Презентация Человек XIX в. в поисках собственного пути: Эдуард Мане
Проект по всеобщей истории: «Человек XIX в поисках собственного пути: « Эдуард Мане» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 32 ИМ. С.А. ЛАВОЧКИНА" ГОРОДА СМОЛЕНСКА Выполнила: ученица 8Б класса Лещинская Карина. Учитель: Кошекина Инна Александровна. Смоленск 2016 Этапы проекта:1.ПодготовительныйПросмотр интернет - ресурсов и литературы (сбор информации).2. Основной:2.1. Создание проекта.3. Заключительный:3.1. Готовый продукт.3.2. Анализ и выводы. 3.3.Презентация проекта. Задачи проекта:1.Изучить жизненный и творческий путь художника Эдуарда Мане.2.Узнать,какими ценностями была наполнена жизнь людей XIX века.3.Выяснить,почему творчество Э.Мане было не принято обществом, путем анализа известных картин художника. Цель проекта:Изучение процессов модернизации общества на основе исследования жизненного пути современника XIX века-Эдуарда Мане « Художник талантлив, если он умеет представить новое привычным, а привычное - новым" - так сказал известный английский писатель Сэмюель Джонсон. Именно так в своих картинах изображал людей, животных, природу, предметы утвари замечательный художник Эдуард Мане. Его жизнь была очень яркая и трудная, но, невзирая на трудности, он сумел осуществить одну из самых глубоких и замечательных побед в истории Мирового искусства. "Показывать свои работы - вопрос жизни для художника. Бывает, что после нескольких просмотров люди привыкают к тому, что их удивляло и даже, если хотите, шокировало. Понемногу приходит признание и понимание. Само время действует на картины, как невидимая полировка, сглаживая примитивные грубоватости" (Эдуард Мане) Мане был действительно “отцом импрессионизма”, тем, от кого исходил импульс, повлекший за собой все остальное. Но почему этой фигурой стал именно Эдуард Мане? Что же все-таки послужило резким толчком к появлению нового направления в искусстве? Попытаемся ответить на эти вопросы, исследуя творческий путь великого художника. Эдуард Мане Эдуард Мане Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Родители видели в сыне будущего юриста, но их планам не суждено было сбыться. Ребенок унаследовал от матери живой интерес к искусству, который всячески поддерживался его дядей, полковником Фурнье. Именно он познакомил своего племянника с Лувром и стал оплачивать его уроки рисования. Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не удел, он устроился юнгой на торговое судно.Однако в морской службе он разочаровался. Вернувшись во Францию, Эдуард наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной "Римляне эпохи упадка" с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он надеялся найти в своем учителе единомышленника и художественного революционера. Портрет родителей Но это оказалось не так. Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850 - 56), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. В 1850 году у молодого человека вспыхнул бурный роман с пианисткой Сюзанной Леенхофф. Спустя два года она родила ему сына, который, впрочем, не получил фамилии Мане. Мане, скрывая свою личную жизнь от строгого отца, снял квартиру для Сюзанны, при этом официально значась крестным отцом ребенка. Обвенчаться он с Сюзанной смог лишь в 1863 году, после смерти Огюста Мане. Все эти годы начинающий художник расширял свои познания в живописи, путешествуя по Европе и копируя работы старых мастеров. Большую роль в становлении его художественной манеры сыграл поэт Шарль Бодлер (1821-1867), уже выпустивший к тому времени знаменитый сборник стихов "Цветы зла. Именно по совету Бодлера Мане написал свое первое большое полотно, "Любитель абсента", отвергнутое приемной комиссией Салона 1859 года. «Любитель абсента» Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен "чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном". Мане, вдохновленный этими идеями, создал в 1862 году свой первый шедевр, картину "Музыка в Тюильри". Многие герои работы Мане "Музыка в Тюилъри" (1862) имеют реальных прототипов. Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. «Музыка в Тюильри» Новую его картину "Завтрак на траве", как и предполагалось, приемная комиссия Салона 1863 года отвергла. К счастью, этот год был особенным - таких же отвергнутых работ оказалось слишком, и император Наполеон III, играя в справедливость и идя на поводу у возмущенного общественного мнения, приказал выставить их в так называемом Салоне отверженных. В картине немного листвы, несколько стволов деревьев, и в глубине - река, в которой плещется женщина в рубашке, на переднем плане - двое молодых людей сидят перед женщиной, которая только что вышла из воды и обсыхает на воздухе. Эта обнаженная женщина привела в негодование публику, ничего кроме нее, не увидевшую в картине. Вот тут-то и случился скандал. На картину Мане обрушился шквал критики. Ее называли непристойной, порнографической, недоступной для понимания, бессюжетной. Император же, увидев эту работу, высочайше повелел впредь подобных салонов больше не устраивать. Мане, пытавшийся следовать в картине традициям старых мастеров, был обескуражен. «Завтрак на траве» Чтобы доказать публике, что он лишь переосмысляет в своем творчестве заветы классиков, он показал в Салоне 1865 года работу "Олимпия", исполненную в той же манере. Он задумал и выполнил “Олимпию” в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Осмелиться вопреки всем условностям - изобразить голую женщину на неприбранной постели и возле нее - негритянку с букетом и черную кошку с выгнутой спиной. Написать без прикрас живое тело, подкрашенное лицо этой модели, растянувшейся перед нами, вдохновиться тем, что видишь сам, а не тем, чему учат профессора. