Литературный праздник в 6-9 классах «Любимые цветы в лирике русских поэтов»
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №4» х. Базовый, Грачевский район, Ставропольский край
Литературный праздник
в 6-9классах
« Любимые цветы в лирике
русских поэтов»
Учитель русского языка и литературы
Н.Н.Мартынова
Цель литературного праздника:
1) привлечь внимание уч-ся к творчеству поэтов 19- 20 в., познакомить их со стихотворениями о родной земле, о любви к прекрасному, о красоте окружающей природы;
2) развивать межпредметные связи с историей, ботаникой, музыкой;
3) развивать и поощрять творчество детей, раскрывать их возможности и таланты;
4) работать над выразительностью чтения стихотворений уч-ся (дикция, тембр, логическое ударение, рифма, эмоциональность)
Оформление:
Книжная выставка «Украсим жизнь цветами»;
Презентация «В царстве цветов»
Букеты и композиции из цветов;
Творческие поделки детей;
Плакаты со стихами и высказываниями поэтов, писателей по теме. Эпиграф
3) Я шёл вперёд,
Но всюду замедлялись
Мои шаги при взгляде на цветы
Данте.
4) Не рви ж цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнит воздух сада.
Они так красят сад!
Л. Чарская.
5) Нам жить в одном строю.
Давайте сохраним
Ромашки на лугу
Н. Старшинов.
Музыкальное оформление:
П. И. Чайковский. «Вальс цветов».
Ю. Антонов. «Не рвите цветы».
Песня «Волшебный цветок»
Фонограмма «Миллион алых роз»,И.Николаев»Желтые тюльпаны»
План проведения праздника.
Красота спасёт мир!
Чтение уч-ся стихотворений (отрывков) поэтов19 -20 в.
Загадки о цветах.
4. Легенды и предания, стихотворения о цветах.
Ландыш
Незабудка
Нарцисс
Подснежники
Роза
Ромашка
5.Игра «Ромашка»
6. Конкурс» Подскажи словечко»
7.. «Не рви цветы, не надо!».
Ведущий и уч-ся в соответствующих костюмах
ПЕСНЯ «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1 Название праздника
Учитель: Ребята, здравствуйте. Вступительное слово учителя о форме проведения праздника , его теме, целях, знакомство с этапами.
Под руководством учителя дети читают эпиграфы к уроку (ярко оформленные на плакатах в классе), высказывают своё мнение о прочитанном.
Учитель обращает внимание детей на книжную выставку по теме, заранее им подготовленную.
Помогать мне сегодня будет БОГИНЯ ФЛОРА.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ЭТО?
Учитель: Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам?
Цветами встречают новорождённых, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют людей на свадьбе, в праздники. Цветы утешают больных и провожают людей в последний путь. Цветы необходимы людям даже в самое трудное время.
И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится наша жизнь. Вероятно, поэтому человек стремится сохранить названия цветов в именах.
Ребята, вспомните и назовите как можно больше женских и мужских «цветочных» имён. (Роза, Лилия, Вероника, Лиана, Маргарита. Вася-Василёк, Роман-Ромашка, Иван-да-Марья и др.)
Страница 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2
«Язык цветов»
(Стихотворение Т.Лавровой читает Достовалова Т. )
Язык цветов родился на Востоке...
Его создали женщины, любя.
Они хотели яркие восторги
Дарить любимым, красок не щадя...
Если ты сегодня загрустила,
Примула печали утолит.
Флокс тебя наполнит тайной силой,
А подсолнух – солнцем озарит!
Если час свиданья наступает,
Колокольчик время сообщит.
Незабудка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] освежает,
А бессмертник – доброту хранит.
Львиный зев обозначает славу,
Васильки – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и кров.
На ромашке нагадаешь правду,
Роза щедро дарит нам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]...
Ландыш нам приносит обновление.
Лилия нам дарит чистоту!
Маргаритка дарит вдохновение,
А гвоздика – страсть и остроту....
Сколько же цветов прекрасных, ярких!
Сколько тайн они в себе хранят?
Пусть их будет больше – нежных, жарких.
