Урок русского языка в 5 классе на тему «Единственное и множественное число существительных»


Урок русского языка в 5 классе на тему:
«Единственное и множественное число существительных».
(Открытый урок в рамках недели русского языка).
План-конспект.
Предмет: Русский язык Урок № _61 Дата 12.02.2014 Класс: 5
Тема. Единственное и множественное число существительных.
Цель: Образовательная. Знакомство с окончаниями существительных единственного и множественного числа, с многообразием средств выражения форм числа, выработка навыков согласования слов в числе.
Развивающая. Развитие устной и письменной речи, орфографической и речевой грамотности.
Воспитательная. Воспитание интереса и бережного отношения к культурному наследию.
Тип урока. Урок изучения нового материала. Урок обобщения и систематизации. Практикум.
Материал. Учебник для 5 класса татарской школы. Стр. 162. Методическое руководство к учебнику. Стр. 85. Дидактический материал. З. Ф. Юсупова. Стр. 94.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный.
Эвристический./Познавательный. Индивидуальная работа уч-ся./ Фронтальная работа. Работа в группах. Беседа/диалог.
Оборудование. Презентация: ответы для самопроверки, картины Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Зима»; карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока.
I. Организационное начало урока.
1. Приветствие.
2. Рапорт дежурного. 3. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания. (Составление предложений со словами по упр. 422, 423)
2. Устный опрос. Учитель каждому ученику отдельно говорит существительное, ученик должен определить род, одушевленность-неодуш.
Девочка, кошка, вишня, ночь, рожь - ж.р.
Умница, коллега, левша, непоседа – общий род.
Поле, золото, масло, море – ср. р..неодуш.
Грач, поэт, гусь, малыш, кирпич, нож, борщ – муж.род.
Вывод. Мягкий знак после шипящих пишется – женский род.

3. Словарный диктант.
Спелая рожь, старшая дочь, русская речь, лесная глушь, золотой луч, февральский день, чёрный грач, новый мяч, аккуратный чертёж. (Сбор тетрадей, проверка. Каждый учение отвечает, какая буква пишется, род существительных.)III. Новая тема. Запись в тетрадях. Число, тема.
1. Работа по таблице упр. 426. Вывод.
2. Упр. 427, 428. Работа в группах. Проверка по слайду.
1) Брат – братья, друг – друзья, стул – стулья, лист – листья. 2) перо – перья, крыло – крылья, дерево – деревья, ружьё – ружья. 3)Соловей – соловьи, воробей – воробьи, ручей – ручьи. Врачи, мячи, ключи, лучи; шалаши, ерши, ландыши, юноши, товарищи, лещи, этажи, ножи, ежи, чиж – чижи; вещи, тучи, плащи, речи; птицы, овцы, месяцы, борцы, концы, дворцы, бойцы, пальцы. IV. Закрепление.
1. Упражнение 429. Чтение. Беседа по содержанию. Просмотр картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Зима». Работа парами у доски. Задание. Выпишите сущ. в таком порядке.
Подлежащие. Елабуга – что? И. И. Шишкин – кто? Картина – что7 – И.п.
Сказуемое. Городок – что?
Дополнения. (провел) детство – что?. (Знаком) по картинам – по чему? Мн. ч Произведений – чего? Мн.ч. Р.п.
Определение. Художник – и.п.
Обстоятельства. Среди лугов, полей, озёр, лесов – где? (работал) годы – как? – мн. ч. В Третьяковской галерее – где?. 2. Самостоятельная работа по упр. 430. Выписать существительные, (поставить в ед. ч. И.п.) 1 абзац- 1 вариант, 2 абзац- 2 вариант.
1- Габдулла Тукай, память, народ, балет, «Шурале», основа, поэма-сказка, композитор, Ф. Яруллин, страны, Запад, песня, слово. исполнение, филармония, имя, сцены, Италия, Мальта, страна, Африка.
2 – Тукай, сцена, романы, произведение, литература, искусство. Татарстан, премия, имя, улицы, Казань.
3. Творческий диктант. Напишите во мн. числе.
1) Огурец, земля;
2) птица, курица;
3)город, стул;
4) нож, камыш.
Отмечайте ряд, где в окончаниях обоих слов пишется -и.
4. Работа по карточкам. Образуйте от прилагательных существительные.
Камскому берегу – … Третьяковская галерея - … Народная память - …Западные страны - …На театральной сцене - …
V. Итог к уроку. Выводы. Оценки. Домашнее задание. Упражнение 431, стр. 164. Выписать сущ., определить число.