Практические работы по МДК 02.01 для специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Ульяновский авиационный колледж
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
МДК.02.01
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И
ОСНАСТКА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Практические работы
для специальности СПО базовой подготовки:
24.02.01 Производство летательных самолетов
Ульяновск
2014
ОДОБРЕНО:
на заседании ЦМК авиационных дисциплин
Протокол № 1
от «30» августа2014г.
Председатель ЦМК
___________________А.Н.Леонтьев
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР _______________ И.А.Кислица
«____»__________ 20 __ г.
РАЗРАБОТЧИК: Леонтьев А.Н., преподаватель технических дисциплин
ОГБОУ СПО «Ульяновского авиационного колледжа
Методические указания для студентов по выполнению практических работ содержат цели, формируемые образовательные результаты, краткие теоретические сведения, методические указания к заданиям, рекомендации по составлению отчета
Данные методические указания составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности базовой подготовки 24.02.01 Производство летательных самолетов.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ПР1
Изучение конструкции и возможностей установки
гидроабразивной резки мод. УГР-3Д ф2.
8
ПР2
Изучение устройства и приемов работы с нивелиром мод. Н-3 и теодолитом мод. 2Т5.
9
ПР3
Изучение конструкции и возможностей линии автоматизированного раскроя листового материала
«Визион-Ф3».
10
ПР4
Изучение конструкции и технических характеристик обтяжных прессов мод. РО, ЛУАР, ПГР.
11
ПР5
Изучение конструкции и технических характеристик автоматизированного комплекса мод. «Эндуро» для обработки стрингеров.
12
ПР6
Изучение оборудования и оснастки для нагрева и плавления металла в производстве ЛА.
13
ПР7
Изучение кузнечнопрессового и литейного оборудования в производстве ЛА.
14
ПР8
Изучение оборудования и оснащения цеха трубопроводов и слесарно-сварочного производства деталей и узлов ЛА.
15
ПР9
Изучение автоматизированного клепального оборудования и позиционеров мод. КП и «Джемкор».
16
ПР10
Изучение состава и конструкции оснастки для сборки отсеков и агрегатов транспортного самолета.
17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические рекомендации предназначены для студентов по выполнению практических работ по МДК.02.01. «Технологическое оборудование и оснастка при производстве ЛА», обучающихся на специальности СПО базовой подготовки 24.02.01 Производство летательных аппаратов
На МДК.02.01. «Технологическое оборудование и оснастка при производстве ЛА», формируются следующие образовательные результаты:
У 1
УМЕНИЯ: -разрабатывать и оформлять чертежи деталей и узлов летательных аппаратов и их систем, технологической оснастки средней сложности в соответствии с техническим заданием и действующими нормативными документами;
У 6
-снимать эскизы сборочных единиц и деталей с натуры с изменением масштаба и определением необходимых параметров, выполнять деталировку сборочных чертежей;
ЗНАНИЯ:
З 2
-назначение и конструкцию типовых сборочных приспособлений и заготовительно-штамповочной оснастки;
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК 2.1
-анализировать техническое задание для разработки конструкции несложных деталей и узлов изделия и оснастки. Производить увязку и базирование элементов изделий и оснастки по технологической цепочке их изготовления и сборки.
ПК 2.5
-анализировать технологичность конструкции спроектированного узла применительно к конкретным условиям производства и эксплуатации.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Для данного междисциплинарного курса МДК.02.01 «Технологическое оборудование и оснастка при производстве ЛА», предусматривается проведение 10 практических занятий (48часов), где формируются следующие образовательные результаты:
№
.
Наименование
практической работы
Формируемые образовательные результаты (У, З, ОК, ПК)
ПР 1
Изучение конструкции и возможностей установки гидроабразивной резки мод. УГР-3Д ф2.
У6, З2, ОК4, ОК5, ПК2.1,
ПК 2.5, ОК5ПК 2.5У262УУУууУ22
ПР 2
Изучение устройства и приемов работы с нивелиром мод. Н-3 и теодолитом мод. 2Т5.
У1, У6, З2, ОК4, ОК5, ПК2.1
ПР 3
Изучение конструкции и возможностей линии автоматизированного раскроя листового материала
«Визион-Ф3».
У1, У6, З2, ОК5, ПК2.1,
ПК 2.5
ПР 4
Изучение конструкции и технических характеристик обтяжных прессов мод. РО, ЛУАР, ПГР.
У1, У6, З2, ОК4, ОК5,
ПК 2.5
ПР 5
Изучение конструкции и технических характеристик автоматизированного комплекса мод. «Эндуро» для обработки стрингеров.
