УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И науки Самарской области
государственное Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Андреев М.К.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
«общий гуманитарный и социально-экономический цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Самара, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов
стр.
1. Введение
4
2. Образовательный маршрут
5
3. Содержание дисциплины
6
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
8
5 Глоссарий
6. Информационное обеспечение дисциплины
Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «Обществознание» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМКД включает теоретический блок, перечень семинарских занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, вопросы для дискуссии, семинарских занятий, круглого стола, перечень точек рубежного контроля, задания для социологического исследования.
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия курса приведены в глоссарии.
Для получения зачёта по дисциплине «Обществознание» необходимо наличие положительных оценок по всем точкам рубежного контроля. В случае Вашего отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая дискуссии, семинарские занятия, круглый стол, презентации, сочинение-эссе, социологическое исследование.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведённых по каждой теме.
По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачёт.
Зачет выставляется на основании оценок за точки рубежного контроля.
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Код Наименование результата обучения
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК-2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК-6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК-7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК-9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК-10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Общие компетенции (ОК)
Результат, который Вы должны получить после изучения дисциплины
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Видеть объективную картину мира.
Быть политически грамотным и политкорректным.
Понимать роль государства и его политики (законодательства) в духовной, социальной и политической сферах.
Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
Качественно выполнять свои профессиональные функции.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Понимать ценностно-мотивационную основу своей профессиональной деятельности
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
Создавать проекты решений различных политических и социальных проблем.
Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.
Планировать ресурсы, свою деятельность, определять качество необходимых ресурсов.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Выбирать самостоятельно структуру для систематизации информации, находить в источниках выводы и аргументы, выделять признаки в соответствии с заданными критериями.
Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.
Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.
Систематизировать и организовывать информацию для выполнения профессиональных задач.
ОК-5 Использовать инфор-
мационно-коммуникацион-
ные технологии в профес-
сиональной деятельности.
Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы. Использовать информационно-коммуникацион
ные технологии для создания электронных презентаций, проектов, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.
ОК 6. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности
Уметь строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Понимать психологические особенности собеседника.
ОК 7. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.
Проявлять социальную толерантность.
Проявлять уважение к окружающим.
Учитывать и понимать психологические особенности собеседника и проявлять терпимость к его мнению.
ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Создавать коллективные проекты решения различных социальных, политических проблем.
ОК-10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
OK 11. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации.
.
Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещённом на двери кабинета преподавателя.
Образовательный маршрут по дисциплине
Таблица 1
Формы отчетности, обязательные для сдачи
количество
Точки рубежного контроля
3
Итоговая аттестация
Д/З.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.
Предназначен для студентов специальностей.. (по отраслям)».
Пояснительная записка
Учебная программа дисциплины «Обществознание» разработана для студентов специальностей 080501.51 «Менеджмент (по отраслям)».
Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база дисциплины «Обществознание», многоаспектность изучения ее предмета общественной жизни обусловливают интегративный характер обществознания. Курс «Обществознание» акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
Обучение по программе курса организуется в форме лекционных и семинарских занятий, а также в виде самостоятельной работы студентов.
Результаты освоения дисциплины
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК-2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК-6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК-7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК-9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК-10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Тематический план изучения дисциплины
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
Очная форма обучения
№ п/п
Наименование тем
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Всего часов
лекции
семинары
1
Человек как творец и творение культуры.
6
6
2
14
2
Общество как сложная динамическая система.
6
6
2
14
3
Социальные отношения.
6
6
2
14
4
Политика как общественное явление.
6
6
2
14
5
Человек в системе общественных отношений.
8
6
2
16
6
Правовое регулирование общественных отношений.
8
8
2
18
Всего часов
40
38
12
90
Содержание программы
Тема 1. Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.
Тема 2. Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызов XXI века.
Экономика и экономическая наука. Фактор производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Мировая экономика государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Тема 3. Социальные отношения
Социальные группы. Социальная стратификация социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Тема 4. Политика как общественное явление
Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Тема 5. Человек в системе общественных отношений
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценность и нормы. Мотивы и предпочтения . Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знание, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.
Тема 6. Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в российской Федерации.
Гражданство в Российской федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинства, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Перечень лабораторных работ
Учебным планом специальностей лабораторные работы не предусмотрены.
Содержание практических (семинарских) занятий
План семинарского занятия по теме 1: «Человек как творец и творение культуры»
Вопросы семинара:
1. Происхождение человека.
2. Мышление и сознательная деятельность человека.
3. Проблема свободы воли человека.
4. Духовная жизнь общества:
-религия
-мораль
-искусство
-культура
Темы докладов:
Понятие человека. Соотношение природного и социального в человеке.
Понятие индивида. Индивидуальное и родовое.
Структура личности в психоанализе.
Правовое регулирование трудовых отношений.
Литература: 1-26
План семинарского занятия по теме 2: «Общество как сложная динамическая система»
Вопросы семинара:
1. Общество как система. Типология общественного развития.
2. Социальные группы и общности. Социальные институты.
3. Социальная стратификация и мобильность.
4. Понятие экономики и ее структура.
5. Типы экономических проблем.
6. Политическая сфера жизни общества.
7. Правовая сфера жизни общества.
Темы докладов:
1.Понятие общества. Общество как система.
2.Социальные группы и общности.
Литература: 1-26
План семинарского занятия по теме 3: «Социальные отношения»
Вопросы семинара:
1. Психологические явления в социальных группах.
2. Социальный контроль и социальный конфликт.
3. Социальные нормы и отклоняющиеся поведение.
Темы докладов:
1. Социальный контроль.
2. Социальная мобильность.
3. Семья и брак.
