Значение патриотического воспитания в развитии толерантности воспитанников с ОВЗ.
Патриотизм включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаями и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Сегодня патриотическое воспитание предполагает открытость сознания к межличностному, межнациональному, межгосударственному диалогу, не замкнутость на неповторимой культурной среде, созданной твоим народом, но отзывчивость, солидарность, симпатию, взаимопомощь, пусть не любовь в высоком смысле слова, но толерантное отношение к иной культуре, другому народу. Современный патриотизм невозможен без осознания единства человечества, без понимания необходимости консолидации мирового сообщества для решения общих для него глобальных проблем. В связи с этим воспитание учащегося как патриота должно идти через преломление нравственных установок в приоритетных для настоящего времени качества личности, через все более широкую ориентацию сознания и поведения на духовные общечеловеческие ценности, подлинную интеллигентность. Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как цельный, учитывающий современные требования гуманизации, воспитательный процесс с использованием факторов и механизмов формирования духовности на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско- правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Чувство патриотизма только тогда плодотворно, когда оно соединяется с историческим сознанием. Оно многогранно по содержанию. Без осмысления исторического опыта, без знания культурного наследия народа патриотизм становится пустым словом. В многовековой культуре человечества миролюбие занимает одно из важнейших мест, выступает как важнейшая добродетель человечества. Особенно значимой проблема воспитания миролюбия представляется сегодня, в период проведения в нашей стране социально- экономических и политических преобразований, когда в жизни общества проявляются равнодушие и грубость, недостаток бережного и чуткого отношения людей друг к другу.
Если понимать под патриотизмом стремление иметь достойное настоящее и будущее в своей стране, то это невозможно без такого отношения к себе и своей истории, которое характеризуется термином «толерантность». Через формирование патриотического отношения к своей стране, народу, истории осуществляется воспитание толерантности. Оно являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают факторы боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии- способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Все это не может не изменить акцента в стратегии патриотического воспитания человека, выдвигая в центр культуру взаимоотношения и взаиморазвития культур как ведущий способ современного развития человеческой индивидуальности.
Как нравственное свойство личности толерантность характеризуется уважительным отношением к инаковости другого, к определенным допускам отличия от нас самих. Безусловно, толерантность к собственной истории не означает оправдание антигуманных поступков и явлений. Но нельзя и огульно чернить прошлое, потому что патриотические настроения не могут вырасти на пустом месте: каждый исторический период, каждая общественная сила вкладывает в содержание, соответствующее своей нравственно- политической ориентации. В межличностном общении толерантность- терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию толерантности способствует неподдельный интерес к человеку, его самобытности, постижение его эмоционального состояния, жизненный опыт. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Активизация педагогического процесса в патриотическом воспитании учащихся способствует формированию личности патриота, когда она реализуется следующими путями: актуализацией содержания и совершенствованием методики педагогического процесса, повышением компетентности преподавателя, реализацией в воспитательном процессе деятельностных форм работы. Необходимость актуализации содержательного компонента в воспитании толерантности обосновывает необходимость переориентации в выборе средств патриотического воспитания в сторону углубленного изучения истории, культурных и бытовых традиций народа, подчеркивает, что становление гражданина, патриота без такого знания невозможно.
Одной из задач патриотического воспитания является воспитание у детей любви к своему городу. Педагогу необходимо подвести воспитанников к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит своих героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому в последнее время возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Воспитывая толерантность необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, выделяя универсальный принцип- ненасилия, который регулирует отношение «маленького» человека к миру, другим людям и самому себе. И патриотическое воспитание становится одним из таких механизмов как явление общественного сознания и критерий нравственного прогресса человечества. Школьные классы становятся микрокосмосом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Межкультурному взаимопониманию нужно учить. Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества. Наше видение толерантности, ее ценностной значимости заключается в решении комплекса воспитательных задач:
- уважение к разнообразию различных мировых культур;
- устойчивая гармония между различными этническими группами;
- правильное понимание самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на уроках, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Сложности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования с трудом находят воплощение идеи, связанные внедрением принципа гуманизма в теорию и практику обучения и воспитания. Профилактика различных видов экстремизма и противодействие им для многонациональной России имеют особую актуальность. Очень важным является формирование и внедрение норм толерантного поведения в практику школы. В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказывать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. Процесс формирования толерантности заключается в воспитании у учащихся умения понимать культурные отличия других людей, принимать их (относиться к ним с уважением), оказывать поддержку людям других культур. При этом подчеркиваются не механические отличия, а ценности, существующие в той или иной культуре. Важнейшей предпосылкой умения понять, принять и поддержать другого человека и другую культуру является возможность понять, принять, поддержать самого себя и свою культуру. Нельзя забывать что, толерантность должна быть двусторонней. Формируя у уч-ся толерантность к другому и другой культуре, необходимо учить их добиваться толерантного отношения к себе и своей культуре.
Педагог - ключевая фигура воспитания и формирования личности будущего гражданина. Воспитание толерантности у уч-ся выдвигает особые требования к толерантности учителя. Только понимающий, принимающий, оказывающий поддержку окружающим педагог способен ставить и решать задачу формирования толерантности учащихся.
Эффективность формирования толерантного отношения через воспитание патриотических качеств учащихся напрямую зависит от опыта, личного примера и гражданской позиции всего педагогического состава школы. Высокая профессиональная компетентность, творческий подход к делу, независимость суждений преподавателя вызывают уважение у учащихся, помогают сформировать свое отношение к действительности, свою жизненную позицию.
Ценностные ориентации и установки, которые должны быть присущи каждому педагогу:
- мотивационная направленность учителя не только на предмет, но в первую очередь на учащегося;
- педагогический гуманизм, который выражается в доверии и уважении к детям, уверенности в их способностях и возможностях;
- эмпатическое отношение к ученикам, предполагающее стремление и умение понимать внутренний мир ребенка, чувствовать и принимать его проблемы и переживания;
- диалогизм как желание и умение слушать ребенка, вести межличностный диалог на основе равенства позиций, взаимного уважения и доверия;
- сотрудничество как установка на взаимодействие с учеником (а не воздействие на него) в процессе совместной деятельности и общения.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого- педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Быть гражданином, патриотом- это непрерывно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Разработка и внедрение системы классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами. К концу учебы в школе подросток должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Выделяя особенности патриотического отношения к миру сегодня, еще раз убеждаешься, что для формирования «новых» ценностей весьма плодотворной может оказаться именно та культурная почва, из которой не выкорчеваны корни, уходящие в прошлую историю. Именно в этих корнях и обнаруживается то ценностное ядро, которое несет общечеловеческий заряд, питая благодатной энергией и современное сознание.
Таким образом, значимость изучения и применения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание толерантного гражданина страны должно рассматриваться как одно из главных средств национального возрождения.