Лекция по методике преподавания русского языка на тему ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
Общие принципы работы над литературным произведением.
Литература – род искусства, отражающая типические явления жизни в образах, созданных с помощью слова. Идеи, настроения писателя передаются через содержание произведения читателю, пробуждают в нем созвучные мысли и чувства, формируют его мировоззрение. Эти особенности учитываются методикой чтения в начальных классах:
Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения.
Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).
Обязательным условием является присутствие анализа художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.
Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения, УНТ) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.
В начальных классах из художественных жанров (видов литературных произведений) изучаются: рассказы, сказки, басни, стихотворения, произведения УНТ (загадки, сказки, пословицы, поговорки, былины и т.д.). В отличие от художественной литературы, воздействующей на читателя путем восприятия художественного образа, существует научно-познавательная литература, которая имеет четко определенную предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тему.
Научно-познавательная литература не только описывает явления и его признаки, излагает суть исторического события, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями, дает им научное обоснование, иногда учит практическому применению предмета.
Методика чтения рассказов
Рассказ – небольшое прозаическое произведение, законченное в смысловом отношении и имеющее повествовательный характер. Рассказ является ярким примером художественного произведения, поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приемы работы, рассмотренные в теме «Процесс работы над литературным произведением».
Остановимся на некоторых вопросах организации урока, который представляет следующую структуру:
Речевые упражнения.
Целью речевых упражнений является развитие и совершенствование техники чтения: беглости, сознательности, правильности, выразительности. Учитель в зависимости от целей и задач урока подбирает упражнения на отработку определенных качеств.
Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания осуществляется с целью актуализации ранее прочитанного материала, она проводится не более 7 минут. В качестве приемов проверки могут быть использованы: тестирование, пересказы, выборочное чтение, беседа, составление диафильма и т.д.
Изучение нового материала:
А) Подготовительная работа к восприятию произведения.
Цель подготовительной работы – создать представления о событиях, героях, вызвать заинтересованность. В качестве подготовительной работы могут использоваться: беседа, рассказ, свободные высказывания учащихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино- и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.
Б) Чтение всего произведения в целом.
Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя.
Рассказы о природе, о труде дети могут уже со 2 класса читать про себя с выполнением простого задания.
В) Краткая беседа по проверке первичного восприятия произведения.
Цель: выяснить, какое впечатление произвел рассказ на учащихся. Уместно после прочтения задать примерно такие вопросы: Какое место вам запомнилось в рассказе?, Кто из героев понравился и почему?, Чем вам понравился рассказ?, Какое настроение вызывает рассказ? И т.п.
Г) Анализ произведения.
В процессе анализа выясняется конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность.
Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки героев. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.
Обобщающая беседа.
В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.
Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением.
Цель данного этапа урока заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым, творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным опытом и т.д.
Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.
Методика чтения сказок
Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои – смелые, сильные, находчивые люди. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. К.Д.Ушинский называл сказки «первыми попытками народной педагогики», так как дети искренне радуются, что побеждает справедливость, а зло наказывается, торжествует добро.
Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений (например, главная мысль сказки «Заячьи слезы» - будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему). Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку. Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Главная ценность сказок заключается в подходе к изображению простых людей, народа. Он талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки.
Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок – прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога.
В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с преимущественным участием волшебных, фантастических сил. Отмечаются существенные черты сказки:
занимательный сюжет;
яркость, выпуклость героев;
наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка);
наличие антитезы (противопоставление добрых и злых героев, поступков);
своеобразие языка: тавтологические повторы (жили-были, нежданно-негаданно), устойчивые и меткие эпитеты («я там был, мед пил..», «красна девица», «сокол ясный», «лето красное», «молочная река – кисельные берега);
особые сказовые интонации.
По литературоведческой традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и социально-бытовые.
Сказки о животных отличаются от других тем, что в них действуют животные. Методика анализа таких сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы над текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа и т.п. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. (Может ли такое случиться в отношениях между людьми?) Этого вполне достаточно, чтобы сказка для учащихся осталась сказкой, но и обогатила их знаниями определенных явлений жизни.
Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и наоборот и т.д. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (Кому они помогают и почему?, Как это характеризует героев сказки и т.п.), важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольные выступления, теневой театр, использование грамзаписи.
В социально-бытовых сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. В начальных классах социально-бытовые сказки в основном не читаются.
Методика чтения басен
Басня – одна из форм эпического жанра, где в аллегорической форме под видом зверей, птиц и различных предметов писатель подразумевает людей, осмеивая человеческие пороки. Форма стихотворная, хотя не является обязательной (например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе), имеет сатирический нравоучительный характер. Как жанр басня появилась задолго до нашей эры. В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А.Крылова. Для чтения в начальных классах отобраны басни, заключающие в себе житейскую мудрость, осуждающие пороки людей. Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств:
Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.