Пусть нам дарят все цветы подряд! –
СТРАНИЦА№2
Учитель.
Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мысли, чувств и просто хорошего настроения. Близость к цветам, созерцание их неповторимого совершенства и тонкой красоты смягчает душу людей и раскрывает лучшие грани человеческого характера.
еще в средние века поэт Данте сказал :
Я шёл вперёд,
Но всюду замедлялись
Мои шаги при взгляде на цветы
Наверное, поэтому цветы многократно воспеты поэтами-лириками.
С развитием литературы цветок остается главным героем, причем героем одушевленным .
Часто использует этот прием Г.Андерсен, великий сказочник:»Цветы маленькой Иды»,»Ромашка»,»Подснежник»,»Улитка и розовый куст»,»Соловей и роза»,»Свинопас»
Известный поэт конца 19 и начала 20 века ,первый нобелевский лауреат в русской литературе, И.А.Бунин так писал о цветах.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ№3
Стих-е «Полевые цветы»(читает А.Петросян)
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
СТРАНИЦА №3
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПОДСНЕЖНИК»
Учитель:
Мир цветов удивителен.
У каждого цветка свой характер, своё назначение, своя тайна красоты
О многих цветах сложены легенды и предания.
Догадайтесь, о каком цветке сейчас пойдёт речь?
По заснеженной лужайке
Ходит мальчик в белой майке.
(подснежник)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ №4
П.И.Чайковский «Вальс цветов»
ФЛОРА Легенда
Ученица (под музыку) : Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинках появляются голубые, как небо, цветочки-подснежники, маленькие, нежно пахнущие. И начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых, испугалась зима, сдалась.
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве стало холодно. Тогда, пожалев её, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, в ней ожила надежда. С тех пор подснежник стал вестником весны, приближением тёплых дней.
СТРАНИЦА№4
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЛАНДЫШ»
Ученик: Рыженко А.
Афанасий Фет« Первый ландыш»
О первый ландыш!
Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает-
О чём, неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Флора Легенда
По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.
Учитель
Ландыши были любимыми цветами П.Чайковского, Н.Карамзина, И.Бунина, А.Куприна, И.Репина.
Учитель
Чайковский как-то признался, говоря о ландышах: «Я к ним питаю самую страстную любовь. Царём цветов я признаю ландыш!»
Когда в конце весны последний раз срываю
Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз ещё на ландыши взглянуть.
О,ландыш,отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них и веселей узоры.
Но прелести в них нет таинственной твоей.
И счастлив я, пока цветешь ты, ландыш скромный,
От скуки зимних дней давно пропал и след,
И нет гнетущих дум, и сердце в неге томной
Приветствует с тобой забвенье зол и бед.
Остаются цветы действующими лицами и в музыкальных произведениях, например, в фортепианной пьесе П.И.Чайковского. Путешествуя по солнечной Флоренции, любуясь южными цветами, Петр Ильич мечтал о далеком родном ландыше, которому посвятил стихотворение.
К ландышу у него ,как он говорил, было «какое- то бешеное обожание».Мотивы ландыша присутствуют в написанном П.Чайковским «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик»..
ПРЕЗЕТАЦИЯ №5 «Вальс цветов» П.Чайковского
СТРАНИЦА№4 «Незабудка»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ №6 «НЕЗАБУДКА»
Богиня Флора
Когда богиня Флора появилась на Земле, она стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имена и уже хотела удалиться, но вдруг услышала слабый голосок:
- Не забудь меня, Флора!
Пригляделась внимательно – никого не видно. Снова хотела удалиться. Вдруг опять слышит:
- Не забудь меня, Флора!
Пригляделась и увидела голубенький цветок, совсем крохотный.
- Хорошо,- сказала она.- Ты будешь называться Незабудкой. Я наделяю тебя чудесной силой: станешь возвращать память тем людям, которые забыли близких, Родину.
С тех пор Незабудка считается символом памяти, любви и верности.
СТРАНИЦА № 7 ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НАРЦИС»
Легенда Рыженко А.
