Документация к открытому уроку по живописи Натюрморт с букетом
План-конспект открытого урока по живописи преподавателя
МБУ ДО ДХШ Какичевой Л.А.
Дата: 2. 02. 2017.
Присутствующие: педагоги ИЗО общеобразовательных школ.
Время урока: 2 академических часа.
Тема урока: натюрморт с букетом цветов.
Цель урока: знакомство с техникой письма «по-мокрому».
Тип урока: комбинированный.
Задачи урока: 1. Образовательная – познакомить с техникой работы акварелью «по-мокрому».
2. Развивающая – развиваем навыки работы акварелью.
3. Воспитательная – обучаем наблюдательности, образному мышлению.
Методы: наглядный и репродуктивный.
Оборудование: 1. Для обучающихся: мольберты, кисти, краски акварельные, ёмкость для воды, малярный скотч.
2. Для педагога: наглядные пособия – работы учащихся.
Ход урока:
Организационный этап (2-3 минуты).
Здравствуйте, дорогие коллеги. Прошу вас подготовить своё рабочее место: бумагу закрепить на планшете малярным скотчем со всех сторон, приготовить кисти (желательно «Белка» или «Колонок»), краски, палитру и воду. Также нам потребуется карандаш и стёрка.
Постановка цели и задач урока (2-3 минуты).
В своей педагогической практике вы часто сталкиваетесь с проблемой нехватки времени для завершения работы над натюрмортом в течение одного урока. Техника «по-мокрому» даёт возможность участнику закончить постановку за 45 минут. На сегодняшнем занятии мы освоим эту технику.
Первичное усвоение новых знаний (15 минут).
Рисовать «по-мокрому» очень увлекательно. Одно из удовольствий работы акварелью – её непредсказуемость, а в данном случае вы никогда не сможете предвидеть, что получите в конечном результате. В акварели «по-мокрому» можно создать поразительные эффекты, которые варьируются в зависимости от того, насколько была влажной краска, от вида бумаги и от самих красок. Главная проблема этого метода состоит в том, что вы не можете точно его контролировать – краска продолжает двигаться, пока не высохнет. Этот процесс частично можно контролировать, наклоняя планшет, чтобы краска потекла в определённом направлении. Техника «по-мокрому» может создать очаровательную мягкую атмосферу. Эта техника очень эффектна при рисовании различных букетов в натюрморте.
Вашему вниманию я хочу предложить работы учащихся, выполненные в различных акварельных технических приёмах. Существуют три акварельных технических приёма:
«по-мокрому»
«алла прима»
«лессировка»
Особенности первого метода мы рассмотрели, обратите внимание на работы, представленные в этой технике. Второй метод, «алла прима», ведётся по сухой бумаге, но все предметы написаны в один приём, без последующих лессировок. Вы можете сравнить эти техники исполнения, глядя на представленные работы. Третий метод предполагает длительную работу над натюрмортом путём изменения красочного слоя методом лессировок. Данную технику мы чаще всего используем при работе над учебной постановкой.
Практическая работа (1 час 10 минут).
Итак, приступим к рисованию нашего натюрморта. Для начала, первый этап – это рисунок предметов натюрморта на бумаге карандашом. Компонуем наш единственный предмет – кувшин с цветами – на бумаге. Обратите внимание – предмет симметричный, имеет простую конструкцию из цилиндра и двух усечённых конусов. В месте перехода одной геометрической формы в другую строим овал, который придаст плоской форме объём. Размечаем общую массу сухих цветов и строим линию разделения горизонтальных и вертикальных плоскостей, в которых находится предмет. На втором этапе широкой кистью полностью намачиваем лист бумаги. На третьем этапе мы подбираем лиловый цвет драпировки и наносим на рисунок, когда мокрая бумага чуть подсохнет. Степень высыхания бумаги проверяется простым приёмом – отпечаток пальца не должен растекаться, тогда бумага идеально подходит для работы «по-мокрому». Приступаем к четвёртому этапу работы над натюрмортом. Пишем букет цветов на мокром фоне. Средним тоном набираем основные элементы букета. Пигмента в акварели по-мокрому надо брать больше, потому что он впитывается в бумагу и рассеивается в листе. Далее прорисовываются теневые части букета. Световые, при необходимости, мы можем вытереть сухой кистью. На заключительном этапе работы над букетом мы прорабатываем мелкие детали. На пятом этапе мы приступаем к работе над кувшином. Если бумага подсохла, мы намачиваем её водой ещё раз. Принцип работы над кувшином аналогичен принципу работы над букетом: средним тоном прокладываем весь кувшин, оставляя блики, усиливаем тени и сухой кистью вытираем светлые места. Шестой этап – это рисунок теней на драпировке. При необходимости подмачиваем бумагу, насыщенным пигментом рисуем падающие тени от кувшина и от букета. Наш натюрморт готов. Чтобы не было непредвиденных подтёков, оставляем его в горизонтальном положении и ждём окончательного высыхания. В процессе выполнения практической работы даю конкретные советы по подбору цветов, по техническим приёмам работы кистью, корректирую на практических работах ошибки.
