Индивидуальная рабочая программа по английскому языку как средство повышения качества образования в условиях введения ФГОС.
Индивидуальная рабочая программа по английскому языку как средство повышения качества образования в условиях введения ФГОС.
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, который обеспечивает включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Индивидуальная образовательная программа для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы, при этом индивидуализации подлежат и программы учебных предметов
Постараюсь показать это на примере программы по английскому языку
индивидуального обучения ученика 5-го класса.
При проектировании рабочей программы учитывались
- преемственность
- требования к преподаванию предмета в условиях введения ФГОС
- индивидуальные особенности и образовательные потребности конкретного ученика (в данном случае – слабовидящего).
Индивидуальная рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с - нормативно-правовыми документами
(Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897
Приказом от 01.10.2014 №1875 Министерства образования и науки Мурманской области «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
Письмом Министерства образования РФ от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6 «Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении»),
-примерной программой по предмету «Английский язык»,
- а также рекомендациями по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения.
В учебном плане школы на изучение английского языка в 5 классе отведено 3 часа в неделю.
На основании Приказа Министерства образования и науки Мурманской области от 01.10.2014 №1875 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» появилась возможность не сокращать количество часов на индивидуальное обучение, а сохранить 3 часа: 1,5 - из количества часов обязательной нагрузки, а также 1,5 самостоятельной работы обучающегося. Содержание самостоятельной работы описано в индивидуальной рабочей программе по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений. Формирование умения самостоятельной работы является одним из требований ФГОС. Однако обеспечение способности к организации самостоятельной учебной деятельности возможно только при планомерном и целенаправленном формировании УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах. «Особенностью содержания современного основного общего образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности» (Примерная ООП ОУ. Основная школа. С. 190).
Перед учителем возникает задача правильно спланировать учебный материал, распределив его содержание и объем для изучения предмета на уроке и при самостоятельной подготовке. При этом очень важно определить, какие УУД будут формироваться, какие из них будут формироваться под контролем учителя, а какие обучающийся освоит и усовершенствует самостоятельно.
Так при изучении Модуля 2 тем «Я из», «Мои вещи», «Моя коллекция» работа была организованна следующим образом. Из 3 часов, предусмотренных рабочей программой, 1,5 отведено на урочные занятия, 1,5 – на самостоятельное изучение. Для изучения на уроке отобрана ранее не знакомая лексика (В теме «Я из»: American, British, Canadian, English, French, Italian, Japanese, Russian, stop. «Мои вещи»: scarf, skateboard, trainers, International words. «Моя коллекция» but, collection, nice, stamp), изучен новый грамматический материал (Have got, Множественное число существительных This/these – that/those), совершенствовались навыки аудирования при работе с упраждениями 1 стр.36, 9 стр.39, чтения при работе с упр. 4 стр.37 и 4 стр.40, диалогической речи при работе с упражнением 8, стр.37, 2 стр.38, 3 стр. 40, монологической речи при составлении рассказа на основе прочитанного в упр 6, стр.37 При этом формировались следующие УУД: развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, умение координировать работу с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.). Также формировались коммуникативные умения : говорение (краткое изложение содержания прочитанного, участие в элементарных диалогах), аудирование, чтение, письмо, а также умение оперировать языковыми средствами: лексическими, грамматическими и фонетическими.
Для самостоятельной работы предложены упражнения из рабочей тетради, а также дополнительные упражнения в презентации по теме для осознанного употребления новой лексики, с целью совершенствования языковых и коммуникативных умений в новой ситуации: умение использовать слова адекватно ситуации общения., оперировать активной лексикой в процессе общения, составлять небольшое высказывание по теме, узнавать, воспроизводить и употреблять в устной и письменной речи лексические единицы, обслуживающие ситуацию общения в пределах заданной тематики. Также предложены упражнения из рабочей тетради для отработки грамматического материала с целью развития умений узнавать, воспроизводить и употреблять в устной и письменной речи новые грамматические конструкции, применять изученные правила. Для формирования коммуникативной компетентности предложено упражнение на работу с диалогом в упр.4 стр.38, пересказ текста в упр. 6 стр.37.
При выполнении самостоятельной работы допускается контроль со стороны учителя, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Мы выстраиваем взаимодействие между учителем и учеником в режиме электронной почты, связи посредством программы SKYPE, работы с интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы). Выполнение заданий в дистанционном режиме способствует формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Так при изучении перечисленных выше тем модуля 2 было использовано общение посредством программы Skype для проверки работы с диалогом, а также использовали электронную почту для контроля выполнения письменного задания и отправки дополнительных упражнений на отработку лексического материала по теме «Страны и национальности».
В теме «С новосельем!» Модуль 3 ученику а по электронной почте отправлена презентация для отработки лексического и грамматического материала.
Индивидуальной рабочей программой предусмотрено выделение часов на выполнение контрольных тестов. Тесты помогают проверить не только предметные умения, но и личностные и метопредметные, так как с помощью представленной после каждого упражнения оценочной шкалыи задания на рефлексию обучающийся может осуществить такие регулятивные действия как: самонаблюдение, самоконтроль, самооценка, умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. Тест может использоваться для самостоятельной работы на уроке и дома под частичным контролем учителя. В этом случае обучающемуся с качестве самоконтроля после выполнения работы предлагается информационная поддержка в виде ключей к выполненным заданиям.
В УМК «Английский в Фокусе» нашло отражение одно из требований ФГОС - формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. По окончании каждого модуля выполняется проектное задание. Подготовка к нему ведется рассредоточено на протяжении всего изучения модуля. Например при подготовке проекта в Модуле 3 «Картина известного здания» работа осуществлялась следующим образом:
Самостоятельно
При поддержке учителя
Выбор объекта для описания
Поиск информации в интернете
Составление плана описания объекта
Введение новых лексических единиц, грамматических конструкций на примере текста-образца
Подготовка сообщения по теме
Проверка готового сообщение
Оформление проекта (рисунок и сообщение)
Презентация работы/ рефлексия
Поскольку индивидуальная рабочая программа составлена для ученика, имеющего нарушение зрения, при ее реализации учитываются методические рекомендации по организации работы с этой группой обучающихся.
Чередование видов деятельности на уроке.
Особенности предъявления информации в печатном виде (карточки, интерактивная доска).
Дозирование зрительной работы, обязательное использование аудиосредств.
Дозированный объем письменных заданий.
Использование физминуток.
Надеюсь, составленная индивидуальная рабочая программа будет способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка, обеспечит формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, будет способствовать повышению качества образования.
.