Ученик: Жил когда-то, рассказывает легенда, прекрасный юноша, звали его Нарцисс. И был он сыном бога Кефиса и очаровательной нимфы. Многие девушки добивались любви этого юноши, но он оставался ко всем безразличен. Никто не знал, что Нарцисс любил только самого себя.
Юноша никогда не видел своего лица. Прорицательница предсказала ему, что как только он себя увидит, сразу умрёт. Но он в ответ только засмеялся.
Однажды Нарцисс склонился к ручью, чтобы напиться, и увидел в нём своё отражение. Увидел и не мог оторваться от него: так был очарован своим лицом. Юноша столь долго им любовался, что забыл о еде, питье и сне. А потом вспомнил предсказание и воскликнул в отчаянии :
- О горе! Я люблю самого себя, и мне осталось совсем немного жить!
Он горько заплакал, силы его стали покидать, он упал в прибрежную траву и умер. А на том месте, где склонилась его голова, вырос белый душистый цветок. В память о прекрасном юноше его назвали Нарциссом.
УЧИТЕЛЬ Презентация№9 «РОЗЫ»
Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты;
Венка из роз искала молодая-
И я сорвал заветные цветы.
Это стихи русского поэта Мятлева, жившего в одно время с А. Пушкиным и М. Лермонтовым.
БОГИНЯ ФЛОРА
Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой- богиней красоты и любви- из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся от шип, стала алой.
Родиной розы считают Персию. Её называют страной роз.
В наших садах и парках розы стали разводить при Петре-1.
Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханнее розы? Не зря её называют королевой цветов!
СТИХОТВОРЕНИЯ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Душина Нат. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Есть роза дивная: онаПред изумлённою КиферойЦветёт румяна и пышна,Благословенная Венерой.Вотще Киферу и ПафосМертвит дыхание мороза -Блестит между минутных розНеувядаемая роза...
Никитин Даниил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Блистая, облака лепилисьВ лазури пламенного дня.Две розы под окном раскрылись -Две чаши, полные огня.В окно, в прохладный сумрак дома,Глядел зелёный знойный сад,И сена душная истомаСтруила сладкий аромат.Порою, звучный и тяжёлый,Высоко в небе грохоталГромовый гул... Но пели пчёлы,Звенели мухи - день сиял.Порою шумно пробегалиПотоки ливней голубых...Но солнце и лазурь мигалиВ зеркально-зыбком блеске их -И день сиял, и млели розы,Головки томные клоня,И улыбалися сквозь слёзыОчами, полными огня.
Достовалова Т.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,Поёт над розою восточный соловей.Но роза милая не чувствует, не внемлет,И под влюблённый гимн колеблется и дремлет.Не так ли ты поёшь для хладной красоты?Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?Она не слушает, не чувствует поэта;Глядишь, она цветёт; взываешь - нет ответа.
УЧИТЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МИЛЛИОН РОЗ»
В 80-е годы 20 века появляется стихотворение Андрея Вознесенского, которое становится песней «Миллион алых роз».(Р.Паулс)
ИСПОЛНЯЕТ ДУШИНА Н,
УЧИТЕЛЬ +ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МАРГАРИТКИ» «АСТРА» «Тюльпаны»
В небе радуга-дуга
Опустилась на луга.
В поле солнышко играет,
Оживилось все кругом,
И цветы в росе сияют
Тихим, ласковым огнем.
СТИХОТВОРЕНИЯ Русакова КР.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О, посмотри! как много маргариток -И там, и тут...Они цветут; их много; их избыток;Они цветут.
Их лепестки трёхгранные - как крылья,Как белый шёлк...Вы - лета мощь, вы - радость изобилья,Вы светлый полк!
Похилько АНАСТ. Всеволод Рождественский
Астру с прямыми её лепесткамиС древних времен называли “звездой”.Так бы её вы назвали и сами.В ней лепестки разбежались лучамиОт сердцевинки совсем золотой.
Близятся сумерки. Тонкий и острыйВ небе созвездий колышется свет.Астра на клумбе, душистой и пёстрой,Смотрит, как светят далёкие сёстры,И посылает с земли им привет.
