Экскурсия в Кедрово-сосновый парк (летний лагерь)
В летнем лагере школы.
Работу выполнила:
Микрюкова Галина Владимировна
учитель географии 1 категории
МКОУ ООШ с Белая
Возраст детей с 5по 9 класс
с. Белая 2013 год.
День 1
Учитель детям.
Парк- земельный участок с естественной или искусственно созданной растительностью Парк предназначен для прогулок, отдыха, игр. Наш парк сельский. Он гордость нашего села. Учащиеся школы ведут фенологические наблюдения, исследуют парк, а результаты записываются в дневники наблюдения.. Парк расположен в центре села .Жители села в нем собирают грибы, отдыхают, дышат сосновым воздухом, дети играют.
В этом году нашему парку исполнилось 45 лет.
В последнее время в парке начала погибать сибирская сосна. Еще недавно ее было 30 деревьев, а сейчас осталось 22. Часть стоит сухая ,а часть имеет уже 5 степень угнетенности по Крафту. Наш парк сосновый. Сосна относится к роду хвойных вечнозеленых деревьев. Семейство сосновых .Высота от 1,5 - 50(75)м. диаметр 0,6-7,5 м. Крона молодых деревьев коническая с горизонтально отходящими ветвями в мутовках ,с возрастом- округлая или зонтиковидная. Удлиненные побеги с чешуевидной хвоей, а торчащие на них укороченные побеги несут пучки 2,3,5 зеленых или сизоватых листьев(хвоинок). Хвоя узкая, мягкая или колючая, длиной 2-30 см, толщиной 1-2 мм, сохраняется на дереве 2-9 лет. Кора или тонкая и гладкая, отслаивающаяся или растрескивающаяся, или толстая и глубокобороздчатая, серая, красно-бурая или черная.
Зрелые шишки деревянистые, длиной 1,5-50 см, диаметром 2,5-20 см, прямостоячие, отклоненные, свисающие ; семенные чешуи на конце утолщены в щиток. Семена орешковидные , длина 3-30мм,чаще крылатые созревают на 2 -ой реже на 3-й год. Семеношение в сомкнутых древостоях обычно с 20-40 лет. Опыляются ветром. Корневая система хорошо развита, с глубоко идущим главным корнем и широко расходящимися боковыми. Размножается семенами. Виды светолюбивы, быстро растущие и нетребовательны к почве. Сосна обыкновенная - одна из основных видов, используемых для лесоразведения.
На 1 га высаживают в среднем 6-8 тысяч сеянцев. За культурами проводят агротехнические и лесохозяйственные уходы: рыхления, прополки, рубки ухода
( осветление).
Кедр даёт вкусные орешки и получаемое из них пищевое масло.
Описывается три дня летнего лагеря. Возраст детей разный. Учитель должен найти всё, что есть в школе о парке. Встретиться с жителями, обсудить о чём надо рассказать. Разработать проекты для детей, чтобы они были не только слушателями, но и участниками.
Актуальность : Исследование парка с. Белая. Проблема: У парка юбилей. Знаем ли мы о нашем парке?
Цель : Экскурсия в парк с. Белая (методика проектов).
Задачи:
Подготовка учителя вместе с детьми к экскурсии в парк (теоретическое обоснование, изучить методики исследования, встреча с людьми, посещение музея школы.).
Подготовить 4 группы(определить каждому участнику фронт работы) и снаряжение для исследования парка(планшеты, бумага, карандаши, ластики, теодолит, кислота, нож, саперская лопата, блокноты, рулетка и метр ).
Подготовить отчеты по группам и рассказать результаты.
Характеристика района парка с. Белая.
Парк расположен в центре села Белая, занимает примерно 0,5 га. Парк расположен на правом берегу реки Белая, выше улицы Спортивной (бывший льнозавод). Напротив парка расположено здание сельской библиотеки на ул. Молодёжной, чуть правее - здание Бельского Дома Культуры.
Подъехать к парку можно следующим образом: въезжаешь в село по улице Советской, проезжаешь мост через реку Белая и на первом перекрестке сворачиваешь вправо по улице Молодежной. Парк будет справа по движению.
История появления парка (посещение музея школы, см.приложение 3)
«Парк был заложен весной 1968 год.