Литература: 1-26
План семинарского занятия по теме 4: «Политика как общественное явление»
Вопросы семинара:
1. Политическая организация жизни общества.
2. Власть и властные отношения.
3. Форма государства.
4. Политические режимы.
5. Государство и гражданское общество.
Темы докладов:
1. Основные формы организации политической жизни общества.
2. Субъекты политической жизни.
3. Особенности политической власти и политической режимы.
4. Характеристика и признаки демократии.
Литература: 1-26
План семинарского занятия по теме 5: «Человек в системе общественных отношений»
Вопросы семинара:
1. Общественное и индивидуальное сознание.
2. Духовная жизнь человека.
3. Отклоняющееся поведение и его типы.
4. Человек в политической жизни.
Темы докладов:
1. Самосознание индивида и социальное поведение.
2. Человек в политической жизни.
3. Политическое участие.
Литература: 1-26
План семинарского занятия по теме 6: «Правовое регулирование общественных отношений»
Вопросы семинара:
1. Право. Роль и функции права в обществе.
2. Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ.
3. Правонарушение и юридическая ответственность.
4. Правовое регулирование трудовых отношений.
Темы докладов:
1. Гражданство в Российской Федерации.
2. Право на интеллектуальную деятельность.
3. Порядок и условия заключения и расторжение брака.
Литература: 1-26
Содержание самостоятельной работы
На самостоятельную работу выносится:
По теме 1. Человек как творец и творение культуры
Изучить вопросы: Как соотносится природное и социальное начала в человеке? Как соотноситься понятия «индивид» и «личность»? Какую роль играет самосознание в процессе становления личности?
По теме 2. Общество как сложная динамическая система
Изучить вопросы: Понятие социального развития и его отношение с социальными изменениями. Виды социальных групп. Место социальных институтов в социальной структуре общества.
По теме 3. Социальные отношения
Изучить вопросы: Социальные группы. Социальная мобильность.
По теме 4. Политика как общественное явление
Изучить вопросы: Основные организационные формы участия граждан в политической жизни общества. Сущность власти. Почему государство занимает центральное место в политической системе общества.
По теме 5. Человек в системе общественных отношений
Изучить вопросы: Социальная роль. Духовная жизнь человека. Человек в политической жизни.
По теме 6. Правовое регулирование общественных отношений
Изучить вопросы: Право, его основные признаки. Смысл и содержание понятия семья в правовом и социологическом аспекте. Основные положения Российского трудового права.
Тематика рефератов
1. Психологическое явление в социальных группах.
2. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
3. Типы экономических систем. Механизм рыночной экономики.
4. Политическая организация жизни общества.
5. Государство и гражданское общество.
6. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
7. Правосознание и правовая культура.
8. Правовые основы брака и семьи.
9. Духовная культура.
10. Сущность человеческой деятельности.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Бачинин В.А. Политология. Энциклопедический словарь. – СПб.: издательство Михайлова В.А., 2005.
Большой толковый социологический словарь \ Дэвид Джерри, Джулия Джерри; перевод Н.Н. Марчук. – М.: ВЕРЕ, 2001, в 2-х томах.
Глоссарий социальной работы \ Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
ЕГЭ-2007. Обществознание. Тренировочные тексты/ Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. и др. – М.: ЭКСМО, 2007.
ЕГЭ-2006. Обществознание. Тренировочные тексты/ Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. и др.- М.: Просвещение, 2006.
Золотые россыпи / составитель Тумаркин И.Б.-Одесса: Маяк. 1964.
Конституция Российской Федерации, 1993.
Кравченко А.И. Обществознание 10-11 класс: Учебник.- М., 2008.
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию.- М., 2004.
Курбатов В.И Обществознание. Учеб. пособие.- Ростов н/Д: феникс. 2006.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»\ Под ред. Л. Н. Боголюбова. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2000.
Обществознание Учебник / Безбородова А.Б., Буланова М.Б., Губин В.Д. и др./ Под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. – М.: Проспект, 2009. – 416 с.
Обществознание: Пособие-репетитор/ Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко. – Ростов н\д: Феникс.2006.
Социология молодежи: Учебник/ Под ред. В.Н. Кузнецова.- М.: Гардарики, 2005.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание : учеб. пособие. – М.: Академия, 2003.
Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА, 2002.
Человек и общество: учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др.\ Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. В2-х ч. – М.: Просвещение, 2008.
Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет?// история и обществознание для школьников.-2002.- №2.
Зимин Ю. Сочинение – эссе по обществознанию: Первый опыт //
История и обществознание для школьников.-2003-№3.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части 1 (постатейный), 3-е изд., испр., доп. и перераб., с использованием судебно-арбитражной практики/Отв. ред. О.Н. Садиков.- М.: ИНФРА-М: КОНТРАК, 2005
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части 2 (постатейный), 5-е изд., испр. И доп., с использованием судебной пратики/ Отв. ред. О.Н. Садиков.- М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2005
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части 3 (постатейный) / Отв. ред. Н.И. Марышева, К.Б. Ярошенко. – М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2005.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации, 2-е изд., испр., доп. и перераб./ Отв. ред. Ю.П. Орловский.- М.:ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2005
Комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (серия «Комментарии «Нормы»»») / В.И. Радченко.-М.: НОРМА, 2003
Коментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / В.Ф. Яковлев.- ЛексЭст,2003
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами, 2-е изд., перераб. И доп./ В.С. Чижевский .- М.: книжный мир.2004
Комментарий к Семейному кодексу Российской федерации / В.Б. Ляндрес. А.В. Вишнякова. –М.: КОНТРАКТ, 2004
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации/ С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина.- М.: Норма, 2003
Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ.- М.: ИНФРА-М, 2003
15