У1, У6, З2, ОК4, ОК5, ПК 2.5
ПР 6
Изучение оборудования и оснастки для нагрева и плавления металла в производстве ЛА.
У1, У6, З2, ОК9, ПК2.1,
ПК 2.5
ПР 7
Изучение кузнечнопрессового и литейного оборудования в производстве ЛА.
У1, У6, З2, ОК4, ПК2.1,
ПК 2.5
ПР 8
Изучение оборудования и оснащения цеха трубопроводов и слесарно-сварочного производства деталей и узлов ЛА.
У1, У6, З2, ОК5, ОК9, ПК2.1, ПК 2.5
ПР 9
Изучение автоматизированного клепального оборудования и позиционеров мод. КП и «Джемкор».
У1, У6, З2, ОК4, ОК5, ПК 2.5
ПР 10
Изучение состава и конструкции оснастки для сборки отсеков и агрегатов транспортного самолета.
У1, У6, З2, ОК5, ОК9, ПК2.1, ПК 2.5
ОТЧЕТ по каждой практической работе составляется на отдельных листах формата А4 по следующему образцу:
5
Оформление практической работы
ЦЕЛЬ:
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ (используемое оборудование или исходные данные):
ЗАДАНИЕ:
Теоретические сведения и методические указания:
1 – Фамилия разработчика
2 – Фамилия проверяющего
3 – Код-обозначение документа (практической или лабораторной работы)
4 – Тема практической (или лабораторной) работы
5 – Учебное заведение, группа
6 – Литер – у (учебный документ)
7 - № листа данного документа
8 – Количество листов в данном документе
1 2 3 4 5 6 7 8
185
7 10 23 15 10 120
Фамилия
Подпись
Дата
70
Лит.
Лист
Листов
Разработ.
у
Проверил
50
ПРИМЕР Оформление практической работы
ПР – практическая работа
ЛР – лабораторная работа
Код специальности 24.02.01 – Производство летательных аппаратов
0000-00 – индекс дисциплины ( проф.модуля и МДК) по учебному плану:
ОДБ. 01
ОДП. 15
ОГСЭ.01
ОГСЭ.06
ЕН.01
ЕН.05
ОП.01
ПМ МДК 03.02
№ группы 01 (или 02, 01с, 01п, 01зб, 01 зк )
№ варианта – выданный преподавателем (или по списку в журнале)
№ практической – порядковый номер практической и лабораторной работы
00 год – 13
ПР. 24.02.01 ПМ.00. 00. 00. 00. 00.
код индекс № № № год
специальности дисциплины, группы работы варианта
ПР-24.02.01-ПМ МДК 03.02- 01-03-01-14
Фамилия
Подпись
Дата
Определение отклонений формы и расположения поверхностей
Лит.
Лист
Листов
Разработ.
Иванов
у
1
1
Проверил
Петров
УАвиаК
гр. 14С-1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Изучение конструкции и возможностей установки
гидроабразивной резки мод. УГР-3Д ф2.
Цель работы: ознакомление с устройством и работой установки гидроабразивной резки мод. УГР-3Д ф2..
Обеспеченность занятия : действующая установка гидроабразивной резки мод. УГР-3Д ф2 цеха №142 в корпусе №85 ЗАО «Авиастар-СП».
Содержание работы: Изучить конструкцию и технические характеристики установки гидроабразивной резки мод. УГР-3Д ф 2, цеха №142 ЗАО «Авиастар-СП».
Теоретические сведения и методические указания:
Раскрой любых листовых материалов на этой установке осуществляется струей воды под давлением 4000 кг/см с включением в поток абразива в виде песка фракцией в пределах 1мм. Рабочее тело подается в зону реза через сопло режущей головки, расположенной на двигающемся портале. Головка имеет возможность перемещаться по трем координатам, из которых управляются автоматически только две координаты. Листовой материал располагается на столе установки, под которым расположена водяная ванна для гашения энергии струи и сбора отработанного образива. Процесс раскроя осуществляется без расплавления материала и вредных выбросов. Скорость раскроя зависит от толщина материала и его состава. Установка собирается в России, но основные узлы и гранатовый песок импортные.
Порядок выполнения:
Изучение устройства установки и процесса раскроя осуществляется на действующем комплексе, расположенном в корпусе №85 ЗАО «Авиастар-СП».
Практическая часть задания выполняется в ходе специального посещения группой завода или в процессе производственной практики.
Обучающийся эскизирует компоновку и расположение узлов установки. Наблюдает за работой и процессом раскроя. Конспектирует пояснения оператора о назначении и устройстве основных узлов установки, особенностям процесса, возможностям раскройного комплекса, управлении им, а также преимуществах и недостатках установки.
