Конспект урока литературы в 6 классе по теме Н.А. Некрасов Железная дорога
Дата: Тема: Н.А. Некрасов «Железная дорога»
Предмет: литература Класс: 6
Цель деятельности учителя Создать условия для положительного восприятия и анализа лирического произведения, для развития эмпатии, творческого осознания текста.
Тип урока Урок «открытия» нового знания»
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): уметь озаглавливать части текста, улавливать основную мысль и проблему отрывка, отвечать грамотно на вопросы.
Метапредметные: развивать навыки аналитического, стратегиального чтения, анализа фрагмента поэтического текста; обучать приёмам рассуждения, сопоставления; развивать творческие способности детей, устную речь;
Коммуникативные: развивать умение работать в паре, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.
Личностные: осознание гордости за созидательный труд; уважительное отношение к человеку труда, гордость за него; воспитывать в учащихся уважение к одноклассникам, дружелюбие, терпимость.
Регулятивные: развитие эмпатии, самоанализа, самовыражения.
Методы и формы обучения Технология развития критического мышления, стратегиальное чтение, «чтение с остановками», проблемный диалог, индивидуальная, групповая, фронтальная работа,
Оборудование Ноутбук, проектор, колонки.
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, иллюстрации, звуковое сопровождение.
Основные понятия Эпиграф, эпитеты, антитеза, дорога, народ, созидатель, труд, подвиг, будущее, спор
Контроль результатов учебной деятельности Устные ответы, маршрутные листы.
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы
урока Обучаю
щие и развивающиекомпоненты,
задания
и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая
деятель
ностьучащихся Формы
организациисовзаимодействия Формируемые
умения (универсальные
учебные действия)
1.
Оргмомент Эмоциональная, психологи
ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Подготовка к восприятию произведения. Давайте
просмотрим видеофрагмент и поделимся впечатлениями.
Просмотр видеофрагмента
Обмен впечатлениями:
-Что вы увидели и услышали, познакомившись с этим видеофрагментом?
(гудок паровоза; ритмичный стук колёс; дорога, уходящая вдаль; паровоз, проносящийся мимо и т. д.)
-Какие мысли, чувства, воспоминания вызывает увиденное?
(воспоминания о путешествии по железной дороге)
-Путешествовали ли вы когда- нибудь по железной дороге?
Учитель: Разные мысли, чувства, воспоминания вызывает дорога. Сегодня на уроке мы окажемся пассажирами поезда, а свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. В конце урока я соберу ваши работы и каждому будет выставлена оценка за урок. Подпишите маршрутные листы.
Смотрят видеофильм, обмениваются впечатлениями. ФронтальнаяЛичностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей
2. Актуализация знаний Проверка домашнего задания. Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Некрасова «Железная дорога»
-Какие ассоциации возникают у вас при слове «железная дорога»?
( приятные воспоминания о путешествии по железной дороге; путь-дороженька, стук колес, картины природы за окном, отдых. удовольствие )(Железная дорога-рельсовый путь для движения поездов, транспортное предприятие для перевозки грузов и пассажиров.)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении с таким названием?
(В маршрутных листах подписали первый столбик и записали свои мысли и предположения)
Сегодня мы будем не просто читать произведения, а учиться прогнозировать происходящее в нем, учиться наблюдать, анализировать, делать выводы.
Знакомство с произведением.
Откроем учебники стр. 228.
Отвечают
на вопросы,
строят
высказывания
Групповая Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
3. Поста
новка учебной задачи Беседа, работа в группах.
1) Работа с эпиграфом.
– Что предваряет текст стихотворения (эпиграф).
(Табличка со словом эпиграф вывешивается на доску. Дети заносят слово в маршрутный лист.)
– Что такое эпиграф (несколько строк, помещаемых перед произведением для передачи темы, идеи и настроения произведения.)
– Послушайте эпиграф и подумайте, в чем его необычность. (Читает учитель.)
– В чем необычность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)
– Кто участвует в диалоге? (Отец и сын.)
