Анализ работы туристско-краеведческого кружка Любознайка в МБОУ коррекционная школа №2


Анализ работы краеведческого кружка «Любознайка»
за 2012 -2013 учебный год.

Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к прошлому нашей Родины, нашего края, города. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности.
Деятельность нашего краеведческого кружка строилась на нескольких этапах познавательной краеведческой работы учащихся. На первом этапе происходило получение учащимися «готовых» знаний о крае, городе со слов учителя, из учебных пособий и книг.
На втором этапе – это уже приобретение знаний, когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого. Источниками таких знаний для нас стала учебная литература и пособия, научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьной библиотеки и интернет ресурсы.
Третий этап – изучение истории родного края, города в ходе исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае кружковцы фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.
Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение. Целью нашей работы стало изучение прошлого и настоящего города, края, его в историко-культурное наследие.
Перед нами стояли задачи:
- изучить прошлое и настоящее города, его историческую значимость;
- активизировать поисковую деятельность учащихся;
- учить вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
- формировать у школьников навыки информационной культуры. Основные направления краеведческого кружка “Любознайка” включали три блока краеведческой деятельности: информационно-познавательный блок «Я и мой край», экскурсионный блок «Экскурсионное бюро «Я и мой город» и творческий блок «Творческая мастерская «Я и мои люди».
Молодому поколению необходимо прививать патриотические чувства и любовь к своей малой Родине. Это возможно лишь при систематическом, планомерном ознакомлении ребёнка с его ближайшим окружением, начиная с дворика, где он растёт, школой, городом, людьми. Только искренне любящий свою Родину человек может стать достойным гражданином современного общества и будущей опорой для своей семьи и государств.

Информационно-познавательный блок «Я и мой край» Организуя работу в кружке, мы исходили из специфики своего региона, края, города, поэтому первые занятия кружка проходили в городском краеведческом музее: « Животный и растительный мир», « История пермского моря», «Загадки лесных тропинок», «Охрана растительности и животного мира Прикамья».
Историческое краеведение раскрывает связь родного края с Россией. Помогает уяснить связь, единство истории каждого города с историей страны и почувствовать причастность к ней каждого в отдельности. Таким образом, сотрудничество с Центром туризма «Соликамский горизонт» позволило детям узнать много нового, интересного и открыть для себя тайны камней гороскопа, которые добываются в нашем Верхнекамском месторождении. Наша работа с центром туризма включала такие темы занятий, презентаций, экскурсий, как «Минералогический музей», «Верхнекамское месторождение полезных ископаемых», « Осадочные породы», « Вглубь веков» , «Месторождение солей», « Каменная сказка в архитектуре», « Камни из моего гороскопа», « Голубые реки Прикамья».
Работа в центре творческого развития и гуманитарного образования «РОСТ» бала интересна не только информационным материалом, но и выполнением ряда практических работ. Краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Выполнение практических работ «Характеристика улиц города Соликамска», «Составление кроссворда о Соликамске», «Нанесение городов на карту Пермского края», «Храмы Соликамска» дают возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала в увлекательной для них форме. Актуальность данной темы определилось введением краеведческого материала в элективные курсы по истории родного города, возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения.
Развитие и жизнеспособность данного блока определяется участием и деятельностью в следующих мероприятиях:
фотографирование деревьев – 4занятия;
экскурсия в сквер около школы, дубравный лес -2занятия;
посещение парка отдыха СЦБК – 2занятия;
экскурсия в городской музей отдел «Природа» - 2занятия;
посещение центра туризма – 3занятия;
встреча в школьной библиотеке – 4занятия;
просмотр и работа с презентациями «Книга в красном переплёте», «Животные Пермского края» -4 занятия ;посещение городской библиотеки – 4 занятия;
просмотр видеофильма «Создание Красной Книги России»- 2занятия;
посещение сетевых курсов предпрофильного обучения по краеведению в центре творческого развития и гуманитарного образования «РОСТ» педагог Чечубалин Игорь Игнатьевич - 10 занятий.
Таким образом, надо отметить, что работа этого блока» повысила познавательный интерес учащихся к истории родного края, города и дала свои результаты:
за участие и активную работу в сетевых курсах в центре творческого развития и гуманитарного образования «РОСТ» удостоины
диплома- 5 человек:
Зверева Татьяна
Гринько Надежда
Кулакова Анастасия
Унгефук Светлана
Шляков Никита
Сертификата – 7человек:
Белин Тимофей
Бухаринов Дмитрий
Новиков Владислав
Чиненов Иван
Ганина Маргарита
Клименко Александр
Житпелев Консантин;
за участие в групповой работе краевого фестиваля - презентаций «Жемчужное ожерелье Прикамья» в коллективе кружка «Любознайка» в номинации «Природное наследие» награждёны дипломом за 3 место под руководством Е.И.Швецовой – 4человека:
Дипломом за 3 место – 4человека:
Чиненов Иван
Кулакова Анастасия
Унгефук Светлана
Клименко Александр;
за участие в групповой работе городского конкурса электронных презентаций «Восславим женщину» под руководством Е.И. Швецовой. награждёны грамотой за 1 место – 2человека:
грамотой за 1 место – 2человека:
Зверева Татьяна
Кулакова Анастасия

