глеб
6 4 5 171
Максимальное кол -во 10 10 10 321
1А
класс
Технологический компонент
Практич.работа в акварел.
тех. жив. Применение законов цветовед.
Применение основ. законов композ. Итоговая сумма баллов по всем диагностическим заданиям
1.Дудина
Ангелина 8 8 6 175
2. Заикина Анастасия 5 5 3 142
3.Ибрагимова
Рината 7 8 8 211
4. Коршунов
Александр 6 5 7 185
5. Леонидов
Константин 4 6 6 174
6 Распопов
Руслан 5 6 6 199
7. Титов
Алексей 9 9 6 151
8. Цыпина
Мария 8 9 8 196
Максимальное кол –во. 10 10 10 324
Представленный анализ результатов выполнения диагностических заданий учащимися ДХШ показал следующее:
1. все испытуемые учащиеся справились с диагностическими заданиями, в той или иной степени;
2. максимально возможное количество баллов не набрал ни один учащийся. Отдельные учащиеся в определённых диагностических заданиях набрали максимальное количество баллов
В 1 «А» классе Заикина Анастасия , Леонидов Константин – 5 баллов из 5 в задании на выявлении степени раскрепощённости мышления. Ибрагимова Рината, Коршунов Александр − 10 из 10 баллов в задании на выявление степени символичности мышления.
1 «Ж» класс Страхова Кристина, Емельянова Наталья − 5 баллов из 5 в задании на выявление степени раскрепощённости мышления. Иванова София – 12 баллов из 12 в задании на выявления знания практической работы в акварельной техники живописи.
Надо отметить, что данные результаты учащихся стали исключением из общего уровня набранных баллов по представленным заданиям.
3. Наибольшее количество балов в суме всех выполненных заданий набрали следующие учащиеся:
1«Ж» класс: Таратин Никита (203 балла из 321возможных); Плугатарёва Анжелика (199 баллов); Иванова София (190 балов).
1 «А» класс: Ибрагимова Рината (211 баллов из 324 возможных); Распопов Руслан (199 балов); Цыпина Мария (196 баллов). Примерный уровень развития художественно-образного мышления данных учащихся можно определить как приближающийся к определению «высокий уровень» Для этого уровня характерно следущее: у учащегося хорошо развито умение наблюдать и эмоционально воспринимать явления окружающего мира и использовать это при создании художественного образа (легко вызывать в представлении нужные зрительные образы, легко работать с ними, комбинировать их в воображении и на формате. Создаваемые образы характеризуются оригинальностью выполнения, грамотностью в использовании композиционных средств.
4.Наибольшие трудности, а так же наиболее низкие результаты проявились в выполнении задания на выявлен степени интеллектуальной инициативы учащихся, степени вариативности, активности мышления.( задание №5). Так же вызвали затруднение по выявлению степени интеллектуальной инициативы (задание №4), знание применение нетрадиционных материалов (задание №11).
Наименьшее количество баллов в сумме всех выполненных заданий набрали следующие учащиеся: 1 «Ж» класс: Мальцев Сергей ( 148 баллов); Страхова Кристина (149 баллов из 321 возможных);
1 «А» класс : Заикина Анастасия (142 балла из 324 возможных); Примерный уровень развития художественно-образного мышления данного учащихся можно определить как «низкий уровень» Для которого характерно следующее: учащиеся не осознают окружающие явления действительности как основу создания художественных образов в воображении и интерпретации их на плоскости листа; имеют приблизительное представления о законах и принципах композиции. цветовое решение не работает на выразительность художественного образа композиции.
5. В целом уровень развития художественно-образного мышления учащихся 1 «Ж» и 3 «А» класса средний. Художественно-образное мышление части учащихся находится на низком уровне развития. Наибольшие трудности и наиболее низкие результаты проявились при в выполнении задания на выявления степени интеллектуальной инициативы учащихся, степени вариативности, активности мышления.(задание №5), а так же степени интеллектуальной инициативы (задание №4), знания применения нетрадиционных материалов (задание №11).
По результатам диагностических мероприятий были обозначены затруднения в практической работе учащихся, а так же были выработаны рекомендации по преодолению обозначенных практических затруднений. Были составлены таблицы по 1 «Ж» и 1 «А» классам, данные которые позволяют осуществить более индивидуализированный подход к учащимся в их практической работе по созданию художественного образа.
Таблица по 1 «Ж» классу
Фамилия, имя
Затруднения в практической работе Рекомендации
Мальцев Сергей
Шахов Глеб Недостаточное внимание детальной проработки изображения. Трудности с работой цветом. Низкая работоспособность.
Упростить выполняемое задание. Обратить внимание на процесс проработки изображения, работы над деталями. Рекомендуется использование техники работы с восковыми мелками и декоративными присыпками. Необходимо поддерживать работоспособность.
Плугатарёва Анжелика
Галимулина Влада
Фомина Ольга Повышенное внимание к дательной проработке композиции. Недостаточная работа цветовыми отношениями Обратить внимание на работу над творческими поисками композиции
нтюрморта. Работать цветовыми пятнами, без особой проработки деталей. Выполнить несколько быстрых цветовых поисков композиции натюрморта( возможно без применения карандашного рисунка.)