В конце урока проводим просмотр работ: разбираем ошибки, выбираем лучшую работу, подмечаем удачные моменты во всех работах.
Сегодня мы рассмотрели и освоили один из технических приёмов работы акварелью. Этот приём даёт быстрые результаты и его вы можете применять на своих уроках в школе при работе с учащимися.
Урок окончен, всем спасибо за внимание.
Самоанализ открытого урока по живописи
Преподавателя МБУ ДО ДХШ
Какичевой Л.А.
Дата: 2. 02. 2017.
Присутствующие: педагоги ИЗО общеобразовательных школ.
Время урока: 2 академических часа.
Тема урока: натюрморт с букетом цветов.
Цель урока: знакомство с техникой письма «по-мокрому».
Тип урока: комбинированный.
Задачи урока: 1. Образовательная – познакомить с техникой работы акварелью «по-мокрому».
2. Развивающая – развиваем навыки работы акварелью.
3. Воспитательная – обучаем наблюдательности, образному мышлению.
Методы: наглядный и репродуктивный.
Оборудование: 1. Для обучающихся: мольберты, кисти, краски акварельные, ёмкость для воды, малярный скотч.
2. Для педагога: наглядные пособия – работы учащихся.
Ход самоанализа:
Характеристика группы: на уроке присутствовали незнакомые друг другу люди одной профессии, разной возрастной группы.
Место урока в изучаемой теме: педагоги проходят курс открытых уроков для повышения своей квалификации.
Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: общая цель урока – знакомство и применение на практике техники работы акварелью по-мокрому. Образовательная задача урока – познакомить с техникой письма по-мокрому – педагогом успешно выполнена. Педагог объяснил и показал основные приёмы работы в данной технике, провёл практическую работу. В процессе ведения практической работы педагог помогал учащимся, корректировал ошибки. Развивающую цель урока педагог отрабатывает на практической работе, показывает на работах учащихся конкретные приёмы работы кистью. Воспитательная цель урока решается также на практическом занятии. Групповые занятия изобразительным искусством позволяют учащимся приобретать более глубокие знания по приёмам работы акварелью и любым другим инструментом живописи и рисунка. При знакомстве с техникой «по мокрому» мы вспоминали понятия «алла прима», «лессировка» и так далее. При построении урока я предполагала, что некоторые из учащихся могут быть знакомы с этими понятиями, а кто-то сталкивается с ними впервые. Поэтому я дала краткую характеристику каждого из этих понятий и на наглядных пособиях показала их виды.
Характеристика плана урока: план урока составлен методически грамотно, соблюдена структура комбинированного урока. Удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью. Методы обучения – изложение знаний, закрепление с помощью практической работы и контроля путём разбора и анализа итоговых практических работ является оптимальным. Материал урока оказался доступным и интересным для учащихся. На этапе изложения теоретических знаний о технике живописи я использовала наглядные методы обучения – методы сравнения одних технических приёмов живописи акварелью с другими. Метод сравнения помогает учащимся анализировать и синтезировать новые знания. Также использовались наглядные методы, которые помогали освоить и применить на практике новые знания. В ходе урока на практическом этапе была организована индивидуальная работа с учащимися, потому что само изучение технических приёмов живописи требует исправления конкретных индивидуальных ошибок. Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, поэтапным, потому что каждый этап требовал отдельных инструкций.
Структурный аспект самоанализа урока: каждый элемент урока был необходим в структуре, связи между этапами урока были логичны. Время между теоретической и практической частью было распределено оптимально. Считаю, что главный этап урока – это практическая работа, которой было отведено основное время урока. В практической работе я предполагала, что учащиеся столкнутся с определёнными трудностями, которые предусматривает сам технический приём. Но эти трудности можно успешно решать – дать работе подсохнуть, спросить конкретного совета у педагога, посмотреть, как с аналогичной проблемой справляется другой учащийся.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков: итоговый просмотр практических работ учащихся, при котором проводится анализ и синтез знаний, приобретённых на уроке. Учащиеся самостоятельно отбирают лучшую работу, указывают на удачные элементы в других работах.
Психологическая атмосфера урока: урок помог раскрыть творческие способности учащихся, проявить самостоятельность при решении творческих задач. Учащиеся получили удовлетворение от урока, потому что получили конкретный результат в виде творческой работы.
Самооценка урока: считаю, что урок прошёл удачно, цели и задачи урока были выполнены в полном объёме. Мне было легко вести урок, учащиеся включились в работу, проявили заинтересованность в итоговой цели урока. Учащиеся получили возможность применить свои знания на практике – в своей профессиональной деятельности.