Конспект урока литературы в 8 классе на тему Маша Миронова. Нравственная красота героини А. С. Пушкина Урок-размышление


Урок литературы в 8 классе
«Маша Миронова. Нравственная красота
героини А. С. Пушкина»
(Урок-размышление)
Учитель русского языка и литературы
Л.И.ХудоназароваТема урока: «Маша Мтиронова. Нравственная красота героини повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка».Вид урока: урок-размышление.Цели урока:
обучающие: систематизировать изученный материал к образу Маши Мироновой, научить определять смысл названия повести, учить работать с текстом произведения, способствовать умению понимать смысл прочитанного;
развивающие развивать умение аргументированно отвечать на вопросы, анализировать литературное произведение, оценивать поступки героев, подбирать материал к характеристике героя;
воспитательные воспитывать стремление к достойной жизни, на примерах поступков героев повести формировать желание жить с честью, умение видеть честь и бесчестие в людях.
Методы и приемы: вступительное слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа  учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Пословица
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня  на уроке мы с вами, ребята, перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев.
(СЛАЙД 1)
Тема  урока: «Маша Миронова. Нравственная красота героини А. С. Пушкина»
- Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, которые раскрывают честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.
- А еще я хотела бы обратить ваше внимание на эпиграфы к уроку. Но прежде давайте вспомним, что такое эпиграф?
(Эпиграф - это фраза в заголовке литературного произведения или перед его отдельными главами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из известных литературных произведений, т.е. цитаты и т.д.) - Правильно. А вот к нашему уроку, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят 2 эпиграфа:
(СЛАЙД № 2)
«Береги честь смолоду».
«Роман о чуде, совершаемом любовью».
- Кому принадлежат эти слова? (I – слова Гринева-отца, II – слова известного профессора Т. Алпатовой, исследовавшей роман «Капитанская дочка»)
РАЗДАТЬ: 6 штук Карточки с заданием «Расскажи отрывок по иллюстрации»
(Учитель раздаёт карточки с индивидуальным заданием)
3. Актуализация знаний учащихся.
1) Словарная работа. (СЛАЙД № 3)
- Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте повторим, что же такое честь, нравственность, совесть.
Вы получали на предыдущих уроках задание найти определения этих понятий в толковых словарях Сергея Ожегова и Владимира Даля?
Ответы учащихся.
ЧЕСТЬ (СЛАЙД № 3)
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-нибудь чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи. Береги честь смолоду.
НРАВСТВЕННОСТЬ (СЛАЙД № 3)
Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
СОВЕСТЬ (СЛАЙД № 3)
Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.
- А сегодня мы добавляем в наш словарь еще одно понятие – РЕПУТАЦИЯ.
Как вы думаете, что это такое?
РЕПУТАЦИЯ (СЛАЙД № 3)
Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная репутация.
- Запишите последнее определение в тетрадь
Честь – хорошая, незапятнанная репутация.Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми
Репутация – общественная оценка.
Знакомство с героиней. Игра «Да-нет».
- Семья Мироновых имела крепостных крестьян?
- Маша Миронова жила с родителями в крепости?
- у нее были подруги?
- она была невестой с приданым?
- в начале романа Маша была смелой девушкой?
- она влюбилась в Петра Гринева с первого взгляда?
- она кокетничала с Гриневым?
- она была грубой и несправедливой в отношениях с Палашкой?
- она была послушной дочерью?
- искренно заботится о раненом во время дуэли Гриневе?
- она считает Швабрина непорядочным человеком?
2) Ответы по карточкам 1, 2, 3, 4, 5 с индивидуальным заданием.
- Чтобы более полно представить себе нашу героиню, давайте вспомним отдельные эпизоды из повести и послушаем ответы тех, кто получил карточки с индивидуальным заданием. (СЛАЙД №4)
3) Беседа по вопросам   (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).
- Расскажите о своем первом знакомстве с Марьей Ивановной.
(СЛАЙД №5)
Стр. 123-124
Какое впечатление она на вас произвела? (девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели).
А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?( С первого взгляда она не очень мне понравилась).
Гринев говорит: «Мне стало жаль ее». По какому поводу он так подумал? (Мать Маши, Василиса Егоровна, за столом при гостях стала рассказывать о том, что Маша - бесприданница, что выйти замуж ей поэтому трудно будет. Маша «покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку»).Какие черты характера проявляются у Маши с первых минут знакомства с ней? (скромность, стеснительность, послушание, простота. Это черты характера простой русской девушки). (СЛАЙД №5)
4. Работа по теме урока.
