Программа дополнительного образования Естественно-научного направление.
Программа естественно - научного направления "Первые шаги в науку"
Паспорт программы
Наименование программы
Программа «Первые шаги в науку» МОУ – Средней общеобразовательной школы с. Карпёнка Краснокутского района Саратовской области
Заказчик
Администрация МОУ – Средней общеобразовательной школы
с. Карпёнка
Основные разработчики
Еськова Елена Леонидовна
Лопасова Марина Ивановна
Исполнители программы
Педагоги и учащиеся МОУ – Средней общеобразовательной школы
с. Карпёнка
Цель программы
Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
Задачи программы
Развитие познавательной активности, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний.
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
Организация проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Сроки реализации программы
3 года
Ожидаемые результаты
разработка проектов и тем исследований;
удовлетворение спроса каждого школьника на изучение интересующих его проблем;
участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, выставках;
проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами, проектами;
подготовка творческих работ, публикаций в Интернете.
Пояснительная записка
Данная программа призвана содействовать выработке у учащихся творческого отношения к труду. Формировать у школьников интерес к более глубокому изучению основ общественно-гуманитарных, естественных и математических наук, к проектной деятельности и научно-исследовательской работе. Учить школьников методам и приемам доступных им научных исследований, умению обращаться с приборами, оборудованием необходимым для экспериментов, работать со справочной, научной и другой литературой, использовать Интернет для получения информации.
Программа нацелена на выявление учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня. Стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний, способных приобретать навыки и умения творческой и исследовательской, изобретательской работы во внеурочное время.
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение, составили банк одаренных детей.
Главное в программе системный подход к формированию у учащихся естественно - научного мировоззрения. Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.
Программу рекомендуется использовать в образовательном учреждении с 1-го по 11-й класс.
Кадровое обеспечение:
педагоги образовательного учреждения;
воспитатель ГПД и классные руководители.
Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 1 год. Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами естественно – научного развития учащихся разного школьного возраста.
I категория: ребята 1–7-x классов:
выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью;
дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.
II категория: учащиеся 8-11-х классов:
формирование научного мировоззрения;
развитие качеств обучающихся, таких как, способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие гибкости ума, критичности, наличия своего мнения, умения выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;
создавать проекты и выступать с окончательным вариантом своей научной работы на школьной научно-практической конференции;
представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и в городе.
Мероприятия по реализации программы
Месяц
Тема
Класс
Ответственные
Результат работы
сентябрь
Подготовка и проведение организационного собрания
7-11
Руководители МС, члены НОУ
Папка материалов
ноябрь
Содержание тематики проектных работ.
3-11
Руководители секций, члены НОУ
Памятки по работе с проектами.
декабрь
Подготовка к участию членов НОУ в школьных и городских олимпиадах по предметам
2-11
4-11
Учителя-предметники, руководители методических объединений
Методический бюллетень: анализ результатов олимпиад.
январь
Подготовка ко Дню Открытых дверей
1 -11 классах.
1-11
Руководители секций, члены НОУ.
Сборник материалов
февраль
Подготовка к проведению школьной научно-практической конференции “Мы – будущее XXI века”
7-11
Члены НОУ, руководители секций
Сборник материалов
март
Результаты школьной конференции, подготовка к районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
8-11
Члены НОУ, руководители секций.
Методический бюллетень
апрель
Участие в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
8-11
Члены НОУ, руководители секций.
Методический бюллетень
В течение года
Участие в международных , всероссийских и региональных предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, конкурсах.
1-11
Члены НОУ, руководители секций.
Банк достижений ОУ
В течение года
Участие в Интернет-конкурсах, он - лайн - олимпиадах
1-11
Члены НОУ, руководители секций.
Банк достижений ОУ
Методическое обеспечение программы
Бурменская Г.В и Слуцкая В.М. Одаренные дети. М.: “Прогресс”. 1991.
Гамезо М.В. Возрастная психология. ПОР. Москва. 2001.
Добринская С.Ю. Социальное проектирование школьников. КДПиШ. Красноярск. 2004.
Информационно-методический журнал “Научное общество учащихся”. КДПиШ, Красноярск.2005–2008.
Карделл Ф. Формула успеха. ИК “Невский проспект”. СПб., 2001
Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение. 1996.
Кон И.С.Психология старшеклассника.
Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. КДПиШ. Красноярск.2003.
Леонтьев Б.А. Web-дизайн: хитрости, тонкости и секреты. Полное руководство пользователя. М.: СОЛОН-Пресс. 2003.
Методические рекомендации. Юный исследователь: вопросы и ответы. Красноярск. 2003.
Микало М. Тренинг интеллекта. Сам себе психолог. Питер. Санкт-Петербург. 2001
Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. “5 за знания”. М., 2008.
Столяренко Л.Д.Педагогика. 100 экзаменационных ответов по педагогике.. ИЦ “Март”. Ростов-на-Дону. 2001.
Столяренко Л.Д. Психология. 100 экзаменационных ответов по психологии. ИЦ “Март”. Ростов-на-Дону. 2001.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. АСАВЕМА. Москва. 1999.
Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. “5 за знание”. 2007.
Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.
Заголовок 1Заголовок 315