Из воспоминаний учителя химии и биологии Кощеевой Тамары Дмитриевны: «Нашему парку скоро исполнится 45 лет. Тогда это было поле. Жил в Белой агроном Березин Константин Иванович. Беспокойный, трудолюбивый это был человек. Задумал он посадить парк и сад в с. Белая. Были закуплены в Талицком лесничестве сосенки и были завезены сибирские кедры. Весной 1968 года посадка деревьев была поручена школьникам. Ребята старших классов со своими классными руководителями высаживали деревья. Очень часто. Поближе к школе сосенки, ближе к свету с краю - кедры. Высаживали густо, аллеями, думали, не все прирастут.
Посещение жителей села:
Воспоминания Кощеевой Т.Д. - жительница деревни Кокали , бывший учитель. (см. приложение 2)
Я была классным руководителем 9 класса, где учились: Городилов Саша, Опарина Вера, Пасынков Артур, Жвакина Римма, Копысова Света, Наговицина Галя, Шуклин Саша, Шуклина Тая, Снигирев Витя, Белослудцев Клюшников Сергей, Пойлова Тая, Шуклина Таня, Прозорова Нина, Агафонова Аля, Симонова Люда, Снигирев Вова, Корякина Нина. Почти все они уехали из с. Белая, здесь живут только Пойлова Тая(Четверикова), Клюшников Сергей.
Почти все деревца приросли, аллеи получились не совсем ровные. В парке растут и размножаются акации, рябина, черемуха.
Березин Константин Иванович был внимательный, чуткий и добрый человек. К старому и молодому человеку он мог тактично обратиться. Общение с ним -это обогащение знаниями, какими-то идеями. Он делился семенами цветов, клубнями, был жизнерадостным, спокойным, много читал.
Круглый год сосну, мы видим в ее неизменном зеленом наряде. В конце мая на старых побегах появляются молодые светло-зеленые побеги. Настоящей хвои на них пока еще нет. Вместо нее короткие шиловидные отростки беловатого цвета. У основания молодых побегов кое-где виднеются плотные светло-желтые грозди так называемых мужских шишечек. Они меньше горошины. Это мы можем и не заметить. В начале июня свежие побеги становятся заметными и пройдет еще немного времени, мы увидим, что потом появляется желтая пыльца. Она разносится ветром. На сосне можно и найти женские шишечки. Они в виде крохотных зернышек. В первый год их практически незаметно, а на второй год деревенеют, и мы видим коричневую шишку, в которой семена, но высыпаются они лишь через год. Возьмем в руки хвоинки. Хвоинки у сосны длинные и узкие, они всегда собраны в пары. У обыкновенной сосны хвоинки колются, а у сибирской они длиннее и мягче».
Воспоминания Евгеньевой Л.В. – жительница улицы Парковой(см. приложение 1)
А сейчас под моими окнами шумит парк. Сосновый парк- так мы между собой
·называем в селе участок искусственно посаженных сосен. Мы росли вместе с ними. Помню, в классе 5-6 –м, мы окучивали. Эти сосенки и кедры в ту пору нам были по пояс. Мы подрастали, тянулись ввысь и деревца. В парке тогда ещё не было поросли малины, лиственных деревьев. На первых дорожках стояли скамеечки, где можно было отдохнуть, посидеть, помечтать. Но жизнь идёт. Птицы наносили семена других деревьев. Сейчас в парке растут: береза, ива, черёмуха.
Весной утро встречает тебя птичьим щебетанием - таким звонким, светлым- что жить хочется, не смотря ни на какие проблемы. Если не полениться, можно набрать не одну корзинку грибов. Чаще всего это маслята, подберезовики и подосиновики. Однажды весной с сыном Денисом нашли кедровую шишку, угощали знакомых и друзей по одному орешку - они же из нашего парка.
Далее идет обсуждение встреч с людьми и подготовка к экскурсии, оборудования, подготовка 4 групп, выбор командиров, так 1 день закончился.
День 2
Исследовательские группы получают задания, объясняется задания каждой группе.
Экскурсия в парк.
Она продлится целый день.
Задание группы 1.
1 Составить план схему с Белая.
2. Начертить план схему парка.
Задание группы 2.
1.Сосчитать основных видов деревьев в парке 2. Измерить длину и ширину парка.
3 Измерить диаметр и высоту деревьев.
Задание группы 3.
1.Выкопать яму для почвенного среза.
2. Исследовать почву.
3. Зарисовать схему почвы.
Задание группы 4.
Изучить биогеоценоз растений парка.
Определить сомкнутость полога парка
Нарисовать вегетационный период сосны.
