Урок русского языка по теме Суффикс — л — в глаголах прошедшего времени. (4 класс)
Тема урока:
«Суффикс - л - в глаголах прошедшего времени.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
Закрепить умение разбора слов по составу; подбирать слова к схеме;
Закрепить умение определять части речи;
Закрепить умение определять время глагола, изменять глаголы по временам;
Формировать умение находить суффикс - л -, определять число и род
у глаголов прошедшего времени,
Закрепить умение составлять словосочетания и предложения;
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к учебе, чувство взаимопомощи, аккуратность;
-Развивать культуру общения на уроке;Развивающие:
Развитие личности учащихся: его познавательных потребностей, опытапознавательной деятельности;
Формирование у учащихся новых учебных и познавательных умений инавыков;
Развитие логического мышления учащихся, умений анализировать, систематизировать и обобщать материал;
Формирование целостной картины мира учащихся.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся по теме«Состав слова», «Глагол»;
Формирование и закрепление у учащихся новых понятий и способовдеятельности;
Систематизация знаний учащихся по изучаемой теме.
Организация применения учащимися знаний и опыта деятельности.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ (задачи для учащихся):
-Выполнение разбора слов по составу;
-Выполнение самостоятельной работы;
-Усвоение нового материала на базе имеющихся знаний;
-Составление предложений и словосочетаний;
-Упражнение в изменении глаголов по временам;
-Анализ и синтез усвоенных знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-Компьютер;
-Проектор;
-Экран;
-Учебник по русскому языку
-Презентация Microsoft Office PowerPoint;
-Магнитофон, аудиокассеты;
-У детей значки, обозначающие варианты;
-Сигнальные каточки.
ЭОР: презентация
Характеристика исходных знаний, умений и навыков учащихся:
К моменту прохождения данного материала учащиеся знают:
Имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе, числительном, местоимении, наречии и т. п.
грамматические категории: род, число;
об изменении глаголов по временам, названия времён, вопросы;
названия всех морфем;
правила правописания в пределах программы;
виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов;
названия главных членов предложения;
умеют решать следующие практические задачи:
определять самостоятельные части речи;
определять время глагола по вопросам;
выполнять разбор слова по составу, подбирать слова по схеме;
применять правила правописания в пределах изученного;
определять вид предложения по цели, интонации;
выделять грамматическую основу предложения.
План урока
№ Наименование работы Хронометраж мин.
1 Организационное начало 1
2 Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока 7
3 Постановка проблемы 5
4 Поиск решения 4
5 Физкультминутка 1
6 Постановка проблемы 9
7 Поиск решения 9
8 Подведение итогов 3
9 Домашнее задание 1
СУФФИКС - Л - В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ПО РОДАМ
№ Ход урока Методическое обоснование
1 Организационный момент - Учитель:
На улице еще снег, метут метели, часто кружатся снежинки, но мы уже все мечтаем о весенней улыбке солнышка. Но недаром говорят: «От улыбки станет всем светлей!». Давайте подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем урок!
(Дети выполняют упражнение «Улыбка») Этап организации работы класса отражает мотивацию учащихся к освоению знаний, активизирует внимание и мыслительную деятельность. Яркая, образная форма, выразительная речь учителя создаёт положительный настрой.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Средства:
Форма работы: коллективная.
2 Актуализация знаний - Учитель:
- Отгадайте загадку, внимание на схему-подсказку.
Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала!
(Снежинка.)
Вспомните строки К. Бальмонта:
«Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!» Эта снежинка поведёт нас, как путеводная звёздочка, по дороге знаний и поможет разгадать секреты русского языка.
- От какого слова образовано слово СНЕЖИНКА?
- С помощью, какой морфемы образовано это слово?
- Как называется данный способ словообразования?
- Дети:
- Образовано с помощью суффикса. Способ – суффиксальный.
- Учитель:
- Для чего служит суффикс?
- Вносит ли суффикс новое значение? А какое значение вносит суффикс -инк- ? Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
- Дети:
-О суффиксе.
- Учитель:
- Проверим, верны ли ваши высказывания.
I вариант
команда «Весна»
солнце
зерно -ышк- о
гнездо II вариант
команда «Зима»
дева
метель -иц - а
мастер
-Образовать и записать слова:
I вариант – с данными словами составить словосочетания
прил. + сущ.
(яркое солнышко, спелое зернышко, птичье гнездышко и т.п.)
II вариант – составить предложения; те у кого на партах снежинки, составляют предложения в стихотворной форме.
(Девица – метелица снежные ковры ткать мастерица. Девица – метелица вьется, снегом стелется.
Уж такая мастерица и без прялок и без спицы
Вмиг соткет ковер большой,
Белоснежный,пуховой.)
Дети зачитывают варианты ответов.
- Учитель:
-Постарайтесь, чтобы ваши записи были правильными и красивыми, как снежинки. Над лучшими буквами поставьте снежинку.
- Какое значение добавили суффиксы –ышк- ; -иц-.