Душина Нат.
ПЕСНЯ « ЖЕЛТЫЕ ТЮЛЬПАНЫ»
СТРАНИЦА 9 + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РОМАШКА»
Учитель: Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит.
Баласанов ВИТ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Эй, ромашки,Дайте мне ответ:Вы откуда,Если не секрет?- Не секрет, -Ответили ромашки, -Нас носило солнышкоВ кармашке!
Фет А. «Маленькое солнце» Петросян Артем
Маленькое солнце на моей ладошке, -
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
ЧАСТЬ 2
Разделитесь на две команды. За каждый правильный ответ команда получит цветок. В вазе какой команды окажется большее количество цветов,та и будет победительницей.
5.Учитель: Ребята, вы все знаете игру «Ромашка».
Предлагаю вам в неё поиграть, а заодно проверить знания.
Вот эта ромашка- не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нём прочитаешь задание.
А ну-ка, проверь свои знания!
1. Я расту в садах, лесах,
У болот и на прудах.
Я цвету почти всё лето,
А зовусь я как конфета.
(ирис)
2. «В саду росли 2 куста роз. На одном цвели белые розы. А на другом-красные. У вдовы были две девочки, похожие на эти розы»
(Бр. Гримм. «Беляночка и Розочка».)
3. «Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было 7 прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый и голубой».
(В. Катаев. «Цветик-семицветик».)
4. Какой цветок называют последней улыбкой осени? (астра).
5. Почему подсолнечник получил такое название?
( он обращает свою головку к солнцу)
6. Расцветает он весной,
Только снег сойдёт лесной,
И на каждом стебле в ряд
Словно лампочки висят.
(ландыш)
7. Какое растение считают «царицей цветов»?
(роза)
8. Как называется растительный мир?
(флора)
9. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок?
(мята)
10. Как называется международная организация по защите окружающей среды?
(«Гринпис»)
11. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров.
(герань)
6. Конкурс « Подскажи словечко».
1. На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки
Белоснежные (ромашки)
2. Он стоит на ножке длинной,
В пачке, словно балерина,
Как букет- цветок один:
Тёмно-красный(георгин)
3. Если летом на болоте
Нежные цветы найдёте,
Не теряйте ни минутки-
Созерцайте (незабудки)
4. Холод. Все сады пусты.
Ну какие тут цветы?
Но у нас назло морозу
В марте продают (мимозу)
5. Все знакомы с нами,
Яркими, как пламя.
Полюбуйтесь дикими
Алыми (гвоздиками)
7 . Сейчас вы получите карточки с отрывками из стихотворений русских поэтов
Вам предстоит вставить пропущенные слова-названия цветов.
Затем выразительно прочитать их, назвав автора.
1. Открывая окно, увидал я
Это было весной-
В улетающий день.
А. Блок.
А) репей
Б) сирень
В) роза
2. Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых цветы молчаливые,
И вокруг них шелестят камыши.
К. Бальмонт.
А) роза
Б) лилия
В) ромашка
3. Лес замирает, млеет в зное,
Но тем пышней цветёт
И. Бунин.
А) жасмин
Б) фиалка
В) черёмуха
4. Сквозь лист прошлогодний
Пробившись теперь,
Синеет в лесу
А. К. Толстой.
А) колокольчик
Б) медуница
В) Иван-да-Марья
5. Чуть зацветёт-
С этого самого цвета,
Раннее лето, прощай,
Здравствуй, полдневное лето.
А. Твардовский.
А) Иван-чай
Б) молочай
В) мак
6. Голубенький,
Чистыйцветок!
А подле сквозистый
Последний снежок.
А. Майков.
А) подснежник
Б) колокольчик
В) незабудка
7. Гроза прошла, и ветка белых
В окно мне дышит ароматом
А. Блок.
А) лилия
Б) пион
В) роза
8.Солнце тёплое ходит высоко
И душистогождёт.
А. Фет.
А) лютик
Б) мак
В) ландыш
9. Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и
Дыханьем ночи обожгло.
А. Фет.
