Поисково–исследовательская деятельность в объединениях, как одно из средств формирования интеллекта учащихся


Поисково–исследовательская деятельность в объединениях, как одно из средств формирования интеллекта школьников.
Климова Н.В.
педагог дополнительного образования МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска.
«Исследовательско – краеведческая деятельность создаёт условия
для максимального проявления творческих способностей и
самостоятельности, подтверждает педагогическуюцелесообразность ставить учащихся в положение
исследователей, прививает им навыки самостоятельной работы.
Необходимо использовать краеведение не только как источник
знаний, но и как возможность самим исследовать ту или иную
проблему на местном материале»\А.Г.Озеров, канд. педаг. наук,
ответственный секретарь Союза краеведов России.\Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, её возможных последствий. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Работая с ребятами в начальном звене, я даю им мини-исследования. При изучении темы «Этнографы-фольклористы» показав значимость людей при сборе и сохранении духовной культуры, учащиеся сами выступают в роли исследователей, этнографов, фольклористов. Им даются разные задания: «Расспросить своих родителей, родных, знакомых: какие малые жанры фольклора они знают».
«Пословицы и поговорки», «Загадки», «Народные игры. Игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки, когда были маленькими», «Колыбельные песни», «Частушки». С воспитанниками проводится предварительная инструкция в виде беседы, как вести запись, оформлять её, выдаются памятки. «Подобная творческая работа способствует развитию у школьников навыков исследовательской деятельности, литературного высказывания, обогащения языка, воспитания художественного вкуса». (А.Г.Озеров)
Необходима чёткость при построении и подаче материала. Когда ребята становятся старше, мы с ними изучаем следующие работы.
1). Памятка по написанию и оформлению краеведческих работ учащихся.
2). Методические рекомендации Ципкина Ю.Н. «Конкурсные работы учащихся по краеведению.
Темы исследования и методика их проведения».
Эти два методологических источника взаимно дополняют друг друга и позволяют юному исследователю получить теоретические знания, прежде чем начать какое-либо конкретное исследование.
Методические рекомендации Ципкина отчётливо указывают блоки, благодаря которым школьники могут грамотно вести исследовательскую работу.
Блоки.
1.Начало работы. Составление плана. Отбор источников и литературы. Рабочая картотека. Методика работы с научными текстами.
2. Введение, основная часть и заключение.
3. Оформление работы. Примечания (ссылки).
4. Защита исследовательской работы.
Разнообразная тематика исследовательских работ позволяет воспитанникам удовлетворить свои потребности, показать знания. Это связано и с литературным краеведением, музейным делом, историей нашего города.
Когда ребята пишут исследовательские работы, они не остаются равнодушными к людям, о которых они рассказывают.
Кортылёва Лида: « Думаю, я выполнила свою задачу: рассказала об Елене Яковлевне, о её статьях, о её роли в поисковой труде. Также я постаралась донести смысл, который Елена Яковлевна вложила в свою работу. А смысл этот немалый. Предо мной встал образ умного, трудолюбивого, полного энтузиазма и жизнелюбия человека, неравнодушного к судьбе своей Родины. Это показано не только в её работе, но и в письмах однополчан, адресованных к ней. Вот одно из них, сослуживца Бородина из Кизела: «А в Вашем письме мне не понравились слова «… похвастать нечем. В боевых действиях не участвовала…». Да как же это так?
Вы были в полку, притом в полку стрелковом, а это что- нибудь да значит. Каждый фронтовик знает матушку-пехоту и тяготы, которые она выносила на своих плечах, не зависимо от того, кто кем был… Девчатам было трудно вдвойне. Осмелюсь утверждать, что в этом своём утверждении вы не правы. Это излишняя скромность…»
Люди относились к ней с уважением, благодарностью и добротой.
Ветеран войны, журналист, организатор поисковой работы, Елена Яковлевна достойна почёта.
Большое спасибо ей говорят однополчане, ребята, с которыми она работала и многие другие, с кем она была знакома.
Я не встречалась с Еленой Яковлевной. Жаль. Она умерла. Но я уверена, память будет, о ней будет жить в сердцах тех, кто шёл рядом с ней по жизненному пути. И память о ней должна сохраниться». ( Исследовательская работа «Е.Я.Юнкерова – ветеран войны и её статьи» 2013г.)
О важности проведения исследовательской деятельности пишут сами воспитанники в своих работах, когда делают выводы.
Кортылёва Лида: « Было немало встреч, немало материала пересмотрено, но чтобы знать историю села недостаточно один раз послушать людей или посмотреть документы. Необходимо систематическое и комплексное изучение и истории, и природы и культуры. Хотелось бы, чтобы история села не забывалась. История села существует благодаря людям, которые сохраняют обычаи, песни, танцы, одежду, то есть свою культуру. Спасибо за это ачанцам»
/ Исследовательская работа «Современная история села Ачан, 2014 г./
Ордин Борис: «Встречаясь со многими людьми разных профессий, но единых в одном понятии: носители фольклора, мы убедились в важности своей работы.
Ведь «собирание и изучение фольклора – это по своей сути духовное общение с народом». Собирая фольклор, мы соприкасаемся с самыми сокровенными мыслями и чувствами людей, видим их отношение к природе, к жизни и к труду. Но мы не только систематизируем материал, но и оформляем, пропагандируем то, что собрали, а также людей – носителей духовной культуры.