-Давайте еще раз сформулируем вывод о роли суффикса в языке.
- Дети:
- Суффикс служит для образования новых слов и привносит новое значение. Данный этап урока актуализирует содержание ранее изученного материала в связи с новым, способствует непрерывности и целостности образовательного процесса.
На данном этапе обеспечивается дифференцированный подход по степени творчества и объёму, что способствует познавательной мотивации учащихся.
Разноуровневая самостоятельная работа развивает произвольное внимание, творческое мышление учащихся.
Задания, связанные с разбором слов по составу, способствуют развитию логического мышления.
Метод: самостоятельная работа
Средства: слайд презентации
Форма работы: индивидуальная
Упражнения по чистописанию, как таковые, не проводятся, но в ряде упражнений ребятам предлагается обратить особое внимание на правильную форму букв и соединений, оценить своё умение и старание.
2а Постановка проблемы.
_______________________________________________
- Учитель:
- Метелица утихла и у нас в классе тишина.
(На доске)
Внимание, внимание, тишина!
Внимание, внимание, чудеса!
- Узнаем, что еще может делать суффикс?
- Выпишите из этой фразы слово во множественном числе.… Рядом запишите это слово в форме единственного числа. Разберите эти слова по составу.
- А вот послушайте, какую чудесную картину рисует поэт!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…
- А кто знает, кому принадлежат эти строки?
(А.С. Пушкин)
- Выпишите из этого отрывка слово такое же по составу, как «чудеса». Рядом запишите это слово в форме единственного числа. Докажите графически, что эти слова схожи по строению. (Разберите эти слова по составу.)
- Кто догадается, для чего служит суффикс в этих словах.
- Дети:
- Образует форму множественного числа.
- Учитель:
- Значит, суффиксы могут образовывать новую форму слова. Сегодня мы узнаем еще об одном суффиксе, который образует новую форму слова. А поможет нам наша СНЕЖИНКА.
(Слайд со снежинкой. На снежинке слова:
Много интересного есть в русском языке!
Много неизвестного есть в русском языке!
Чтобы знанья раздобыть
Любопытным надо быть!)- Учитель:
- Самые внимательные найдут в этом четверостишье слова к схеме:
(Дети находят слова: есть, быть, раздобыть.)
- Учитель:
- Что общего у группы этих слов?
- Дети:
- Это глаголы.
- Оканчиваются на – ть.
- Отвечают на вопросы что делать?, что сделать?. Являются неопределенной формой глагола.
- Учитель:
-Значит, речь на уроке пойдёт ещё и глаголе.
- А что еще мы знаем о глаголе? Игра «Аукцион».
(Проводится игра «Аукцион»)
-Победитель получает наши аплодисменты и индивидуальное задание.
Задание: от слов: блеск, золото, серебро, искра – образовать слова к схеме:- Учитель:
А мы выполним следующее задание: подобрать к данной схеме слова с корнями: -свет-, -бел-. Не забывайте правила корней!
- Дети:
Хором: Корни в родственных словах пишутся одинаково.
Записывают слова: светить, белеть, посветить и т. п.
-Учитель:
- Выделить основу неопределённой формы глагола. Проверим. (Ученики проверяют записи ученика у доски и свои при помощи светофоров.) Умение выделять неопределённую форму необходимо для образования одного из времён глаголов. А какого мы узнаем дальше. Но чтобы сохранить внимание и работоспособность, надо немного отдохнуть.
Создание проблемной ситуации активизирует творческий компонент в познавательной деятельности учащихся. От репродуктивного характера деятельности дети переходят к частично- поисковым методам познания, происходит сближение процессов учения и научного познания.
Метод: проблемное обучение
Средства: проблемный вопрос
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Игровая ситуация активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет в быстром темпе повторить и обобщить знания по изученным темам и создать базу для освоения нового материала и самостоятельной аналитической деятельности учащихся.
3 Физкультминутка Этюд: «Тающий сугроб».
(Ученики изображают под музыку тающий сугроб. Учитель корректирует их движения, обращая внимание на использование пантомимики и мимики в создании творческого движения.)Пауза позволяет решить ряд задач воспитательного и развивающего характера:
- снятие мышечного напряжения;
-снятие мышечной и психической усталости;
-развитие двигательно-экспрессивных движений;
-эмоциональная разрядка.
Метод: игровое упражнение
Средства: выразительные движения
Форма работы: коллективная
4 Постановка проблемы и поиск решения - Учитель:
- Сугробы растаяли, повеяло весною!!!
- Прочитайте текст, озаглавьте его.
Стоят теплые дни. Ярче сияет солнце. Громче поют птицы за окном. Веселее журчат ручьи. Радостное чувство наполняет сердце.
- Давайте послушаем ваши варианты названий.
(Ученики предлагают свои названия).
- Выберите то название, которое вам понравилось, и запишите его.
-В каком времени автор употребляет глаголы? (В настоящем времени).
- Спишите текст, заменяя глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.
