Программа Психологическое сопровождение подростков с девиантным поведением


«Психологическое сопровождение подростков с девиантным поведением».
Введение.
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Причины - отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменений ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений.
Для предупреждения и эффективной коррекции девиантного поведения у подростков важнейшим направлением является его психологическое сопровождение. Основой психологического сопровождения является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности, ее формирования как субъекта жизнедеятельности.
В данной проограмме мы руководствовались разработками таких авторов, как И.В.Дубровина, Р.В. Овчарова, С.А. Беличева, Е.Д. Змановская, А.Е. Личко, И.В.Рожков, Г.И. Макартычева и др.
На формирование поведения подростка влияние оказывает окружение, в котором формируется его личность. Важную роль в этом играет воспитание ребенка в семье, его взаимоотношение с педагогами. Поэтому для повышения эффективности психокоррекционной работы с подростками девиантного необходимо проводить работа, как с родителями, так и педагогами.
В своей работе по психологическому сопровождению подростков нами были выделены три блока:
Работа с подростками.
Работа с родителями.
Работа с педагогами.
На каждом этапе решались следующие задачи:
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.
Психодиагностическая работа с родителями направленная на изучение детско-родительских отношений.
Анкетирование педагогов с целью определения знаний в области девиантологии.
Индивидуальная работа по установлению контактного взаимодействия с подростками.
Групповая коррекция девиантного поведения учащихся, психологическая и социальная адаптация подростков, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса учащихся.
Информационно-просветительская работа с педагогами лицея в основе, которой лежит информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка и повышение уровня эффективности приемов педагогического воздействия.
Информационно-просветительская работа с родителями, в основе, которой лежит профилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной культуры.
Работа с подростками.
Направление деятельности Цели Содержание, тематика
Диагностический этап. - выявление подростков с признаками девиантного поведения. - беседа с классными руководителями, педагогами;
-наблюдение за подростками во время учебного процесса;
-диагностика предрасположенности к отклоняющему поведению (схема Бандура А., Уолтерс Р.);
-тест акцентуации характера К.Леонгарда;
- диагностика склонности к отклоняющему поведению А.Н.Орел
Коррекционно-развивающий этап I этап
- установление контактного взаимодействия с подросткам девиантного поведения
- установление контактного взаимодействия с подростками, методика Филоновой Л.Б. [10]
IIэтап
-развитие самосознания и способностей к самоанализу для предупреждения правонарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;
-стимулирование процесса личностного развития, реализация творческого личностного потенциала, достижение оптимального уровня жизнедеятельности;
-формирование и принятие позитивных жизненных целей, развитие мотивации к их достижению.
Занятие 1. [6]
Цель: знакомство участников группы, информирование о целях занятий, принятие групповых правил.
Занятие 2.
Цель: развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, навыков партнерских отношений, сплочение группы.
Занятие 3.
Цель: сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, выработка адекватной самооценки.
Занятие 4.
Цель: знакомство с миром чувств.
Занятие 5.
Цель: развитие навыков самоанализа и способности адекватно принимать свои личностные качества.
Занятие 6.
Цель: развитие навыков принятия оценки со стороны.
Занятие7.
Цель: развитие навыков саморегуляции и терпимости к людям.
Занятие 8.
Цель: знакомство с понятием «конфликт», видами конфликтов и способами их разрешения.
Занятие 9.
Цель: обучение на практике способам разрешения конфликтных ситуаций в межличностных отношениях.
Занятие 10.
Цель: знакомство с понятием «внутриличностный конфликт»
Занятие 11.
Цель: развитие навыков сотрудничества, управление своими эмоциями и искреннего общения.
Занятие 12 .
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков.
Занятие 13.
Цель: развитие доверия по отношению к партнерам, выработка умения принимать критику, осознавать полноту дружеских отношений.
Работа с родителями.
Направление деятельности Цели Содержание, тематика
Диагностический этап. - выявить уровень знаний у родителей о проблеме отклоняющего поведения среди подростков;
-диагностика детско-родительских отношений. - анкетирование родителей; [10]
- «Опросник родительских отношений» А.Я.Варги, В.В.Столина.
Информационно-просветительский этап. - профилактика дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
- изменение отношения родителей к своему ребенку в сторону принятия;
- развитие конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций с подростками. Занятие 1. [6]
Цель: определение круга проблем во взаимоотношениях с подростком, развитие навыка выявления своей позиции и позиции ребенка по методу транзактного анализа, получение правовой информации об ответственности родителей в воспитании детей.
Занятие 2.
Цель: развитие умения разделять события, связанные с поведением ребенка, на те, за которые ответственен он сам, и те, ответственность за которые несут родители. Обучение способам передачи ребенку ответственности за свои поступки, получение информации об ответственности родителей за правонарушения несовершеннолетних.
Занятие 3.
Цель: выработка у родителей умения различать проблемы, возникающие при передаче ребенку ответственности за его поступки, и отстаивать свою позицию; повышение самооценки.
Занятие 4.
Цель: определение способов разрешения конфликтов, знакомство с методами беспроигрышного разрешения конфликтов.
Занятие 5.
Цель: обучение равноправным взаимоотношениям с ребенком, формирование адекватной самооценки в роли родителя.

Работа с педагогами.
Направление деятельности Цели Содержание, тематика
Диагностический этап - выявить психологические затруднения педагогов в работе с учащимися девиантного поведения. - анкетирование педагогов. [10]
Информационно- просветительский этап - повышение уровня психологических знаний у педагогов в области девиантологии;
- разработка рекомендаций по осуществлению индивидуального подхода к подросткам с отклоняющимся поведением, координации работы по изучению личностных качеств учащихся;
- обучение навыкам эффективной коммуникации с родителями учащихся; - семинар «Девиантное поведение. Виды девиации. Причины отклоняющегося поведения подростков»;
- семинар «Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения подростков»;
- семинар «Профилактика девиантного поведения среди подростков»;
- семинар с элементами тренинга «От толерантного педагога к толерантному ученику»;
- семинар с элементами тренинга «Учимся управлять эмоциональным состоянием»;
- рекомендации для педагогов «Организация работы с подростками девиантного поведения»;
- рекомендации для классных руководителей «Как общаться с родителями трудных подростков».
Библиографический список
Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Наука, 1999.
Башкатов И.П. Признаки отклоняющегося поведения, М.,2005.
Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004.
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2001.
Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.; Речь, 2007г.
Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник.
Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.
Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике, М., 2003г.. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.
Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М., 2003.
Эйдемиллер Э.Г. "Методы семейной диагностики и психотерапии». Москва & Санкт-Петербург: "Фолиум", 1996 г.