Материалы используем на занятиях своего объединения, уроках, встречах, устных журналах, ставим сказки, поём песни, частушки. Выступаем перед своими сверстниками, родителями, в детских садах. Готовимся к новым экспедициям»…
/ Исследовательская работа «По следам фольклорных экспедиций» 2014 г./
Туранцева Оксана: «Через творчество художников-иллюстраторов я глубже познала произведения Владимира Клавдиевича Арсеньева. Когда я рассматривала иллюстрации, мне хотелось ещё раз перечитать конкретный эпизод, который описывал Владимир Клавдиевич. И поверьте, я получала от этого большое наслаждение.
И в тоже время я сделала для себя вывод, что как бы ни были хороши иллюстрации, они полностью не заменят художественное произведение. Его надо читать. И всё-таки я рада, что соприкоснулась с такой темой. Я увидела единство художника слова и художников кисти. Действительно, чем талантливее написаны иллюстрации, тем интереснее и ценнее книга»
/Исследовательская работа «Художники-иллюстраторы В.К. Арсеньева» 2008 год/
Голованушкина Анастасия: «Я думаю, что справилась с задачей, которую перед собой ставила. Открыла страничку нашего города и школы одновременно, познакомила читателя с нашими замечательными педагогами, поведала об их мастерстве, талантах и творческой работе, кроме прямых обязанностей, рассказала об интереснейших делах учеников и учителей в рамках особого школьного государства ШКИД, разъяснила – что такое государство ШКИД и в чём заключается его работа. Подвела итог работы школы, т.е. рассказала о выпускниках, которыми мы все очень гордимся. Я описала наше достоинство, победы, то, чем мы гордимся, но люблю-то я не только за это! Я уверена, что не будь всего этого, я бы всё равно её также любила и гордилась ею. Ведь я люблю свою школу со всеми её плюсами и минусами. Всё в ней родное: и учителя, и рабочий персонал, и даже классы, и исписанные парты. Я – это общий результат учителей. Ведь ребёнок, пришедший в школу – это не смышленый человечек, не знающий и не видящий жизнь в полной её мере, который под влиянием педагогов превращается в сознательного гражданина. Поскольку в школе мы учимся не только предметам, но и воспринимать и понимать сегодняшний мир, быть стойким и не прогибаться под тяжестью проблем и невзгод; улаживать конфликты с окружающими и распознавать тех, кто скрывается под «маской» друга, учиться дружить, любить, дорожить жизнью и радоваться каждому мгновению.
Учителя заставляют нас поверить в свои силы, развивать своим способности, расширять их в себе. Они наставляют нас на правильный путь жизни. Не всегда, конечно, это получается, но тот, кого она всё-таки сумела направить, будет благодарен ей всегда»
/ Исследовательская работа «Моя родная школа №8»/
Данилова Наташа: «О нашем музее можно писать много, т.к. имеются интересные экспонаты, замечательные экспозиции, проходит большое количество встреч с участниками грозных военных событий, первостроителей, художников, поэтов. На базе музея проходят удивительные уроки, праздники. Наши традиционные Голубые огоньки, посвящённые Дню Победы, снискали уважение всего города.
Ребята занимаются поисково-исследовательской работой, участвуют в районных, краевых конференциях, слётах, где показывают отличные результаты.
Я считаю, что каждый активист школьного музея должен уметь рассказать о тех экспонатах, которые имеются в музее, поведать хотя бы о некоторых человеческих судьбах, тех людях, которые завоёвывали для нас мир 62 года назад, спасли от фашистской чумы…
/Исследовательская работа «Музейные экспонаты поведали» (Школьный музей «Память сердца») 2012 г./
Исследовательской работой моиучащиеся продолжают заниматься во время фольклорных, этнографических, краеведческих экспедиций, которые я организую. Мне импонирует высказывание Ю.С.Самохина, к.п.н., доцента МГОПУ о структуре исследования в туристском походе, экспедициях, которая разумно и последовательно отражает три уровня: методико-педагогический, исследовательский, уровень туристского обеспечения исследования. «Каждый из этих уровней, особенно в основной части исследования, должен получить развитие и объяснение. Именно это делает работу объёмной, рельефно выявляющей усилия автора, команды или туристской группы и руководителя. Так в 2014 году с группой ребят мы побывали в 11населённых пунктах Амурского района, включая город Амурск, и описали памятные знаки нашего города и района.
Поисково-исследовательская деятельность развивает интеллект, помогает учащимся почувствовать себя творческими личностями, а при поступлении в ВУЗы им легче справляться с теми объёмами, которая предлагает вузовская программа.
Использованная литература
Детский туризм и краеведение: состояние, опыт, проблемы, Хабаровск, Министерство образования Хабаровского края, Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий , 2004г.
ДеменкоЛ.В. Исследовательская деятельность в объединениях технического творчества как одно из средств формирования интеллекта школьников. // Бюллетень№4, 2012 г. с.35
Озеров А.Г. Историко - этнографические исследования учащихся. Учебно- методическое пособие. Федеральное Агенство по образованию, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, Союз краеведов России, М, 2009 г. под общей редакцией Е.Л.Галкиной М: ФЦДЮТиК,2007г.