Открытый урок по литературе А.С. Пушкин. Вступление к поэме Медный всадник. Прославление деяний Петра Первого
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа селения Фиагдон Ардонского района
Урок по литературе в 7 классе
на тему:
А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник».
Прославление деяний Петра I
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Фарниева Алла Керимбековна.
2016 год
Слайд 1:
Тема: А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник».
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, познакомить учащихся с вступлением к поэме «Медный всадник»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, показать державность образов Петербурга и Петра I; воспитывать патриотизм.
Оборудование: презентация к уроку; музыка Р. Глиэр. Гимн. Из балета «Медный всадник», карта России
Слайд 2:
Эпиграф к уроку:
«Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия"
А.С.Пушкин.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»
А.С.Пушкин.
Ход урока:
I. Организационный момент: поздороваться, отметить отсутствующих, проверить наличие учебных принадлежностей……………..………………………………………………………………….…………….2 м
II. Проверка домашнего задания ……………………………………………………………………....10-12 м
Учитель:
- К концу ХVII – началу ХVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику. Единственным портом, обеспечивающим Русскому государству торговые отношения с Европой был Архангельск на Белом море; нерегулярная и тяжёлая навигация в Белом море осложняла торговлю, в дополнение к значительному отставанию в области мореплавания и судостроения.
Получение выхода к Балтийскому морю было важной экономической задачей. И Россия вступила в Великую Северную войну, которая длилась 21 год (1700-1721гг)
Борьбу между шведской армией во главе с Карлом ХII и русскими войсками под командованием Петра I в 1709 году отобразил в поэме «Полтава» А.С.Пушкин, с которой мы ознакомились на предыдущем уроке.
К сегодняшнему уроку вы должны были выучить фрагмент поэмы, посвящённый Полтавской битве. У вас есть возможность ответить.
(Ученики по желанию читают отрывок из поэмы «Полтава» наизусть на оценку)
Слайд 3:
И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскалённым, Стеной живою отражённым, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.
III. Новая тема: чтение и анализ вступления к поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина……………………………….……………………………………………………..……23-25 м
Слайд 4:
Учитель:
- Образ Петра I выведен Пушкиным не только в поэме «Полтава», где он предстаёт вдохновенным военачальником – победителем, но и во многих других произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого», «Медный всадник».
К 1703 году были одержаны первые значительные успехи – отвоеваны старинные русские земли в устье реки Невы, где 6(27) мая 1703 года русским царём Петром I был заложен город, который он назвал в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра - Санкт – Петербург.
Поскольку город начал строиться, когда ещё продолжалась Северная война (1700—1721гг), первой и главной постройкой в нём стала крепость «фортеция». Она была заложена на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города. Строительство основных городских построек шло за пределами крепости по берегам реки, для чего осушались расположенные в дельте Невы болота. Работами по строительству нового города руководили приглашённые Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определённое количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве. Город строился в невероятно тяжёлых условиях, поэтому он был нелюбим.
С 1712 года город Санкт-Петербург провозглашается столицей Российского государства. Сюда из Москвы были переведены все официальные учреждения и царский двор. Это уникальный в мировой истории казус, когда столица одного государства (России) на протяжении девяти лет находилась формально на территории другого государства (Швеции). Город официально оставался столицей до 1918 года, лишь на время царствования Петра II столица была временно возвращена в Москву. По сей день Санкт-Петербург часто неофициально называют «северной столицей».
В шестидесятых годах XVIII века был воздвигнут памятник основателю Санкт – Петербурга, который мы называем «медным всадником». Историю создания памятника нам расскажет Огоева Дана.
Слайд 5:
Ученица:
- В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе.
Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед.
Учитель:
- Пушкин тоже видит благотворные результаты, которые имели для России, её культурного и политического развития петровские преобразования, символом которых до сих пор является Петербург. Он, прекрасно зная, во что обошлось русскому народу строительство этого города и политика Петра в целом, пишет поэтическое признание в любви к северной столице в поэме «Медный всадник».
Мы сейчас прочитаем и проанализируем вступление поэмы. Но вначале проведём словарную работу.
