Открытый урок по предмету «Пространственная ориентировка» в 5 классе. Тема урока: «Трость. Виды тростей. Функции трости. Способы подбора трости. Способы захвата трости».


Открытый урок по предмету «Пространственная ориентировка» в 5 классе.
Тема урока: «Трость. Виды тростей. Функции трости. Способы подбора трости. Способы захвата трости».
Цель: дать определение понятию «трость для незрячих», актуализировать и конкретизировать имеющиеся знания о функции трости, способах подбора, приёмах захвата трости.
Задачи:
- дать понять учащимся, что такое трость для незрячих, рассказать о видах тростей, их назначении, научить способам подбора трости, приёмам захвата трости, напомнить и уточнить ТБ при обращении с тростью в различных ситуациях;
- развивать координацию движений, чёткость и ловкость при выполнении заданий, умение ориентироваться в малом, большом закрытом пространствах, пополнять и уточнять словарный запас;
- воспитывать трудолюбие и упорство при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца, культуру поведения в общественных местах, тактичность.
Оборудование: различные виды тростей, таблица подбора трости.
Ход урока:
Орг. момент.
- приветствие учителя;
- рапорт дежурного ученика о присутствующих и отсутствующих одноклассниках на уроке;
- уточнение названия урока и его порядкового номера в расписании;
Повторение пройденного материала:
- что такое ОВП и мобильность (уточнить их схожесть и различие);
- какие виды ориентиров известны (привести примеры ориентиров, используя примеры из жизни), уточнить, как они могут помочь при ориентировке в пространстве;
- что относиться к малому и большому открытому и закрытому пространствах (привести примеры);
- зачем человеку необходимо уметь ориентироваться?
(итоги, выводы)
Объяснение нового материала:
Теоретическая часть
Многие столетия незрячие люди были очень зависимы от поводырей, в отсутствии которых они были вынуждены прокладывать себе дорогу посохом, или даже собственными ногами на ощупь. Появление скоростных транспортных средств усугубило проблемы ориентирования, отчего остро встал вопрос о том, как можно защитить незрячих граждан и при этом обеспечить им свободу передвижения. Было придумано множество разных уловок, в том числе знаменитая желтая ленточка с тремя черными точками, однако, они не отвечали даже сигнальному предназначению. Так было до памятного случая в Великобритании. В то время фотограф Джеймс Бигс, который ослеп вследствие несчастного случая, встретил слепого ветерана, который вдохновил его на создания белой трости. Ветеран заставил Джеймса Бигса поверить в то, что даже слепым он может в одиночку выходить на улицу. Более того, он убедил, что только так и надо выходить, ибо в этом случае он не станет зависимым. Джеймс начал постепенно выходить на улицу с прогулочной тростью, однако, прохожие не обращали на него внимание и он невольно становился источником опасности. Тогда он придумал и выкрасить в белый цвет, чтобы она сразу бросалась в глаза. Так и пошло с того времени, что трость для незрячего должна быть именно белого цвета.
Трость – это универсальный инструмент, выполняющий несколько функций:
А) Роль щупа, т. е. удлиняет руку и расширяет зону обследования.
Б) Роль буфера, т. е. смягчает удар или предупреждает столкновение с предметами (трость первая касается обочины, забора и т. д.).
В) Трость выполняет функцию генератора звука, т. е. с помощью трости мы можем образовывать звук и получать звук, отражённый от препятствий, т. е. можем обследовать пространство и определять наличие в нём предметов ( н –р, при приближению к зданию удар об асфальт будет более глухой, чем в открытом пространстве).
Г) Трость выполняет сигнальную функцию ( для водителей и пешеходов).
Д) Трость выполняет опорную функцию.
Виды трости:
- по конструкции – цельные, телескопические, складные.
- размер;
- материал;
- форма ручки и наконечника;
Итоги, выводы.
Практическая часть
Самостоятельное обследование трости, складывание и раскладывание трости (в чехол, из чехла) с соблюдением техники безопасности при работе с тростью.
4 . Практическая работа по изучению и использованию правил подбора трости (совместно с педагогом и самостоятельно).
Трость должна доходить до грудной клетки или до середины груди. Трость должна быть на 50 см меньше роста человека, именно такая трость даёт информацию на 2 шага вперёд, даёт незрячему человеку большую уверенность при передвижении.
Физминутка.
Изучение приемов захвата трости (совместно с педагогом и самостоятельно)
Итоги, выводы.
Обобщение и закрепление пройденного на уроке:
- что такое трость для незрячего?
- какие основные функции выполняет трость?
- какие бывают трости?
- как правильно подобрать трость нужного размера?
8. Итоги урока, выводы.
9. Домашнее задание: научиться правильно складывать и раскладывать трость, правильно удерживать её в руке.