В басне всегда присутствует положительная направленность того или иного осуждения, которая при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками (Что осуждает басня? Чему она учит?).
Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость народного языка много дают для развития мышления и речи учащихся.
Размер басни обычно не превышает 20 – 30 строк, но по содержанию это – пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой.
Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражений.
Обычно урок чтения басни содержит такие структурные компоненты:
Подготовительная работа к восприятию произведения.
Она может включать такие виды работы: рассказ учителя об авторе басни, викторину по материалу прочитанных басен, беседу о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать.
Чтение басни учителем, или прослушивание грамзаписи, или просмотр фильма.
Беседа эмоционально-оценочного характера.
Анализ конкретного содержания басни.
Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
Аналогия из жизни.
Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали(нравоучения) и аллегории (иносказания).Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.
Если главная мысль и мораль просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения, то более целесообразно сразу же после первичного восприятия басни, какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?» После этого дети сами читают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов.
Если сущность морали важна для учащихся (например, в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»), то при первичном чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение. Затем работа включает в себя следующие компоненты:
анализ произведения,
выяснение главной мысли,
раскрытие аллегории,
анализ морали.
При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.
Методика чтения стихотворений
В литературоведении различают две системы художественного строения речи – прозаическую и стихотворную.
Для стихотворной речи присущи несколько признаков
ритм, который характеризуется повторяющимися элементами, повторением ударных и безударных слогов в строке;
рифма, что обозначает созвучие концов стихотворных строк (за исключением белых стихов, для которых рифма не характерна);
повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе.
Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.
Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное условие обуславливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.
Анализ эпического стихотворения направлен на выяснения сюжета (развитие действия), раскрытия особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах.
В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п. с учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой.
Необходимо отметить условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися пейзажной лирики:
Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающимся к ним.
Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно).
Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения.
Основные этапы работы
Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.
Учебные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения; сообщить некоторые сведения об авторе, пояснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено.
Для решения этих задач используем беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей (хорошо, если предварительно проведена экскурсия), элементы рассказа, а также такие виды искусства, как музыка и живопись.
Первое чтение лирического стихотворения.
Учебная задача: донести до детей содержание стихотворения и, главное. Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.
Из всего многообразия методических приемов на этом этапе (комбинированное чтение, прослушивание текста в грамзаписи и др.), исходя из поставленной задачи, наиболее целесообразный: выразительное чтение стихотворения учителем (в 3-4 классах возможна замена: самостоятельное чтение учащимися про себя).
Готовясь к выразительному чтению в классе, необходимо быть предельно требовательным к себе: чтение учителя должно быть таким, чтобы у детей появился познавательный и эмоциональный интерес к дальнейшей работе с текстом. Кроме этого, чтение учителя – это своего рода образец выразительного чтения для учащихся; дети постараются чутко уловить интонацию, с которой учитель исполнял стихотворение, а затем скопируют ее (и это не просто механическое подражание, а подражание через понимание и сопереживание).
Проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.
На этом этапе необходимо выявить уровень восприятия детьми текста художественного произведения, понять, как они осознали текст в целом, как отнеслись к нему, что уже успели выделить, отметить, а что упустили из виду, на что не обратили внимания и т.д. Для решения этой задачи используется беседа на основе впечатлений учеников. Вот примерные вопросы:
Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
Что вам особенно запомнилось?
Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? И т.п.
Самостоятельная работа учащихся с текстом стихотворения.
Учащиеся не спеша прочитывают стихотворение про себя и отмечают карандашом слова и выражения, значение которых непонятно. Это нужно для того, чтобы ученики внимательно, глубже вчитались в стихотворение, подготовились к анализу.
Анализ лирического стихотворения.
Учебные задачи:
способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения,
углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом.
Работая над решением поставленных задач, нельзя забывать о главном: постараться не разрушить то чуткое эмоциональное состояние класса, которое возникает на первых этапах работы с текстом, проводить анализ стихотворения осторожно, ненавязчиво, так, чтобы в ходе работы с текстом все возрастало удивление и восхищение детей мастерством поэта, чтобы за каждым словом и каждой строчкой они увидели яркую картину и обрадовались этому открытию.
Для этого в первую очередь используется выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя, например: прочитайте первые четыре строчки стихотворения. Как автор описывает ? С чем он сравнивает ? Прочитайте. С помощью каких слов поэт рисует ? Как он называет ?
Для выборочного чтения надо отбирать наиболее важные с точки зрения смысла, содержания строки, слова, выражения, а также те, значение которых может быть непонятно детям. Необходимо обращать внимание на образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.
Выборочное чтение обычно сопровождается беседой-размышлением по поводу прочитанного. Используются вопросы типа: какое настроение у вас возникает при чтении этих строк? Какие слова помогают автору создать такое настроение? Как вы думаете, почему автор сравнивает ? Как вы понимаете смысл этого выражения? Какие звуки повторяются в этой строке? Как вы думаете. Для чего поэт использует этот прием?
Чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического стихотворения, испытывать эстетическое наслаждение от удачно выбранного автором слова учитель использует прием стилистического эксперимента, суть которого состоит в искусственной замене авторского слова или сочетания слов другим, близким по смыслу словом или выражением, и в уяснении на основе сопоставления особой выразительности, точности, прелести поэтического текста.
Так, перечитывая с учащимися первую строфу стихотворения Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной », учитель просит их отыскать те слова, с помощью которых автор описывает раннюю осеннюю пору. Дети находят слова: первоначальная, короткая, дивная. Учитель обращает внимание на последнее определение:
Как вы понимаете его значение? Подберите к нему близкие по значению слова. (Восхитительная, прекрасная, замечательная, чудесная.)
Как вы думаете, почему Тютчев выбирает именно слово дивная? (Это слово происходит от слова диво, т.е. чудо. Оно передает особое восхищение началом осени, подчеркивает, что это совершенно необыкновенная пора, в ней много чудесного. Кроме того, слово дивная более торжественно, оно наполняет стихотворение особым звучанием.)
Для развития видения, т.е. ярких, образных представлений на основе читаемого, учитель использует прием иллюстрирования текста. Как показывает практика, при чтении лирических стихотворений наиболее целесообразны следующие его разновидности: рассматривание готовых иллюстраций, а также словесное и музыкальное иллюстрирование.
Рассматривание готовых иллюстраций проводится примерно по такому плану: посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению. Можем ли мы отнести ее ко всему стихотворению или к какой-то его части? Что изобразил художник на всей картине? Что нарисовал он в центре картины? Вдалеке? Справа? Слева? Как он изобразил ? Опишите картину, используя слова, строки из стихотворения? Какие краски художник выбрал для своей картины? Какое настроение они создают?
Если качество иллюстраций будет низким, правильнее будет при беседе убедить детей в том, что такой рисунок нельзя назвать иллюстрацией к стихотворению, потому что он не соответствует содержанию поэтического текста:
Посмотрите на картину. Это иллюстрация к стихотворению или просто рисунок? (Это просто рисунок, потому что иллюстрация – это такая картина, которая раскрывает, дополняет художественный текст. А этот рисунок не соответствует содержанию стихотворения).
Хотели бы вы нарисовать иллюстрацию? Представьте себе, что вы художники. Расскажите, какую иллюстрацию вы нарисуете к этому стихотворению. (Дети подробно рассказывают, что они нарисуют на картине, где что расположат, как изобразят тот или иной объект картины, какие краски используют.
Это уже пример словесного рисования.
Музыкальное иллюстрирование, т.е. подбор звуковых «картин» к стихотворению используется на уроке чтения в трех основных методических вариантах:
Прослушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к нашему стихотворению? Почему?
Из двух музыкальных произведений выберите то, которое более соответствует прочитанному стихотворению.
Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? Какой она будет по характеру, настроению?
6. Работа над основными компонентами интонации.
Это составляет содержание следующего этапа процесса изучения лирического стихотворения.
Какие приемы целесообразно использовать на этом этапе?
Для работы над тембром речи: музыкальное иллюстрирование, которое помогает ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседа, направленная на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей.
Для работы над темпом речи: расстановка пауз.
При постановке логических ударений в тексте стихотворения ставим перед детьми задачу: давайте попытаемся найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении. При выделении логических ударных слов следует в первую очередь руководствоваться смыслом, содержанием строки, но также следует учитывать и закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особую музыкальность стиха и т.д.).
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Это своеобразный итог, завершение всей работы, праздник, концерт, конкурс на лучшее исполнение. Перед тем, как начать его, дадим детям возможность несколько минут самостоятельно поработать с текстом, приготовиться к его выразительному чтению. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.
Чтение научно-познавательной литературы
Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи. Научно-популярная статья прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев.
Научно-популярным статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов.
Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.
В научно-познавательной статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к его восприятию. На этапе подготовки решаются задачи:
возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;
дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.
Основными приемами подготовительной работы являются рассказ учителя, беседа, показ кино- или диафильмов, экскурсия.
Первичное чтение научно-популярной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.
При работе над такими статьями используются такие приемы, как:
деление текста на части:
чтение по частям,
выделение основной мысли в каждой части,
рассматривание доказательства:
сравнение излагаемого материала с ранее известным,
установление вывода в ответ на проблему.
Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.
Урок включает следующие этапы:
Подготовительная работа к восприятию произведения.
Предварительная беседа.
Чтение статьи учащимися.
Чтение всего очерка или статьи.
Проведение опыта или запись основных положений, выводов.
Пересказ или ответы на вопросы.
Подытоживающая беседа.