«Модель воспитательной работы с учащимися туристско-краеведческого объединения»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации специалистов)
Самарский областной институт повышения квалификации работников образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА


«Модель воспитательной работы с учащимися туристско-краеведческого объединения»



Выполнила:
Педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара
Сташенков Дмитрий Дмитриевич





Самара 2016



Игровые технологии как средство развития творческого потенциала учащихся в объединении туристско-краеведческой направленности учреждения дополнительного образования детей
Цель – обоснование использования игровых технологий в объединении туристско-краеведческой направленности учреждения дополнительного образования детей как средства развития творческого потенциала учащихся.
Задачи: разработка элементов игровых технологий для использования на занятиях туристско-краеведческого объединения УДОД в целях развития творческого потенциала учащихся.
Определения и понятия по теме работы:
Творчество – деятельность по созданию качественно нового, впервые создаваемого оригинального продукта, имеющего общественное значение. Творческие способности – это интегративное качество личности, включающее мотивационный, деятельностный и творческий компоненты, обеспечивающие готовность и предрасположенность к деятельности по созданию оригинального продукта.
Формы развития творческого потенциала учащихся
на занятиях туристско-краеведческого объединения
учреждения дополнительного образования детей
Образовательная деятельность детского туристско-краеведческого объединения в учреждении дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, т.к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы. Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:
создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
показать результаты учебной работы;
создать условия для сплочения коллектива;
формировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне;
расширить границы учебного процесса.
Функции дополнительного образования:
Развивающая
Воспитывающая
Обучающая
Развлекательная, досуговая
Коммуникативная
Оздоровительная
Социальная, самореализация в практической деятельности
Наиболее распространенными формами массовой учебной деятельности в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия – соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др. Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения. Все эти формы творческой работы с учащимися в УДОД имеют важное значение для формирования разносторонне-развитой личности учащегося.
Развитие творческих способностей – неотъемлемая часть системы дополнительного образования. Для реализации технологий творческого развития используются следующие формы работы:
Кружки по интересам
Конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, соревнования и др. состязательные мероприятия
Праздники, концерты, вечера и другие массовые мероприятия
Экскурсии и походы
Выставки рисунков, творческих работ и поделок
Мастер-классы, показательные выступления
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Игровая деятельность
Основные условия развития творческих способностей: влияние творческой личности и организация творческой деятельности.
Пути развития творческой личности:
Мотивация, оценивание творческой ученической деятельности учителем
Решение проблемных ситуаций и нестандартных задач на учебных занятиях
Использование педагогом в учебном процессе творческих заданий
Качества творческой личности, формирующиеся на занятиях туристско-краеведческого объединения УДОД:
Чувство прекрасного
Стремление к новому
Художественный вкус
Нестандартность мышления
Образовательная деятельность детского туристско-краеведческого объединения в учреждении дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, т.к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы. Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:
создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
показать результаты учебной работы;
создать условия для сплочения коллектива;
формировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне;
расширить границы учебного процесса.
Наиболее распространенными формами массовой учебной деятельности в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия – соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др. Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения. Все эти формы творческой работы с учащимися в УДОД имеют важное значение для формирования разносторонне-развитой личности учащегося.
Для туристско-краеведческих детских объединений важное значение имеют занятия вне учебного класса.