Составление отчета: отчет должен содержать:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, планировку установки со спецификацией основных узлов. Перечень основных технических характеристик комплекса. Назначение и принцип работы главных узлов установки. Краткое описание процесса работы установки. Расчет рентабельности применения абразива. Оценку преимуществ установки и анализ ее недостатков.
Литература:
Современные технологические процессы сборки планера самолета/ Колл. авторов: под ред. Ю.Л.Иванова М.:Машиностроение,1999
7.2 Схиртладзе А. Г., Новиков В. Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств / А.Г. Схиртладзе, В.Ю. Новиков. – М.: Высш. шк., 2001
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Изучение устройства и приемов работы с нивелиром мод. Н-3 и теодолитом мод. 2Т5.
Цель работы: Изучение конструкции и возможностей оптических приборов, применяемых при монтаже крупногабаритной оснастки и в сборочном производстве.
2. Обеспеченность занятия:
2.1 Оптический нивелир мод. Н-3 с треногой.
2.2 Оптический теодолит мод. 2Т5 с треногой.
2.3 Нивелировочная линейка.
2.4 Натурный макет приспособления для сборки панели фюзеляжа.
3. Содержание работы:
Изучить конструкцию и назначение основных узлов оптического нивелира
мод. Н-3 и теодолита мод. 2Т5.
Освоить выстановку приборов в рабочее положение и выполнить с их помощью
линейный и угловой замеры.
4. Теоретические сведения и методические указания:
Прецезионные нивелиры применяются для точных безконтактных измерений вертикальных отрезков. В комплекте прибора имеется регулируемая по высоте тренога для установки нивелира в рабочее положение и специальная стальная линейка с миллиметровыми делениями. Реальная дальность, при которой можно измерить отрезок с точностью десятых долей миллиметра -10метров. С учетом поворота нивелира на 180 градусов, зона измерения равна 20м. Возможности нивелира зависят от его класса. Самый высокий класс, применяемый в производстве- 0,5, модель нивелира Н-0,5. Рамочные оптические теодолиты применяются для осуществления точных вертикальных и горизонтальных угловых измерений, а также для проверки вертикальности и плоскостности самолетных конструкций и элементов оснастки. В комплекте прибора имеется регулируемая по высоте тренога для установки теодолита в рабочее положение. Погрешность измерений оценивается угловыми секундами, точность измерений с помощью теодолита 2Т5 – 5 секунд.
5. Порядок выполнения:
Работа выполняется в кабинете №107 колледжа. В качестве объекта измерений используется учебное приспособление для сборки панели фюзеляжа. Обучающийся выставляет приборы в «горизонт» и производит заданные измерения. Каждое измерение выполняется двумя студентами и два раза: оператор работает с прибором, помощник ставит в заданную точку приспособления нивелировочную линейку, затем студенты меняются.
6. Составление отчета:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, компановочную схему приборов с указанием основных узлов и их функций.
Описание приемов настройки и работы с приборами, перечень основных технических характеристик.
Упрощенную схему измерений и результаты измерений, а также анализ и оценку возможностей приборов при изменении расстояния до объекта измерений.
7. Литература:
7.1 Леонтьев А.Н. Проектирование и изготовление стапельно-сборочной оснастки для сборки узлов и агрегатов самолета. Методические указания УАвиаК. Ульяновск,2011
7.2 Современные технологические процессы сборки планера самолета / Колл..авторов: под ред. Ю.Л. Иванова М.:Машиностроение,1999г
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Изучение конструкции и возможностей линии автоматизированного раскроя листового материала «Фузион-Ф3».
Цель: Ознакомление с современным, автоматизированным оснащением для раскроя и объемной обработки листовых материалов из алюминиевых сплавов.
2. Обеспеченность занятия: Работа выполняется на действующей установке в корпусе 1Б, цех №222 ЗАО «Авиастар-СП».
3. Содержание работы: Изучить устройство, технические характеристики и особенности автоматизированного комплекса «Визион Ф3», расположенного на площадях цеха №222, корпус 1Б, ЗАО «Авиастар-СП».
4. Теоретические сведения и методические указания:
В настоящее время на базовом предприятии подгонка контура плоских заготовок, а также вскрытие сборочных и направляющих отверстий осуществляется в основном вручную по шаблонам ШОК, ШРД. Этот процесс не обеспечивает необходимую в современных условиях точность и производительность, а процесс фигурного снятия с заготовок обшивок тонких (до 5мм.) слоев металла вообще выполняется химическим фрезерованием. В условиях 100% электронного определения деталей планера самолета ИЛ-76МД, необходимую точность и производительность может обеспечить только автоматизация процесса, для чего завод приобрел линию «Фузион-Ф3».
