Технологическая карта урока русского языка Написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени
Класс:4Учитель: Мосеева Е.Л.
НАПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ В ФОРМЕ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД
Цель: формирование умения определять и сравнивать спряжения глагола; учиться писать безударные личные окончания глаголов; развитие орфографической зоркости.
Задачи урока: закреплять умения
– определять грамматические признаки глагола;
– образовывать начальную форму глагола для определения правописания безударного суффикса перед суффиксом прошедшего времени;
– объяснять правописание изученных орфограмм.
Познавательные УУД:
– пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- поиск и выделение необходимой информации при работе с обратным словарем; определении спряжений глаголов; написании безударных личных окончаний глаголов; выделении глагольных суффиксов;
Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности при определении времени глагола; выделении в глаголах суффикса; – работать с инструкцией учебника;
Личностные УУД:
– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.
- представление о единстве и многообразии русского языка при изучении того, что у глагола в форме прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы
Коммуникативные УУД
- осознанное построение учебного сотрудничества
Методы и приемы организации деятельности учащихся: репродуктивный метод; беседа, самостоятельная работа с учебником.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Оргмомент (1 мин).
Цель: организовать направленное внимание на начало урока. Проверка готовности к уроку. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приветствие. Запись числа и классной работы. Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.
Актуализация знаний () Цель: повторить понятия, правила, алгоритм или способ использования алгоритма. Работа со словарным словом ЗАВТРА в Т. для с\р № 1на с. 45.
Задание 48. Цель: познакомиться с написанием нового словарного слова завтра; учиться определять время глагола.
Рассуждение ученика. 1. Вписываю новое словарное слово и подчеркиваю в нем букву, написание которой надо запомнить: завтра. 2. Нахожу глаголы: не пойму (буд. вр.), исчез (прош. вр.), сказал (прош. вр.).
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.
Определение темы и цели урока. Цель: сформулировать представление о том, что нового узнают на уроке и чему научатся Продолжается работа по обучению детей написанию глаголов в форме прошедшего времени с безударными глагольными суффиксами перед суффиксами прошедшего времени.
Формулирование темы, цели урока, высказывают предположения о содержании урока, исходя из содержания параграфа. Личностные: устанавливают связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы при сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.
Регулятивные: определяют тему и цель урока, волевая саморегуляция в условиях затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений.
Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил. Упражнение 73. В отличие от предыдущих упражнений школьникам надо к глаголам, уже стоящим в форме прошедшего времени, написать их начальные формы и вставить безударные гласные в суффиксах. Упражнение выполняется под руководством учителя.
Чтобы правильно написать форму прошедшего времени, необходимо знать, как пишется начальная форма.
Возникает вопрос: как быть в такой ситуации? Кто-то из детей может обратить внимание на то, что в тексте встречаются глаголы с приставкой вы-. С особенностями этой приставки школьники знакомы и могут предложить подобрать родственные слова с другими приставками или без приставок (так ребята поступали при определении спряжения глаголов на с. 65).
Например: выстрелил – нач.ф. выстрелить. Родственного слова без приставки – стрелить нет в русском языке, а есть слово стрелять. Но если ориентироваться на него, то это приведет к ошибке – выстрелял.
Следовательно, надо подобрать родственное слово с другой приставкой, например подстрелить, застрелить. В этих словах глагольный суффикс ударный.
В слове выгнал (выгнать) правильно написать безударный гласный поможет родственное слово гнать. Нужно обратить внимание детей на то, что в глаголах вы/да/ть и да/ть безударный гласный А не является суффиксом, но входит в корень слов.
Чтобы правильно написать эти формы, надо знать, как пишутся их начальные формы. Если у детей возникнут трудности в написании этих глаголов, то учитель подскажет ребятам, какую букву надо выбрать.
Далее учащиеся запишут предложения на цветном фоне, около глаголов с пропущенными безударными суффиксами в скобках напишут их начальные формы и выделят в двух формах глагольный суффикс (общий для двух глагольных форм, кроме глагола дать).
Затем предлагается выполнить следующее задание: выписать столбиком слова, выделенные жирным шрифтом, в скобках указать слова, которые дали им жизнь, показать, как образовано каждое из этих слов, и, наконец, разобрать их по составу.
Задание сложное. Несмотря на то, что эти слова имеют похожее морфемное строение: приставку, корень, суффикс и окончание, эти два слова образованы разными способами.
Наконечник (стрелы) – это небольшой предмет на конце стрелы.
Следовательно, слову наконечник дало жизнь слово конец. Это слово образовано таким способом: к основе слова конец одновременно добавили суффикс -ник-, приставку на- и нулевое окончание. При этом в корне произошло чередование согласных [ц/ч’].
Нашлёпка – предмет, который нашлепнули на что-либо.
Это слово образовано от усеченной основы глагола нашлепнуть с помощью суффикса -к- (+ окончание -а). В свою очередь, глагол нашлёпнуть образован от слова шлёпнуть при помощи приставки на-. Коллективное обсуждение задания.
Нужно поставить глаголы в начальную форму. Дети убеждаются, что и в начальной форме у глаголов этот гласный безударный.
Записывают предложения на цветном фоне, около глаголов с пропущенными безударными суффиксами в скобках пишут их начальные формы и выделяют в двух формах глагольный суффикс (общий для двух глагольных форм, кроме глагола дать).
Выписывают столбиком слова, выделенные жирным шрифтом, в скобках указывают слова, которые дали им жизнь, показать, как образовано каждое из этих слов, и разобирают их по составу.
Запись в тетрадях учеников выглядит так:
Наконечник (конец)
На + конец/+ ник + нулевое окончание = наконечник
Нашлёпка (нашлёпнуть)
Нашлёп/+ к + а = нашлёпка Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Регулятивные: определяют план выполнения работы; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.
Динамическая пауза. Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил. Упражнение 74 (с. 99, 100). Необходимо еще раз обратить внимание школьников: чтобы не ошибиться в подборе начальной формы глагола, нужно задать вопрос к той форме глагола, в которой он стоит в тексте, и к той, в которую требуется поставить данный глагол. В противном случае можно неправильно подобрать начальную форму.
Например: (что сделал?) расставил – нач. ф. (что сделать?) расставить. Возможная ошибка:
(что делать?) нач. ф. расставлять.
Затем ученики выделяют суффиксы в обеих формах глагола. В тексте встречаются слова с другими орфограммами, уже знакомыми ребятам. Списывают ту часть текста, которая не выделена цветом, и вставляют пропущенные буквы. Около глаголов с пропущенными суффиксами в скобках указывают их начальные формы. Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Регулятивные: определяют план выполнения работы; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.
Итог урока. Рефлексия.
Выставление оценок. Цель: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности. - Что сегодня на уроке повторили?
- Справились ли с поставленной целью и задачами урока?
Рефлексия настроения:
- Сегодня я доволен работой, так как…
- Не совсем доволен, потому что…
- Не доволен своей работой, ведь я …
Выставление оценок. Отвечают на вопросы учителя. Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учеб. деятельности; самооценка на основе критерия успешности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы. Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Домашнее задание. Тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 48 (с. 45).
Запись домашнего задания