Работа с текстом.
- Очень характерный маленький диалог происходит между Гриневым и
Василисой Егоровной во время обеда в первый день приезда Гринева в крепость. Стр. 125
- Давайте его прочитаем.
(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?
— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.
- Какое качество характера Маши называет ее мать? (Маша - трусиха)
(СЛАЙД №5)
- Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери? (Да, но только в начале романа.)
- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.
2) Вопрос классу.
-Маша влюбляется в Гринева почти с первого взгляда. А с чего начинается любовь Гринева к Маше?
(Он пожалел девушку-бесприданницу).
- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.
- У нас осталась еще одна карточка-иллюстрация.
Индивидуальная карточка №6.
Ученик рассказывает об эпизоде.
- Верно. Это иллюстрация именно к этому эпизоду. Давайте зачитаем,
какие слова находит Маша, чтобы объяснить свой отказ.
- Зачитайте в 5 главе (с.139) эпизод «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».(..я пошёл объявить обо всём…)
Почему она отказывает Гриневу? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу
Вопрос классу.
- Как Марья Ивановна объясняет свое отношение к Швабрину? Стр.133
- Перескажите отрывок о второй дуэли Гринева и Швабрина. Как ведет себя Маша, когда Петр Андреевич ранен и лежит 5 дней в бреду?
(Марья Ивановна от меня не отходила.)
- Какие черты характера Маши проявляются в данных отрывках?
(СЛАЙД №6)
(благоразумие, осторожность, искренность, милосердие, чуткость и доброта)
4) Работа по вариантам с таблицей (на отдельных листах)
- Как проявился характер Маши во время осады крепости и ее падения, в заточении у Швабрина, в момент знакомства с Пугачевым, во время ареста Гринева и в доме родителей Петра Андреевича?
- Как относятся герои повести к нашей героине?
- У вас на столах есть таблицы №1 и №2, в которых нужно заполнить вторую часть.
Музыкальная минутка. Звучит музыка. (Закрыв глаза)
- Но перед этой работой я предлагаю вам отдохнуть и расслабиться.
- Предлагаю выполнить работу в таблицах.
Выполнение работы с таблицами.
5) Ответы нескольких учащихся. (СЛАЙДЫ №7-8)
Остальные работы сдать для проверки.
- В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение.
- Давайте вспомним, как герои Швабрин, Зурин, Пугачев  - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева.
(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина.  Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…» Пугачёв –серьёзно. «Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!») 6) Работа с текстом.  (Глава  12 «Сирота»)Стр.187
Прочитайте эпиграф к этой главе. (СЛАЙД №9)
Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому.
Свадебная песня.
- Как он соотносится с Машей?
- Почему Маша упала в обморок после милостивых слов Пугачева, который сказал ей: «Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)
- Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются к концу повести?
(СЛАЙД №10)
(Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)
- Особое значение имеет эпизод поездки Марьи Ивановны в Царское Село для встречи с царицей Екатериной II?
(СЛАЙД № 11)
- Где происходит встреча Маши с императрицей? ( В Царскосельском парке)
- Почему именно там?
(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания.  Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке,  вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела). - Почему Маша просит у царицы милости, а не правосудия? (СЛАЙД № 11)
(Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием, которое императрица связывает,  прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
- Заботится ли Маша о своей репутации, приехав к императрице просить за преступника?
(Она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства, не уронив своей репутации. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице).5. Подведение итогов урока. 
(СЛАЙД № 12)
- Эпиграф «Береги честь смолоду» - основная идея повести «Капитанская дочка».
- Через изображение каких героев автор реализует эту идею?
- Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано?
- В чем же заключается нравственная красота героини?
- «Роман о чуде, совершаемом любовью»… Как вы понимаете эти слова?
6. Заключительное слово учителя.
- На предыдущих уроках мы с вами определили основные проблемы, поднятые Пушкиным в повести. Давайте назовем их. (СЛАЙД № 13)
- А какую проблему вы бы добавили после этого урока? (СЛАЙД № 13)
- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с интересом?
- Чему учит нас роман?
(Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести, думая о своей репутации и репутации других людей.)7. Выставление и комментирование оценок.
8. Домашнее задание.
Подготовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка» (вопросы с.214 – 216)
Выписать в тетради наиболее важные цитаты к характеристике героев.