День 3
Группы готовят свои отчеты по исследованиям. (см. приложение 4)
Защищают свои исследования в разной форме.
Заключения учителя.
В этом году нашему парку исполнилось 45 лет.
Парк- это гордость нашего села. Очень больно смотреть, когда он начинает погибать. Каждую весну школа проводит трудовой десант по очистке парка. Срубаем нижние сухие ветки, все это вывозим на отведенную свалку. В нашем парке смешались две экосистемы. 1 экосистема пойменного луга еще совсем не исчезла. 2 экосистема смешанного леса. В парке проходят различные игры с ребятами, которые проводит ДК, и библиотека, и школа. В парке бывают экскурсии по биологии, экологии, географии, краеведения.
Считаю, с целью мы справилась. Рассмотрены все аспекты в комплексе от истории до современности. И точно каждый из вас знает почему появился он в центре села и радует нас.
Использованные источники:
1.Воспоминания :
Кощеевой Тамары Дмитриевны;
Евгеньевой Людмилы Владимировны;
2. Сведения из архивов краеведческого музея при школе.
Приложение1.
Я очень люблю снимать парк фотоаппаратом, самые интересные виды и предлагаю вам некоторые фотографии:
Трудовой десант в парке.
Приложение2.
Кощеева Тамара Дмитриевна.
Это мой первый выпуск.
Приложение3.
Из музея школы.
Фото: ребята вместе учителем химии и биологии Кислициной(Кощеевой)Тамарой Дмитриевной занимались посадкой сосен и кедров.
10 класс:
1 ряд: Шуклина Тая, Симонова Люда, Жвакина Римма, Копысова Света, Прозорова Нина.
2 ряд: Пойлова Тая, Корякина Нина, Шуклина Таня, Наговицына Галя, Агафонова Аля.
Городилов Саша, Опарина Вера, Пасынков Артур, Жвакина Рима, Копысова Света, Наговицына Галя, Шуклин Саша, Шуклина Тая, Снигирев Витя, Белослудцев, Клюшников Сергей, Пойлова Тая, Шуклина Таня, Прозорова Нина, Агафонова Аля, Симонова Люда, Снигирев Вова, Корякина Нина.
На фото: сосновый парк подрастает. Из-за вершин сосенок ещё видна церковь
(1974 год).
10 класс, участвующий в посадке парка.
Классный руководитель Зубарев Н. И.
Приложение4.
Результаты экскурсии:
Задание группы 1.(результаты группы)
1 Составить план схему с Белая.
2. Начертить план схему парка.
Задание группы 2. (результаты группы)
1.Сосчитать основных видов деревьев в парке 2. Измерить длину и ширину парка.
3 Измерить диаметр и высоту деревьев.
Задание группы 3. (результаты группы)
1.Выкопать яму для почвенного среза.
2. Исследовать почву.
3. Зарисовать схему почвы.
Почвенный срез в парке
Задание группы 4. (результаты группы)
Изучить биогеоценоз растений парка.
Определить сомкнутость полога парка
Нарисовать вегетационный период сосны.
Сейчас парк имеет несколько ярусов растительности: 1 ярус - сосны
2ярус - березы 3 ярус- высокие кустарники
ярус - травяно-
кус-тарничковый
ярус - мхи и лишайники.
Сомкнутость полога более 90%. Среднее расстояние между деревьями чуть больше 2 м. Подлесок отсутствует. Кустарники: ива, черемуха, рябина, акация. Кустарничков немного. Встречается смородина, малина. Из трав луговая растительность и лесная. Основные виды представлены в гербарии. Из мхов - мох фунария гигрометрическая. Средняя высота сосен от 16 -20м. В диаметре сосны от40-85 см. 85 см - это сосны окраины. В центре парка диаметр до 45 см. Сосна сибирская находится в западной части парка. Ее высота 15-16 м. На окраине диаметр достигает 45 см, а в глубине парка 22. По степени угнетенности было обследовано 22 дерева: 1 класс- 11
класс-4
класс-3
класс-2
класс-2
Самая высокая степень угнетенности по Крафту - это у сибирской сосны. Рассматривая со всех сторон я обратила внимание: во - первых она посажена с западной части парка, где каждую весну стекает с дороги грязная вода, поэтому под сосной нет растительности; во вторых - сосны расположены близко друг к другу на расстоянии меньше 1 м.; в третьих рядом кочегарка ДК, которая не имеет очистных сооружений и даже высокой трубы.
Кедрово- сосновый парк .Arial BlackArial Black