5. Порядок выполнения:
Изучение устройства линии и процесса обработки осуществляется на действующем комплексе, расположенном в корпусе 1Б ЗАО «Авиастар-СП».Практическая часть задания выполняется входе специального посещения группой завода или в процессе производственной практики. Обучающийся эскизирует компоновку и расположение узлов линии. Наблюдает за работой и процессом фрезерования. Конспектирует пояснения оператора об устройстве пульта управления, приемах ручного программирования, назначении и устройстве основных узлов установки, особенностям процесса, возможностям раскройно-обрабатывающего комплекса, управлении им, а также преимуществах и недостатках установки.
6. Составление отчета:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, планировку линии со спецификацией основных узлов. Перечень основных технических характеристик комплекса. Назначение и принцип работы главных узлов установки. Назначение и устройство вспомогательного оснащения. Краткое описание процесса работы линии с момента загрузки листа на стол до выхода готовой детали. Особенности эксплуатации линии, ее преимущества и недостатки
Литература:
Современные технологические процессы сборки планера самолета / Колл.авторов: под ред. Ю.Л.Иванова М.:Машиностроение,1999
Колганов И. М. Технологичность авиационных конструкций, пути повышения.Часть1:Учебное пособие / И. М. Колганов, П.В Дубровский, А.Н. Архипов- Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 148с.,ил.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Изучение конструкции и технических характеристик обтяжных прессов мод. РО, ЛУАР, ПГР.
Цель: Изучение конструкции оборудования и состава технологического оснащения для формообразования листовых и профильных самолетных деталей методами обтяжки.
2. Обеспеченность занятия: Работа выполняется на действующем оборудовании в корпусе 1Б, цех №222 ЗАО «Авиастар-СП».
3. Содержание работы: Изучить конструкцию прессов для продольной, поперечной обтяжки обшивок и профилей мод. РО-630, ЛУАР, ПГР-6 и обтяжных пуансонов, расположенных на площадях цеха №222, корпус 1А ЗАО «Авиастар-СП».
4. Теоретические сведения и методические указания:
Сущность процесса обтягивания заключается в том, что плоская (прямая) заготовка-лист или профиль превращается в пространственную деталь растягивающими усилиями, приложенными с двух ее противоположных концов. Получение нужной формы листа или профиля в прессе обеспечивает специальная оснастка - обтяжной пуансон, который базируется на столе пресса. Фюзеляжные обшивки малой кривизны обтягивают на прессах продольной обтяжки моделей РО. Обшивки большой кривизны, типа носков крыла и оперения, обтягивают на прессах поперечной обтяжки моделей ЛУАР. Профили длиной до 8 метров обтягивают по специальным пуансонам с вкладышами на прессах гибочно-растяжных моделей ПГР-6, ПГР-7.
5. Порядок выполнения:
Изучение устройства оборудования и процесса обтяжки осуществляется на действующем прессах, расположенных в корпусе 1А ЗАО «Авиастар-СП». Практическая часть задания выполняется в ходе специального посещения группой завода или в процессе производственной практики. Обучающийся эскизирует компоновку и устройство основных узлов прессов. Наблюдает за работой и процессом обтягивания. Конспектирует пояснения оператора о подготовке пресса и оснастки к работе, назначении и устройстве основных узлов оборудования, особенностям процесса, возможностям разных моделей прессов, управлении ими, а также преимуществах и недостатках существующего оборудования.
6. Составление отчета:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, планировку и эскиз заданного пресса со спецификацией основных узлов. Перечень основных технических характеристик оборудования и оснастки, применяемой в процессе. Назначение и принцип работы главных узлов пресса. Назначение и устройство вспомогательного оснащения. Краткое описание процесса работы пресса с момента загрузки листа после закалки на обтяжной пуансон до выхода готовой.
7. Литература:
7.1 Современные технологические процессы сборки планера самолета/ Колл.авторов: под ред.Ю.Л.Иванова М.:Машиностроение,1999
7.2 Технологичность авиационных конструкций, пути повышения.
Часть 1:Учебное пособие / И. М. Колганов, П.В. Дубровский, А.Н. Архипов - Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 148с., ил.
7.3 Горбунов М.Н. Основы технологии производства самолетов. М.: Машиностроение, 1976
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Изучение конструкции и технических характеристик автоматизированного комплекса мод. «Эндуро».
1.Цель: Изучение конструкции и технических характеристик современного автоматизированного оборудования для программной обработки продольного силового набора планера.
2. Обеспеченность занятия: Работа выполняется на действующем оборудовании в корпусе 1Б, цех №222 ЗАО «Авиастар-СП».