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать “Олимпию”. Толчок, которому Мане не смог противостоять, исходил от Бодлера. В конце концов, его уговоры подействовали, и Мане посылает свой шедевр в Салон 1865 года. «Олимпия» Целью написания этой картины было изображение обыкновенной современной девушки-парижанки, поразительно живой и тонкой, умной и грустной, достойной ничуть не меньшего преклонения, чем «Венера». Именно подчеркнутая "обыкновенность", демократичность и человечность образа Олимпии бесила буржуазную публику и критику, возмущавшуюся, что Мане изобразил в этой картине какую-то "батиньольскую прачку". Для "Олимпии" Мане позировала Викторина Мёран, которой в то время было девятнадцать лет. Он всегда отыскивал какую-либо подходящую и нужную ему реальную и конкретную модель для всех своих картин обобщенно-типизированного, а не портретного характера. К числу сознательных "дерзостей" Мане в этой картине нужно было отнести, конечно, и то, что вместо традиционных тритонов и амуров он написал вполне реальную негритянку и черную кошку, которая почему-то вызвала особенное негодование публики. Что же - одухотворенная тонкость и подлинная красота Олимпии была этим неожиданным и странным поклонением резко отделена от вульгарной и прозаической буржуазной повседневности, а черная кошка, как ей и полагается, возможно, намекала, что в обаянии Олимпии вместо божественного есть что-то колдовское, что тоже отделяло ее пропастью от добродетельно-набожных нравов Второй империи. «Олимпия» Связи Мане с формировавшемся уже к концу 60-х годов импрессионистическим направлением были весьма разносторонними. Это было, в первую очередь, прямое влияние идейных и художественных открытий самого Мане на Дега, Ренуара, Клода Моне и других видных импрессионистов, но было и обратное их воздействие на его искусство. Импрессионизм – направление в живописи, являющее собой художественную попытку запечатлеть какой-нибудь момент жизни во всей его изменчивости и подвижности. Хотя сам Мане никогда не стремился к тому, чтобы совершить революционный переворот в европейской живописи, судьбе было угодно сделать его «отцом импрессионизма». Гюстав Курбе Главным художественным достижениями Мане в 1872 - 1875 годах были с одной стороны, “Скачки в Булонском лесу” и “Портрет Б. Моризо в трауре”, ”Бал-маскарад в Опере” ,“Художник ”. Каждая из этих групп художественных произведений характеризует одну из двух ведущих идейных и художественных тенденций в творчестве Мане первой половины 70-х годов. «Большой канал в Венеции» ”Бал-маскарад в Опере” Отличие их от живописной структуры картин К. Моне, наиболее явственно сказывается в укрупленности мазка, каким оперирует Мане-“импрессионист”, в нежелании его отказаться от серебристо-черных и серебристо-серых пятен (черная гондола в “Большом канале”), от более определенного силуэта, в котором время от времени проглядывает четкость линий, от использования контрастов и сопоставлений светлых и темных пятен, которые составляют основу конструктивного решения многих его холстов. Правда, этот прием в 1870-е годы не выступает в работах Мане с былой отчетливостью, ибо художник, стремясь уловить эффекты света и воздуха, смягчает свою манеру и значительно обогащает и высветляет палитру. Так возникает лучшее и уже, по существу далеко выходящее за рамки импрессионизма произведение Мане этого периода - картина "В Лодке" (1874). Она излучает не только душевный покой, но и пронзительное чувство красоты жизни. Интересно, что Мане чувствовал, как с переходом к изображению "только того, что видишь", исчезает из искусства что-то очень большое и значительное. Хотя Мане иногда и колебался, он все-таки не выставлялся вместе со своими друзьями. Он не хотел так решительно рвать с традиционными путями искусства. Не для всех, кто понимал наступление общего художественного кризиса, понятие традиции связывалось с мертвым искусством Академии. «В Лодке» Трудно определить однозначно жанр последней большой картины Мане - “Бар в Фоли-Бержер”, выставленной в Салоне 1882 года. Мало кому известно, что после парижских аукционов, где никто не захотел ее приобрести, она попала в 1912 году в Россию и, окажись наши соотечественники дальновиднее, не уехала бы вскоре в Англию, где она и находится. В картине “Бар в Фоли-Бержер” своеобразно совмещаются и изображение быта, и портрет, и натюрморт, приобретающий здесь совершенно исключительное, хотя и не первостепенное значение. “Бар в Фоли-Бержер” как будто подводит итог творческим исканиям Мане. И в сравнении с ранними его шедеврами, прежде всего с “Олимпией”, дает представление о том пути, который художник прошел за 18 лет, разделяющих эти произведения «Бар в Фоли-Бержер» “ Картина воплощает гораздо более непосредственное ощущение жизни. Зеркало позади стойки бара, за которой стоит безымянная героиня полотна, отражает многолюдный зал, светящуюся люстру, ноги повисшей под потолком акробатки, мраморную доску с бутылками и саму девушку, к которой подходит господин в цилиндре. Впервые зеркало образует фон всей картины. И зритель, стоящий перед картиной, вовлекается в эту вторую среду, постепенно теряя ощущение грани между реальным и отраженным миром. Совершенство “Бара в Фоли-Бержер”, показанного в Салоне 1882 года, было настолько очевидно, что его уже, наконец, никто не пытался оспаривать. После закрытия Салона Мане, наконец, был официально объявлен кавалером ордена Почетного легиона. «Бар в Фоли-Бержер» В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. В начале 1883 года силы начали оставлять его и он вынужден был слечь в постель. В результате паралича левой ноге его угрожала гангрена, и, чтобы предотвратить ее, два хирурга предлагали ампутацию. Мане согласился, и 19 апреля 1883 года в 10 часов операция была произведена. Нога была ампутирована выше колена. Мане не чувствовал никакой боли. Операция прошла довольно благополучно, и не предвиделось никакой угрозы. Но, увы! Надежда эта быстро рассеялась: через несколько дней больного охватила страшная лихорадка, сопровождавшаяся ужасными судорогами. Тогда же вечером доктора предупредили, что больной проживет одни сутки. Это мрачное предсказание сбылось. 30 апреля 1883 года Мане скончался. Могила Эдуарда Мане находится на кладбище Пасси в Париже На аукционе Christie's, который прошёл 6 ноября 2014 года, была продана картина «Весна» Эдуарда Мане. Её стоимость стала ещё выше - 65,1 млн. долларов(2 млрд.800 млн. 600 тыс. рублей). Картина побила ценовой рекорд всех предыдущих картин Мане почти в два раза! Перед началом торгов, которые были посвящены искусству импрессионизма и модернизма, организаторы предрекали, что именно картина «Весна» станет главным лотом с самой высокой ценой, однако даже они не предполагали, что она будет настолько большой. По имени главной героини данную картину часто называют «Жанна». Была написана в 1881 году. Последние 20 лет находилась в коллекции Национальной Галереи Искусства в Вашингтоне. «Весна» Видеофрагмент с опросом Выводы:1. Журналисты, карикатуристы и консервативная буржуазия непрестанно высмеивали его произведения. Начиная с 1860 года, Мане каждый год посылал свои работы на выставку в Салон, хотя обычно жюри принимало лишь половину присланных им картин. Несмотря на неудачи, Мане твердо держался мнения, что победу надо одержать прежде всего в Салоне, что надо отвоевать на сторону большого искусства широкие слои парижской публики, а не лишь узкий круг избранных, и поэтому не принимал участия в выставках своих друзей и последователей - импрессионистов. До самой смерти он верил, что успех придет, считая свои произведения понятными для всех, так как он писал не отвлеченные академические композиции и не романтические картины для любителей изысканности. Его целью было "увековечить жизнь такой, какая она есть".2. Мане был весь, и глазами, и сердцем связан с Парижем, и нет художника, который бы лучше, более исчерпывающе отразил бы в своем искусстве жизнь парижан XIX столетия. В его произведениях перед нами проходит множество характерных типов парижского общества того времени: строгие буржуа, артисты и писатели, завсегдатаи таверн и кафе, дамы полусвета и робкие влюбленные, любители абсента и испанские танцоры. 3.И все же говоря о нем, в первую очередь обычно отмечают виртуозную красоту его живописной манеры, колористическое и композиционное новаторство, своеобразные художественные приемы, хотя все это было для Мане не целью, а лишь средством для показа полноты жизни. Он любил и сам процесс живописи, писал углубленно и в то же время элегантно. Большая продуманность и стремление к совершенству, характерные для всех его работ, были результатом не заранее продуманной схемы, а глубокого переживания им своей темы. 4. Мане не был революционером. Он был гениальным творцом, сумевшим в удивительном синтезе объединить самые высокие стремления живописцев предшествующих веков. В живописном отношении этот синтез подготовил почву для импрессионизма, что же касается содержания, то он стал завершением реализма и замечательным отображением общества его эпохи. Используемая литература: 1.Прокофьева М.Н. "Эдуард Мане". Москва: "Изобразительное искусство" 1982 г.2. Де Биз. Ж. Эдуард Мане. М., 1965.3. Вергвари Лайош. “Мане”. М., 1963.4. Золя Э. «Эдуард Мане. Париж 1867 год». Л. 1985.5. Пруст. А. Эдуард Мане» М., 1965.6. Перрюшо А. Жизнь Мане. М., 1988.7. Прокофьева. М.Н. Эдуард Мане. М., 1982.8. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. М.,1986.9. Ревалд Джон. История импрессионизма. М., 1959.10. В. Раздольская. Искусство Франции второй половины 19 века. М., 1981.11. А. Чегодаев. Импрессионисты; их современники, их соратники. М., 1976.12. Э. Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965.