Урок обществознания по теме «Конституция 20 лет на страже государственности»
Урок 10 класс дата_____________
Тема: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 20 ЛЕТ НА СТРАЖЕ ГОСУДАРСТВА.
Педагогическиецели Способствовать актуализации знаний о конституции РФ; создать условия для развития навыков работы с текстом Конституции РФ, умения аргументировать свой выбор и свою позицию; содействовать формированию критического мышления, коммуникативных способностей
Тип и вид урока Исследовательская проектная работа. Усвоение навыков и умений.
Планируемыерезультаты(предметные) Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений
Личностныерезультаты Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сформированность, мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практикиКлючевыекомпетенции Ценностно-смысловая (осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общих требований и норм), учебно-познавательная (описание результатов, формулирование выводов); социокультурная (владение знаниями и опытом выполнения типичной социальной роли гражданина); коммуникативная (владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения); информационная (самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации); личностное самосовершенствование (формирование культуры мышления и поведения)
Основное понятияи термины Конституция. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство РФ. Федеральное Собрание – парламент РФ. Президент РФ. Правительство РФ.
Образовательныересурсы Конституция РФ. Бегенеева, Т. П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень : 10 класс [Текст] / Т. П. Бегенеева. М. : ВАКО, 2010, Компьютер, экран, мультимедиа, высказывания известных людей, флажки, раздаточный материал, кубики, тексты Конституции, видеоролики, презентации, государственные символы.
Конспект урока
Этапы урока Формы, методы,методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма
контроля
осуществляемыедействия формируемые УУД 1 2 3 4 5 6
I. Организационный момент Фронтальная беседа. Словесный. Слово учителя Приветствие учеников, проверка готовности к уроку. Раздать кейсы, конституции Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Класс предварительно делится на три группы, рассаживаются по группам
Коммуникативные: быстрое включение в деловой ритм визуальная
II. Постановка учебной задачи Фронтальная беседа. Словесный. Сообщение учителя. Постановка проблемных вопросов
-Анализируя предварительное домашнее задание: « О чем мы будем говорить сегодня?
Проблемным вопросом урока можно назвать: «Действующая Конституция – выражает идеи гражданского общества и правового государства?».
Сообщает тему урока; "Конституция РФ - 20 лет на страже государства»
Давайте вместе сформулируем учебные задачи на сегодняшний урок Слушают учителя, предлагают название темы, постановка цели, формулируют учебные задачи для изучения темы Регулятивные: определяют учебные задачи, сформулированные вместе с учителем Ответы на вопросы
III. Актуализация опорных знаний Проектная деятельность
Словесный. Беседа Вводное слово
В честь этой славной даты - 20-летие принятия Конституции Российской Федерации
14 февраля 2013 года Президент Российской Федерации подписал распоряжение о праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации. Подготовка и проведение мероприятий намечено на 2-е полугодие 2013 года, и завершится праздник 12 декабря.
Действующая Конституция – выражение идей гражданского общества и правового государства.
Предлагаю вашему вниманию видеоролик в качестве обзорной лекции
- Демонстрация презентации по истории Конституции.
- Объявление проектов
1. История образования Конституции
2. Конституция на защите прав человека.
3. Социологический опрос Ваше отношение к Конституции
Оценка качества выполнения презентации и раскрытия темы Защита презентаций
Регулятивные: оценивают уровень владения учебным материалом, умения проектной деятельности , свои достижения.
Познавательные: воспроизводят информацию, необходимую для решения учебной задачи.Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета Беседа по вопросам, защита презентаций-
Самооценка
IV. Применение знаний. Выработка умений Дифференцированно-групповая. Исследовательский,
частично-поисковый. Работа с текстом, кейсом заданий Организует и контролирует групповую работу с кейсами, содержащими дифференцированные задания. (Приложение.), слайды с заданиями.
1 Структура конституции РФ.
Задание: Составить из карточек название глав Конституции РФ и краткую характеристику главы (пожеланию выбирают карточки, составляют названия, зачитывают, сверяют с образцом на экране)
2 Содержание Конституции РФ
Задание: Ответить на вопросы. Найдите в текстах Конституции соответствующие статьи
1.Какие функции у председателя Правительства РФ.
2.От кого зависят судьи и кому они подчиняются?
3.Кто может стать депутатом Государственной Думы?
4.Что является парламентом РФ?
5.Кем является Президент РФ по Конституции?
6.Из перечисленных ниже субъектов РФ свои конституции могут принимать: области, края, республики, автономные округа.
3. Символика страны
Задание: Выбираем карточки с картинками и объясняем, что бы это значило.
4. Оформить стенд по Конституции РФ
Задание: Даются заготовки для оформления стенда, правильно расположить материал. Работают в группах с карточками,
Работают в группах с текстом Конституции РФ, выполняют задания кейсов, на слайдах,
Оформляют стенд Познавательные: осуществляют поиск нужной информации по заданной теме для решения учебных задач.Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество.