Дополнительное задание:
I вариант команда «Весна»
Подчеркнуть известные орфограммы. II вариант команда «Зима»
Закончить текст
предложением,
выражающим настроение.
- Обменяйтесь тетрадями. Проведите взаимопроверку. Оцените работу соседа.
(Ученики проводят взаимопроверку).
- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. (Ребята должны обратить внимание, что во всех глаголах появилась буква «эль».- Это суффикс прошедшего времени.
- Сделайте вывод: для чего служит суффикс – л-?
- Дети:
- Образует форму прошедшего времени.
- Если в глаголе есть – л- , то глагол стоит в форме прошедшего времени.
- Учитель:
-Используя свои знания, попробуйте составить схему глагола прошедшего времени.
-Проверим, не растаяло ли ваше внимание с первыми лучами солнца. Поймайте к этой схеме слова из веселого стихотворения:
Прилетели три метели,
Загудели, засвистели.
А четвертая метель
Постелила им постель.
-Выпишите глаголы, выделите суффикс – л -. Проверяем. Делаем вывод.
Создание проблемной ситуации активизирует творческий компонент в познавательной деятельности учащихся. От репродуктивного характера деятельности дети переходят к частично- поисковым методам познания, происходит сближение процессов учения и научного познания.
На данном этапе обеспечивается дифференцированный подход по степени творчества и объёму, что способствует познавательной мотивации учащихся.
Разноуровневая самостоятельная работа развивает произвольное внимание, творческое мышление учащихся.
Занимательный материал обеспечивает эмоциональную мотивацию учащихся.
Метод: проблемное обучение, самостоятельная работа.
Средства: проблемный вопрос
Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
5 Постановка проблемы и поиск решения - Учитель:
- В глаголах, которые вы выписали, выделите окончания.
Что заметили? Сделать вывод помогут картинки-подсказки.
(Дети делают вывод, что глаголы изменяются по числам)
- Учитель:
- А вот ещё одна загадка глаголов прошедшего времени:
на доске сочетания слов:
ветер прилетел
метель прилетел
облако прилетел
-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?
-Чего не хватает?
- Дети:
-Окончаний.
- Учитель:
-Спишите, добавляя нужные окончания.
-Какой вывод можно сделать? Чтобы грамотно его сформулировать, посовещайтесь в парах.
- Дети:
- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
- Учитель:
- Как можно назвать такие окончания глаголов?
- Дети:
- Такие окончания можно назвать родовыми.
На основе знаний учащихся с использованием частично-поискового метода делаются обобщающие выводы
по материалу урока, что позволяет развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и способствует развитию логического мышления, сохранению познавательной мотивации в течение всего урока, развитию произвольной памяти и внимания.
Метод: проблемное обучение
Средства: проблемный вопрос, самостоятельная работа.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
6 Обобщение и подведение итогов. - Учитель:
-Проверим прочность наших знаний. Попробуем отгадать пословицу.
При л март – капельник - зима за ала.
-Что можно сказать о частях речи по схемам?
- Дети:
-Первый глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. А второй глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода.
- Учитель:
-Докажите.
(Ученики обосновывают свои ответы)
- Учитель:
-Используя свои знания, попробуйте составить схему-памятку о глаголах прошедшего времени. Работаем в группах.
(Ученики выносят на доску результат работы группы и обосновывают ответ.)
- Учитель:
- Предлагаю вам просмотреть задания, выполненные на уроке, и, как обычно, поставить на полях знаки:
* - если с заданием справился легко;
! - задание понравилось;
? - задание вызвало затруднения.
-Пока мы работали, все снежинки превратились в весеннюю капель. Со звонком, предлагаю вам выбрать капельку нужного цвета, превратив ее в одну большую радугу.
Цвета:
желтый – радость и удивление
зеленый – был спокоен, удовлетворен работой
синий – было грустно, скучно
- Учитель:
-Вы молодцы! Я вами сегодня довольна! Спасибо за работу на уроке!
- Дети:
-Спасибо за урок! Если осталось время
Активность деятельности на данном этапе принадлежит учащимся, которые формулируют проблему, анализируют изученный материал и составляют опорную схему, обосновывают свой ответ.
При обсуждении итогов учебного занятия происходит обобщение и анализ результатов, формулировка выводов.
Деятельность педагога носит организационный характер.
Учащиеся самостоятельно осуществляют рефлексию своей деятельности, анализируют, делают выводы.
Закрепляется навык работы в команде, происходит осознание себя частью коллектива, закрепляется положительное оценивание своей деятельности, подчёркивается значимость и важность работы каждого члена коллектива.
Задание на определение эмоционального состояния представляет собой разновидность психологического теста, направленного на диагностику состояния учащихся в определённый период времени. Анализ полученной картины даёт возможность узнать, насколько деятельность на уроке была комфортной и благоприятной для учащегося, сделать выводы об эмоциональном настрое, готовности учащихся к выполнению самостоятельной творческой деятельности.
Метод: проблемное обучение
Средства: проблемный вопрос, слайды презентации.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.