С целью создания благоприятной среды для реализации творческого потенциала, усиления мотивации, развития стремления к постоянному самообразованию, повышения интеллектуально-познавательных интересов экскурсионный блок «Я и мой город» определился, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, доступностью для кружковцев и позволил детям проявить себя в участии мероприятий:
посещение минералогического музея – 2 занятия;
сбор листьев для гербария – 4 занятия;
экскурсия в городской музей отдел «Соборная колокольня» - 2 занятия;
литературный монтаж с посещением школьной библиотеки «Война Прикамья в стихах Радкевича» - 2занятия;
зарисовка видов города Соликамска – 2занятия;
работа с учебно – методической литературой в школьной библиотеке «Соляные промыслы города Соликамска» – 2занятия;
составление чейнворда о Соликамске – 2занятия;
виртуальная экскурсия по городу «Мемориальные доски» - 2занятия;
экскурсия по городу с фотографированием «улица Коммунистическая» - 2занятия.
Этот блок создает широкую возможность для участия детей в разнообразных мероприятиях, а так же для самостоятельной научно- поисковой деятельности школьников.В городской акции совместно с газетой «Наш Соликамск» на экологическую тему:«Мусора больше нет», где дети рисовали листовки, которые были напечатаны в местной газете, кружковцы были отмечены благодарственным письмом в составе четырёх человек:
Кулакова Анастасия
Зверева Татьяна
Ганина Маргарита
Новиков Владислав
Творческий блок «Творческая мастерская «Я и мои люди».
Важным условием исторического краеведения являются современные социально-политические перемены, когда растет роль «провинции», когда возрастает интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям. Творческий, созидательный характер данного блока служит воспитанию активных молодых граждан России и включает в себя такие мероприятия:
просмотр и обсуждение фильма «Мой город – город тружеников» и презентации «Соликамск – соляная столица России» - 2занятия;
изготовление коллажа, зарисовка деревьев – 4занятия;
зарисовка деревьев в красках –2 занятия;
чтение стихов «Город на Каме» - 2 занятия;
участие в подвижных играх, основанных на региональном компоненте «Из бабушкина сундучка» - 4занятия;
фольклорное мероприятие «В мире народных сказок и игр» - 2занятия;
обзор-беседа с зарисовкой животных и игр – 2занятия;
работа с книгой «Чердынь – Соликамск - Усолье» - 4занятия;
театрализованное представление совместно с русским обществом «Колядки в зимние святки» - 2занятия;
посещение II Краевой туристической выставки – ярмарки Пермского края «Лето - 2013» - 2занятия;
зарисовка пейзажев природы с посещением школьного сквер- 4занятия;
итоговое занятие - чаепитие с приглашением школьного библиотекаря «Радуга воспоминаний» - 2занятия.
Так, например, дети из кружка стали участниками городского уличного театрализованного представления «Колядки в зимние святки» совместно с русским обществом, занимающимся изучением литературного наследия города Соликамска и награждены благодарственным письмом от коллектива городской библиотеки за активное участие в городском, уличном театрализованном представлении «Колядки в зимние святки» - 7 человек:
Зверева Татьяна
Гринько Надежда
Кулакова Анастасия
Парфёнова Яна
Унгефук Светлана
Чиненов Иван и Шляков Никита.
Вывод: одна из задач работы туристко - краеведческого кружка «Любознайка» - заинтересовать школьников процессом исторического познания и повысить познавательный интерес учащихся к истории родного края, города. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло. Анализируя работу и диагностическую карту можно сказать, что средний уровень знаний повысился: на начало года среднего уровня было: 7 человек – 50%, а на конец года среднего уровня стало: 11 человек – 78.5 %
Начало года.
Высокий уровень : 0 человек – 0%
Средний уровень : 7 человек – 50%
Низкий уровень : 7 человек – 50%
Конец года:
Высокий уровень:
в творческих работах показали 5 человек – 35.7%
Белин Тимофей, Зверева Татьяна, Гринько Надежда, Кулакова Анастасия, Новиков Владислав.

природа края 1 человек – 7.1% (Унгефук Светлана);
улицы Соликамска 1 человек – 7.1% (Кулакова Анастасия)
храмы Соликамска 1 человек - 7.1% (Шляков Никита)
города края 1человек – 7.1% (Унгефук Светлана)
Средний уровень: 11 человек – 78.5 %
Низкий уровень: 2 человека - 14.2 %