ОБУЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – КАК ОСНОВА УСПЕХА БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – КАК ОСНОВА УСПЕХА БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тептерева Г.А., Нугуманова В.К.
МОУ ДОД Детский эколого-биологический центр г.Уфы
Проблемой сегодняшнего обучения является неумение школьников и, далее, студентов излагать свою позицию по какому-либо вопросу в письменном и, даже, устном выражении.
Одной из причин подобной ситуации является повсеместное увлечение проверкой знаний в тестовом варианте.
За одиннадцать лет обучения в школе ребенок приобретает практику «угадывания», которая превалирует над умением связно изложить свою позицию по выбранному вопросу. Тем более, практически полностью исчезает умение отстаивать свое видение вопроса в присутствии учителя и, далее, преподавателя – развивается «рефлекс соглашательства». Следствием этого является снижение познавательского интереса и мотивации к углублению знаний.
В подобной ситуации, возникающей сегодня, на всех уровнях образования, значимое влияние может оказать система дополнительного образования детей. Профильность направлений в системе дополнительного образования предоставляет возможность выбора: научное направление, прикладное, массово-развлекательное.
В частности, научное направление, представленное в Детском эколого-биологическом центре г.Уфы, естественно-научным профилем, имеет реальные возможности для решения вышеозначенных проблем.
В этой связи, задачи дополнительного образования в научном направлении деятельности, могут быть сформулированы следующим образом:
– набор детей в группы в начале учебного года должен проводиться по специально разработанной программе, позволяющей установить склонность ребенка к познавательской, исследовательской деятельности;
– первые же проводимые занятия должны проводиться строго в игровой форме, диаметрально отличающейся от традиционного обучения (уроков);
– возникший и активно проявленный ребенком интерес должен переводиться в четко сформулированные исследовательские задачи;
– задача исследования должна объединять нескольких детей и работа с литературой по выбранному вопросу должна проверяться в форме дискуссии, проводимой руководителем с позиции, исключающей навязывание своего мнения и допускающей только резюмирующее ;
– проведение экспериментальной части исследований проводить, давая возможность детям выполнить практическую часть лично;
– объединять детей по парам с последующим анализом полученных результатов и дискуссией по выявлению причин расхождения результатов или отсутствия таковых, с обязательным и строгим соблюдением правил техники безопасности в лаборатории и при работе с реактивами;
– оформление экспериментальных данных и обсуждение полученных результатов совмещать с проверкой уровня понимания изученной по исследуемому вопросу литературой, соблюдая основы и правила оформления учебно-исследовательских работ, представляемых на научно-практические конференции и конкурсы различных уровней;
– создание презентаций по проделанной работе совмещать с написанием доклада лично каждым ребенком, что отражает уровень его понимания вопроса;
– проводить заслушивание доклада в виде рабочей дискуссии, проверяя умение доложить суть исследования и высказать свою позицию по результатам исследования;
Все указанные задачи могут быть реализованы в условиях проведения занятий в специально оборудованных кабинетах, предоставляемых базовыми общеобразовательными учреждениями.
Результатом проводимых занятий , как правило, является появления у ребенка опыта публичных выступлений, формирование способности к корректному и аргументируемому отстаиванию позиции.
Приобретенные навыки и умения реализуются в рамках конференций школьного, городского, республиканского, регионального, Всероссийского уровней, свидетельством чего являются грамоты и сертификаты участия.
Мониторинг успеваемости по учебному плану общеобразовательной школы, проводимый руководителем объединения дополнительного образования «Экохимия» в течение 12 лет, показал однозначное повышение мотивации к обучению, рост уровня интеллекта и умения общаться на корректном уровне и, как следствие, более осознанный выбор будущей профессии.
Таким образом, система дополнительного образования детей способна решать широкий круг вопросов воспитания подрастающего поколения, сформировать грамотную гражданскую позицию, подсказать выбор профиля дальнейшего образования и оказать значимое влияние на созревание личности.
15