Иванова София
Таратин Никита. Повышенное внимание к дательной проработке композиции.
Обязательное выполнение композиционных поисков
Емельянова Наталья
Страхова Кристина.
Степанова Ксения. Недостаточное внимание детальной проработки изображения. Некоторые трудности с работой цветом. Трудности в составление тематической композиции. Низкая работоспособность.
Работа над краткосрочными творческими поисками. Работа цветовыми пятнами. Проработка деталей изображения. Особое внимание уделить аккуратности выполнения задания . Рекомендуется использование техники работы с восковыми мелками и декоративными присыпками.
Таблица по 1 «А» классу
Фамилия, имя
Затруднения в практической работе
Рекомендации
Заикина Анастасия
Леонидов Константин.
Коршунов Александр. Недостаточное внимание детальной проработки изображения. Некоторые трудности с работой цветом. Обратить внимание на процесс проработки изображения, работы над деталями.Рекомендуется использование техники работы с восковыми мелками и декоративными присыпками. Следить за работоспособностью. Работа над краткосрочными цветовыми Композиционными поисками.
Повышенное внимание к дательной проработке композиции. Недостаточная работа цветовыми отношениями. Низкая работоспособность Недостаточное внимание детальной проработке изображения. Недостаточная работа цветовыми отношениями. Низкая работоспособность
Распопов Руслан
Дудина Ангелина. Трудности в составление тематической композиции. Трудности в работе над цветовым решением композиции. Низкая работоспособность.
Выполнение нескольких небольших эскизов натюрморта. (с определённым тематическим и образным содержанием.)
Обратить внимание на колористическое решение композиции.
Трудности в составление тематической композиции.
Титов Алексей.
Трудности в составление тематической композиции Обязательное выполнение композиционных поисков
Цыпина Мария
Ибрагимова Рината Повышенное внимание к дательной проработке композиции. Недостаточная работа цветовыми отношениями.
Обязательное выполнение композиционных
цветовых поисков.
Быстрая работа цветовыми пятнами.
Заключение
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться не только в начальной школе, а желательно в детском саду. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей. В процессе рисования красками обучающиеся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но, самое главное, создавая изображение, обучающийся приобретает различные знания; уточняются и улучшаются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полноценно проявить себя без давления со стороны взрослого. Изобразительные умения, являясь специальными, могут развиваться под влиянием использования на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционных живописных техник рисования. Обучающиеся 1 класса ДХШ №1 способны воспринимать информацию и выполнять работы с использованием нетрадиционных техник. В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, но ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятий и особенностей развития детей. В ходе практических занятий было установлено, что: - знания детей о правилах рисования красками недостаточны на начало занятий, многие не умели грамотно держать кисть, заливать фон рисунка, правильно выполнить творческие задания, грамотно выбрать цвета изображений, работать аккуратно; - некоторые дети могли использовать только один вид работы - «по сухому»; оригинальные живописные техники с целью развития умений рисовать красками не используется. Целью формирующей работы стало развитие умений работы с красками у обучающихся посредством использования нетрадиционных живописных техник на занятиях изобразительной деятельностью. Для реализации цели разработала поэтапную методику развития умений, определенного содержания занятий с учетом возрастных особенностей детей. Изучая особенности использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности у обучающихся, я столкнулся с достаточной освещенностью этого вопроса в методической литературе. Однако, характер методических рекомендаций носит больше практический характер, теоретической основы предлагаемые разработки не имеют, поэтому я воспользовалась основными принципами, методами и приемами, существующими при обучении традиционному рисованию, рекомендованными известными педагогами Т. С.Комаровой, Н. П. Саккулиной, Г. Г. Григорьевой. За время занятий с использованием нетрадиционных живописных техник, проследила динамику изменений в знаниях детей правил работы с красками заметила значительные улучшения. Умения невозможно развить за короткий срок. Развитие умений работы красками у детей будет осуществляться успешно, если на занятиях изобразительной деятельностью использовать нетрадиционные живописные техники и создать определенные педагогические условия. Использование на занятиях изобразительной деятельностью нетрадиционных живописных техник позволяет решать задачу развития умений рисовать красками. Превращает занятие в радостный, увлекательный, вдохновенный творческий процесс, дарит радость, создания оригинальных живописных работ каждому обучающимуся.
Список используемой литературы
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству /методическое пособие/.- М.: Просвещение, 2006.
2. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Просвящение,1991.
3. Бирич И.А. Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
4. Визер В. Живописная грамота. – СПб.: Питер, 2006.
5. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Просвящение,1998.
6. Лялина Л.А. Дизайн и дети: Методические рекомендации //Авт.- сост. Л.А.Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
7. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Просвещение,1981.
8. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Просвещение,1981.
9. Неменский Б.М. Познание искусством.- М.: УРАО, 2000.
10. Пухова О.А. Маленький художник, или Рисую сам /О.А.Пухова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
11. Рожкова Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Просвещение, 1980. 12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.- Я.: академия развития, 2006.
13. Щербакова А.В. Искусство и художественное творчество детей /под редакцией Н.Н.Фоминой. – М.: Просвещение,1991.