Игровые технологии в объединении туристско-краеведческой направленности учреждения дополнительного образования детей
В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). Игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.
Цели игры:
Учебные (освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление изученного)
Развивающие (развитие мышления, активности, речи, выразительности, чувства ритма, чувства юмора, творческих и других способностей)
Воспитывающие (социализация, воспитание идентичности, дружеских отношений)
Психотерапевтические (самооценка, борьба со страхами, снятие эмоционального напряжения)
Исследователи детской игры:
Средство естественного самовоспитания ребенка (К. Гросс)
Развлечение и отдых, важные для подготовки к серьезной деятельности-труду (Аристотель)
Средство поддержания бодрости и сил (Г. Спенсер)
Научение видам деятельности, которые должны появиться позже (А. Валлон)
Воспроизведение истории жизни народа (Г. Холл).
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры.
Функции игры:
- Выход избыточной энергии
- Возможность подражания
- Отдых, разрядка, развлечение
- Тренировка и упражнение
- Стремление к лидерству и соперничеству
- Возможность фантазировать и воображать
- Восполнение монотонной деятельности
Законы игры:
Закон свободной коммуникации (единый и понятный игрокам язык)
Закон единства цели (целеустремленности)
Закон постоянного действия (движения)
Закон материального равенства (одинаковые исходные способности)
Закон цикличности (возврат в исходную позицию)
Закон ограниченной свободы действий (правила)
Закон автооценки действий (достигнутые результаты -оценка качества подготовки к игре).
Принципы детской игры:
Активность игрока
Открытость и доступность
Динамичность игры
Наглядность и виртуальность
Занимательность и эмоциональность
Моделирование и макетирование игры
Разыгрывание и использование роли
Индивидуальность и коллективность
Целеустремленность игрока
Самодеятельность и самостоятельность
Симметричность и адекватность
Состязательность и соревновательность
Результативность
Достоверность, повторяемость игры
Необходимость и случайность
Спонтанность
Проблемность игры
Информативность (наличие обратной связи).
Особое место в образовательном процессе занимают Туристские игры на местности.
Основные этапы организации и проведения Туристской игры:
1 этап – создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности мероприятия, целей и задач игры, определение ее организаторов, места и времени проведения, количество и контингент участников;
2 этап – разработка положения о мероприятии, условий или правил игры;
3 этап – ознакомление с положением (правилами) предполагаемых участников игры;
4 этап – организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций и мастер-классов, подготовка оборудования, изготовление элементов декораций и оформления и т.д.)
5 этап – сбор заявок на участие в игре и подготовка участников;
6 этап – составление детального плана (сценария) проведения игры, формирования состава инструкторов, судей, ведущих и аниматоров;
8 этап – организация и проведение игры;
9 этап – подведение итогов игры, определение и награждение победителей;
11 этап – организация и проведение методических мероприятий для педагогов (анализ мероприятия, оформление отчетных документов и материалов, информация в СМИ).
Дополнительные действия в ходе организации и проведения Игры:
на Игру можно пригласить родителей и гостей: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе жюри;
для привлечения внимания к мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу или объявление;
место проведения Игры следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой и темой данного мероприятия;
подведение итогов Игры и награждение можно проводить сразу после проведения или в отдельный день, а вручение призов и подарков можно сочетать с показательными выступлениями участников, показом видео- и фотосъемок Игры.
Любая игра – творческий процесс, в ней всегда имеется цель, достижение которой требует индивидуальных или коллективных усилий. Основная цель игровых программ для учащихся - содействие интеллектуальному, духовному, физическому и социальному развитию детей.
Примеры игр с веревками на занятиях туристско-краеведческого объединения
«Узлы»
Необходимое оборудование: верёвка (диаметром 8-10 мм) длиной 1 м - 10 шт., карточки с названиями узлов. Описание:
Контрольное время 30 секунд. Ошибка при вязке узла - 1 балл штрафа.
Перед командой лежит мешок с написанными названиями узлов. По сигналу участники вынимают листок и завязывают написанный на нём узел. Подсчёт очков производится по количеству правильно завязанных узлов и затраченному времени.
Завязывание узла парами. Игроки становятся по парам друг напротив друга, держа правой рукой за один конец верёвки, левая рука заложена за спину. Пары завязывают предложенный им узел. Очки присуждаются за скорость и правильность вязки.
Рекомендуются следующие узлы: прямой, простой, проводник, восьмёрка, стремя, схватывающий, встречный, булинь, серединный проводник и пр..
"Узелки". Описание: Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
"Прогулка слепых". Описание: Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, притискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте. Выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).
"Паутина". Оборудование: бечёвка 100м. Описание этапа: Между 2 деревьями натягивается вертикальная паутина из бечёвки. Количество ячеек должно соответствовать количеству участников. Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто- либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.
«Треугольник». Необходимое оборудование: бечева 50 м.
Между 3 деревьями на расстоянии 1,5 м от земли натягивается треугольник - задача группы выбраться из «треугольника», не касаясь верёвки.
‹ђ Заголовок 1‹ђ Заголовок 2‹ђ Заголовок 315