Слайд 6:
(Слова записать в рабочую тетрадь)
Чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело – финского населения.
Чёлн - лодка.
Полнощные страны – северные страны.
Пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом мем-нибудь, испытывающим невзгоды).
Порфироносная - носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная.
Государственность, державность – способность мыслить широко, мудро, в масштабах государства, державы
(Учитель читает вступление под музыкальное сопровождение (Р. Глиэр. Гимн. Из балета «Медный всадник»), чтение сопровождается слайдами) Слайды 7-15:
4. Анализ отрывка
Учитель:
- Каким настроением, чувством наполнено вступление?
Ученик:
- Торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм.
Учитель:
- Каков образ Петра I?
Ученик:
- Петра I способен мыслить широко, мудро, в масштабах всего государства.
Учитель:
-Раскроем государственность, державность этих образов.
Найдите строки в I части, отражающие державность замыслов Петра I.
1.«…Стоял он, дум великих полн»
- Пётр предстаёт здесь как основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир «укрупняет» и личность героя, данного на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.
2.Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложёнНазло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твёрдой стать при море. (метафора)
Учитель:
-Как понимаете данные строки?
Ученик:- Строительство нового города на берегах Невы у моря дает возможность наладить торговые и культурные связи с Европой.
3.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам…
(метонимия – употребление части вместо целого, флаг вместо корабля)Учитель:
-Как понимаете данные строки?
Ученик:- Корабли разных стран приплывут в город на Неве.
Учитель:
- С какой целью А. С. Пушкин употребляет местоимение «мы»?
Ученик:
-А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.
Учитель:
-Во II части (со слов «Прошло сто лет…»)
Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхой невод, ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись острова,И перед младшею столицейПомеркла старая Москва,Как перед новою царицейПорфироносная вдова.
мы видим результаты деятельности Петра I, во всей красе перед нами детище Петра - город Санкт-Петербург. Эта часть звучит более торжественно, она написана в одическом стиле, в традициях ломоносовской оды высоким стилем. Образ Петербурга вырисовывается ярче благодаря антитезе – противопоставлении того, что было, тому, что стало через 100 лет.
Учитель:
- Найдите примеры того, что было.
Ученик:
-«…из тьмы лесов, из топи блат», «неведомые воды»…)
Учитель:
- Найдите строки во II части, рисующие образ Петербурга. Каков Петербург через сто лет?
Ученики:
1)… и юный град/ Полнощных стран краса и диво2) Вознёсся пышно, горделиво3) По оживлённым берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся
Учитель:
- Отметим употребление славянизмов - особенности одического стиля: юный град, полнощных стран краса, вознёсся, из топи блат…
- Как понимаете фразу
«…И перед младшею столицей/
Померкла старая Москва…»?
Ученик:
- Воплотились мечты Петра I. Петербург – великолепный город, гордость России, вторая её столица.
(Выразительное чтение II части учащимися)
Учитель:
- Заканчивается отрывок III лирической частью. (Со слов «Люблю тебя…»)
Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,
Учитель:
-Какое слово определяет отношение автора к городу? (люблю)
- За что А.С. Пушкин любит «град Петра»? Приведите примеры из текста («строгий, стройный вид», « Невы державное теченье», «оград узор чугунный» …)
Учитель:
-Прочитаем эпиграф к уроку, строчки, заключающие вступление к поэме:
Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо, как Россия…
-Почему эти строки могут быть эпиграфом к уроку?
Ученик:
- В них чувствуется любовь поэта к Петербургу, гордость, звучит патриотизм, подчёркивается неразрывность Петербурга, Петра I и России, проявляется державность, государственность образов Петра I и города Санкт-Петербург.
Учитель:
- Как видите: мы можем и должны гордиться своими предками, прорубившими окно в Европу.
IV. Подвести итоги урока, проставить оценки……... …………………………………………………..……2м
Слайд 16:
V. Домашнее задание………………………………………..……………………………………….………….1 м
Уметь читать выразительно вступление поэмы «Медный всадник», подготовить сообщение презентацию) о памятниках Петру I .