– Как бы вы озаглавили эпиграф? (Разговор отца и сына в вагоне.)
– Запишите название эпиграфа в маршрутный лист.
Работа в парах.
– Поработайте в парах, обсудите, какие чувства, настроение вызвал у вас эпиграф, какие цвета вы в нем заметили. Выводы запишите в листах.
– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о ком или о чем пойдет речь в стихотворении? (Эпиграф говорит нам о графе Петре Андреевиче Клейнмихеле.)
По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга, названную впоследствии Николаевской. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов счел нужным вмешаться в разговор, и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто является настоящим строителем железной дороги.
– А пойдет ли речь действительно об этом человеке или нет, мы узнаем из самого произведения.
– Присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путь. (Свисток.)
Обдумывают
ответы на
вопросы и
осознают, что
знаний у них
недостаточно для полных ответов.
Заполнение маршрутных листов.
Фронтальная,
индивиду
альная.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают вывода.
Регулятивные: осознают
недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
4. «Открытие нового знания» Эвристическая беседа, работа по группам. 1.Чтение и анализ первой части.
– Что вы увидели в первой части? (Картины осенней природы, мелькающие за окнами вагона.)
– Как можно озаглавить эту часть? Запишите название в маршрутный лист. (Картины природы за окном вагона.)
– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? ? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)
– Поработайте в парах. Запишите, какие чувства вызвала у вас эта часть и какие краски вы в ней увидели. (Радость, восторг, покой. Серебристый, синий, янтарно-желтый.)
- Как вы думаете, какое настроение передает первая часть? Как будут развиваться события дальше на ваш взгляд?
– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу он думает , мы узнаем из второй части стихотворения.
2.Анализ второй части.
– Движемся дальше. (Свисток.)
-Читаем вторую часть.
– Что нового мы узнали из этой главы? (Правду.)
Почему “правда”, сказанная генералом в эпиграфе, не устраивает автора?
Почему он решил высказать свою правду?
– Озаглавьте эту часть. (Правда о строительстве железной дороги.)
– Каким был труд рабочих на строительстве этой дороги?
– Какой царь встретился нам во второй части? (Голод.)
– Почему Некрасов называет голод царем? (Именно голод заставляет рабочих идти на эти каторжные работы, чтобы хоть что-то заработать и прокормить себя и свою семью.)
– Все ли выдерживали такие условия работы?
– В какой строке поэт говорит об этом? (Многие в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе.)
– На чем была построена эта дорога? (На костях рабочих.)
– Мертвые не могут ничего рассказать. Поэтому Некрасов вводит прием “видение во сне”. Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей жизни.
– Как строители относятся к своему труду? (Любо нам видеть свой труд.)
– Как понимаете эти строки? (Гордятся тем, что сделали.)
– Действительно, им было чем гордиться. Николаевская железная дорога была первой в России.
- Как вы понимаете выражение «божии ратники»?
( Ратник-воин, строители сражаются с природой, к жизни взывают дебри бесплодные)
– Поэт в этой части не скрывает правды о тяжелейшем труде строителей, о многочисленных жертвах, о том, что дорога эта построена на человеческих костях. Однако, заканчивает эту главу поэт верой. Во что? (Вынес достаточно русский народ…)
– А с каким обращением к нам, читателям, обращается поэт в этой главе? (Благослови же работу народную и научись мужика уважать.)
– Как соотносятся первая и вторая часть стихотворения? Если в первой части – настроение радости, бодрости, она расцвечена красками, то что можете сказать про вторую часть?
Работа в парах.
– Поработайте в парах. Сформулируйте свои впечатления от этой части, какие краски вы увидели в этой части, какие цвета будут доминировать? Почему?
- Есть ли уверенность в счастливой развязке?
-Выдвиньте предположения: что может произойти дальше?
3.Чтение и анализ третьей части.
– Посмотрим, как будут развиваться события. Двигаемся дальше. Читаем третью часть.
