Конспект урока литературы «Проблема чести и достоинства в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Филиал МОКУ «Хорогочинская СОШ» в п. Кувыкта







Разработка урока литературы в 7 классе
по теме:
«Проблема чести и достоинства
в поэме М.Ю. Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника
и удалого купца Калашникова».




Выполнила: Балякина Г.А.,
учитель русского языка
и литературы.
























18.11.2015 г.
Цели: 1. Проанализировать произведение.
2. Подготовить учеников к итоговому сочинению по литературе.
3. Развивать речь обучающихся.

Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Ученики от лица героев рассказывают сюжет песни: от лица купца Калашникова, Алёны Дмитриевны, Ивана Грозного, Кирибеевича.

Выбор эпиграфа к сочинению. Какое из высказываний подходит к теме сочинения? Почему? (Первое, потому что так мог ответить купец Калашников царю.)
Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. Пьер Корнель.
Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст (Феофраст)
Честь для всех одна. Лаберий
Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? Цицерон Марк Туллий
Знатным понравиться людям не последняя честь. Гораций (Квинт Гораций Флакк)
Лишать чести другого значит лишаться своей. Публилий Сир
Каждому свою честь воздает потомство.
· Тацит Публий Корнелий
Определение слова чести, достоинства.
Опрос. Как вы понимаете значение слов долг, честь и достоинство?
Честь – хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Долг – обязанность.
Беседа.
Кто является в поэме носителем таких качеств как честь и достоинство?
Почему? (Купец Калашников, потому что он встал на защиту чести своей семьи, потому что он обладает достоинством).
Анализ эпизодов.
Назовите эпизоды, охарактеризуйте героев.
( Сцена трапезы; диалог Ивана Грозного с опричником; рассказ Алёны Дмитриевны; разговор купца Калашникова с братьями; сцена кулачного боя; схватка Калашникова с Кирибеевичем; последние слова купца Калашникова; слава боярину).
«Песня » Лермонтова- школа мужества в борьбе с деспотизмом и тиранией.
Уроки Лермонтова:
- встань на защиту чести своей семьи;
-отстаивай свою честь;
- не отдай на поругание своих близких;
- имей человеческое достоинство;
- не теряй совесть.
Анализ поступков героев произведения в связи с уроками Лермонтова.
- Каковы поступки героев «Песни?»
7. Вопросы по тексту.
- Степан Паромонович, идя на бой с опричником, обрекал себя на смерть. Не лучше ли было пережить поступок опричника, тем более, что никто не пострадал?
- Не правильнее ли было Калашникову поведать царю правду, чтобы Иван Грозный наказал Кирибеевича?
- Почему Калашников сам просит для себя смерти у царя?
8. Какой же герой «Песни»?
(Мужественный; человек, защищающий свою семью; честный, искренний; человек чести).

Составление плана сочинения.
Особенности «Песни..»
Проблема долг, чести и достоинства в «Песне».
Чему учит «Песня»?
Актуальность произведения в современное время.
Моё отношение к произведению.
Домашнее задание.
Ответить на вопрос: царский суд расходится с судом народа или нет?





15