Формируют практические навыки в принятии решения при оформлении стенда Работа с текстом, дифференцированные задания;
располагают материал на стенде;
оценивают свою деятельность в листе самооценки
V. Закрепление знаний и способов действий Фронтальная. Практический. Письменный опрос
Организует и контролирует групповую работу с кейсами, содержащими Правовые задачи Правовые задачи.
1. Популярный политик создает партию и предлагает предоставить неограниченные права его партии в случае ее победы на выборах в Государственную Думу. Являются ли эти предложения конституционными? (Ст. 134.)
2.Руководитель администрации города М. отказывается платить налоги в федеральный бюджет, мотивируя это тем, что налоги слишком велики. Правительство настаивает на их выплате и отстраняет его от должности. Как разрешается данный конфликт в соответствии с Конституцией РФ? (Ст. 71, 114.)
3. Большинство жителей одного из регионов России выдвигают требование об отмене преподавания на русском языке и введение обучения на родном языке. Конституционно ли это требование? (Ст. 68.)
4. Два субъекта РФ имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем? Каким образом? (Ст. 67.)
5. Президент предлагает кандидатуру председателя Правительства. Государственная Дума отвергает ее. Эта ситуация повторяется трижды. Что может сделать президент для разрешения сложившегося положения?
Делая вывод по проблемному вопросу урока можно указать что, «Действующая Конституция – выражает идеи гражданского общества и правового государства». Группы представляют выполненную работу Коммуникативные: владеют основными видами публичных выступлений ответы на вопросы на основе источника
оценивают свою деятельность в листе самооценки
VI. Рефлексия Коллективная. Словесный. Беседа Организует беседу:
Краткие выводы по уроку
1 Сегодня на уроке я узнал новые понятия:
2 Мне этот урок нужен для того
3 Мне урок запомнится (или нет) тем, что
4 Я хотел бы еще узнать по этой теме о …
5 Я активно работал на уроке, т.к. _ Отвечают на вопросы Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляциии сотрудничества Письменные ответы на вопросы
VII. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Раздать карточки с заданиями. Составить тестовые задания, правовые ситуации на знание Конституции РФ Воспринимают задание, уточняют его Регулятивные: принимают учебную задачу Тесты, творческие задания.
Приложение
Тема «Конституция РФ 20 лет на страже законности» Кейс с заданиями
Ф.И._______________________________ класс 10
1 . Структура Конституции РФ.
Задание: Составить из карточек название глав Конституции и краткую характеристику главы (пожеланию выбирают карточки, составляют названия, зачитывают, сверяют с образцом на экране)
2. Содержание Конституции РФ.
Задание : Ответить на вопросы. Найдите в текстах Конституции соответствующие статьи
Какие функции у председателя Правительства РФ.
От кого зависят судьи и кому они подчиняются?
Кто может стать депутатом Государственной Думы?
Что является парламентом РФ?
Кем является Президент РФ по Конституции?
Из перечисленных ниже субъектов РФ свои конституции могут принимать: области, края, республики, автономные округа.
Символика страны
Задание: Выбираем карточки с картинками и объясняем, что бы это значило.
4. Оформить стенд по Конституции РФ
Задание: Даются заготовки материала по теме для оформления, нужно правильно расположить материал.
Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал новые понятия:__________________________________________________________________________
Мне этот урок нужен для того__________________________________________________________________________
Мне урок запомнится (или нет) тем, что _________________________________________________________________
Я хотел бы еще узнать по этой теме о ____________________________________________________________________
Я активно работал на уроке
Закрепление
Правовые задачи.
1. Популярный политик создает партию и предлагает предоставить неограниченные права его партии в случае ее победы на выборах в Государственную Думу. Являются ли эти предложения конституционными? (Ст. 134.)
2. Руководитель администрации города М. отказывается платить налоги в федеральный бюджет, мотивируя это тем, что налоги слишком велики. Правительство настаивает на их выплате и отстраняет его от должности. Как разрешается данный конфликт в соответствии с Конституцией РФ? (Ст. 71, 114.)
3. Большинство жителей одного из регионов России выдвигают требование об отмене преподавания на русском языке и введение обучения на родном языке. Конституционно ли это требование? (Ст. 68.)
4. Два субъекта РФ имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем? Каким образом? (Ст. 67.)
5. Президент предлагает кандидатуру председателя Правительства. Государственная Дума отвергает ее. Эта ситуация повторяется трижды. Что может сделать президент для разрешения сложившегося положения?
Домашнее задание
По тексту Конституции Р.Ф. заполнить таблицу
Основы конституционного строя Статьи Конституции
1 . Народовластие 2. Федерализм 3. Правовое государство 4. Разделение властей 5. Приоритет прав человека 6. РФ - социальное государство 7. Суверенитет 8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности 9. Политическое многообразие 10. Идеологический плюрализм 11. Светский характер государства