А) резеда
Б) георгины
В) гладиолус
10. О первый! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей
А Фет.
А) подснежник
Б) лютик
В) ландыш
11. Полно спать тебе: две
Я принёс с рассветом дня.
А. Фет.
А) роза
Б) мак
В) ромашка
12. Вдоль тропинки
Притаились в полумгле.
А. Фет.
А) анютины глазки
Б) тюльпан
В) незабудки
3. ЗАГАДКИ О ЦВЕТАХ.
1.Стоят у реки сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)
2. Держит девочка в руке
Облачко на стебель
Стоит дунуть на него-
И не будет ничего.
(одуванчик)
3. На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки.
(водяная лилия)
4. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
(ландыш)
5. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
( кувшинки)
6. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(подснежник)
7. То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделён,
Но никогда мы не слышали звон.
(колокольчик)
8. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь,
Ярко-синий и душистый,
Только жаль, что не пушистый.
(василёк)
8. Уч-ся: ( под песню Ю. Антонова «Не рвите цветы!»)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Вернуться к эпиграфу
С Древнейших времён у разных народов существовали праздники в честь цветов. В Англии- в честь незабудок.
Во Франции- в честь розы и фиалки.
В Голландии- в честь тюльпанов.
А мы сегодня устроили праздник всех цветов!
Любите цветы, читайте о них чудесные строки поэтов, восхищайтесь ими, ибо они дарят нам свою красоту. А красота- спасёт от плохого и злого весь мир!
Венгерская пословица гласит: «Кто любит цветы, не может быть злым».Что ж, может быть, и правда, ведь недаром сказано:»Красота спасет мир».Может и нам, чтобы не озлобиться, нужно почаще обращать свои взоры к миру цветов. И не только тех, что растут у нас в садах,лесах и на лугах, но и тех, что цветут на картинах, в музыке, в стихах.
3. ЗАГАДКИ О ЦВЕТАХ.
1.Стоят у реки сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)
2. Держит девочка в руке
Облачко на стебель
Стоит дунуть на него-
И не будет ничего.
(одуванчик)
3. На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки.
(водяная лилия)
4. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
(ландыш)
5. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
( кувшинки)
6. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(подснежник)
7. То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделён,
Но никогда мы не слышали звон.
(колокольчик)
8. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь,
Ярко-синий и душистый,
Только жаль, что не пушистый.
(василёк)
Вам предстоит вставить пропущенные слова-названия цветов.
Затем выразительно прочитать их, назвав автора.
1. Открывая окно, увидал я
Это было весной-
В улетающий день.
А. Блок.
А) репей
Б) сирень
В) роза
2. Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых цветы молчаливые,
И вокруг них шелестят камыши.
К. Бальмонт.
А) роза
Б) лилия
В) ромашка
3. Лес замирает, млеет в зное,
Но тем пышней цветёт
И. Бунин.
А) жасмин
Б) фиалка
В) черёмуха
4. Сквозь лист прошлогодний
Пробившись теперь,
Синеет в лесу
А. К. Толстой.
А) колокольчик
Б) медуница
В) Иван-да-Марья
5. Чуть зацветёт-
С этого самого цвета,
Раннее лето, прощай,
Здравствуй, полдневное лето.
А. Твардовский.
А) Иван-чай
Б) молочай
В) мак
6. Голубенький,
Чистыйцветок!
А подле сквозистый
Последний снежок.
А. Майков.
А) подснежник
Б) колокольчик
В) незабудка
Вам предстоит вставить пропущенные слова-названия цветов.
Затем выразительно прочитать их, назвав автора.
1. Гроза прошла, и ветка белых
В окно мне дышит ароматом
А. Блок.
А) лилия
Б) пион
В) роза
8.Солнце тёплое ходит высоко
И душистогождёт.
А. Фет.
А) лютик
Б) мак
В) ландыш
3. Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и
Дыханьем ночи обожгло.
А. Фет.
А) резеда
Б) георгины
В) гладиолус
4.. О первый! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей
А Фет.
А) подснежник
Б) лютик
В) ландыш
5. Полно спать тебе: две
Я принёс с рассветом дня.