3.Содержание работы: Изучить конструкцию, технические характеристики и специальное оснащение автоматизированного комплекса мод. «Эндуро», расположенного на площадях цеха №222 корпуса 1Б ЗАО «Авиастар-СП».
4. Теоретические сведения и методические указания:
В настоящее время на базовом предприятии обработка контура и отверстий заготовок стрингеров из профилей, а также вскрытие сборочных и направляющих отверстий осуществляется в основном механизировано и вручную по шаблонам ШОК, ШРД. Этот процесс не обеспечивает необходимую в современных условиях точность и производительность. В условиях 100% электронного определения деталей планера самолета ИЛ-76МД, необходимую точность и производительность может обеспечить только автоматизация процесса, для чего завод и приобрел комплекс «Эндуро». Наиболее ответственная операция в процессе обработки стрингеров, это базирование и закрепление в правильном положении заготовки на столе станка, ранее это осуществлялось операторами вручную по шаблонам с использованием универсальной оснастки и прижимных планок. Это длительный и недостаточно точный процесс, который и давал основную погрешность при обработке. Комплекс «Эндуро» оборудован «гибким» программируемым столом, который самостоятельно базирует и закрепляет заготовку.
5. Порядок выполнения:
Изучение устройства оборудования и процесса обработки стрингеров осуществляется на действующем комплексе, расположенном в корпусе 1Б ЗАО «Авиастар-СП». Практическая часть задания выполняется в ходе специального посещения группой завода или в процессе производственной практики. Обучающийся эскизирует компоновку и устройство основных узлов комплекса, а также программируемого стола. Наблюдает за работой и процессом обработки контура и вскрытия отверстий. Конспектирует пояснения оператора о подготовке станка и оснастки к работе, назначении и устройстве основных узлов оборудования, особенностям процесса, а также преимуществах и недостатках комплекса.
6. Составление отчета:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, планировку комплекса со спецификацией основных узлов. Перечень основных технических характеристик комплекса. Назначение и принцип работы «гибкого» стола и главных узлов комплекса. Назначение и устройство вспомогательного оснащения. Краткое описание процесса работы станка с момента базирования на столе до операции контроля после обработки.
7. Литература:
7.1 Современные технологические процессы сборки планера самолета/ Колл.авторов: под ред.Ю.Л.Иванова М.:Машиностроение, 1999
7.2 Технологичность авиационных конструкций, пути повышения.
Часть 1:Учебное пособие / И. М. Колганов, П.В. Дубровский, А.Н. Архипов - Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 148с., ил.
Горбунов М.Н. Основы технологии производства самолетов. М.:Машиностроение, 1976
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№ 6.
Изучение оборудования и оснастки для нагрева и плавления металла в производстве ЛА.
Цель: Изучение устройства и состава технологического оснащения для нагрева и плавления алюминиевых сплавов и сталей в производстве ЛА.
2. Обеспеченность занятия: Работа выполняется на действующем оборудовании в корпусе 1Б, цех №266 и корпусе №6 ЗАО «Авиастар-СП».
3.Содержание работы: Изучить конструкцию оборудования и состав оснастки используемых для нагрева и плавления металлов в заготовительно-штамповочном, кузнечном и литейном производствах ЗАО «Авиастар-СП».
4. Теоретические сведения и методические указания:
Процесс нагрева металла к разделению, штамповке, формованию и литью, является важной частью технологии изготовления самолетных деталей. Нагрев выполняется в специальных шахтных печах мод. ЭТА-3, ЭТА-6 и камерных печах с горизонтальным подом, различных по конструкции, размерам и назначению. В заготовительно-штамповочном производстве для отпуска и закалки алюминиевых сплавов используются в основном колпаковые электрические с верхним расположением зоны нагрева и сдвижным подом. Под печью, в полу цеха, располагается ванна с водой, используемая для закалки и охлаждения обшивок. Печи располагаются в непосредственной близости от гибочного и обтяжного оборудования, так как формообразование обшивок выполняется только в свежезакаленном состоянии. Печи для предварительного нагрева металла в кузнечном и литейном производствах ЗАО «Авиастар-СП» в основном камерные, электрические с горизонтальным расположением зоны нагрева. И если зона нагрева печей ЗШП достигает длины 15м. (ЭТА-15), то камера горизонтальных печей не более 2м. Закладка и выемка деталей из печей механизирована, а процесс нагрева автоматизирован.
5. Порядок выполнения:
Изучается оборудование и оснащение для нагрева металла цехов ЗШП и МЕТП ЗАО «Авиастар-СП». Практическая часть задания выполняется в ходе специального посещения группой завода или в процессе производственной практики. Обучающийся эскизирует компоновку и устройство печей, а также дает спецификацию основных узлов. Наблюдает за процессом подготовки и работой печей. Конспектирует пояснения оператора о подготовке печи и оснастки к работе, назначении и устройстве основных узлов оборудования и особенностям процесса нагрева. Отдельно зарисовывается устройство тиглей для плавления металла.
