Конспект урока по литературе ПОЭМА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА « ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА». ОБРАЗЫ И ЯЗЫК ПОЭМЫ. 
ПОЭМА  М.Ю. ЛЕРМОНТОВА « ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА». ОБРАЗЫ И ЯЗЫК ПОЭМЫ.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Дать понятие о том, как Лермонтов смог показать историзм и своеобразие характера героя через знакомство с историческим материалом о правлении Ивана Грозного; обучать умению давать характеристику героям и мотивировать свое мнение о них, понимать их нравственный мир; показать связь литературного произведения с фольклорными жанрами.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, текст поэмы, опорные таблицы.
ХОД УРОКА.
1 .Объявление темы, цели, урока.
2. Актуализация знаний об эпохе, изображенной в произведении.
- Рассказ об эпохе 30-х г. 19 века;
-характеристика эпохи Ивана Грозного (картины И.Е.Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В.М.Васнецова «Иван Грозный»);
-работа с понятием «опричник»;
-чтение отрывков из «Домостроя»- свода житейских правил 16 века.
ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ
По выходе из школы гвардейских прапорщиков Лермонтов окунулся в литературную жизнь. Это было время, когда всколыхнулся интерес к народной жизни, народному поэтическому творчеству. Занятия Лермонтовым стариной и историей России подтолкнул его к написанию поэмы из русской жизни, в которой действующим лицом является боярин времен Ивана Грозного. Личность царя всегда занимала поэта. Над поэмой «Боярин Орша» он работает в 1835-1836гг. 
Лермонтов заинтересовался русской стариной, народными преданиями, поверьями песнями. Он серьезно изучает «Сборник Кирши Данилова». Его увлекает характер русской былины. Зарождается замысел песни, в которой выразилась бы русская жизнь периода, который особенно интересовал поэта,- времени  начал царствования Ивана Грозного. Хотя «Песня…» появилась в печати  в 1838г., уже в 1836 автор начал работать над ней. Привычкой Лермонтова было дать «вылежаться написанному». Датой создания песни считается 1837год.
   «Самый выбор предмета свидетельствует о состоянии духа поэта недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». (В.Г.Белинский).
    Произведение повествует о событиях 16 века – эпохе царя Ивана Грозного. В «Истории государства Российского» Карамзин подчеркивает неоднозначность этой фигуры, противоречия в характере царя «…имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова. Хвалился милостью и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан, хвалился правосудием, карая вместе с равным удовольствием и заслуги, и преступления.» 
   Один из главных героев поэмы – молодой опричник Кирибеич, из  славной семьи Малютиной.
  В 1565 г царь оставил свою резиденцию в с. Коломенское и выехал в Александровскую слободу. Оттуда в послании к боярам и духовенству он сообщил об отказе власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» - кроме). Он был уверен, что его позовут на трон, это и произошло. Иван  IV продиктовал  свои условия: разделить страну на две части: опричнину и земщину.
    В опричнину царь включил наиболее важные в стратегическом и экономическом отношении земли. На этих землях хозяйничало опричное войско. Набирались опричники из молодых дворян и дворянских детей, отличавшихся удалью. Они должны беспрекословно исполнять волю государя, обо всем доносить, отрекшись от всего и всех.  Внешним отличием опричников служила собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя.  На все поступки опричников царя глядел сквозь пальцы, опричники всегда были правы. Главой опричного террора стал Малюта Скуратов (таково прозвище Григория Лукьяновича Скуратова) – дворянин, приближённый Ивана IV.
   Историки отмечают, что «сказать неучтивое слово опричнику - значило оскорбить самого царя», что «люди земские, от дворянина до мещанина были безгласны, безответны против опричных» они упоминают о похищении жён знатных людей Иваном Грозным и его приближенными. Опричники стали бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их преданность и верность,  и они действительно исполняли его волю.  
  Правила семейно-бытовой жизни 16 века изложены «Домострое». Это памятник древнерусской литературы. В этом своде житейских правил говорится: «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним, но с покорением истину отвечай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему. Обидим (обиженный) не мсти, обвиненный моли, зла на зло не воздавай грешащих не осуждай»
У героев «Песни…»- Кирибеечева  и Калашникова- нет прототипов, но Лермонтов, следуя историческим источникам , правдиво изобразил характеры и конфликты, верно передал дух и колорит эпохи. «Песня..» переносит читателя в далёкое прошлое.
3. Работа с опорными таблицами.
4. Анализ произведения.  -Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного?  -Найдите отрывки, раскрывающие характер Кирибеевича?  -Как в характере Алёны Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?  - С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников?  -Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Какова роль Ивана Грозного в поэме?  -Сравните характеры Калашникова и Кирибеевича.
5. Проблемный вопрос. Семейно-бытовая драма- общественный конфликт.
6. Язык и жанр произведения.
  Жанр своего произведения Лермонтов определил как песню. Он стремился приблизить поэму к фольклорным, эпическим сказаниям.  Троекратное повторение, свойственно народным песням и традиционное обращение с хвалебными словами к хозяевам дома.   
                              Ай ребята пойте.                              
                              Ай ребята пейте.
Гусляров почитали на Руси, сам князь подносил чарку, и никто не мог заставить гусляров говорить неправду, были они своего рода «гласом народа»   
Белинский, определяя фольклорные элементы в поэме писал:  «Поэт …. перенёсся в историческое прошлое, подслушал биение его пульса,  проник в сокровеннейшие тайники его духа, усвоил склад его старинной речи»
   Воздействие народных традиций сказалось на трактовке личности Ивана Грозного. Для народных песен государь- главное лицо , идея народной жизни. Судьба отечества была в руках царя и всё, что касалось его личности, касалось вместе с тем и народа. Первые слова в поэме это обращение к царю, что характерно для народных песен. 
  Картина царского пира предваряется изображением Ивана Грозного с помощью отрицательного параллелизма («не сияет на небе солнце красное…то за трапезой сидит…». ) 
  В поэме встречаем таки художественные приемы, как использование традиционных эпитетов «вино сладкое, заморское», сравнений, инверсий, прямого отрицания. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом  «и».   
          Уж как завтра кулачный бой          На Москве-реке при самом царе,          И я выйду туда на опричника.
7. Подведение итогов урока. Центральной темой «Песни..» ставится борьба добра и зла, борьба правды и кривды.   Очевидно, что без фигуры царя столкновение Калашникова с Кирибеевичем могло быть понято как семейно-бытовая драма. Присутствие царя, покровителя и защитника опричника, усиливает общественный конфликт. Окончательна оценка разыгравшейс трагедии принадлежит народу. Ни царь, ни время не властны над подвигом Калашникова. Его могила, затерявшаяся «промеж трех дорого» ( как «преступник», Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом.
8. Домашние задание.   Ответить на вопрос с использованием цитат «Кто в песне является настоящим героем и почему?»