А. Фет.
А) роза
Б) мак
В) ромашка
6. Вдоль тропинки
Притаились в полумгле.
А. Фет.
А) анютины глазки
Б) тюльпан
В) незабудки
.Учитель: Ребята, вы все знаете игру «Ромашка».
Предлагаю вам в неё поиграть, а заодно проверить знания.
Вот эта ромашка- не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нём прочитаешь задание.
А ну-ка, проверь свои знания!
1. Я расту в садах, лесах,
У болот и на прудах.
Я цвету почти всё лето,
А зовусь я как конфета.
(ирис)
2. «В саду росли 2 куста роз. На одном цвели белые розы. А на другом-красные. У вдовы были две девочки, похожие на эти розы»
(Бр. Гримм. «Беляночка и Розочка».)
3. «Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было 7 прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый и голубой».
(В. Катаев. «Цветик-семицветик».)
4. Какой цветок называют последней улыбкой осени? (астра).
5. Почему подсолнечник получил такое название?
( он обращает свою головку к солнцу)
6. Расцветает он весной,
Только снег сойдёт лесной,
И на каждом стебле в ряд
Словно лампочки висят.
(ландыш)
7. Какое растение считают «царицей цветов»?
(роза)
8. Как называется растительный мир?
(флора)
9. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок?
(мята)
10. Как называется международная организация по защите окружающей среды?
(«Гринпис»)
11. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров.
(герань)
6. Конкурс « Подскажи словечко».
1. На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки
Белоснежные (ромашки)
2. Он стоит на ножке длинной,
В пачке, словно балерина,
Как букет- цветок один:
Тёмно-красный(георгин)
3. Если летом на болоте
Нежные цветы найдёте,
Не теряйте ни минутки-
Созерцайте (незабудки)
4. Холод. Все сады пусты.
Ну какие тут цветы?
Но у нас назло морозу
В марте продают (мимозу)
5. Все знакомы с нами,
Яркими, как пламя.
Полюбуйтесь дикими
Алыми (гвоздиками)
РОМАШКА. ИГРА
. Я расту в садах, лесах,
У болот и на прудах.
Я цвету почти всё лето,
А зовусь я как конфета.
2. «В саду росли 2 куста роз. На одном цвели белые розы. А на другом-красные. У вдовы были две девочки, похожие на эти розы»
3. «Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было 7 прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый и голубой».
4. Какой цветок называют последней улыбкой осени?
5. Почему подсолнечник получил такое название?
6. Расцветает он весной,
Только снег сойдёт лесной,
И на каждом стебле в ряд
Словно лампочки висят.
7. Какое растение считают «царицей цветов»?
8. Как называется растительный мир?
9. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок?
10. Как называется международная организация по защите окружающей среды?
11. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров.
ФЛОРА Легенда
Ученица (под музыку) : Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинках появляются голубые, как небо, цветочки-подснежники, маленькие, нежно пахнущие. И начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых, испугалась зима, сдалась.
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве стало холодно. Тогда, пожалев её, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, в ней ожила надежда. С тех пор подснежник стал вестником весны, приближением тёплых дней
Флора Легенда
По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.
Богиня Флора
Когда богиня Флора появилась на Земле, она стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имена и уже хотела удалиться, но вдруг услышала слабый голосок:
- Не забудь меня, Флора!
Пригляделась внимательно – никого не видно. Снова хотела удалиться. Вдруг опять слышит:
- Не забудь меня, Флора!
Пригляделась и увидела голубенький цветок, совсем крохотный.
- Хорошо,- сказала она.- Ты будешь называться Незабудкой. Я наделяю тебя чудесной силой: станешь возвращать память тем людям, которые забыли близких, Родину.
С тех пор Незабудка считается символом памяти, любви и верности.
БОГИНЯ ФЛОРА
Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой- богиней красоты и любви- из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся от шип, стала алой.
Родиной розы считают Персию. Её называют страной роз.
В наших садах и парках розы стали разводить при Петре-1.
Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханнее розы? Не зря её называют королевой цветов!