6. Составление отчета:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, эскиз заданных печей со спецификацией основных узлов. Перечень основных технических характеристик оборудования для нагрева. Назначение и устройство вспомогательного оснащения. Краткое описание процесса работы печи с момента закладки деталей до выемки и контроля.
7. Литература:
7.1.Абибов А.Л. и др. Технология самолетостроения. М.: Машиностроение,1970
7.2.Горбунов М.Н. Основы технологии производства самолетов. М.: Машиностроение, 1976
7.3.Современные технологии авиастроения/ Коллектив авторов; Под ред. А.Г. Братухина, Ю.Л. Иванова. – М.: Машиностроение, 1999. – 832с.: ил.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7.
Изучение кузнечнопрессового и литейного оборудования в производстве ЛА.
1.Цель: Изучение устройства и конструкции оборудования и оснастки для горячей штамповки и получения заготовок деталей литьем.
2. Обеспеченность занятия:
Работа выполняется на действующем оборудовании в корпусе 1В, цех №264 и корпусе №6 ЗАО «Авиастар-СП».
3. Задание: Изучить конструкцию оборудования и состав оснастки используемых при горячей штамповке, а также в кузнечном и литейном производствах ЗАО «Авиастар-СП».
4. Теоретические сведения и методические указания:
Горячей штамповкой получают наиболее сложные по форме и контуру заготовки. Наиболее универсальный способ горячей объемной штамповки на молотах в открытых штампах, этим методом штампуют поковки массой от 0,1кг. до1000кг. К особенностям штамповки на молотах относится возможность регулирования силы и частоты удара. Штамповка на кривошипных горячештамповочных прессах имеет ряд преимуществ против штамповки на молотах и это связано с производительностью, точностью, шумом и КПД. На гидравлических прессах штампуют крупные поковки, которые невозможно получить на другом кузнечном оборудовании из за его недостаточной мощности. При производстве литых заготовок основное оборудование и оснастка применяется на этапе очистки заготовки после литья, для чего в литейном цехе оборудован специальный участок.
5. Порядок выполнения:
Изучается кузнечно-прессовое и литейное оборудование, а также оснащение цехов МЕТП ЗАО «Авиастар-СП». Практическая часть задания выполняется в ходе специального посещения группой завода или в процессе производственной практики. Обучающийся эскизирует компоновку и устройство молотов, прессов, а также дает спецификацию основных узлов. Наблюдает за процессом подготовки и работой оборудования. Конспектирует пояснения оператора о подготовке молотов, прессов и оснастки к работе, назначении и устройстве основных узлов оборудования и особенностям процесса горячей штамповки. Отдельно описывается оборудование участка очистки заготовок.
6. Составление отчета:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, эскиз устройства заданных молотов и прессов со спецификацией основных узлов. Перечень основных технических характеристик кузнечно-прессового оборудования. Назначение и устройство вспомогательного оснащения и штампов. Краткое описание процесса работы оборудования с момента закладки нагретой заготовки в штамп до выемки поковки и ее контроля.
7.Литература:
7.1. Абибов А.Л. и др. Технология самолетостроения. М.: Машиностроение,1970.
7.2. Горбунов М.Н. Основы технологии производства самолетов. М.: Машиностроение,1976. 7.3. Современные технологии авиастроения/ Коллектив авторов; Под ред. А.Г. Братухина, Ю.Л. Иванова. – М.: Машиностроение, 1999. – 832с.: ил.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
Изучение оборудования и оснащения цеха трубопроводов, слесарно-сварочного производства деталей и узлов ЛА.
Цель: Изучение устройства, конструкции оборудования и оснастки для гибки , сварки трубопроводов систем самолета на современном производстве.
Обеспеченность занятия: Работа выполняется на действующем оборудовании в корпусе 3, цех №247 ЗАО «Авиастар-СП».
Содержание работы: Изучить конструкцию оборудования, состав и устройство оснастки используемых при изготовлении цельнотянутых и сварных трубопроводов самолета слесарно-сварочного производства ЗАО «Авиастар-СП».
