Презентация по литературе к драме А.Н.Островского Гроза
Любая педагогическая технология становится приемлемой, если она имеет глубокое теоретическое обоснование, получает широкое практическое применение и даёт хороший результат. Если говорить о педагогической мастерской любого «жанра» (построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций или смешанного типа), то она всегда стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. А учитель-мастер придумывает необычные ситуации, стимулирующие познавательный поиск, и чувствует себя не «над», а рядом с учениками.
Перед грозой, в грозу и о «Грозе». Мастерская построения знаний и творческого письма (по драме А.Н. Островского «Гроза»)10 класс Домашнее задание перед проведением мастерской: 1. Подумайте о значениях слова «гроза», о смысле названия драмы А. Н. Островского.2. Отметьте закладками те страницы пьесы, где появляются разные значения слова «гроза» или разные понимания этого явления.3. Перечитайте несколько указанных фрагментов пьесы. Подумайте, хотелось бы вам быть жителем или гостем города Калинова? Объясните устно свой выбор. Фрагменты: 1группа: Кудряш и Шапкин (д.I, явл.1)Кулигин и Борис (д.I, явл. 3; д.III, сц.1, явл. 3)Кулигин и Дикой (д.IV, явл.2)2группа: Дикой и его домашние, Дикой и гусар (д.I, явл. 3), Дикой и Борис (д.I, явл. 2), Кабаниха и Дикой (д.I, сц.1, явл. 2)3группа: Кабаниха и Катерина (д.I, явл. 5 - в конце, д.III, явл.7), Кабаниха и Тихон (д.I, явл.5)4 группа: Феклуша и Глаша (д.II, явл. 1), Феклуша и Кабаниха (д.III, явл.1). Жители Калинова на берегу Волги у галереи (д.IV, явл.1) Индуктор. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Когда изо всех сил гремит гром и сверкает молния. Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент. (3-4 минуты)2. В своих группах прочитайте друг другу, что вы записали. Из записей в тетрадях: Думала о понятии «счастье», о том, как прекрасна природа… Но хотелось поскорее укрыться…Страх, хотелось домой, лучше смотреть через окно, тогда – красиво.Удивление, неуютно, страшновато, радостно.Восторг от буйства природы, силы раскатов грома.Мокро, но классно, прикольно, всё же ощущение тревожное из-за молний, холодно… Социализация. Работа над словом Обсудите в группе, и пусть каждый запишет, какие значения и оттенки значений слова «гроза» вам знакомы. Учтите и найденные примеры из текста пьесы (по домашнему заданию). – 5 минутПриготовьтесь выступить от группы: опишите возможные впечатления от грозы, возможные значения слова «гроза». (2 минуты)Выступление групп (8-10 минут). Предупреждение: повторять уже названные значения обязательно! Из записей в тетрадях: Гроза – это атмосферное явление, бурное ненастье с громом и молнией.(словарь)Символ свободы (см. у А.С.Пушкина)«смерть моя» (Катерина)Бурные события, потрясение, беда«наказание посылается, чтобы мы чувствовали» (Дикой)Символ разлада, душевная буря – предвестье трагедии. «Тёмное царство» в «Грозе» А.Н. Островского.Работа с текстом произведения. Перечитайте предложенные группе фрагменты и обсудите: прав ли Н.А. Добролюбов, назвавший город Калинов «тёмным царством» и почему? Где признаки «тёмного царства» (или – почему вы не соглашаетесь с критиком)? Перечислите свои аргументы – «микроцитаты».Запишите, что такое «тёмное царство» в городе Калинове ( определение или краткое рассуждение с указанием признаков: это «тёмное царство», потому что…) – 3 минуты.Прочитайте предложения в группе и составьте одно общее определение или рассуждение. (5 минут) Из записей в тетрадях: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили, всё равно…»«Ворота, сударь, заперты, и собаки спущены.»Кудряш: «…вся жизнь основана на ругательстве…»«Тёмное царство» - это дом Кабановых.Бедным некогда гулять. Введение нового текста. В сюжетах драмы «Грозы» - гибель главной героини, а Н.А. Добролюбов писал, что в пьесе есть что-то «освежающее и ободряющее». О чём бы вы спросили у критика, если бы услышали такое высказывание? (4-5 минут)Чтение вопросов .(6 минут)Выберите один из всех записанных вопросов и ответьте на него в группе (3 минуты).Выступите со своим ответом от группы. (5 минут) Из записей в тетрадях: Зачем критик искал «освежающее и ободряющее»?Кто тут, по мнению Добролюбова, «бодр и свеж»?Есть ли среди героев пьесы хоть одна светлая личность?«Освежающее и ободряющее» - это искренние чувства Катерины и Бориса. Они всё же смогли полюбить.«Освежающее и ободряющее» в пьесе «Гроза» - это природа, вид на Волгу и песня Кулигина.«Освежающее и ободряющее» - Кудряш, так как он романтик. Он добр, любит Варвару, бескорыстен. Творческий этап перенесения в другую эпоху. (Творческое письмо) На специальных отдельных листах – создание текста-миниатюры по выбору. (10 минут)Гроза бы здесь не помешала… (Размышление о нравах жителей Калинова).Почему они такие? (Размышление о жителях города Калинова).«Июль я провёл(а) в городе Калинове…» (Продолжите письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1859-й).Послание местного священника Савелу Прокофьевичу Дикому. Из записей в тетрадях: Здравствуй, друг мой Алёшка, отдыхаю я в городе Калинове, что на Волге. Место жуткое, очень скучное. Всюду слышны ругательства, споры, крики. Единственное место, где можно порассуждать, - это берег Волги. Здесь всегда уютно, слышен щебет птиц. Чувствуешь приятный запах, слышно, как плещется рыба… Ой, извини, меня зовёт Кулигин. Гроза… У этого слова много значений… Дождь. Именно это слово важно больше других. Дождь – это не просто вода, это жизнь. Он смывает всю грязь с улиц, домов, людей. Именно такая очищающая гроза и необходима жителям города Калинова. Рефлексия. Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты, когда было трудно, радостно, чему удивились, когда хотелось спорить. Допишите ещё 1-2 предложения – свои размышления о прошедшей мастерской. Из записей в тетрадях: Тяжело сначала писать самому, потом выслушивать других и переписывать к себе.Интересная тема, интересные вопросы, а времени мало.С помощью такого занятия легче понять смысл произведения.Высокий темп, поэтому немного трудно, а так интересно.Меня удивило количество определений слова «гроза». Было интересно и познавательно.Трудно было на последнем этапе работы. Заставило задуматься определение «тёмного царства». Из отзывов о мастерской: Здорово! Ново! Не скучал!Не понравилась малая длина урока. Хотелось бы побольше.Коллективно работать хорошо. Надо чаще такое проводить.Читаю редко. Но «Грозу» прочту всю.Оказывается, у нас в классе все умеют думать и говорить. Домашнее задание: На отдельном листе напишите развёрнутый ответ на вопрос: «Чего не боится Катерина?» Пожелания учителю-мастеру: 1.Пожелайте стать Мастером! Станьте Мастером! Всё в ваших руках! 2.Будьте с детьми КОРРЕКТНЫ И ТЕРПЕЛИВЫ, ВНИМАТЕЛЬНЫ И ДОБРЫ, ведь основные принципы «Все способны!», «Выбор» и «Ответственность» реализуете вы вместе. Самый лучший способ стать Мастером – ПОНЯТЬ И НАЧАТЬ проводить педагогические мастерские и на основе собственного опыта достигать успехов в формировании ценностных ориентиров, личностных знаний и успешности в постижении ИСТИНЫ.