– Что увидели в этой части? (Спор поэта и генерала.)
– Озаглавьте эту часть. Запишите название.
– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скопищем пьяниц.)
– Генерал утверждает, что народ способен только разрушать, но не создавать. Согласны ли вы с его мнением?
Работа в парах.
– Проанализируйте эту часть в своих маршрутных листах. На чьей стороне вы в этом споре?
4. Чтение и анализ четвертой части.
– Мы подходим к последней части стихотворения.
Читаем четвертую часть.
– Поэт обещает в этой части показать светлую сторону жизни. И должно бы быть все в ярких красках. Однако, только один герой здесь изображен в красках. Кто? (Лобазник.)
– А какими красками изображены другие герои? (Они бесцветны.)
– Единственные цвета несут в себе слова: мертвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках. (Серый цвет.)
– Действительно ли отрадна, то есть радостна, картина, которую нарисовал Некрасов в конце стихотворения?
– Почему радость рабочих вызывает у нас, читателей, горькую усмешку? (В очередной раз рабочих обманули, а они рады бочке вина.)
Работа в парах.
– Озаглавьте эту часть, какие чувства у вас она вызвала, какие краски вы можете в ней отметить? Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками,делают выводы, включаются в работу.
Заполнение маршрутных листов. Индивидуальная, групповая. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения умственных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
5. Включение нового знания в систему знаний. Составление связных мини-сочинений выводов о прочитанном произведении..Вывод:
– Характеризуя природу, вы отмечали ее многоцветье. Ни один цвет в описании природы не противопоставлен другому. Почему? (В природе все гармонично.)
– А так ли гармонично все в мире людей?
– В описании людей какие цвета, по вашему мнению, противопоставлены? (Красный – мрачный, серый.)
– При описании кого поэт использовал красный цвет? А серый, мрачный?
– Почему генерал и лобазник противопоставлены мужикам-строителям? (1 группа – богатые, обеспеченные; 2 – нищие, бесправные.)
На доске:
Генерал Мужики-строители
Лобазник– А вот железная дорога. С кем вы соотнесете железную дорогу. Без кого железная дорога не была бы построена?
– Так кто настоящий создатель железной дороги? Подберите синонимы к слову создатель? (Мужики-строители, народ – созидатель, творец.)
– И нам есть, чем гордиться. Давайте посмотрим, как за 150 лет изменилась ситуация с железными дорогами в России.
– А кто создал эту огромную сеть железных дорог в России? (Рабочие-строители.)
-Вот и закончили мы чтение стихотворения Некрасова «Железная дорога». Интересно ли было читать? Чему удивились?
- Стихотворение о прошлом, но разве нет таких проблем в наше время? (Есть, несправедливость на работе, тяжелый труд рабочих, низкая заработная плата)
-Почему у стихотворения есть подзаголовок «Посвящается детям»?( Именно вам создавать жизнь, да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим, труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя — такая же созидательная деятельность, как и труд строителя, крестьянина, рабочего у станка). Обращение к первому слайду , к эпиграфу.
- Как относятся к воспитанию подрастающего поколения генерал и автор?
( Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу)
- А вы согласны с этим? ( Ребенка нужно готовить к жизни, поэтому он должен знать об обеих ее сторонах)
Альберт Эйнштейн говорил: “Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее”.
– Именно этими словами мне и хотелось бы закончить сегодняшний урок.
– Закончите свои маршрутные листы, запишите выводы. Заполнение маршрутных листов. Фронтальная, групповая Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
6. Рефлексия. Заключи
тельная беседа по вопросам; монологи
ческие высказывания. -Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Что было особенно трудным для выполнения?
-Что вам сегодня особенно удавалось?
-Что вы возьмете с собой в жизнь из стихотворения Некрасова? Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют листы самооценки. Индивидуальная Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
7. Домашнее задание Домашнее задание: наизусть 1 часть или первые четыре строфы 2 части, рисунок к любой части стихотворения.