Теоретические сведения и методические указания:
В современных самолетах длина трубопроводов различных диаметров и конфигурации систем планера достигает нескольких километров, а трудоемкость их изготовления 10% от общей трудоемкости ЛА. НА ЗАО «Авиастар-СП» в настоящее время трубы гидросистем гнут вручную или механизировано на трубогибочных станках с контролем по шаблонам , универсальным и сборочным приспособлениям. Трубопроводы и патрубки систем кондиционирования воздуха сваривают из штампованных деталей аргонно-дуговой сваркой. Образцами длины и конфигурации трубопроводов являются трубопроводы снятые с макета самолета ИЛ-76,они являются эталонами. То есть основной метод изготовления и контроля принятый на заводе- эталонный. Эта технология устаревшая и трудоемкая. Имея электронные модели трубопроводов, завод осваивает «цифровую» технологию изготовления, которая предполагает оцифровку эталонных трубопроводов лазерным сканированием, разработку управляющих программ и гибку заготовок труб на трубогибочных станках с ЧПУ. «Цифровая» технология производительнее дает лучшую взаимозаменяемость и не требует большого количества специальной оснастки.
5. Порядок выполнения:
Изучается трубогибочное, сварочное оборудование, а также оснащение цехов слесарно-сварочного производства ЗАО «Авиастар-СП». Практическая часть задания выполняется в ходе специального посещения группой завода или в процессе производственной практики. Обучающийся изучает и анализирует существующую технологию, эскизирует компоновку и устройство станков, сборочной оснастки, а также дает спецификацию основных узлов. Наблюдает за процессом подготовки и работой оборудования. Конспектирует пояснения оператора о подготовке оборудования и оснастки к работе, назначении и устройстве основных узлов оборудования и особенностям процесса гибки.
6. Составление отчета:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, эскиз устройства трубогибочных станков, камеры - бокса лазерного сканирования, сварочной камеры для сварки деталей в защитной среде со спецификацией основных узлов. Перечень основных технических характеристик трубогибочного оборудования. Состав и устройство контрольного оснащения. Краткое описание процесса работы оборудования с момента закладки заготовки трубы до выемки ее из станка и контроля.
Литература:
Абибов А.Л. и др. Технология самолетостроения. М.: Машиностроение,1970
Горбунов М.Н. Основы технологии производства самолетов. М.:Машиностроение,1976.
Современные технологии авиастроения/ Коллектив авторов; Под ред. А.Г.Братухина, Ю.Л. Иванова. – М.: Машиностроение, 1999. – 832с.: ил.
Грошиков А.И., Малафеев В.А. Заготовительно-штамповочные работы в самолетостроении. М., «Машиностроение», 1976, 440с
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
Изучение автоматизированного клепального оборудования и позиционеров мод. КП и «Джемкор».
1.Цель: Изучение устройства, конструкции оборудования и оснастки для автоматизированной прессовой клепки панелей планера самолета на современном производстве.
2. Обеспеченность занятия: Работа выполняется на действующем оборудовании в корпусе 1А, цех №572 ЗАО «Авиастар-СП».
3.Содержание работы: Изучить конструкцию, принцип работы позиционеров и клепальных прессов мод. КП-602, «Джемкор» агрегатно-сборочного производства ЗАО «Авиастар-СП».
4.Теоретические сведения и методические указания:
Соединение сплошными заклепками заключается в пластической деформации стержня заклепки с формированием замыкающей головки. Этот процесс может осуществлятся при помощи удара пневмолотка или давления пресса. Прессовая клепка имеет ряд преимуществ в сравнении с ударной, это касается качества клепки, производительности, надежности, шума и т.д. Автоматическая клепка наиболее прогрессивный с точки зрения повышения производительности и ресурса вид прессовой клепки. Клепальные пресса для клепки крыльевых и фюзеляжных панелей используются в комплекте агрегатами позиционирования. Позиционер автоматически выравнивает панель, выводя ось штампа пресса перпендикулярно поверхности в зоне клепки. Для фиксации в позиционере изделия применяется специальная упрощенная оснастка (рама с ложементами), которые изготавливаются для каждой группы панелей. Прессы модели КП работают в полуавтоматическом режиме, отверстия под заклепки сверлятся вручную. Автоматы типа «Джемкор» обеспечивают весь цикл операций: сжатие пакета, сверление отверстия, вставку заклепки, расклепывание, зачистку головки и перемещение инструмента в следующую позицию. Управляет процессом ЧПУ пресса, управляющие программы разрабатываются для каждой панели отдельно.
5. Порядок выполнения:
Изучается прессовое оборудование для автоматизированной клепки панелей агрегатно-сборочного производства ЗАО «Авиастар-СП». Практическая часть задания выполняется в ходе специального посещения группой завода или в процессе производственной практики. Обучающийся изучает и анализирует существующую технологию клепки, эскизирует компоновку и устройств клепальных прессов, позиционеров, поддерживающих устройств панелей, а также дает спецификацию основных узлов. Наблюдает за процессом подготовки и работой оборудования. Конспектирует пояснения оператора о подготовке оборудования и оснастки к работе, назначении и устройстве основных узлов оборудования и особенностях процесса базирования и процесса клепки.
