Рабочая программа элективного курса «Образ знатной женщины в средние века. Культ Прекрасной Дамы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Образ знатной женщины в средние века. Культ Прекрасной Дамы»
(10 класс)
Составитель: учитель истории
Судоль Вероника Александровна
Нижний Новгород
2015
1. Пояснительная записка
Изучение истории средневековой Франции, роли в ней такого культурного феномена, как культ Прекрасной Дамы, который нашел свое дальнейшее отражение в культуре многих стран, в том числе и в России (творчество А. Блока) станет интересным и познавательным дополнением к основному курсу по Всеобщей истории в школе с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.
Рабочая программа элективного курса «Образ знатной женщины в средние века. Культ Прекрасной Дамы» разработана на основе программы элективных курсов «Элективное море», Алейникова И., “Управление школой”, № 13, 2006 г. [http://festival.1september.ru/articles/416613/]
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа элективного курса предусматривает обучение в объеме 0,5 часов в неделю - 11 часов в год.
Цель элективного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. Особенно, роли женщины. Сейчас это важно, поскольку довольно много заблуждений как у учащихся, так и у взрослого поколения о том, кем была женщина в средние века, как менялось ее социальное положение, правовой статус в обществе, в котором из покон веков царило мужское общество.
Задачи курса:
1) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
2) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
3) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;
4) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
Формы организации учебного процесса:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением источников;
беседы;
семинары;
практические работы;
викторины.
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы организации учебного процесса направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
умение выдвинуть гипотезу;
умение делать обобщения;
умение систематизировать материал;
умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, вы являть сходства и отличия;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Содержание программы
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
Формы
контроля
1.
Вводное занятие. Предпосылки возникновения культа Прекрасной Дамы.
1
2.
Раздел 1. Как это – быть °женщиной знатного происхождения
1
3.
Раздел 2. Рыцарский Кодекс чести, турниры
2
4.
Раздел 3. Средневековые «певцы любви» - трубадуры и труверы
3
тестирование
5.
Раздел 4. Культ Прекрасной Дамы. Образ Дамы.
2
9.
Итоговое занятие
2
Защита
рефератов
Итого:
11 ч
Вводное занятие. Лекция. Предпосылки возникновения культа Прекрасной Дамы. (1 час)
Внешнеполитическая обстановка во Франции, природно-географические особенности, определение возможного места зарождения культа Прекрасной Дамы.
Раздел 1. Как это – быть женщиной знатного происхождения (1 час) Лекция
Отношение к женщине в семье (замужней, незамужней), в обществе. Права и обязанности. Традиции и суеверия.
Раздел 2. Рыцарский Кодекс чести, турниры (2 часа) Семинар
Кто такие рыцари. Кодекс чести. Турниры и праздники. Дама на турнире.
Раздел 3. Средневековые «певцы любви» - трубадуры и труверы (3 часа) (Лекция-1 час, Семинар – 1 час, тестирование - 0,5 часа, подведение итогов – 0,5 часа).
Этимология названия «трубадур», «трувер», общее и различное. Известные представители, их произведения ( стихи, песни).
Раздел 4. Культ Прекрасной Дамы. Образ Дамы (2 часа) Семинар.
Куртуазная любовь. Правила куртуазии. Образ Прекрасной Дамы, внешность, манеры поведения.
Итоговое занятие (2 часа)
Защита рефератов.
Формы и средства контроля
Тест к разделу «Средневековые «певцы любви» - трубадуры и труверы»
1) Авторами своих стихов и песен являлись:
а) трубадуры; в) труверы;
б) миннезингеры; г) жонглеры.
2) Кто лишний в этом ряду и почему?:
а) Бертран де Борн; в) Жофре де Фуша;
б) Бернард де Вентадорн; г) Тибо Шампанский.
___трувер__________________________________________________
3) Обилие поэтических жанров свойственно для:
а) трубадуров;
б) труверов;
в) миннезингеров;
г) менестрелей.
4) Лирическое стихотворение о рыцарской любви:
а) кансона
б) пастурель
в) альба
г) эскондидж
5) Творчество женщин характерно для куртуазной поэзии:
а) трубадуров; в) труверов;
б) жонглеров; г) миннезингеров.
6) После какого исторического события лирика трубадуров и сами их представители исчезли?
_____Альбигойские войны____________________________________
7) Творчество какого поэта больше всего запомнилось и почему? Как в его поэзии описывается культ Прекрасной дамы?
Примерные темы рефератов к итоговому занятию
Дама на рыцарском турнире
Творчество трубадуров, труверов
Образ Прекрасной Дамы в источниках
Влияние культа Прекрасной Дамы на культуру западноевропейских стран
Связь культа Прекрасной Дамы во Франции с творчеством А. Блока.
Литература для учителя:
Кинзибаева И.Г. Элективные курсы – требования к разработке//Мастер-класс: приложение к ж. «Методист». - 2006.-№7.-С.10-21.
Сафонов Г. Элективные курсы (из опыта работы по предпрофильному и профильному обучению в лицее)//Школьное планирование.-2005.-№6.-С.33-53.
Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - [Электронный ресурс].
Литература для учителя и учеников
Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М.: «Высшая школа». 1987.
Жорж Дюби. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. Одиссей. Человек в истории. М., 1990.
Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М.: «Наука». 1975.
Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. М.: «Молодая гвардия». 2006
Иванов К. А. Многоликое средневековье. М.: «Алетейа» 1996.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Николаева И., Карначук Н. Культура рыцарской среды. Учебное пособие. Томск. 2002// URL:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., Художественная литература. 1974.// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15