Составление отчета:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, эскиз устройства заданного клепального автомата с позиционером, с указанием основных узлов и их назначением. Перечень основных технических характеристик прессового оборудования. Состав и устройство вспомогательного оснащения. Краткое описание процесса работы оборудования с момента закладки панели со стрингерами до выемки ее из пресса и контроля.
7. Литература:
7.1.Абибов А.Л. и др. Технология самолетостроения. М.: Машиностроение,1970 7.2.Горбунов М.Н. Основы технологии производства самолетов . М.: Машиностроение,1976. 7.3Современные технологии авиастроения/ Коллектив авторов; Под ред. А.Г. Братухина, Ю.Л. Иванова. – М.: Машиностроение, 1999. – 832с.: ил.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Изучение состава и конструкции оснастки для сборки
отсеков и агрегатов транспортного самолета.
1. Цель: Изучение конструкции стапельно-сборочной оснастки для стыковки отсеков и агрегатов планера самолета в современных условиях.
2. Обеспеченность занятия: Работа выполняется на действующем оборудовании в корпусе 1А, в цехах №271, №300 №572 ЗАО «Авиастар-СП».
3. Содержание работы: Изучить конструкцию стапелей общей сборки и стыковки отсеков и агрегатов самолета ИЛ-76МД производства окончательной сборки ЗАО «Авиастар-СП».
4. Теоретические сведения и методические указания:
Общая сборка планера современного самолета - завершающий этап производства. От качества ее исполнения зависят надежность, ресурс самолета и его технические характеристики. С целью правильной стыковки отсеков фюзеляжа и агрегата крыла с фюзеляжем, еще на этапе сборки на объекты наносятся по специальной схеме нивелировочные точки. Для их нанесения в стапеле сборки агрегата монтируются фиксаторы нивелировочных точек, а в стыковочном стенде смонтированы по той же схеме и с той же точностью свои фиксаторы точек. Стенды для каждого отсека или агрегата имеют специальные подвижные ложементы, с помощью которых осуществляется совмещение нивелировочных точек агрегата с фиксаторами стенда, тем самым обеспечивается правильная, с необходимой точностью выстановка агрегатов перед их соединением. Качество монтажа базирующих элементов стенда и фиксаторов нивелировочных точек, напрямую влияет на аэродинамику самолета. Современная технология стыковки предусматривает дополнительный контроль положения точек при стыковки с помощью лазерного трекера.
Порядок выполнения:
Изучаются стапели общей сборки фюзеляжа, крыла, стенды стыковки крыла и оперения самолета ИЛ-76МД, расположенные в агрегатно-сборочном производстве и производстве окончательной сборки ЗАО «Авиастар-СП». Практическая часть задания выполняется в ходе специального посещения группой завода или в процессе производственной практики. Обучающийся изучает конструкцию и структуру элементов стапелей, анализирует существующую технологию стыковки, эскизирует компоновку заданного стапеля или стенда. Конспектирует пояснения рабочих сборщиков о базировании агрегатов в стенде и порядке работ по образовании соединений. Отдельно описывается устройство фиксаторов нивелировочных точек в стапелях и стыковочных стендах.
Составление отчета:
Отчет должен содержать описание сути проблемы, эскиз устройства заданного стапеля или стенда, с указанием расположения нивелировочных точек. Отдельно дается эскиз фиксаторов нивелировочных точек, описывается процесс кернения точек на агрегаты. В конце отчета дается анализ преимуществ и недостатков фланцевых и фитинговых стыков.
7. Литература:
7.1.Абибов А.Л. и др. Технология самолетостроения. М.: Машиностроение,1970
7.2.Горбунов М.Н. Основы технологии производства самолетов - М.: Машиностроение,1976.
7.3 Современные технологии авиастроения / Коллектив авторов; Под ред. А.Г. Братухина, Ю.Л. Иванова. – М.: Машиностроение, 1999. – 832с.: ил.
7.4.Современные технологические процессы сборки планера самолета / Колл. Авторов; Под ред. Ю. Л. Иванова, - М.: Машиностроение, 1999, - 304с.: ил.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
40
15
15 15 20
15 5 5
общеобразовательный цикл
Базовые дисциплина- ОДБ или профильная дисциплина- ОДП
общий-гуманитарный и социально-экономический цикл
математический и естественнонаучный цикл
Профессиональный цикл
общепрофессиональная дисциплина – ОП
Профессиональный модуль и междисциплинарный курс - ПМ МДК
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515